Амельченя Юлия Александровна, кандидат юридических наук, доцент, медиатор
От момента, когда Республика Беларусь в программных актах заявила о готовности следовать принципам «зеленой» экономики и ее составляющей – «зеленым» закупкам (Указ Президента Республики Беларусь от 15.12.2016 № 466 «Об утверждении Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2016–2020 годы», постановление Совета Министров Республики Беларусь от 21.12.2016 № 1061 «Об утверждении Национального плана действий по развитию «зеленой» экономики в Республике Беларусь до 2020 года»), до нормативного закрепления в качестве элементов экономического механизма охраны окружающей среды и природопользования (ст. 40 Закона Республики Беларусь от 26.11.1992 № 1982-XII «Об охране окружающей среды» в редакции, вступающей в силу 26.04.2024) и мер обеспечения «зеленой» экономики (ст. 47 Закона Республики Беларусь от 26.11.1992 № 1982-XII «Об охране окружающей среды» в редакции, вступающей в силу 26.04.2024) «зеленых» закупок, прошло достаточно времени.
В п. 1 ст. 469 ГК указано, что продавец обязан передать покупателю товар, качество которого соответствует договору купли-продажи.
В практике можно встретить договоры, связанные с продажей (поставкой) вещей (товаров), в которых тщательным образом предусмотрены требования к качеству. Это делается для того, чтобы обе стороны четко понимали, какое качество у вещи (товара) должно быть в момент ее передачи приобретателю.
Тем не менее иногда можно встретить в договоре формулировку, что вещь (товар) продается в состоянии «как есть». Эта формулировка обычно используется в контексте более подробных исключений из качества вещи (товара).
Однако могут возникнуть споры относительно того, что подпадает под исключение в этой формулировке, а что нет, например, переходит ли в таком случае риск качества на покупателя.
В этой статье будут рассмотрены значение и объем формулировки «как есть», а также возможности использования ее в договорах.