Адамович Екатерина Викторовна, главный советник НЦЗПИ
На протяжении последних двадцати лет со стороны как государственных органов, так и общественности неоднократно предпринимались попытки инициирования, разработки и принятия закона, регулирующего отношения по обращению с животными.
В отличие от отношений по охране и использованию диких животных, обитающих в условиях естественной свободы, а также диких животных в неволе, регулируемых Законом Республики Беларусь от 10 июля 2007 г. № 257-З «О животном мире», отношения по обращению с животными-компаньонами лишь фрагментарно регулировались на законодательном уровне (Гражданский кодекс Республики Беларусь, Закон Республики Беларусь от 2 июля 2010 г. № 161-З «О ветеринарной деятельности»). Основное регулирование осуществлялось на уровне акта Правительства, а именно: постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 4 июня 2001 г. № 834 «Об утверждении Правил содержания домашних собак, кошек, а также отлова безнадзорных животных в населенных пунктах Республики Беларусь», а также рядом ведомственных актов.
28 января 2022 г. при обращении с ежегодным Посланием к белорусскому народу и Национальному собранию в ходе ответов на вопросы участников мероприятия Президент Республики Беларусь поддержал разработку законопроекта о защите животных.
1 апреля 2024 г. Президентом Республики Беларусь был подписан Закон Республики Беларусь № 361-З «Об ответственном обращении с животными» (далее – Закон), вступающий в силу с 1 января 2025 г. Основные цели принятия Закона указаны в его преамбуле: Закон определяет правовые основы ответственного обращения с животными, направлен на обеспечение безопасности, осуществление и защиту прав и законных интересов физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц при обращении с животными, защиту животных от жестокого обращения с ними, утверждение принципов гуманности в обществе и укрепление его нравственности. Таким образом, Закон имеет двустороннее действие. С одной стороны, он направлен на защиту животных от жестокого обращения, с другой стороны, на защиту людей, чьи права, интересы и безопасность могут быть нарушены при обращении с животными.
Согласно статье 3 Закона его
действие распространяется на отношения в области обращения со следующими
категориями животных:
При этом действие Закона не распространяется на отношения в области обращения с животными, относящимися к объектам охоты и рыболовства, и бродячими кошками и беспородными собаками, находящимися в охотничьих угодьях, поскольку эти отношения урегулированы Указами Президента Республики Беларусь от 21 марта 2018 г. № 112 «Об охоте и ведении охотничьего хозяйства» и от 21 июля 2021 г. № 284 «О рыболовстве и рыболовном хозяйстве».
Статья 4 Закона
устанавливает основные принципы, на которых должно осуществляться
обращение с животными. К таковым относятся:
Следует отметить, что Закон в статье 1 дает определения терминам «жестокое обращение с животным» и «избавление от животного». Так, жестокое обращение с животным определяется как умышленные действия (бездействие), которые могут повлечь или повлекли гибель, увечье или иное повреждение здоровья животного (за исключением использования сельскохозяйственных животных в рамках выполнения технологических процессов, включая получение продукции сельского хозяйства), в том числе нарушение условий содержания животных, установленных актами законодательства, приведшее к истощению организма животного (за исключением использования лабораторных животных в научном эксперименте или опыте, доклиническом (неклиническом) исследовании и при контроле качества лекарственных средств, в изучении химических веществ, биомедицинских клеточных продуктов, биологическом тестировании, диагностике заболеваний, образовательном процессе, а также в производстве биологических препаратов, лекарственных средств и изделий медицинского назначения), а равно истязание животного (пункт 7 статьи 1 Закона). К истязанию животного относится умышленное причинение животному продолжительной боли или мучений голодом, жаждой, систематическим нанесением побоев, сечением, удушением, связыванием конечностей и (или) иными способами (пункт 15 статьи 1 Закона), а к увечью животного – повреждение животного, связанное с нарушением его анатомической целостности, или наносящее ущерб внешнему виду, функциям организма животного, или приведшее к расстройству психики и поведения животного (пункт 31 статьи 1 Закона).
Под избавлением от животного Закон понимает прекращение содержания животного без передачи его в пункт временного содержания животных, приют для животных, представителям зоозащитной организации или иным лицам, которые могут обеспечить условия содержания такого животного, а также в случае пропажи зарегистрированного животного неподача его владельцем в течение трех дней заявления о пропаже такого животного (пункт 13 статьи 1 Закона).
В связи с определением в Законе терминов «жестокое обращение с животным», «истязание животного» и «избавление от животного» планируется исключить примечание к статье 16.29 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях, которое также дает определения указанных выше терминов, при очередной комплексной корректировке данного кодекса.
Законом
не определены государственные органы и их компетенция в области обращения с
животными. Статья 9 Закона
делегирует Совету Министров Республики Беларусь полномочие определить такие
органы и их компетенцию в указанной сфере. Также на Совет Министров Республики
Беларусь возложена компетенция по определению до 1 января 2025 г. (до
вступления Закона в силу):
Кроме того, до 1 января 2025 г. Совету Министров Республики Беларусь Законом дано поручение утвердить типовые положения о деятельности в пунктах временного содержания животных, приютах для животных, питомниках, гостиницах для животных.
Статьей 10 Закона на местные исполнительные и распорядительные органы возложены обязанности обеспечивать создание пунктов содержания (при необходимости), определять площадки для выгула собак в городах и поселках городского типа, в том числе в градостроительных проектах, организовывать отлов безнадзорных животных и другие полномочия.
Глава 3 Закона установила права и обязанности владельцев животных. При этом согласно пункту 2 статьи 1 Закона под владельцем животного понимается физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель, юридическое лицо, которые фактически обладают животным и (или) которым животное принадлежит на праве собственности (собственник) или ином законном основании.
К основным правам владельцев животных относятся (статья 12 Закона):
1) содержание животного, включая содержание в домашних условиях, в соответствии с требованиями, установленными Законом и иными актами законодательства.
Под содержанием животных в домашних условиях Закон понимает содержание животных в квартирах многоквартирных и блокированных жилых домов, одноквартирных жилых домах, общежитиях, садовых домиках, на дачах и придомовых территориях одноквартирных и блокированных жилых домов, садовых домиков, дач в качестве животных-компаньонов (пункт 29 статьи 1 Закона);
2) осуществление выгула животного на территориях, на которых Законом и иными актами законодательства не запрещено нахождение физических лиц с животными.
Под выгулом животного понимается временное нахождение животного в присутствии его владельца на открытом воздухе в месте, не являющемся местом постоянного нахождения животного, в целях удовлетворения животным физиологических потребностей, в том числе выражающихся в двигательной активности и отправлении естественных надобностей (пункт 5 статьи 1 Закона).
Что
касается территорий, на которых запрещено нахождение с животными, Закон
установил (подпункт 1.3 пункта
1 статьи 16), что не допускается приводить или приносить животных-компаньонов
(за исключением собак-поводырей):
Вместе
с тем Закон предусмотрел исключения из вышеназванного запрета. Так, запрет
приводить или приносить животных-компаньонов в вышеперечисленные объекты не
распространяется на случаи:
3) чипирование животного. Согласно пункту 33 статьи 1 Закона под чипированием понимается введение под кожу животного с помощью специального устройства микрочипа для дальнейшей идентификации животного.
Вопрос о том, должно ли чипирование собак и кошек быть обязательным или добровольным, обсуждался на всех стадиях разработки законопроекта. После проведенного общественного обсуждения законопроекта и его согласования с заинтересованными государственными органами в окончательном варианте законопроекта, принятом Национальным собранием Республики Беларусь и подписанном Президентом Республики Беларусь, предусмотрено право, а не обязанность владельца чипировать животное. Вместе с тем абзац четвертый пункта 1 статьи 12 Закона содержит оговорку «если иное не предусмотрено настоящим Законом». Под данную оговорку подпадает случай обязательного чипирования приплода собак, кошек владельцами питомников или заводчиками при отчуждении данного приплода (подпункт 2.6 пункта 2 статьи 23 Закона).
Статья 12 Закона
устанавливает также незакрытый перечень обязанностей
владельцев животным, к которым относятся:
На владельца животного, которому животное принадлежит на праве собственности, Законом возлагаются дополнительные обязанности (пункты 3–7 статьи 12), помимо вышеперечисленных. Так:
1) в случае отказа от животного его собственник обязан передать животное в пункт содержания, приют, представителям зоозащитной организации или иным лицам, которые могут обеспечить условия содержания такого животного;
2) собственник
собаки, требующей особой ответственности владельца, опасной собаки обязан
пройти специальные курсы с получением удостоверения, подтверждающего
прохождение специальных курсов:
Статья 1 Закона
дает определения терминов «собака, требующая особой ответственности владельца»
и «опасная собака»:
3) в случае, если собственником собаки, требующей особой ответственности владельца, опасной собаки является юридическое лицо, в его штате необходимо наличие работника, соответствующего требованиям, предъявляемым Законом к владельцу животного, в том числе прошедшего специальные курсы либо имеющего квалификацию специалиста служебного собаководства;
4) собственник
собаки, требующей особой ответственности владельца, опасной собаки обязан
предоставить в уполномоченный государственный орган, осуществляющий регистрацию
животных-компаньонов, в порядке, определенном Советом Министров Республики
Беларусь, копию одного из следующих документов:
Статья 13 Закона урегулировала вопросы оказания волонтерской помощи, под которой понимается добровольное и безвозмездное выполнение работ (оказание услуг) физическим лицом по уходу за животными, содержащимися в пунктах временного содержания животных и (или) приютах для животных, участие в деятельности по отлову безнадзорных животных (пункт 4 статьи 1 Закона). Статья установила права и обязанности волонтеров, права и обязанности получателей волонтерский помощи, а также ряд запретов для волонтеров при оказании ими волонтерской помощи.
Условия обращения с животными, а именно, требования, ограничения и запреты, установлены главой 4 Закона.
Статья 15 предусматривает общие требования в отношении обращения со всеми категориями животных, регулируемыми Законом. Так, согласно статье 15 при обращении с животными не допускаются:
1) жестокое обращение с животными;
2) содержание, использование животных в условиях, не свойственных этим видам (породам) животных с учетом их индивидуальных особенностей, включая чрезмерные физические нагрузки.
Однако есть и исключение из данного запрета: он не распространяется на животных, которые проходят подготовку (обучение) и испытания (комиссионную проверку) для использования их в служебных целях либо используются в служебных целях;
3) разведение породистых животных с явными врожденными физическими пороками;
4) натравливание (понуждение к нападению) животных на других животных и на физических лиц.
К
указанному запрету предусмотрено три
исключения: он не распространяется на:
5) удаление без ветеринарных показаний или требований стандарта породы клыков, когтей, ушей, хвостов;
6) оставление животных без присмотра в общественных местах, в том числе на привязи, за исключением мест, специально оборудованных для нахождения животных-компаньонов без присмотра владельцев, но на срок не более двух часов;
7) содержание животных, не привитых против бешенства (если такая вакцинация обязательна);
8) иные действия, совершение которых запрещено законодательными актами.
Условия содержания животных должны удовлетворять их потребности в пище, воде, воздухе, свете, отдыхе и иные физиологические потребности, в том числе выражающиеся в двигательной активности и отправлении естественных надобностей.
Статьей 15 Закона также определены дополнительные требования к отдельным случаям содержания животных.
Так, собаки, требующие особой ответственности владельца, опасные собаки, содержащиеся на придомовых территориях одноквартирных и блокированных жилых домов, садовых домиков, дач, должны находиться на привязи, либо за ограждением, обеспечивающим невозможность самостоятельного выхода животного за пределы этой территории, либо в вольерах, обеспечивающих безопасность физических лиц.
При
содержании животных в пунктах содержания, приютах, гостиницах для животных,
питомниках, у заводчиков должны быть обеспечены:
При содержании животных в пунктах содержания, приютах, гостиницах для животных обеспечиваются меры по недопущению их размножения.
Следует отметить, что помимо общих условий обращения с животными (статья 15) Закон также установил общий запрет в отношении любого лица осуществлять пропаганду жестокого обращения с животными, призывы к жестокому обращению с животными, в том числе изготовление, распространение и публичный показ кино-, видео-, фото- и других материалов, пропагандирующих жестокое обращение с животными, за исключением публичного показа материалов о жестоком обращении с животными при рассмотрении дел в суде (статья 5).
Статья 16 Закона устанавливает незакрытый перечень ограничений при обращении с животными-компаньонами. Так, не допускается:
1) содержать
животных-компаньонов:
2) выпускать животных-компаньонов из квартир многоквартирных жилых домов без сопровождения владельцев;
3) приводить или приносить животных-компаньонов (за исключением собак-поводырей) в ряд объектов, перечень которых был приведен выше в настоящей статье;
4) оставлять животных-компаньонов без присмотра в местах, не являющихся местами их постоянного нахождения, за исключением мест, специально оборудованных для нахождения животных-компаньонов без присмотра владельцев, но на срок не более двух часов;
5) получать (производить) от животных-компаньонов продукты животного происхождения (за исключением продуктов животного происхождения, получаемых в результате ухода за этими животными: стрижки, вычесывания или выщипывания шерсти, иных подобных действий) и осуществлять их продажу;
6) избавляться
от животных-компаньонов, умерщвлять их в нарушение требований Закона. При этом
основные требования в отношении умерщвления животных установлены статьей 22 Закона.
Так, умерщвление животного допускается в случае:
В
случае умерщвления животных по причине выявления заразной болезни Закон
отсылает к законодательству в области ветеринарной деятельности. В остальных
случаях процедура умерщвления животных регулируется пунктом 2 статьи
22 Закона. Так, умерщвление осуществляется специалистом в области ветеринарии с
использованием предназначенных для этого ветеринарных препаратов, разрешенных к
применению в Республике Беларусь, с соблюдением инструкций по их применению под
общей анестезией по решению:
Статьи 17–20 Закона устанавливают некоторые требования по обращению с такими категориями животных, как животные, используемые в культурной деятельности, служебные животные, животные, используемые в сфере физической культуры и спорта, и лабораторные животные.
В частности, в отношении животных, используемых в культурной деятельности, и животных, используемых в сфере физической культуры и спорта (статьи 17 и 19), установлено общее правило, касающееся их выбраковки (признания животного не соответствующим критериям целевого назначения): их владельцы принимают меры по обеспечению доживания таких животных у владельцев, передаче их новым владельцам, а в случае установления специалистом в области ветеринарии их нежизнеспособности – по умерщвлению.
В отношении служебных животных Закон (статья 18) содержит лишь отсылочную норму к требованиям Закона, ветеринарно-санитарных правил и локальных правовых актов соответствующих государственных органов и иных организаций в части осуществления обращения с такими животными.
Наиболее детальное регулирование предусмотрено Законом в отношении лабораторных животных (статья 20). Так, установлено, что лабораторные животные могут использоваться в исследовании только в случае, если отсутствует возможность проведения исследования без использования животных либо замены их другими объектами или отсутствуют альтернативные методы (компьютерные программы, модели, муляжи, макеты, кино- и видеофильмы, фотоматериалы и другое) или если методиками, устанавливающими порядок проведения исследования, предусмотрено использование животных.
Приобретение и использование лабораторных животных могут осуществляться только юридическими лицами при наличии у них экспериментально-биологических клиник (вивариев) и (или) других специально оборудованных помещений для разведения и (или) содержания лабораторных животных с учетом их видов.
Процедуры лабораторным животным, которые связаны с возможным причинением им травм, острых или продолжительных болевых ощущений, выполняются с обязательным использованием обезболивающих ветеринарных препаратов.
При использовании лабораторных животных не допускается девокализация животных (лишение животных возможности издавать звуки).
Законом поручено Министерству здравоохранения и Министерству сельского хозяйства и продовольствия принять совместный нормативный правовой акт, регулирующий порядок обращения с лабораторными животными.
Статьей 21 Закона определены некоторые требования, предъявляемые к перевозке животных. Так, при перевозке животного владелец должен обеспечить надлежащий воздухообмен, место и естественное положение животного, защиту животного от вредных для него внешних воздействий, исключить побег или гибель, увечье, травму животного при погрузке, перевозке и выгрузке, а также обеспечить удовлетворение его потребностей в пище, воде и отдыхе в соответствии с его нуждами. Также необходимо соблюдать требования по перевозке животных, действующие на соответствующем виде транспорта.
Глава 5 Закона регулирует вопросы совершения сделок, предметом которых являются животные, а также вопросы ограничения и прекращения права собственности на животных.
Общие правила по совершению сделок, предметом которых являются животные, установлены Гражданским кодексом Республики Беларусь. Вместе с тем статья 23 Закона предусматривает некоторые особенности по совершению таких сделок.
1) Во-первых, это особенности по совершению сделок в отношении собак, требующих особой ответственности владельца, и опасных собак. Такие сделки всегда должны совершаться в простой письменной форме.
В случае отчуждения опасной собаки ее собственник обязан предоставить новому собственнику судебное постановление или решение уполномоченного государственного органа, подтверждающие, что эта собака является опасной.
При регистрации собак, требующих особой ответственности владельца, и опасных собак копии указанных выше документов подлежат представлению уполномоченному государственному органу, осуществляющему регистрацию животных-компаньонов, в порядке, определенном Советом Министров Республики Беларусь.
2) Установлен ряд запретов для совершения сделок с животными (пункт 2 статьи 23 Закона).
Так, запрещается:
– торговля животными в местах, специально не отведенных для этих целей;
– продажа животных физическим лицам, не достигшим восемнадцатилетнего возраста (за исключением лиц, которые приобрели дееспособность в полном объеме в результате эмансипации или вступления в брак до достижения восемнадцати лет), в случае отсутствия согласия одного из их законных представителей – родителей, усыновителей (удочерителей), опекунов или попечителей. При этом есть оговорка: в отношении продажи несовершеннолетним собак, требующих особой ответственности владельца, и опасных собак установлен полный запрет на нее (независимо от согласия законных представителей);
– приобретение в собственность физическими лицами для содержания в домашних условиях животных, включенных в перечень видов диких животных, запрещенных к содержанию и (или) разведению в неволе в квартирах многоквартирных и блокированных жилых домов, одноквартирных жилых домах и на их придомовых территориях, в садоводческих товариществах, дачных кооперативах, определенный Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды. Такой перечень утвержден постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 27 июня 2022 г. № 34;
– приобретение в собственность животных физическими лицами, подвергавшимися административному взысканию за совершение правонарушения, предусмотренного статьей 16.29 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях «Жестокое обращение с животным или избавление от животного», и (или) имеющими судимость за совершение преступления, предусмотренного статьей 3391 Уголовного кодекса Республики Беларусь «Жестокое обращение с животным»;
– приобретение
в собственность собак, требующих особой ответственности владельца, опасных
собак физическими лицами:
– отчуждение нечипированного приплода собак, кошек владельцами питомников или заводчиками.
Статья 24 Закона предусматривает основания для временного ограничения и прекращения права собственности на животное, а также основания для временного изъятия животного.
Под временным ограничением права собственности
на животное Закон понимает установление для собственника
животного определенных обязанностей и (или) запрета на совершение отдельных
действий с животным (выгул животного в определенных местах и (или) в
определенное время, перевозка животного, нахождение животного в общественных
местах, использование животного в культурной деятельности,
физкультурно-оздоровительных, спортивно-массовых и спортивных мероприятиях и
иное). Основаниями для временного ограничения права собственности на животное
являются:
Срок временного ограничения права собственности на животное устанавливается в ограничительном предписании, порядок вынесения и исполнения которого будет определяться нормативным правовым актом Совета Министров Республики Беларусь.
Решение о временном изъятии животного принимается
в следующих случаях:
Уполномоченный
государственный орган вправе принять решение о временном изъятии животного на
срок:
Временно изъятое животное передается уполномоченному лицу, осуществляющему деятельность в приюте, или иному лицу, желающему взять животное на содержание. При этом расходы, связанные с содержанием животного в случае его временного изъятия, возмещает собственник этого животного.
После выполнения требований, указанных в ограничительном предписании, а также после устранения причин и условий, способствовавших совершению нарушения, временно изъятое животное возвращается его собственнику незамедлительно, за исключением случая вступления в законную силу судебного постановления о прекращении права собственности на животное.
Право собственности на животное может быть прекращено при наличии оснований, указанных в отношении временного изъятия животного, по иску заинтересованного лица либо уполномоченного государственного органа. Вступившее в законную силу судебное постановление о прекращении права собственности на животное является основанием для изъятия животного у прежнего собственника и передачи его в собственность или во владение другому лицу.
Важно отметить, что правила статьи 24 Закона применяются также в отношении владельца животного, не являющегося его собственником.
Положения статьи о временном изъятии животного и прекращении права собственности на него не применяются, если животное изымается или право собственности на него прекращается по основаниям, предусмотренным Уголовно-процессуальным кодексом Республики Беларусь или Уголовным кодексом Республики Беларусь, то есть в рамках уголовного судопроизводства.
Право собственности на животных, заболевших заразными болезнями, ограничивается или прекращается в соответствии с законодательством в области ветеринарной деятельности.
Одним
из наиболее острых вопросов, обсуждаемых в рамках подготовки Закона, был вопрос
о количестве
животных-компаньонов, которые допускается содержать в домашних
условиях. Согласно принятой редакции Закона (статья 25)
допускается возможность содержания в домашних условиях собак и кошек с учетом
соблюдения:
Таким образом, допустимое количество содержащихся в домашних условиях собак и кошек будет определяться исходя из необходимости соблюдения требований вышеперечисленных нормативных правовых актов, а также прав и законных интересов иных лиц.
При этом пунктом 4 статьи 25 Закона установлено дополнительное условие: для содержания собак и кошек в квартире многоквартирного или блокированного жилого дома, одноквартирном жилом доме, садовом домике, на даче, где проживают несколько собственников (нанимателей), и на придомовой территории такого одноквартирного или блокированного жилого дома, садового домика, дачи необходимо письменное согласие всех совершеннолетних лиц, проживающих в этих квартире, доме, садовом домике, на даче.
В отношении иных животных-компаньонов (не являющихся собаками и кошками) установлено, что их количество определяется собственником (нанимателем) жилого помещения. При этом также необходимо соблюдение требований Закона, правил пользования жилыми помещениями, содержания жилых и вспомогательных помещений, санитарных норм, правил и гигиенических нормативов, а также иных актов законодательства, прав и законных интересов физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц.
В отношении содержания животных-компаньонов в жилом помещении общежития Закон установил ограничение: не более двух собак (кошек) в одном изолированном жилом помещении, состоящем из одной или нескольких комнат. Количество содержащихся иных животных-компаньонов определяется нанимателем жилого помещения общежития самостоятельно. При этом установлен запрет на содержание животных-компаньонов в жилых помещениях общежитий, предоставляемых на период обучения и воспитания, спортивной подготовки, прохождения подготовки в клинической ординатуре.
В жилом помещении, занимаемом по договору найма жилого помещения, допускается содержание животных-компаньонов с письменного согласия наймодателя.
Статья 25 Закона установила также два общих требования к содержанию животных-компаньонов в домашних условиях:
1) разрешается содержать животных-компаньонов, не включенных в перечень видов диких животных, запрещенных к содержанию и (или) разведению в неволе в квартирах многоквартирных и блокированных жилых домов, одноквартирных жилых домах и на их придомовых территориях, в садоводческих товариществах, дачных кооперативах, определенный Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды;
2) место постоянного нахождения животного-компаньона должно быть оснащено и оборудовано таким образом, чтобы обеспечить ему необходимые пространство, температурно-влажностный режим, естественную освещенность, воздухообмен, а также удовлетворение его потребностей в пище, воде, отдыхе и иных физиологических потребностей, в том числе выражающихся в двигательной активности и отправлении естественных надобностей.
Статья 26 Закона
устанавливает лишь общие правила в
отношении регулирования численности безнадзорных животных.
Установлены три цели такого регулирования:
Статьи 27 и 28 Закона регулируют вопросы содержания животных в пунктах содержания.
Под пунктом временного содержания животных понимается капитальное строение (здание, сооружение), изолированное помещение, предназначенные для временного содержания безнадзорных и отказных животных (пункт 25 статьи 1 Закона). При этом безнадзорным признается животное, которое не имеет владельца или владелец которого неизвестен, или животное, от которого его владелец избавился (пункт 1 статьи 1 Закона); под отказным понимается животное, от права собственности на которое его собственник отказался, передав его в пункт временного содержания животных, приют для животных, представителям зоозащитной организации или иным лицам, которые могут обеспечить условия содержания такого животного (пункт 20 статьи 1 Закона).
Обеспечение создания пунктов содержания относится к компетенции местных исполнительных и распорядительных органов. Однако Закон устанавливает, что такие пункты создаются при необходимости, то есть нет правила об обязательном создании таких пунктов во всех населенных пунктах.
Пункты содержания не могут размещаться в одноквартирных, блокированных и многоквартирных жилых домах, садовых домиках, на дачах и придомовых территориях одноквартирных, блокированных и многоквартирных жилых домов, садовых домиков, дач. Вместе с тем есть исключение: в случае перевода одноквартирных жилых домов в нежилые при условии соблюдения требований части третьей пункта 9 статьи 21 Жилищного кодекса Республики Беларусь в таких домах могут быть созданы пункты содержания.
Местные исполнительные и распорядительные органы обязаны разместить информацию о местонахождении пунктов содержания и количестве мест для животных в них на своих официальных сайтах в глобальной компьютерной сети Интернет.
Порядок содержания животных в пунктах содержания регулируется статьей 28 Закона. В частности, установлен порядок возврата животного прежнему владельцу, порядок передачи животного во временное владение лицам, желающим взять его на содержание, и др.
Срок, в течение которого животное может оставаться в пункте содержания (без умерщвления и без передачи новым владельцам), Закон не устанавливает, передав полномочие на определение таких сроков Совету Министров Республики Беларусь. При этом следует обратить внимание на изменения, вносимые Законом в статью 232 Гражданского кодекса Республики Беларусь. Согласно внесенным изменениям переход права собственности на безнадзорное животное к лицу, у которого животное находилось на содержании и в пользовании (в том числе к уполномоченному лицу, осуществляющему деятельность в пункте содержания), осуществляется через один месяц с момента заявления о задержании безнадзорного животного, если в течение этого месяца его собственник не будет обнаружен или сам не заявит о своем праве на него. Таким образом, вопрос об умерщвлении безнадзорного животного, содержащегося в пункте содержания, а также о его передаче новым владельцам не может быть решен ранее, чем через один месяц после его задержания, поскольку распоряжаться животным может только его собственник.
Дополнительно в статье 28 Закона содержится норма о том, что при наличии в пунктах содержания свободных мест животные, содержащиеся в них, могут быть оставлены в этих пунктах содержания по истечении сроков, установленных Советом Министров Республики Беларусь, до нахождения новых владельцев для этих животных.
В отношении отказных животных право собственности на них переходит к уполномоченному лицу, осуществляющему деятельность в пункте содержания, с момента передачи ему отказного животного, поэтому распоряжаться ими данное лицо может сразу, с указанного момента. Пунктом 2 статьи 28 Закона установлено, что такие животные передаются безвозмездно на праве собственности в случае нахождения для них новых владельцев.
Статья 29 Закона устанавливает правила содержания животных в приютах для животных. Под приютом для животного понимается капитальное строение (здание, сооружение), изолированное помещение, предназначенные для содержания безнадзорных, переданных из пунктов временного содержания животных, отказных, изъятых животных (пункт 24 статьи 1 Закона). Изъятым считается животное, право собственности (владения) на которое у его владельца прекращено по основаниям, предусмотренным Законом и иными законодательными актами (пункт 14 статьи 1 Закона).
Правило о недопущении создания приютов для животных в жилых домах, садовых домиках, на дачах и на их придомовых территориях аналогично установленному для пунктов содержания животных. Также аналогичны правила о возврате животного прежнему владельцу, порядок передачи животного во временное владение лицам, желающим взять его на содержание, и др.
Право собственности переходит к уполномоченному лицу, осуществляющему деятельность в приюте, в отношении отказных, изъятых животных, животных, переданных из пунктов содержания, с момента их передачи в приют. В этой связи такое лицо может безвозмездно отчуждать указанных животных путем передачи на праве собственности физическим лицам, в том числе индивидуальным предпринимателям, юридическим лицам независимо от срока нахождения этих животных в приютах.
Закон (статья 30) предусматривает также возможность создания гостиниц для животных, под которыми понимается капитальное строение (здание, сооружение), изолированное помещение, предназначенные для осуществления деятельности по содержанию животных-компаньонов, переданных их владельцами в указанных целях на определенное время (пункт 6 статьи 1 Закона).
Как и в отношении пунктов содержания и приютов, по общему правилу не допускается размещение гостиниц для животных в одноквартирных, блокированных и многоквартирных жилых домах, садовых домиках, на дачах и придомовых территориях одноквартирных, блокированных и многоквартирных жилых домов, садовых домиков, дач, за исключением случая перевода одноквартирных жилых домов в нежилые.
Содержание животного в гостинице для животных осуществляется на основании договора оказания услуг.
В
отношении вопросов разведения животных-компаньонов Закон
предоставил Совету Министров Республики Беларусь полномочия на определение порядка
разведения (в том числе ограничений по количеству) животных-компаньонов (собак,
кошек) заводчиками и утверждение типового положения о деятельности в
питомниках. Вместе с тем Закон точечно регулирует
эти вопросы, в частности:
Таким образом, принятие Закона (а в последующем – и целого ряда подзаконных нормативных правовых актов) восполняет пробел в правовом регулировании отношений, связанных с обращением с животными, в частности с животными-компаньонами. Реализация его норм на практике будет способствовать повышению культуры общества и укреплению его нравственности, защите животных от жестокого обращения, а также обеспечению безопасности, осуществлению и защите прав и законных интересов физических лиц.
Материал подготовлен с использованием нормативных правовых актов по состоянию на 24 октября 2024 г.
На протяжении последних двадцати лет со стороны как государственных органов, так и общественности неоднократно предпринимались попытки инициирования, разработки и принятия закона, регулирующего отношения по обращению с животными.