Сохранить в избранное

Комментарий к Закону Республики Беларусь от 1 апреля 2024 г. № 361-З «Об ответственном обращении с животными»

Адамович Екатерина Викторовна, главный советник НЦЗПИ

На протяжении последних двадцати лет со стороны как государственных органов, так и общественности неоднократно предпринимались попытки инициирования, разработки и принятия закона, регулирующего отношения по обращению с животными.

В отличие от отношений по охране и использованию диких животных, обитающих в условиях естественной свободы, а также диких животных в неволе, регулируемых Законом Республики Беларусь от 10 июля 2007 г. № 257-З «О животном мире», отношения по обращению с животными-компаньонами лишь фрагментарно регулировались на законодательном уровне (Гражданский кодекс Республики Беларусь, Закон Республики Беларусь от 2 июля 2010 г. № 161-З «О ветеринарной деятельности»). Основное регулирование осуществлялось на уровне акта Правительства, а именно: постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 4 июня 2001 г. № 834 «Об утверждении Правил содержания домашних собак, кошек, а также отлова безнадзорных животных в населенных пунктах Республики Беларусь», а также рядом ведомственных актов.

28 января 2022 г. при обращении с ежегодным Посланием к белорусскому народу и Национальному собранию в ходе ответов на вопросы участников мероприятия Президент Республики Беларусь поддержал разработку законопроекта о защите животных.

1 апреля 2024 г. Президентом Республики Беларусь был подписан Закон Республики Беларусь № 361-З «Об ответственном обращении с животными» (далее – Закон), вступающий в силу с 1 января 2025 г. Основные цели принятия Закона указаны в его преамбуле: Закон определяет правовые основы ответственного обращения с животными, направлен на обеспечение безопасности, осуществление и защиту прав и законных интересов физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц при обращении с животными, защиту животных от жестокого обращения с ними, утверждение принципов гуманности в обществе и укрепление его нравственности. Таким образом, Закон имеет двустороннее действие. С одной стороны, он направлен на защиту животных от жестокого обращения, с другой стороны, на защиту людей, чьи права, интересы и безопасность могут быть нарушены при обращении с животными.

Согласно статье 3 Закона его действие распространяется на отношения в области обращения со следующими категориями животных:

  • животное-компаньон (животное, к которому человек испытывает привязанность и которое он содержит в домашних условиях для удовлетворения эстетических потребностей и потребности в общении, а также собака-поводырь, охотничья собака и ловчая птица);
  • животное, используемое в культурной деятельности (животное, используемое при организации и проведении культурных мероприятий, а также в кинематографической деятельности, деятельности коллективов художественного творчества, при организации культурного отдыха (свободного времени) населения);
  • животное, используемое в сфере физической культуры и спорта (животное, участвующее в физкультурно-оздоровительных, спортивно-массовых и спортивных мероприятиях);
  • лабораторное животное (животное, предназначенное для использования в научном эксперименте или опыте, доклиническом (неклиническом) исследовании и при контроле качества лекарственных средств, в изучении химических веществ, биомедицинских клеточных продуктов, биологическом тестировании, диагностике заболеваний, образовательном процессе, а также в производстве биологических препаратов, лекарственных средств и изделий медицинского назначения);
  • служебное животное (животное, используемое государственными органами и иными организациями для выполнения стоящих перед ними задач);
  • сельскохозяйственное животное (в части недопущения жестокого обращения с ним). Иные вопросы обращения с сельскохозяйственными животными урегулированы законодательством в области ветеринарной деятельности и иным законодательством о сельском хозяйстве. Так, определение термина «сельскохозяйственные животные» приведено в Законе Республики Беларусь от 15 июля 2015 г. № 287-З «Об идентификации, регистрации, прослеживаемости животных (стад), идентификации и прослеживаемости продуктов животного происхождения»: это животные, в том числе пушно-меховые животные, разводимые и выращиваемые в целях получения продукции сельского хозяйства;
  • дикое животное, содержащееся в неволе (в части, не урегулированной актами законодательства об охране и использовании животного мира). Согласно Закону Республики Беларусь «О животном мире», к диким животным, содержащимся в неволе, относятся дикие животные и их потомство, содержащиеся и (или) разведенные в условиях с ограничением их естественной свободы.

При этом действие Закона не распространяется на отношения в области обращения с животными, относящимися к объектам охоты и рыболовства, и бродячими кошками и беспородными собаками, находящимися в охотничьих угодьях, поскольку эти отношения урегулированы Указами Президента Республики Беларусь от 21 марта 2018 г. № 112 «Об охоте и ведении охотничьего хозяйства» и от 21 июля 2021 г. № 284 «О рыболовстве и рыболовном хозяйстве».

Статья 4 Закона устанавливает основные принципы, на которых должно осуществляться обращение с животными. К таковым относятся:

  • обеспечение прав и законных интересов физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц;
  • нравственное и гуманное отношение к животным как к существам, способным испытывать чувства и физические страдания;
  • ответственность владельцев за жизнь и здоровье животных;
  • обеспечение защиты животных от жестокого обращения с ними и избавления от них.

Следует отметить, что Закон в статье 1 дает определения терминам «жестокое обращение с животным» и «избавление от животного». Так, жестокое обращение с животным определяется как умышленные действия (бездействие), которые могут повлечь или повлекли гибель, увечье или иное повреждение здоровья животного (за исключением использования сельскохозяйственных животных в рамках выполнения технологических процессов, включая получение продукции сельского хозяйства), в том числе нарушение условий содержания животных, установленных актами законодательства, приведшее к истощению организма животного (за исключением использования лабораторных животных в научном эксперименте или опыте, доклиническом (неклиническом) исследовании и при контроле качества лекарственных средств, в изучении химических веществ, биомедицинских клеточных продуктов, биологическом тестировании, диагностике заболеваний, образовательном процессе, а также в производстве биологических препаратов, лекарственных средств и изделий медицинского назначения), а равно истязание животного (пункт 7 статьи 1 Закона). К истязанию животного относится умышленное причинение животному продолжительной боли или мучений голодом, жаждой, систематическим нанесением побоев, сечением, удушением, связыванием конечностей и (или) иными способами (пункт 15 статьи 1 Закона), а к увечью животного – повреждение животного, связанное с нарушением его анатомической целостности, или наносящее ущерб внешнему виду, функциям организма животного, или приведшее к расстройству психики и поведения животного (пункт 31 статьи 1 Закона).

Под избавлением от животного Закон понимает прекращение содержания животного без передачи его в пункт временного содержания животных, приют для животных, представителям зоозащитной организации или иным лицам, которые могут обеспечить условия содержания такого животного, а также в случае пропажи зарегистрированного животного неподача его владельцем в течение трех дней заявления о пропаже такого животного (пункт 13 статьи 1 Закона).

В связи с определением в Законе терминов «жестокое обращение с животным», «истязание животного» и «избавление от животного» планируется исключить примечание к статье 16.29 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях, которое также дает определения указанных выше терминов, при очередной комплексной корректировке данного кодекса.

Законом не определены государственные органы и их компетенция в области обращения с животными. Статья 9 Закона делегирует Совету Министров Республики Беларусь полномочие определить такие органы и их компетенцию в указанной сфере. Также на Совет Министров Республики Беларусь возложена компетенция по определению до 1 января 2025 г. (до вступления Закона в силу):

  • перечня подлежащих регистрации животных-компаньонов и порядка их регистрации;
  • порядка содержания в домашних условиях животных-компаньонов (собак, кошек);
  • порядка выгула собак;
  • перечня пород собак, требующих особой ответственности владельца;
  • порядка прохождения специальных курсов по содержанию (уходу) собак, требующих особой ответственности владельца, опасных собак (далее – специальные курсы), а также формы удостоверения, выдаваемого по результатам прохождения специальных курсов;
  • порядка (в том числе сроков) содержания животных в пунктах содержания;
  • порядка отлова безнадзорных животных;
  • размера и порядка возмещения расходов на отлов и содержание животных, а также на оказание им ветеринарных услуг в пунктах содержания и приютах;
  • порядка чипирования животных;
  • порядка изъятия животного у владельца и передачи в приют или иным лицам, к которым перешло право собственности (владения) на это животное;
  • порядка вынесения и исполнения решения о временном ограничении права собственности на животное (ограничительное предписание), а также его формы;
  • порядка вынесения и исполнения решения о временном изъятии животного, а также его формы;
  • порядка разведения (в том числе ограничения по количеству) животных-компаньонов (собак, кошек) заводчиками.

Кроме того, до 1 января 2025 г. Совету Министров Республики Беларусь Законом дано поручение утвердить типовые положения о деятельности в пунктах временного содержания животных, приютах для животных, питомниках, гостиницах для животных.

Статьей 10 Закона на местные исполнительные и распорядительные органы возложены обязанности обеспечивать создание пунктов содержания (при необходимости), определять площадки для выгула собак в городах и поселках городского типа, в том числе в градостроительных проектах, организовывать отлов безнадзорных животных и другие полномочия.

Глава 3 Закона установила права и обязанности владельцев животных. При этом согласно пункту 2 статьи 1 Закона под владельцем животного понимается физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель, юридическое лицо, которые фактически обладают животным и (или) которым животное принадлежит на праве собственности (собственник) или ином законном основании.

К основным правам владельцев животных относятся (статья 12 Закона):

1) содержание животного, включая содержание в домашних условиях, в соответствии с требованиями, установленными Законом и иными актами законодательства.

Под содержанием животных в домашних условиях Закон понимает содержание животных в квартирах многоквартирных и блокированных жилых домов, одноквартирных жилых домах, общежитиях, садовых домиках, на дачах и придомовых территориях одноквартирных и блокированных жилых домов, садовых домиков, дач в качестве животных-компаньонов (пункт 29 статьи 1 Закона);

2) осуществление выгула животного на территориях, на которых Законом и иными актами законодательства не запрещено нахождение физических лиц с животными.

Под выгулом животного понимается временное нахождение животного в присутствии его владельца на открытом воздухе в месте, не являющемся местом постоянного нахождения животного, в целях удовлетворения животным физиологических потребностей, в том числе выражающихся в двигательной активности и отправлении естественных надобностей (пункт 5 статьи 1 Закона).

Что касается территорий, на которых запрещено нахождение с животными, Закон установил (подпункт 1.3 пункта 1 статьи 16), что не допускается приводить или приносить животных-компаньонов (за исключением собак-поводырей):

  • в торговые объекты, в которых осуществляется розничная торговля продовольственными товарами, и иные торговые объекты (за исключением зоомагазинов);
  • в объекты общественного питания (за исключением нестационарных объектов общественного питания);
  • в объекты бытового и социального обслуживания населения;
  • в объекты культурной инфраструктуры;
  • в учреждения образования;
  • в организации здравоохранения;
  • в организации физической культуры и спорта;
  • на животноводческие объекты;
  • на территорию физкультурно-спортивных сооружений;
  • в иные объекты, владельцы которых установили запрет на их посещение с животными-компаньонами.

Вместе с тем Закон предусмотрел исключения из вышеназванного запрета. Так, запрет приводить или приносить животных-компаньонов в вышеперечисленные объекты не распространяется на случаи:

  • проведения культурных, физкультурно-оздоровительных, спортивно-массовых, спортивных мероприятий, выставок с участием животных;
  • установления владельцами торговых объектов (кроме торговых объектов, в которых осуществляется розничная торговля продовольственными товарами), объектов общественного питания и объектов бытового и социального обслуживания населения иного порядка посещения этих объектов физическими лицами с животными-компаньонами при условии размещения информации об этом в доступном для посетителей месте;

3) чипирование животного. Согласно пункту 33 статьи 1 Закона под чипированием понимается введение под кожу животного с помощью специального устройства микрочипа для дальнейшей идентификации животного.

Вопрос о том, должно ли чипирование собак и кошек быть обязательным или добровольным, обсуждался на всех стадиях разработки законопроекта. После проведенного общественного обсуждения законопроекта и его согласования с заинтересованными государственными органами в окончательном варианте законопроекта, принятом Национальным собранием Республики Беларусь и подписанном Президентом Республики Беларусь, предусмотрено право, а не обязанность владельца чипировать животное. Вместе с тем абзац четвертый пункта 1 статьи 12 Закона содержит оговорку «если иное не предусмотрено настоящим Законом». Под данную оговорку подпадает случай обязательного чипирования приплода собак, кошек владельцами питомников или заводчиками при отчуждении данного приплода (подпункт 2.6 пункта 2 статьи 23 Закона).

Статья 12 Закона устанавливает также незакрытый перечень обязанностей владельцев животным, к которым относятся:

  • обращаться с животным, не нарушая права и законные интересы других физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц;
  • принимать необходимые меры безопасности для предотвращения причинения принадлежащим ему животным вреда жизни или здоровью физических лиц и (или) животных, а также имуществу физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, государственному имуществу;
  • обеспечивать в отношении принадлежащего ему животного проведение ветеринарных мероприятий в соответствии с законодательством в области ветеринарной деятельности;
  • содержать животное, причинившее телесные повреждения физическому лицу и (или) животному, изолированно до установления факта отсутствия у физического лица и (или) животного заразной болезни, а в случае гибели принадлежащего ему животного в период наблюдения за его клиническим состоянием незамедлительно сообщить об этом в районную, городскую (города областного, районного подчинения), районную в городе ветеринарную станцию;
  • принимать меры по недопущению появления нежелательного приплода животного;
  • не допускать купания животного в водных объектах вблизи мест массового отдыха физических лиц;
  • незамедлительно обеспечивать уборку продуктов жизнедеятельности животного (за исключением собаки-поводыря) во время нахождения с животным в месте, не являющемся местом его постоянного нахождения;
  • по требованию уполномоченных государственных органов представлять письменные объяснения по фактам нарушения требований Закона, иных актов законодательства, регулирующих отношения в области обращения с животными, а также представлять принадлежащее ему животное для осмотра специалистом в области ветеринарии в случаях причинения принадлежащим ему животным телесных повреждений физическому лицу и (или) животному, а также если в отношении животного есть подозрение в заболевании заразной болезнью;
  • осуществлять выгул животного при условии обеспечения безопасности физических лиц и (или) животных, а также сохранности имущества физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, государственного имущества.

На владельца животного, которому животное принадлежит на праве собственности, Законом возлагаются дополнительные обязанности (пункты 3–7 статьи 12), помимо вышеперечисленных. Так:

1) в случае отказа от животного его собственник обязан передать животное в пункт содержания, приют, представителям зоозащитной организации или иным лицам, которые могут обеспечить условия содержания такого животного;

2) собственник собаки, требующей особой ответственности владельца, опасной собаки обязан пройти специальные курсы с получением удостоверения, подтверждающего прохождение специальных курсов:

  • в течение трех месяцев с момента приобретения собаки (за исключением лиц, имеющих квалификацию специалиста служебного собаководства);
  • в течение одного месяца со дня вступления в силу судебного постановления или решения уполномоченного государственного органа в случае причинения этой собакой вреда жизни или здоровью физического лица и (или) животного.

Статья 1 Закона дает определения терминов «собака, требующая особой ответственности владельца» и «опасная собака»:

  • собака, требующая особой ответственности владельца, – собака определенной породы, а также ее гибриды и метисы, отличающиеся особо крупными размерами (рост в холке более семидесяти сантиметров) и (или) особой агрессивностью в отношении физических лиц и (или) животных, включенные в перечень пород собак, требующих особой ответственности владельца, определяемый Советом Министров Республики Беларусь;
  • опасная собака – собака, причинившая вред жизни или здоровью физического лица и (или) животного, который установлен судебным постановлением или решением уполномоченного государственного органа;

3) в случае, если собственником собаки, требующей особой ответственности владельца, опасной собаки является юридическое лицо, в его штате необходимо наличие работника, соответствующего требованиям, предъявляемым Законом к владельцу животного, в том числе прошедшего специальные курсы либо имеющего квалификацию специалиста служебного собаководства;

4) собственник собаки, требующей особой ответственности владельца, опасной собаки обязан предоставить в уполномоченный государственный орган, осуществляющий регистрацию животных-компаньонов, в порядке, определенном Советом Министров Республики Беларусь, копию одного из следующих документов:

  • удостоверение, подтверждающее прохождение специальных курсов;
  • удостоверение, подтверждающее наличие на момент регистрации принадлежащей ему собаки квалификации специалиста служебного собаководства.

Статья 13 Закона урегулировала вопросы оказания волонтерской помощи, под которой понимается добровольное и безвозмездное выполнение работ (оказание услуг) физическим лицом по уходу за животными, содержащимися в пунктах временного содержания животных и (или) приютах для животных, участие в деятельности по отлову безнадзорных животных (пункт 4 статьи 1 Закона). Статья установила права и обязанности волонтеров, права и обязанности получателей волонтерский помощи, а также ряд запретов для волонтеров при оказании ими волонтерской помощи.

Условия обращения с животными, а именно, требования, ограничения и запреты, установлены главой 4 Закона.

Статья 15 предусматривает общие требования в отношении обращения со всеми категориями животных, регулируемыми Законом. Так, согласно статье 15 при обращении с животными не допускаются:

1) жестокое обращение с животными;

2) содержание, использование животных в условиях, не свойственных этим видам (породам) животных с учетом их индивидуальных особенностей, включая чрезмерные физические нагрузки.

Однако есть и исключение из данного запрета: он не распространяется на животных, которые проходят подготовку (обучение) и испытания (комиссионную проверку) для использования их в служебных целях либо используются в служебных целях;

3) разведение породистых животных с явными врожденными физическими пороками;

4) натравливание (понуждение к нападению) животных на других животных и на физических лиц.

К указанному запрету предусмотрено три исключения: он не распространяется на:

  • животных, которые проходят подготовку (обучение) и испытания (комиссионную проверку) для использования их в служебных целях либо используются в служебных целях;
  • животных, которые используются в целях охраны жизни и здоровья владельца животного и (или) его родственников либо их имущества;
  • охотничьих собак, ловчих птиц при их использовании в соответствии с актами законодательства в области охоты и рыболовства (в части натравливания животных на других животных);

5) удаление без ветеринарных показаний или требований стандарта породы клыков, когтей, ушей, хвостов;

6) оставление животных без присмотра в общественных местах, в том числе на привязи, за исключением мест, специально оборудованных для нахождения животных-компаньонов без присмотра владельцев, но на срок не более двух часов;

7) содержание животных, не привитых против бешенства (если такая вакцинация обязательна);

8) иные действия, совершение которых запрещено законодательными актами.

Условия содержания животных должны удовлетворять их потребности в пище, воде, воздухе, свете, отдыхе и иные физиологические потребности, в том числе выражающиеся в двигательной активности и отправлении естественных надобностей.

Статьей 15 Закона также определены дополнительные требования к отдельным случаям содержания животных.

Так, собаки, требующие особой ответственности владельца, опасные собаки, содержащиеся на придомовых территориях одноквартирных и блокированных жилых домов, садовых домиков, дач, должны находиться на привязи, либо за ограждением, обеспечивающим невозможность самостоятельного выхода животного за пределы этой территории, либо в вольерах, обеспечивающих безопасность физических лиц.

При содержании животных в пунктах содержания, приютах, гостиницах для животных, питомниках, у заводчиков должны быть обеспечены:

  • надлежащие условия содержания животных в соответствии с требованиями Закона, иных актов законодательства, в том числе обязательных для соблюдения технических нормативных правовых актов, регулирующих отношения в области обращения с животными;
  • своевременное проведение ветеринарных мероприятий в соответствии с требованиями законодательства в области ветеринарной деятельности;
  • изолированное содержание животного, причинившего телесные повреждения физическому лицу и (или) животному, до установления факта отсутствия у физического лица и (или) животного заразной болезни, а в случае гибели этого животного в период наблюдения за его клиническим состоянием уполномоченное лицо, осуществляющее деятельность в пункте содержания, приюте, гостинице для животных, питомнике, или заводчик незамедлительно сообщают об этом в районную, городскую (города областного, районного подчинения), районную в городе ветеринарную станцию.

При содержании животных в пунктах содержания, приютах, гостиницах для животных обеспечиваются меры по недопущению их размножения.

Следует отметить, что помимо общих условий обращения с животными (статья 15) Закон также установил общий запрет в отношении любого лица осуществлять пропаганду жестокого обращения с животными, призывы к жестокому обращению с животными, в том числе изготовление, распространение и публичный показ кино-, видео-, фото- и других материалов, пропагандирующих жестокое обращение с животными, за исключением публичного показа материалов о жестоком обращении с животными при рассмотрении дел в суде (статья 5).

Статья 16 Закона устанавливает незакрытый перечень ограничений при обращении с животными-компаньонами. Так, не допускается:

1) содержать животных-компаньонов:

  • в подъездах, подвалах, на чердаках и в иных вспомогательных помещениях жилых домов;
  • в условиях, которые могут повлечь гибель, увечье или иные повреждения здоровья животных либо не обеспечивают возможность удовлетворения их потребностей в пище, воде, воздухе, свете, отдыхе и иных физиологических потребностей, в том числе выражающихся в двигательной активности и отправлении естественных надобностей;

2) выпускать животных-компаньонов из квартир многоквартирных жилых домов без сопровождения владельцев;

3) приводить или приносить животных-компаньонов (за исключением собак-поводырей) в ряд объектов, перечень которых был приведен выше в настоящей статье;

4) оставлять животных-компаньонов без присмотра в местах, не являющихся местами их постоянного нахождения, за исключением мест, специально оборудованных для нахождения животных-компаньонов без присмотра владельцев, но на срок не более двух часов;

5) получать (производить) от животных-компаньонов продукты животного происхождения (за исключением продуктов животного происхождения, получаемых в результате ухода за этими животными: стрижки, вычесывания или выщипывания шерсти, иных подобных действий) и осуществлять их продажу;

6) избавляться от животных-компаньонов, умерщвлять их в нарушение требований Закона. При этом основные требования в отношении умерщвления животных установлены статьей 22 Закона. Так, умерщвление животного допускается в случае:

  • необходимости прекращения его страданий, если они не могут быть прекращены иным способом;
  • необходимости умерщвления новорожденного приплода с врожденными физическими пороками;
  • установления нежизнеспособности или непригодности для дальнейшего использования лабораторного животного;
  • установления нежизнеспособности животного, используемого в культурной деятельности, в сфере физической культуры и спорта;
  • выявления специалистом в области ветеринарии у животного заразной болезни, включенной в перечень заразных болезней животных, при которых производится изъятие животных и (или) продуктов животного происхождения, имущества, использование которого связано с содержанием больных животных, определенный Советом Министров Республики Беларусь;
  • в иных случаях, предусмотренных актами законодательства.

В случае умерщвления животных по причине выявления заразной болезни Закон отсылает к законодательству в области ветеринарной деятельности. В остальных случаях процедура умерщвления животных регулируется пунктом 2 статьи 22 Закона. Так, умерщвление осуществляется специалистом в области ветеринарии с использованием предназначенных для этого ветеринарных препаратов, разрешенных к применению в Республике Беларусь, с соблюдением инструкций по их применению под общей анестезией по решению:

  • собственника животного – в случае наличия собственника этого животного;
  • уполномоченного лица, осуществляющего деятельность в пункте содержания, приюте, – в случае передачи животного в пункт содержания, приют.

Статьи 17–20 Закона устанавливают некоторые требования по обращению с такими категориями животных, как животные, используемые в культурной деятельности, служебные животные, животные, используемые в сфере физической культуры и спорта, и лабораторные животные.

В частности, в отношении животных, используемых в культурной деятельности, и животных, используемых в сфере физической культуры и спорта (статьи 17 и 19), установлено общее правило, касающееся их выбраковки (признания животного не соответствующим критериям целевого назначения): их владельцы принимают меры по обеспечению доживания таких животных у владельцев, передаче их новым владельцам, а в случае установления специалистом в области ветеринарии их нежизнеспособности – по умерщвлению.

В отношении служебных животных Закон (статья 18) содержит лишь отсылочную норму к требованиям Закона, ветеринарно-санитарных правил и локальных правовых актов соответствующих государственных органов и иных организаций в части осуществления обращения с такими животными.

Наиболее детальное регулирование предусмотрено Законом в отношении лабораторных животных (статья 20). Так, установлено, что лабораторные животные могут использоваться в исследовании только в случае, если отсутствует возможность проведения исследования без использования животных либо замены их другими объектами или отсутствуют альтернативные методы (компьютерные программы, модели, муляжи, макеты, кино- и видеофильмы, фотоматериалы и другое) или если методиками, устанавливающими порядок проведения исследования, предусмотрено использование животных.

Приобретение и использование лабораторных животных могут осуществляться только юридическими лицами при наличии у них экспериментально-биологических клиник (вивариев) и (или) других специально оборудованных помещений для разведения и (или) содержания лабораторных животных с учетом их видов.

Процедуры лабораторным животным, которые связаны с возможным причинением им травм, острых или продолжительных болевых ощущений, выполняются с обязательным использованием обезболивающих ветеринарных препаратов.

При использовании лабораторных животных не допускается девокализация животных (лишение животных возможности издавать звуки).

Законом поручено Министерству здравоохранения и Министерству сельского хозяйства и продовольствия принять совместный нормативный правовой акт, регулирующий порядок обращения с лабораторными животными.

Статьей 21 Закона определены некоторые требования, предъявляемые к перевозке животных. Так, при перевозке животного владелец должен обеспечить надлежащий воздухообмен, место и естественное положение животного, защиту животного от вредных для него внешних воздействий, исключить побег или гибель, увечье, травму животного при погрузке, перевозке и выгрузке, а также обеспечить удовлетворение его потребностей в пище, воде и отдыхе в соответствии с его нуждами. Также необходимо соблюдать требования по перевозке животных, действующие на соответствующем виде транспорта.

Глава 5 Закона регулирует вопросы совершения сделок, предметом которых являются животные, а также вопросы ограничения и прекращения права собственности на животных.

Общие правила по совершению сделок, предметом которых являются животные, установлены Гражданским кодексом Республики Беларусь. Вместе с тем статья 23 Закона предусматривает некоторые особенности по совершению таких сделок.

1) Во-первых, это особенности по совершению сделок в отношении собак, требующих особой ответственности владельца, и опасных собак. Такие сделки всегда должны совершаться в простой письменной форме.

В случае отчуждения опасной собаки ее собственник обязан предоставить новому собственнику судебное постановление или решение уполномоченного государственного органа, подтверждающие, что эта собака является опасной.

При регистрации собак, требующих особой ответственности владельца, и опасных собак копии указанных выше документов подлежат представлению уполномоченному государственному органу, осуществляющему регистрацию животных-компаньонов, в порядке, определенном Советом Министров Республики Беларусь.

2) Установлен ряд запретов для совершения сделок с животными (пункт 2 статьи 23 Закона).

Так, запрещается:

– торговля животными в местах, специально не отведенных для этих целей;

– продажа животных физическим лицам, не достигшим восемнадцатилетнего возраста (за исключением лиц, которые приобрели дееспособность в полном объеме в результате эмансипации или вступления в брак до достижения восемнадцати лет), в случае отсутствия согласия одного из их законных представителей – родителей, усыновителей (удочерителей), опекунов или попечителей. При этом есть оговорка: в отношении продажи несовершеннолетним собак, требующих особой ответственности владельца, и опасных собак установлен полный запрет на нее (независимо от согласия законных представителей);

– приобретение в собственность физическими лицами для содержания в домашних условиях животных, включенных в перечень видов диких животных, запрещенных к содержанию и (или) разведению в неволе в квартирах многоквартирных и блокированных жилых домов, одноквартирных жилых домах и на их придомовых территориях, в садоводческих товариществах, дачных кооперативах, определенный Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды. Такой перечень утвержден постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 27 июня 2022 г. № 34;

– приобретение в собственность животных физическими лицами, подвергавшимися административному взысканию за совершение правонарушения, предусмотренного статьей 16.29 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях «Жестокое обращение с животным или избавление от животного», и (или) имеющими судимость за совершение преступления, предусмотренного статьей 3391 Уголовного кодекса Республики Беларусь «Жестокое обращение с животным»;

– приобретение в собственность собак, требующих особой ответственности владельца, опасных собак физическими лицами:

  • признанными недееспособными;
  • не достигшими восемнадцатилетнего возраста (за исключением лиц, которые приобрели дееспособность в полном объеме в результате эмансипации или вступления в брак до достижения восемнадцати лет);
  • в отношении которых установлено диспансерное наблюдение в соответствии с законодательством в области оказания психиатрической помощи;

– отчуждение нечипированного приплода собак, кошек владельцами питомников или заводчиками.

Статья 24 Закона предусматривает основания для временного ограничения и прекращения права собственности на животное, а также основания для временного изъятия животного.

Под временным ограничением права собственности на животное Закон понимает установление для собственника животного определенных обязанностей и (или) запрета на совершение отдельных действий с животным (выгул животного в определенных местах и (или) в определенное время, перевозка животного, нахождение животного в общественных местах, использование животного в культурной деятельности, физкультурно-оздоровительных, спортивно-массовых и спортивных мероприятиях и иное). Основаниями для временного ограничения права собственности на животное являются:

  • неоднократное (два и более раза в течение года) нарушение собственником животного условий обращения с животными, повлекшее причинение вреда здоровью физических лиц и (или) животных, а также имуществу физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, государственному имуществу;
  • нарушение собственником животного условий обращения с животными, повлекшее гибель иного животного;
  • отсутствие удостоверения, подтверждающего прохождение специальных курсов, по истечении трех месяцев с момента приобретения собаки, требующей особой ответственности владельца, либо по истечении одного месяца с момента вступления в законную силу судебного постановления или принятия решения уполномоченного государственного органа, подтверждающих, что эта собака является опасной (за исключением лиц, имеющих квалификацию специалиста служебного собаководства);
  • отсутствие в штате юридического лица работника, соответствующего требованиям, предъявляемым Законом к владельцу животного.

Срок временного ограничения права собственности на животное устанавливается в ограничительном предписании, порядок вынесения и исполнения которого будет определяться нормативным правовым актом Совета Министров Республики Беларусь.

Решение о временном изъятии животного принимается в следующих случаях:

  • в случае содержания собаки, требующей особой ответственности владельца, опасной собаки физическим лицом, не достигшим восемнадцатилетнего возраста (за исключением лиц, которые приобрели дееспособность в полном объеме в результате эмансипации или вступления в брак до достижения восемнадцати лет), либо физическим лицом, признанным недееспособным, либо физическим лицом, в отношении которого установлено диспансерное наблюдение в соответствии с законодательством в области оказания психиатрической помощи, либо физическим лицом, подвергавшимся административному взысканию за совершение правонарушения, предусмотренного статьей 16.29 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях, и (или) имеющим судимость за совершение преступления, предусмотренного статьей 3391 Уголовного кодекса Республики Беларусь;
  • при наличии оснований для временного ограничения права собственности на животное, если после вынесения ограничительного предписания собственник животного не принял мер по устранению в установленный срок выявленных нарушений.

Уполномоченный государственный орган вправе принять решение о временном изъятии животного на срок:

  • до вступления в законную силу судебного постановления о прекращении права собственности на животное;
  • необходимый для выполнения требований, указанных в ограничительном предписании.

Временно изъятое животное передается уполномоченному лицу, осуществляющему деятельность в приюте, или иному лицу, желающему взять животное на содержание. При этом расходы, связанные с содержанием животного в случае его временного изъятия, возмещает собственник этого животного.

После выполнения требований, указанных в ограничительном предписании, а также после устранения причин и условий, способствовавших совершению нарушения, временно изъятое животное возвращается его собственнику незамедлительно, за исключением случая вступления в законную силу судебного постановления о прекращении права собственности на животное.

Право собственности на животное может быть прекращено при наличии оснований, указанных в отношении временного изъятия животного, по иску заинтересованного лица либо уполномоченного государственного органа. Вступившее в законную силу судебное постановление о прекращении права собственности на животное является основанием для изъятия животного у прежнего собственника и передачи его в собственность или во владение другому лицу.

Важно отметить, что правила статьи 24 Закона применяются также в отношении владельца животного, не являющегося его собственником.

Положения статьи о временном изъятии животного и прекращении права собственности на него не применяются, если животное изымается или право собственности на него прекращается по основаниям, предусмотренным Уголовно-процессуальным кодексом Республики Беларусь или Уголовным кодексом Республики Беларусь, то есть в рамках уголовного судопроизводства.

Право собственности на животных, заболевших заразными болезнями, ограничивается или прекращается в соответствии с законодательством в области ветеринарной деятельности.

Одним из наиболее острых вопросов, обсуждаемых в рамках подготовки Закона, был вопрос о количестве животных-компаньонов, которые допускается содержать в домашних условиях. Согласно принятой редакции Закона (статья 25) допускается возможность содержания в домашних условиях собак и кошек с учетом соблюдения:

  • требований Закона;
  • порядка содержания в домашних условиях животных-компаньонов (собак, кошек), определяемого актом Совета Министров Республики Беларусь;
  • правил пользования жилыми помещениями, содержания жилых и вспомогательных помещений;
  • санитарных норм, правил и гигиенических нормативов;
  • иных актов законодательства;
  • прав и законных интересов физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц.

Таким образом, допустимое количество содержащихся в домашних условиях собак и кошек будет определяться исходя из необходимости соблюдения требований вышеперечисленных нормативных правовых актов, а также прав и законных интересов иных лиц.

При этом пунктом 4 статьи 25 Закона установлено дополнительное условие: для содержания собак и кошек в квартире многоквартирного или блокированного жилого дома, одноквартирном жилом доме, садовом домике, на даче, где проживают несколько собственников (нанимателей), и на придомовой территории такого одноквартирного или блокированного жилого дома, садового домика, дачи необходимо письменное согласие всех совершеннолетних лиц, проживающих в этих квартире, доме, садовом домике, на даче.

В отношении иных животных-компаньонов (не являющихся собаками и кошками) установлено, что их количество определяется собственником (нанимателем) жилого помещения. При этом также необходимо соблюдение требований Закона, правил пользования жилыми помещениями, содержания жилых и вспомогательных помещений, санитарных норм, правил и гигиенических нормативов, а также иных актов законодательства, прав и законных интересов физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц.

В отношении содержания животных-компаньонов в жилом помещении общежития Закон установил ограничение: не более двух собак (кошек) в одном изолированном жилом помещении, состоящем из одной или нескольких комнат. Количество содержащихся иных животных-компаньонов определяется нанимателем жилого помещения общежития самостоятельно. При этом установлен запрет на содержание животных-компаньонов в жилых помещениях общежитий, предоставляемых на период обучения и воспитания, спортивной подготовки, прохождения подготовки в клинической ординатуре.

В жилом помещении, занимаемом по договору найма жилого помещения, допускается содержание животных-компаньонов с письменного согласия наймодателя.

Статья 25 Закона установила также два общих требования к содержанию животных-компаньонов в домашних условиях:

1) разрешается содержать животных-компаньонов, не включенных в перечень видов диких животных, запрещенных к содержанию и (или) разведению в неволе в квартирах многоквартирных и блокированных жилых домов, одноквартирных жилых домах и на их придомовых территориях, в садоводческих товариществах, дачных кооперативах, определенный Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды;

2) место постоянного нахождения животного-компаньона должно быть оснащено и оборудовано таким образом, чтобы обеспечить ему необходимые пространство, температурно-влажностный режим, естественную освещенность, воздухообмен, а также удовлетворение его потребностей в пище, воде, отдыхе и иных физиологических потребностей, в том числе выражающихся в двигательной активности и отправлении естественных надобностей.

Статья 26 Закона устанавливает лишь общие правила в отношении регулирования численности безнадзорных животных. Установлены три цели такого регулирования:

  • сокращение количества безнадзорных животных;
  • предотвращение причинения вреда жизни и здоровью физических лиц и (или) животных, а также имуществу физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, государственному имуществу;
  • предотвращение возникновения и (или) распространения болезней животных, болезней, передаваемых человеку через животных.
  • Регулирование численности безнадзорных животных осуществляется путем их отлова с последующей передачей в пункты содержания, приюты, зоозащитным организациям или иным лицам, которые могут обеспечить условия содержания таких животных.
  • Иные вопросы регулирования численности безнадзорных животных, в частности порядок отлова безнадзорных животных, будут установлены актом Совета Министров Республики Беларусь.

Статьи 27 и 28 Закона регулируют вопросы содержания животных в пунктах содержания.

Под пунктом временного содержания животных понимается капитальное строение (здание, сооружение), изолированное помещение, предназначенные для временного содержания безнадзорных и отказных животных (пункт 25 статьи 1 Закона). При этом безнадзорным признается животное, которое не имеет владельца или владелец которого неизвестен, или животное, от которого его владелец избавился (пункт 1 статьи 1 Закона); под отказным понимается животное, от права собственности на которое его собственник отказался, передав его в пункт временного содержания животных, приют для животных, представителям зоозащитной организации или иным лицам, которые могут обеспечить условия содержания такого животного (пункт 20 статьи 1 Закона).

Обеспечение создания пунктов содержания относится к компетенции местных исполнительных и распорядительных органов. Однако Закон устанавливает, что такие пункты создаются при необходимости, то есть нет правила об обязательном создании таких пунктов во всех населенных пунктах.

Пункты содержания не могут размещаться в одноквартирных, блокированных и многоквартирных жилых домах, садовых домиках, на дачах и придомовых территориях одноквартирных, блокированных и многоквартирных жилых домов, садовых домиков, дач. Вместе с тем есть исключение: в случае перевода одноквартирных жилых домов в нежилые при условии соблюдения требований части третьей пункта 9 статьи 21 Жилищного кодекса Республики Беларусь в таких домах могут быть созданы пункты содержания.

Местные исполнительные и распорядительные органы обязаны разместить информацию о местонахождении пунктов содержания и количестве мест для животных в них на своих официальных сайтах в глобальной компьютерной сети Интернет.

Порядок содержания животных в пунктах содержания регулируется статьей 28 Закона. В частности, установлен порядок возврата животного прежнему владельцу, порядок передачи животного во временное владение лицам, желающим взять его на содержание, и др.

Срок, в течение которого животное может оставаться в пункте содержания (без умерщвления и без передачи новым владельцам), Закон не устанавливает, передав полномочие на определение таких сроков Совету Министров Республики Беларусь. При этом следует обратить внимание на изменения, вносимые Законом в статью 232 Гражданского кодекса Республики Беларусь. Согласно внесенным изменениям переход права собственности на безнадзорное животное к лицу, у которого животное находилось на содержании и в пользовании (в том числе к уполномоченному лицу, осуществляющему деятельность в пункте содержания), осуществляется через один месяц с момента заявления о задержании безнадзорного животного, если в течение этого месяца его собственник не будет обнаружен или сам не заявит о своем праве на него. Таким образом, вопрос об умерщвлении безнадзорного животного, содержащегося в пункте содержания, а также о его передаче новым владельцам не может быть решен ранее, чем через один месяц после его задержания, поскольку распоряжаться животным может только его собственник.

Дополнительно в статье 28 Закона содержится норма о том, что при наличии в пунктах содержания свободных мест животные, содержащиеся в них, могут быть оставлены в этих пунктах содержания по истечении сроков, установленных Советом Министров Республики Беларусь, до нахождения новых владельцев для этих животных.

В отношении отказных животных право собственности на них переходит к уполномоченному лицу, осуществляющему деятельность в пункте содержания, с момента передачи ему отказного животного, поэтому распоряжаться ими данное лицо может сразу, с указанного момента. Пунктом 2 статьи 28 Закона установлено, что такие животные передаются безвозмездно на праве собственности в случае нахождения для них новых владельцев.

Статья 29 Закона устанавливает правила содержания животных в приютах для животных. Под приютом для животного понимается капитальное строение (здание, сооружение), изолированное помещение, предназначенные для содержания безнадзорных, переданных из пунктов временного содержания животных, отказных, изъятых животных (пункт 24 статьи 1 Закона). Изъятым считается животное, право собственности (владения) на которое у его владельца прекращено по основаниям, предусмотренным Законом и иными законодательными актами (пункт 14 статьи 1 Закона).

Правило о недопущении создания приютов для животных в жилых домах, садовых домиках, на дачах и на их придомовых территориях аналогично установленному для пунктов содержания животных. Также аналогичны правила о возврате животного прежнему владельцу, порядок передачи животного во временное владение лицам, желающим взять его на содержание, и др.

Право собственности переходит к уполномоченному лицу, осуществляющему деятельность в приюте, в отношении отказных, изъятых животных, животных, переданных из пунктов содержания, с момента их передачи в приют. В этой связи такое лицо может безвозмездно отчуждать указанных животных путем передачи на праве собственности физическим лицам, в том числе индивидуальным предпринимателям, юридическим лицам независимо от срока нахождения этих животных в приютах.

Закон (статья 30) предусматривает также возможность создания гостиниц для животных, под которыми понимается капитальное строение (здание, сооружение), изолированное помещение, предназначенные для осуществления деятельности по содержанию животных-компаньонов, переданных их владельцами в указанных целях на определенное время (пункт 6 статьи 1 Закона).

Как и в отношении пунктов содержания и приютов, по общему правилу не допускается размещение гостиниц для животных в одноквартирных, блокированных и многоквартирных жилых домах, садовых домиках, на дачах и придомовых территориях одноквартирных, блокированных и многоквартирных жилых домов, садовых домиков, дач, за исключением случая перевода одноквартирных жилых домов в нежилые.

Содержание животного в гостинице для животных осуществляется на основании договора оказания услуг.

В отношении вопросов разведения животных-компаньонов Закон предоставил Совету Министров Республики Беларусь полномочия на определение порядка разведения (в том числе ограничений по количеству) животных-компаньонов (собак, кошек) заводчиками и утверждение типового положения о деятельности в питомниках. Вместе с тем Закон точечно регулирует эти вопросы, в частности:

  • дает определение терминам «заводчик», «питомник», «породистое животное» (статья 1). Так, под заводчиком понимается физическое лицо, осуществляющее деятельность по разведению животных, в собственности которого находится самка животного, способная производить приплод. Питомник определен как капитальное строение (здание, сооружение), изолированное помещение, предназначенные для разведения и содержания породистых и (или) служебных животных, а породистое животное – животное, принадлежащее к определенной породе, созданной человеком и обладающей генетически обусловленными свойствами, специфичными для этой породы, которые позволяют отличить ее от других пород этого вида и устойчиво передаются по наследству;
  • устанавливает запрет на разведение породистых животных с явными врожденными физическими пороками (подпункт 1.3 пункта 1 статьи 15);
  • определяет требования к содержанию животных в питомниках и у заводчиков (пункт 7 статьи 15);
  • устанавливает запрет на отчуждение нечипированного приплода собак, кошек владельцами питомников или заводчиками (подпункт 2.6 пункта 2 статьи 23).

Таким образом, принятие Закона (а в последующем – и целого ряда подзаконных нормативных правовых актов) восполняет пробел в правовом регулировании отношений, связанных с обращением с животными, в частности с животными-компаньонами. Реализация его норм на практике будет способствовать повышению культуры общества и укреплению его нравственности, защите животных от жестокого обращения, а также обеспечению безопасности, осуществлению и защите прав и законных интересов физических лиц.

 

Материал подготовлен с использованием нормативных правовых актов по состоянию на 24 октября 2024 г.


Закон Республики Беларусь “Об ответственном обращекнии с животными” (1).png


Сохранить в избранное
Читайте также в разделе
Вам будет интересно
Комментарий к Закону Республики Беларусь от 1 апреля 2024 г. № 361-З «Об ответственном обращении с животными»
Адамович Екатерина Викторовна, главный советник НЦЗПИ

На протяжении последних двадцати лет со стороны как государственных органов, так и общественности неоднократно предпринимались попытки инициирования, разработки и принятия закона, регулирующего отношения по обращению с животными.

Читать подробнее
Календарь событий
26 марта 2025 г.
Амельченя Юлия Александровна, Бакиновская Ольга Александровна
Семинар "Особенности организации и проведения закупок товаров (работ, услуг) за счет собственных средств"
Подробнее
Видео
Здравствуйте, данный браузер не поддерживается нашей системой, для продолжения работы воспользуйтесь другим браузером.