Борисенко Наталья Валерьевна, аудитор
Организация заключила договор добровольного страхования медицинских расходов с белорусской страховой компанией сроком на один год в интересах своих работников. Один из работников является внешним совместителем. Страховой взнос уплачен 3 января 2025 г. единовременно за весь период страхования (за 2025 год), сумма уплаченных взносов на каждого работника составляет 720 рублей. В январе 2025 г. отражен доход в натуральной форме всех работников в сумме 720 рублей для каждого, кроме того, удержан и уплачен подоходный налог с внешнего совместителя с суммы превышения льготы п. 23 ст. 208 НК (700 – 230) * 13 % в размере 63,7 руб. 1 марта 2025 г. внешний совместитель уволился. Сумма страховых взносов с работника не удержана, работник исключен из программы страхования с 1 марта 2025 г. С 1 марта в программу вместо него включен новый сотрудник. Вопрос: каким образом и в какой сумме определить сумму дохода в натуральной форме уволенного совместителя, следует ли вернуть удержанный и уплаченный в январе 2025 г. подоходный налог при окончательном расчете?
При определении налоговой базы подоходного налога учитываются все доходы плательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах (п. 1 ст. 199 НК). При этом к доходам, полученным плательщиком в натуральной форме, относится оплата (полностью или частично) за него организациями товаров (работ, услуг), имущества или имущественных прав, в том числе жилищно-коммунальных услуг, питания, отдыха, обучения в интересах плательщика (подп. 2.1 ст. 200 НК). Соответственно, уплаченный организацией страховой взнос по договору добровольного страхования является для работника доходом, полученном в натуральной форме. Но возможно применить льготу. Поскольку в январе 2025 г. страховой взнос по договору добровольного страхования был уплачен за совместителя, то освобождение от налогообложения осуществляется с учетом льготы, предусмотренной абз. 3 ч. 1 п. 23 ст. 208 НК, а именно от подоходного налога освобождаются не являющиеся вознаграждениями за исполнение трудовых или иных обязанностей доходы, в том числе в виде материальной помощи, подарков и призов, оплаты стоимости путевок (за исключением доходов, указанных в п. 14, 29, 30, 38 ст. 208 НК), полученные от организаций, ИП, не являющихся местом основной работы (службы, учебы), в размере, не превышающем 230 руб., от каждого источника в течение налогового периода (при условии, что данный размер льготы ранее не был использован). Сумма превышения указанного размера льготы подлежит обложению подоходным налогом в общеустановленном порядке в соответствии со ст. 216 НК. Датой фактического получения дохода в этом случае является день передачи плательщику доходов в натуральной форме, а именно дата перечисления организацией суммы страхового взноса страховой организации (подп. 1.2 ст. 213 НК).
Добровольное страхование осуществляется путем заключения договора между страхователем и страховщиком в соответствии с законодательством (ч. 2 п. 3, п. 31 Положения о страховой деятельности в Республике Беларусь, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 25.08.2006 № 530 «О страховой деятельности»).
Объектом добровольного страхования медицинских расходов в соответствии с правилами добровольного страхования медицинских расходов являются не противоречащие законодательству имущественные интересы страхователя либо застрахованного лица, связанные с компенсацией расходов медицинской организации, ИП, страхователю или застрахованному лицу, вызванных обращением застрахованного лица за оказанием медицинской помощи, предусмотренной договором добровольного страхования (программой добровольного страхования), при наступлении страхового случая. При этом страховым случаем, определяемым правилами добровольного страхования, является факт понесенных выгодоприобретателем расходов, связанных с предоставлением застрахованному лицу медицинской помощи, предусмотренной договором добровольного страхования (программой добровольного страхования), ввиду внезапного расстройства здоровья застрахованного лица, несчастного случая, хронического заболевания или его обострения (п. 3 и 4 Инструкции о минимальных (стандартных) требованиях к условиям и порядку осуществления добровольного страхования медицинских расходов, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 22.03.2019 № 11).
Таким образом, страховой взнос можно рассматривать как плату за услуги по договору страхования за период действия данного договора. Однако поскольку работник уволился, и в отношении него договор добровольного страхования медицинских расходов расторгнут, то с момента увольнения работник не может рассчитывать на оплату страховой компанией организации здравоохранения расходов, которые та понесет при оказании медицинской помощи уволенному работнику после 1 марта. Уплатив подоходный налог, рассчитанный с применением льготы по п. 23 ст. 208 НК от суммы годового страхового взноса, работник по факту имел возможность пользоваться договором страхования только два месяца, а именно январь и февраль 2025 г. Соответственно, с работника удержана излишняя сумма подоходного налога с доходов в натуральной форме, которых по факту он в полном размере из-за увольнения не получил.
Таким образом, если страховой взнос в размере 600 руб. был уплачен за действие договора в отношении работника на 12 мес., то страховой взнос можно рассматривать как ежемесячную плату за 12 месяцев за услуги по договору страхования. Полагаем, доходов в натуральной форме (страховой взнос за 2 месяца действия договора страхования в отношении работника) работник получил в размере 120 руб. (720 руб. / 12 мес. х 2 мес.).
А поскольку страховой взнос за 2 месяца не превысил 230 руб., то при применении льготы согласно п. 23 ст. 208 НК налогооблагаемой базы для подоходного налога не будет.
Излишне удержанный подоходный налог подлежит зачету в счет предстоящих платежей плательщика, исполнения его налогового обязательства по этому налогу либо возврату плательщику (п. 1 ст. 223 НК). Соответственно, организация обязана произвести перерасчет и вернуть работнику излишне удержанный подоходный налог в размере 63,7 руб. (720 руб. – 230 руб.) х 13 %).
Материал подготовлен с использованием нормативных правовых актов по состоянию на 25 апреля 2025 г.
В состав личного дела (как при его формировании, так и в процессе его ведения) включается комплекс документов, связанных с оценкой профессиональных, деловых и моральных качеств кандидата на должность служащего, в том числе: копии сопроводительных писем (запросов), направленных в государственные органы (организации) в отношении кандидата на должность служащего (при наличии) (пп. 8–10 Инструкции о порядке формирования, ведения и хранения личных дел работников, утвержденной постановлением Минюста от 23.05.2024 № 29).