Сохранить в избранное

10 ответов на вопросы по обязательному аудиту годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2024 год

Лемеш Валентина Николаевна, доцент, кандидат экономических наук

Акцентируется внимание на субъектах хозяйствования, которые должны проводить обязательный аудит годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности (далее – БФО), сроках его проведения, а также бухгалтерского учета и налогообложения расходов на его проведение в коммерческих организациях.

1. Требования каких нормативных правовых актов следует учитывать?

При проведении обязательного аудита БФО следует учитывать требования нормативных правовых актов, основными из которых являются: НК1НПАД № 972Закон № 56-З3Закон № 57-З4Инструкция № 595Инструкция № 1026Инструкция № 417НПАД № 188.

______________________________
1 Налоговый кодекс (далее – НК).
2 Национальные правила аудиторской деятельности «Сообщение информации по вопросам аудита», утв. постановлением Минфина от 23.09.2011 № 97 (далее – НПАД № 97).
3 Закон от 12.07.2013 № 56-З «Об аудиторской деятельности» (далее – Закон № 56-З).
4 Закон от 12.07.2013 № 57-З «О бухгалтерском учете и отчетности» (далее – Закон № 57-З).
5 Инструкция о принципах осуществления Аудиторской палатой внешней оценки качества работы аудиторских организаций, аудиторов, осуществляющих деятельность в качестве индивидуальных предпринимателей, утв. постановлением Минфина от 18.10.2019 № 59 (далее – Инструкция № 59).
6 Инструкция по бухгалтерскому учету доходов и расходов, утв. постановлением Минфина от 30.09.2011 № 102 (далее – Инструкция № 102).
7 Инструкция по бухгалтерскому учету налога на добавленную стоимость, утв. постановлением Минфина от 30.06.2012 № 41 (далее – Инструкция № 41).
8 Национальные правила аудиторской деятельности «Аудиторское заключение по бухгалтерской и (или) финансовой отчетности», утв. постановлением Минфина от 28.06.2017 № 18 (далее – НПАД № 18).

2. Что понимается под обязательным аудитом?

В соответствии с п. 1 ст. 21 Закона от 12.07.2013 № 56-З аудиторские организации, аудиторы – индивидуальные предприниматели (далее – аудиторы – ИП) при осуществлении аудиторской деятельности проводят аудит БФО и оказывают иные аудиторские услуги, перечень и порядок оказания которых устанавливаются национальными правилами аудиторской деятельности (далее – НПАД).

Аудит БФО – аудиторская услуга по независимой оценке БФО аудируемого лица, в т.ч. составленной в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности и их разъяснениями (далее – МСФО) или законодательством других государств, в целях выражения аудиторского мнения о ее достоверности (абз. 3 ст. 2 Закона № 56-З).

Обязательный аудит БФО – это аудит, обязательность проведения которого установлена Законом от 12.07.2013 № 56-З «Об аудиторской деятельности» (далее – Закон № 56-З) и другими законодательными актами Республики Беларусь (п. 1 ст. 22 Закона № 56-З).

3. Какие функции у обязательного аудита

Проведение обязательного аудита является одним из инструментов обеспечения экономической безопасности в первую очередь государства. Его необходимость обусловлена обстоятельствами, которые – в целях защиты прав и законных интересов других лиц и обеспечения экономической безопасности Республики Беларусь – требуют установления повышенных гарантий достоверности БФО аудируемых лиц. Перечень основных функций обязательного аудита представлен на рисунке ниже.

 


 

Рис. Основные функции обязательного аудита

      

Справочно

Согласно абз. 2 ст. 2 Закона № 56-З, аудируемые лица – юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Республики Беларусь, их филиалы, представительства и иные обособленные подразделения, имеющие отдельный баланс, представительства иностранных и международных организаций, холдинги, простые товарищества (участники договора о совместной деятельности), ИП, иные лица, в отношении которых проводится аудит бухгалтерской и (или) финансовой отчетности и (или) оказываются иные аудиторские услуги (далее – аудиторские услуги).

Государство заинтересовано в аудите как в единственном институте независимого финансового контроля в Республике Беларусь.

4. Для кого необходим обязательный аудит

В разных странах устанавливаются различные критерии по обязательному аудиту.

На обязательность проведения влияет ряд аспектов: организационно-правовая форма; вид экономической деятельности; хозяйственные операции; объем выручки и др.

В Беларуси ежегодно проводится обязательный аудит годовой БФО, составленной в соответствии с законодательством Республики Беларусь (п. 3 ст. 22 Закона № 56-З):

  • акционерных обществ;
  • Нацбанка;
  • банков, банковских групп, банковских холдингов;
  • бирж;
  • страховых организаций, страховых брокеров;
  • резидентов ПВТ;
  • организации, осуществляющей гарантированное возмещение банковских вкладов (депозитов) физических лиц;
  • профессиональных участников рынка ценных бумаг;
  • акционерных инвестиционных фондов;
  • управляющих организаций инвестиционных фондов;
  • специальных финансовых организаций;
  • иных юридических лиц, у которых объем выручки от реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг) за предыдущий отчетный год превышает 500 000 базовых величин (на 31 декабря предыдущего отчетного года).

Справочно

Обязательный аудит ГБФО за 2024 г. необходимо провести, если на 31.12.2023 размер годовой выручки за 2023 г. превысил 500 000 БВ (абз. 13 п. 3 ст. 22 Закона № 56-З).

Однако из общего правила есть исключения. Так, не проводится обязательный аудит годовой индивидуальной и консолидированной (в случае ее составления) БФО, составленной в соответствии с законодательством:

  • юрлиц с годовой выручкой свыше 500 000 БВ, относящихся к организациям потребительской кооперации;
  • юрлиц с годовой выручкой свыше 500 000 БВ, осуществляющих производство (производство и переработку) сельхозпродукции и перешедших на применение единого налога для производителей сельхозпродукции в порядке, установленном НК;
  • крестьянских (фермерских) хозяйств (п. 5 ст. 22 Закона № 56-З).

Юрлица, указанные в абз. 2, 5–7, 9, 12 и 13 п. 3 ст. 22 Закона № 56-З, освобождаются от обязательного аудита годовой консолидированной (в случае ее составления) БФО, составленной в соответствии с законодательством, если за этот отчетный период у них проведен обязательный аудит годовой консолидированной финансовой отчетности, составленной в соответствии с МСФО (п. 6 ст. 22 Закона № 56-З).

Президентом могут быть установлены иные случаи освобождения аудируемых лиц от проведения обязательного аудита годовой БФО (п. 7 ст. 22 Закона № 56-З).

5. Кто выступает заказчиком аудиторских услуг

Оказание аудиторских услуг осуществляется на основании договора, заключенного в соответствии с требованиями Закона № 56-З и иных актов законодательства между аудиторской организацией или аудитором-ИП и заказчиком аудиторских услуг (п. 1 ст. 25 Закона № 56-З).

Заказчиками аудиторских услуг могут являться аудируемые лица, собственники имущества (учредители, участники) аудируемых лиц, а также иные заинтересованные лица, заключившие с согласия аудируемого лица (если иное не предусмотрено законодательством) с аудиторской организацией, аудитором-ИП договор оказания аудиторских услуг (абз. 8 ст. 2 Закона № 56-З).

6. Кто может оказывать услуги про обязательному аудиту МСФО

Обязательный аудит годовой финансовой отчетности, составляемой в соответствии с МСФО, проводится только аудиторскими организациями, которые соответствуют требованиям, установленным п. 4 ст. 8 Закона № 56-З:

  • наличие в штате не менее трех аудиторов, для которых эта организация является основным местом работы, имеющих специальную подготовку в области МСФО, соответствующую условиям признания такой подготовки, установленным Аудиторской палатой (АП) по согласованию с Минфином и Минобразования;
  • прохождение аудиторской организацией не реже одного раза в три года внешней оценки качества ее работы с результатом, удовлетворяющим критериям, позволяющим оказывать аудиторские услуги по проведению обязательного аудита годовой финансовой отчетности, составленной в соответствии с МСФО, согласно принципам осуществления АП внешней оценки качества работы аудиторских организаций, аудиторов-ИП, утвержденным Минфином.

Обязательный аудит за отчетный год проводится не позднее 30 июня года, следующего за отчетным. Аудиторское заключение прилагается к отчетности (п. 10 ст. 22 Закона № 56-З).

7. Какие итоговые документы по результатам аудита оформляются

Цель аудита – выразить независимое мнение о достоверности БФО. В соответствии с п. 4 НПАД № 18 по результатам аудита аудиторской организации, аудитору, осуществляющему деятельность в качестве ИП, следует сформировать аудиторское мнение относительно того, составлена ли отчетность аудируемого лица во всех существенных аспектах в соответствии с применимой основой составления и представления отчетности.

По результатам аудита аудиторской организации, аудитору-ИП следует сформировать аудиторское мнение относительно того, составлена ли отчетность аудируемого лица во всех существенных аспектах в соответствии с применимой основой составления и представления отчетности.

Аудиторское мнение предоставляется в виде аудиторского заключения, составленного в соответствии с требованиями Национальных правил аудиторской деятельности «Аудиторское заключение по бухгалтерской (финансовой) отчетности», утв. постановлением Минфина от 28.06.2017 № 18 (далее – НПАД № 18).

Наряду с заключением по результатам аудита аудиторская организация должна подготовить письменный отчет, требования к форме и содержанию которого устанавливаются Национальными правилами аудиторской деятельности «Сообщение информации по вопросам аудита», утвержденными постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 23.09.2011 № 97 (далее – НПАД № 97).

Таким образом, по результатам обязательного аудита формируются:

  • аудиторское заключение в соответствии с требованиями НПАД № 18;
  • письменный отчет в соответствии с требованиями НПАД № 97.

8. Кому предоставляется информация по итогам обязательного аудита БФО

В случае проведения обязательного аудита годовой БФО в месячный срок с даты получения аудиторского заключения, но не позднее 15 июля года, следующего за отчетным, аудируемое лицо обязано представить информацию о факте проведения обязательного аудита годовой БФО в Минфин (абз. 6 п. 2 ст. 18 Закона № 56-З).

На аудиторские организации, аудиторов-ИП возложена обязанность в случае оказания аудиторских услуг по проведению обязательного аудита годовой БФО не позднее 1 августа года, следующего за отчетным, представлять в АП перечень аудируемых лиц, которым была оказана такая услуга за отчетный год (абз. 16 п. 1 ст. 12 Закона № 56-З).

Аудируемым лицом – общественно значимой организацией годовая отчетность, составленная в соответствии с МСФО, вместе с аудиторским заключением по этой отчетности должна быть (п. 4 ст. 17 Закона № 57-З):

  • представлена в Минфин (банка – в Нацбанк) не позднее 30 июня года, следующего за отчетным;
  • размещена на сайте общественно значимой организации в глобальной компьютерной сети Интернет не позднее 31 июля года, следующего за отчетным.

9. Как отражаются расходы по обязательному аудиту БФО в бухучете

Поскольку аудиторская деятельность является предпринимательской, соответственно заказчик таких услуг несет расходы по их проведению. Для аудируемой организации (заказчика аудиторских услуг) для целей бухгалтерского учета затраты на аудиторские услуги включаются в состав управленческих расходов (п. 8 Инструкции по бухгалтерскому учету доходов и расходов, утв. постановлением Минфина от 30.09.2011 № 102 (далее – Инструкция № 102)).

К управленческим расходам относятся (п. 10 Инструкции № 102):

  • в организации, осуществляющей промышленную и иную производственную деятельность, – условно-постоянные косвенные затраты, связанные с управлением организацией, учитываемые на счете 26 «Общехозяйственные затраты» и списываемые в полной сумме при определении финансовых результатов в Д-т счета 90 «Доходы и расходы по текущей деятельности» (субсчет 90-5 «Управленческие расходы»), за исключением случаев, установленных законодательством;
  • в организации, осуществляющей торговую, торгово-производственную деятельность, – расходы, связанные с управлением организацией, учитываемые на счете 44 «Расходы на реализацию» и списываемые в полной сумме при определении финансовых результатов в Д-т счета 90 «Доходы и расходы по текущей деятельности» (субсчет 90-5 «Управленческие расходы»);
  • в организации – профессиональном участнике рынка ценных бумаг – расходы на осуществление текущей деятельности.

Если исполнитель по договору на обязательный аудит является плательщиком НДС, то в сумме, предъявленной к оплате, включен НДС.

Причитающиеся к оплате, оплаченные организацией суммы НДС на сумму НДС по приобретенным товарам, работам, услугам у продавцов, являющихся плательщиками НДС на территории Республики Беларусь делается запись по Д-ту счета 18 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным товарам, работам, услугам» и К-ту счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» (абз. 4 п. 2 Инструкции по бухгалтерскому учету налога на добавленную стоимость, утв. постановлением Минфина от 30.06.2012 № 41 (далее – Инструкция № 41)).

Суммы НДС, подлежащие вычету в соответствии с законодательством, отражаются по Д-ту счета 68 «Расчеты по налогам и сборам» и К-ту счета 18 (п. 4 Инструкции № 41).

10. Как учитываются расходы по обязательному аудиту БФО в налоговом учете

Затратами, учитываемыми при налогообложении прибыли, признаются экономически обоснованные затраты, связанные с производством и (или) реализацией товаров (работ, услуг), имущественных прав, определяемые на основании документов бухгалтерского учета (при необходимости посредством проведения расчетных корректировок к данным бухгалтерского учета в рамках ведения налогового учета), если иное не установлено НК и (или) законодательством (п. 1 ст. 169 НК).

К затратам, учитываемым при налогообложении, относятся:

  • затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав;
  • нормируемые затраты.

Затраты по производству и реализации представляют собой стоимостную оценку использованных в процессе производства и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных средств, нематериальных активов, трудовых ресурсов и иных расходов на их производство и реализацию, отражаемых в бухгалтерском учете (п. 1 ст. 170 НК).

Для целей налогового учета при исчислении налога на прибыль стоимость обязательного аудита включается в затраты, учитываемые при налогообложении прибыли (п. 1 ст. 170 НК).

Предъявленные суммы НДС по аудиторским услугам принимаются к вычету в общеустановленном порядке (подп. 1.1 ст. 132, п. 5 ст. 132, п. 4 ст. 132 НК).

 

 

Материал подготовлен с использованием нормативных правовых актов по состоянию на 8 марта 2025 г.


Сохранить в избранное
Читайте также в разделе
Вам будет интересно
Заключение соглашения о сотрудничестве между банком Республики Беларусь и страховой компанией
Сафаревич Денис Захарович, юрист

Вопрос: 

Банк Республики Беларусь планирует заключить со страховой компанией соглашение о сотрудничестве, согласно которому страховая компания приобретает облигации банка, а банк обязуется кредитовать клиентов страховой компании по сниженным процентным ставкам. Соответствует ли законодательству заключение данного соглашения между банком Республики Беларусь и страховой компанией?

Читать подробнее
Видео
Здравствуйте, данный браузер не поддерживается нашей системой, для продолжения работы воспользуйтесь другим браузером.