Закладки

Официальная правовая информация
Информационно-поисковая система ”ЭТАЛОН-ONLINE“, 20.04.2024
Национальный центр правовой информации Республики Беларусь

ПОСТАНОВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ФИНАНСОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

18 октября 2019 г. № 59

Об оценке качества работы аудиторских организаций, аудиторов, осуществляющих деятельность в качестве индивидуальных предпринимателей, аудиторов

Изменения и дополнения:

Постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 14 января 2021 г. № 6 (зарегистрировано в Национальном реестре - № 8/36341 от 12.02.2021 г.);

Постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 31 декабря 2021 г. № 78 (зарегистрировано в Национальном реестре - № 8/37686 от 09.03.2022 г.);

Постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 16 ноября 2023 г. № 68 (зарегистрировано в Национальном реестре - № 8/41092 от 30.01.2024 г.)

 

На основании абзаца третьего части первой пункта 5 статьи 5, части первой пункта 3 статьи 29 Закона Республики Беларусь от 12 июля 2013 г. № 56-З «Об аудиторской деятельности» и пункта 10 Положения о Министерстве финансов Республики Беларусь, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31 октября 2001 г. № 1585, Министерство финансов Республики Беларусь ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить Инструкцию о принципах осуществления Аудиторской палатой внешней оценки качества работы аудиторских организаций, аудиторов, осуществляющих деятельность в качестве индивидуальных предпринимателей (прилагается).

2. Внести в постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 23 января 2002 г. № 8 «Об утверждении национальных правил аудиторской деятельности» следующие изменения:

преамбулу, пункты 1 и 2 изложить в следующей редакции:

«На основании абзаца третьего части первой пункта 5 статьи 5 Закона Республики Беларусь от 12 июля 2013 г. № 56-З «Об аудиторской деятельности», пункта 10 Положения о Министерстве финансов Республики Беларусь, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31 октября 2001 г. № 1585, Министерство финансов Республики Беларусь ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить национальные правила аудиторской деятельности «Внутренняя оценка качества работы аудиторов» (прилагаются).

2. Утвердить национальные правила аудиторской деятельности «Аудиторское заключение по специальному аудиторскому заданию» (прилагаются).»;

в национальных правилах аудиторской деятельности «Внутренний контроль качества работы аудиторов», утвержденных этим постановлением:

в названии слова «Внутренний контроль» заменить словами «Внутренняя оценка»;

в пункте 1 слова «Правила» и «внутренний контроль» заменить соответственно словами «национальные правила» и «внутренняя оценка»;

пункт 3 изложить в следующей редакции:

«3. Для целей настоящих национальных правил применяются следующие термины и их определения:

диагностический отчет – документ, подготовленный экспертом по внутренней оценке по результатам проведения диагностической оценки организации системы внутренней оценки качества и эффективности ее функционирования;

диагностическая оценка системы внутренней оценки качества – совокупность методик и процедур, проводимых экспертом по внутренней оценке при осуществлении им внутренней оценки качества работы аудиторов аудиторской организации для оценки организации системы внутренней оценки качества и эффективности ее функционирования и подготовки диагностического отчета;

документ, подтверждающий проведенный обзор системы внутренней оценки качества в рамках международной сети аудиторских организаций, – документ, содержащий подтверждение международной сети, в которую входит аудиторская организация, о надлежащей организации у этой аудиторской организации системы внутренней оценки качества и эффективности ее функционирования;

международная сеть аудиторских организаций – объединение аудиторских организаций, являющееся членом Форума компаний Международной федерации бухгалтеров;

партнер по заданию – руководитель аудиторской организации и (или) его заместитель и (или) аудитор аудиторской организации, уполномоченные подписывать аудиторское заключение по аудиторскому заданию и (или) отчет по результатам выполнения аудиторского задания, аудитор – индивидуальный предприниматель, которые несут ответственность за правильность выполнения аудиторского задания;

руководитель аудита – аудитор, на которого возложена основная ответственность за проведение аудита бухгалтерской и (или) финансовой отчетности или выполнение специального аудиторского задания (далее – аудит) и оказание иных аудиторских услуг;

эксперт по внутренней оценке – лицо, обладающее специальными навыками, знаниями и опытом, привлекаемое аудиторской организацией для осуществления внутренней оценки качества работы аудиторов аудиторской организации.»;

пункт 5 изложить в следующей редакции:

«5. Аудиторские организации в соответствии с национальными правилами аудиторской деятельности «Требования, предъявляемые к внутренним правилам аудиторской деятельности аудиторской организации или аудитора – индивидуального предпринимателя», утвержденными постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 16 января 2003 г. № 4, и настоящими национальными правилами разрабатывают внутренние правила аудиторской деятельности аудиторской организации, в соответствии с которыми аудиторской организацией осуществляется внутренняя оценка качества (далее – внутренние правила оценки качества).»;

в названии главы 2 слово «контроля» заменить словом «оценки»;

пункты 6 и 7 изложить в следующей редакции:

«6. Аудиторской организации следует определить совокупность организационных мер, методик и конкретных процедур внутренней оценки качества (далее – процедуры оценки), направленных на то, чтобы обеспечить качество оказания аудиторских услуг в соответствии с законодательством об аудиторской деятельности.

7. Внутренние правила оценки качества должны содержать описание элементов системы внутренней оценки качества и процедуры оценки, которые следует применять в рамках всей деятельности аудиторской организации.»;

в пункте 8:

в абзаце первом слова «внутреннего контроля» заменить словами «внутренней оценки»;

в абзаце восьмом слова «контрольных процедур» заменить словами «процедур оценки»;

в пункте 9:

в абзаце первом части первой слова «внутреннего контроля» и «контрольных процедур» заменить соответственно словами «внутренней оценки» и «процедур оценки»;

в части второй слова «контрольных процедур» и «внутреннего контроля» заменить соответственно словами «процедур оценки» и «внутренней оценки»;

в пункте 10 слова «контрольные процедуры», «контрольных процедур» и «внутреннего контроля» заменить соответственно словами «процедуры оценки», «процедур оценки» и «внутренней оценки»;

в пункте 11 слова «контроля», «контрольных процедур» и «контрольные процедуры» заменить соответственно словами «оценки», «процедур оценки» и «процедуры оценки»;

в пункте 12 слова «контрольные процедуры» заменить словами «процедуры оценки»;

в абзацах третьем и пятом пункта 17 слова «бухгалтерской (финансовой)» заменить словами «бухгалтерской и (или) финансовой»;

в пункте 18 слова «внутреннему контролю» и «контрольные процедуры» заменить соответственно словами «внутренней оценке» и «процедуры оценки»;

в части первой, абзацах первом, втором, четвертом и пятом части второй пункта 19 слова «контрольные процедуры» заменить словами «процедуры оценки» в соответствующем падеже;

дополнить национальные правила пунктами 20–26 следующего содержания:

«20. Аудиторская организация при необходимости может проводить диагностическую оценку системы внутренней оценки качества с привлечением экспертов по внутренней оценке.

21. Привлекаемый аудиторской организацией эксперт по внутренней оценке должен обладать уровнем знаний и опытом, достаточным для осуществления внутренней оценки качества, и соответствовать следующим требованиям:

наличие квалификационного аттестата аудитора, выданного Министерством финансов, не менее пяти лет;

наличие опыта работы в аудиторской организации в качестве партнера по заданию при оказании аудиторских услуг не менее трех лет;

членство в Аудиторской палате (личное либо организации, работником которой он является);

соблюдение принципа независимости и конфиденциальности.

Аудиторской организацией, привлекающей эксперта по внутренней оценке, могут устанавливаться дополнительные требования к такому эксперту.

22. Диагностическая оценка системы внутренней оценки качества проводится:

на уровне аудиторской организации;

на уровне аудиторского задания.

Требования к форме и содержанию диагностического отчета устанавливаются Аудиторской палатой, при этом диагностический отчет должен как минимум включать описание обнаруженных у аудиторской организации недостатков системы внутренней оценки качества и способы их устранения или однозначное заявление эксперта по внутренней оценке об отсутствии недостатков системы внутренней оценки качества.

23. Эксперт по внутренней оценке, подготовивший диагностический отчет, не отвечает за эффективность функционирования системы внутренней оценки качества аудиторской организации и результаты осуществляемой Аудиторской палатой внешней оценки качества работы аудиторской организации (далее – внешняя оценка).

Условия, процедуры и сроки проведения диагностической оценки системы внутренней оценки качества определяются договором оказания аудиторских услуг, заключенным между экспертом по внутренней оценке или организацией, работником которой является этот эксперт, и аудиторской организацией.

24. Если аудиторская организация входит в международную сеть аудиторских организаций и в случае если в рамках этой сети проведен обзор системы внутренней оценки качества, то документ, подтверждающий проведение этого обзора, должен как минимум содержать:

указание проверяемого международной сетью аудиторских организаций периода;

описание недостатков системы внутренней оценки качества и способы их устранения или однозначное заявление об отсутствии таких недостатков;

дату составления, фамилию, собственное имя, должность, адрес электронной почты и номер рабочего телефона лица, проводившего обзор системы внутренней оценки качества в рамках международной сети аудиторских организаций.

25. Диагностический отчет и (или) документ, подтверждающий проведенный обзор системы внутренней оценки качества в рамках международной сети аудиторских организаций, при их наличии, представляются Аудиторской палате при осуществлении ею внешней оценки. При этом должны выполняться следующие условия:

с даты выдачи диагностического отчета прошло не более шести месяцев;

диагностическая оценка или проведенный в рамках международной сети аудиторских организаций обзор охватывает период, подлежащий внешней оценке;

документ, подтверждающий проведенный обзор системы внутренней оценки в рамках международной сети аудиторских организаций, содержит:

описание недостатков системы внутренней оценки и способы их устранения или однозначное заявление об отсутствии таких недостатков;

дату составления, фамилию, собственное имя, должность, адрес электронной почты и номер рабочего телефона лица, проводившего обзор системы внутренней оценки в рамках международной сети аудиторских организаций.

Диагностический отчет и (или) документ, подтверждающий проведенный обзор системы внутренней оценки качества в рамках международной сети аудиторских организаций, обязательно представляются в Аудиторскую палату для осуществления внешней оценки по заявлению аудиторской организации, аудитора – индивидуального предпринимателя.

26. Проведенные диагностическая оценка системы внутренней оценки и (или) обзор системы внутренней оценки в рамках международной сети аудиторских организаций не заменяют и не являются подтверждением прохождения аудиторской организацией внешней оценки, осуществляемой Аудиторской палатой.»;

в приложении к этим национальным правилам:

в грифе приложения слова «Внутренний контроль» заменить словами «Внутренняя оценка»;

название изложить в следующей редакции:

«ПЕРЕЧЕНЬ основных процедур оценки, соответствующих элементам системы внутренней оценки качества»;

в пункте 1:

в подпункте 1.1 слова «контрольных процедур» заменить словами «процедур оценки»;

в подпункте 1.3 слова «бухгалтерской (финансовой)» заменить словами «бухгалтерской и (или) финансовой»;

в абзаце пятом подпункта 2.6 пункта 2 и абзаце втором подпункта 5.1 пункта 5 слова «бухгалтерской (финансовой)» заменить словами «бухгалтерской и (или) финансовой»;

в пункте 4:

в подпункте 4.2 слова «последовательного контроля» и «контроль» заменить соответственно словами «последовательной оценки» и «оценку»;

в абзаце третьем подпункта 4.3 слова «внутреннего контроля» заменить словами «внутренней оценки»;

в пункте 7:

в абзаце первом слова «контрольных процедур» заменить словами «процедур оценки»;

в абзацах втором–четвертом подпункта 7.1 слова «контрольных процедур» заменить словами «процедур оценки»;

в подпункте 7.2 слова «внутреннего контроля» заменить словами «внутренней оценки»;

в национальных правилах аудиторской деятельности «Аудиторское заключение по специальному аудиторскому заданию», утвержденных этим постановлением:

по тексту национальных правил и приложений к ним слова «бухгалтерская (финансовая)» заменить словами «бухгалтерская и (или) финансовая» в соответствующем падеже;

в пункте 1, абзаце первом пункта 2, абзаце первом пункта 3 и пункте 13 слово «Правила» заменить словами «национальные правила» в соответствующем падеже;

пункт 4 дополнить частью следующего содержания:

«Специальное аудиторское задание также может выдаваться на:

независимую оценку деятельности юридических лиц (индивидуальных предпринимателей) при их ликвидации (прекращении деятельности);

внутреннюю оценку качества работы аудиторской организации, аудитора;

оценку эффективности функционирования систем внутреннего контроля аудируемого лица.»;

из пунктов 5, 25 и части первой пункта 26 слова «Республики Беларусь» исключить;

в пункте 7:

часть первую после слова «должна» дополнить словами «, если иное не установлено законодательством,»;

в абзаце четвертом части второй слово «Правил» заменить словами «национальных правил».

3. Настоящее постановление вступает в силу после его официального опубликования.

 

Первый заместитель Министра

Ю.М.Селиверстов

 

 

УТВЕРЖДЕНО

Постановление
Министерства финансов
Республики Беларусь
18.10.2019 № 59

ИНСТРУКЦИЯ
о принципах осуществления Аудиторской палатой внешней оценки качества работы аудиторских организаций, аудиторов, осуществляющих деятельность в качестве индивидуальных предпринимателей

ГЛАВА 1
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. Настоящая Инструкция устанавливает принципы осуществления Аудиторской палатой внешней оценки качества работы аудиторских организаций, аудиторов, осуществляющих деятельность в качестве индивидуальных предпринимателей (далее – аудитор – индивидуальный предприниматель).

2. Для целей настоящей Инструкции применяются следующие основные термины и их определения:

специалист по внешней оценке – аудитор, являющийся работником Аудиторской палаты и членом специализированного органа Аудиторской палаты, осуществляющего внешнюю оценку качества работы аудиторских организаций, аудиторов – индивидуальных предпринимателей (далее, если не указано иное, – внешняя оценка), или привлеченный по решению правления Аудиторской палаты для проведения этой оценки аудитор, являющийся работником аудиторской организации, аудитора – индивидуального предпринимателя, аудитор – индивидуальный предприниматель;

внешняя оценка – инспектирование специалистами по внешней оценке аудиторского задания, выполненного аудиторской организацией, аудитором – индивидуальным предпринимателем, системы внутренней оценки качества работы аудиторов (далее – внутренняя оценка), организованной аудиторской организацией, аудитором – индивидуальным предпринимателем, иных вопросов, связанных с осуществлением аудиторской деятельности, для оценки соблюдения аудиторской организацией, аудитором – индивидуальным предпринимателем законодательства об аудиторской деятельности;

инспектирование – процедуры, предназначенные для получения доказательств соблюдения аудиторскими организациями, аудиторами – индивидуальными предпринимателями законодательства об аудиторской деятельности;

эксперт – лицо, обладающее специальными навыками, знаниями и опытом по отдельным вопросам, привлекаемое Аудиторской палатой с целью получения доказательного материала, обосновывающего и подтверждающего выводы, сделанные аудиторской организацией, аудитором – индивидуальным предпринимателем.

Иные термины и их определения, применяемые в настоящей Инструкции, используются в значениях, установленных Законом Республики Беларусь «Об аудиторской деятельности» и национальными правилами аудиторской деятельности.

ГЛАВА 2
ПРИНЦИПЫ ВНЕШНЕЙ ОЦЕНКИ

3. Внешняя оценка осуществляется Аудиторской палатой в соответствии с правилами Аудиторской палаты по внешней оценке качества работы аудиторских организаций, аудиторов – индивидуальных предпринимателей (далее – правила Аудиторской палаты по внешней оценке), основанных на принципах внешней оценки, установленных настоящей Инструкцией.

4. Принципами внешней оценки являются:

достижение целей внешней оценки;

обеспеченность внешней оценки финансовыми, материальными и трудовыми ресурсами;

независимость и конфиденциальность внешней оценки;

обоснованность осуществления внешней оценки;

применение надлежащих видов осуществления внешней оценки;

должное планирование внешней оценки;

обеспечение надлежащего уровня профессиональной компетентности специалистов по внешней оценке, прозрачности процедуры их назначения для проведения внешней оценки (далее – обеспеченность специалистами по внешней оценке);

должное наблюдение за осуществлением внешней оценки;

надлежащее документирование осуществления внешней оценки;

итоговая оценка результатов внешней оценки и их публичность;

обеспечение применения мер воздействия к аудиторской организации, аудитору – индивидуальному предпринимателю.

ГЛАВА 3
ПРИНЦИП ДОСТИЖЕНИЯ ЦЕЛЕЙ ВНЕШНЕЙ ОЦЕНКИ

5. Деятельность Аудиторской палаты в области осуществления внешней оценки направлена на обеспечение надлежащего качества оказываемых аудиторской организацией, аудитором – индивидуальным предпринимателем аудиторских услуг, выявление рисков аудиторской деятельности и уменьшение их влияния на качество аудиторских услуг, содействие обеспечению надежности бухгалтерской и (или) финансовой отчетности (далее – отчетность).

6. Достижение целей внешней оценки осуществляется путем:

оценки соответствия законодательству об аудиторской деятельности аудиторских процедур, проводимых аудиторской организацией, аудитором – индивидуальным предпринимателем в ходе выполнения аудиторских заданий, обоснованности сформированных аудиторской организацией, аудитором – индивидуальным предпринимателем выводов и выраженного в аудиторском заключении аудиторского мнения на основании рабочей документации аудиторской организации, аудитора – индивидуального предпринимателя, а также правильности и обоснованности подготовленных по результатам выполнения аудиторских заданий итоговых документов;

анализа соблюдения аудиторской организацией, аудитором – индивидуальным предпринимателем внутренних правил аудиторской деятельности, принятых Аудиторской палатой по согласованию с Министерством финансов;

анализа соответствия внутренней оценки, осуществляемой аудиторской организацией, аудитором – индивидуальным предпринимателем в соответствии с установленными ими внутренними правилами аудиторской деятельности, требованиям законодательства об аудиторской деятельности;

анализа соблюдения аудиторской организацией, аудитором – индивидуальным предпринимателем обязанностей членов Аудиторской палаты, предусмотренных законодательством об аудиторской деятельности, соглашением о соблюдении принципов, правил и стандартов аудиторской деятельности (далее – обязанности членов Аудиторской палаты);

рассмотрения иных вопросов, связанных с осуществлением аудиторской организацией, аудитором – индивидуальным предпринимателем аудиторской деятельности.

ГЛАВА 4
ПРИНЦИП ОБЕСПЕЧЕННОСТИ ВНЕШНЕЙ ОЦЕНКИ ФИНАНСОВЫМИ, МАТЕРИАЛЬНЫМИ И ТРУДОВЫМИ РЕСУРСАМИ

7. Аудиторская палата обеспечивает финансовые, материальные и трудовые ресурсы, необходимые для осуществления внешней оценки, за счет источников, не запрещенных законодательством.

8. Аудиторская палата планирует осуществление внешней оценки с учетом сметы на содержание Аудиторской палаты на соответствующий календарный год.

ГЛАВА 5
ПРИНЦИП НЕЗАВИСИМОСТИ И КОНФИДЕНЦИАЛЬНОСТИ ВНЕШНЕЙ ОЦЕНКИ

9. Специалист по внешней оценке обязан соблюдать правила этики аудиторов и принимать меры по предотвращению конфликта интересов между ним и аудиторскими организациями, аудиторами – индивидуальными предпринимателями, внешняя оценка которых осуществляется.

Специалист по внешней оценке не может привлекаться для осуществления внешней оценки, если до или в процессе осуществления внешней оценки между ним и (или) руководством аудиторской организации, работником которой он является, и аудиторскими организациями, аудиторами – индивидуальными предпринимателями, внешняя оценка которых осуществляется, выявлены отношения, которые способны оказать влияние на результаты внешней оценки. Специалист по внешней оценке обязан предпринять все меры для своевременного информирования о таких отношениях правления Аудиторской палаты либо отказаться от участия в осуществлении внешней оценки.

10. Специалисты по внешней оценке, включенные в состав рабочей группы по внешней оценке, обязаны соблюдать конфиденциальность в отношении любой полученной в ходе внешней оценки информации.

11. Специалисты по внешней оценке, включенные в состав рабочей группы по внешней оценке, заключают с аудиторской организацией, аудитором – индивидуальным предпринимателем, внешняя оценка которых осуществляется, и Аудиторской палатой соглашение о конфиденциальности, форма и существенные условия которого устанавливаются Аудиторской палатой, предусматривающее в том числе ответственность специалиста по внешней оценке за несоблюдение им условий данного соглашения.

В случае разглашения специалистом по внешней оценке информации, полученной в ходе внешней оценки, Аудиторская палата применяет к такому специалисту по внешней оценке меры воздействия в соответствии с правилами Аудиторской палаты по внешней оценке.

ГЛАВА 6
ПРИНЦИП ОБОСНОВАННОСТИ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ВНЕШНЕЙ ОЦЕНКИ

12. Обоснованность осуществления внешней оценки базируется на принципах плановости и внеплановости.

13. Принцип плановости заключается в осуществлении обязательной полной (комплексной) внешней оценки (далее – плановая внешняя оценка) аудиторских организаций, аудиторов – индивидуальных предпринимателей, начиная с календарного года, следующего за годом включения сведений об аудиторской организации, аудиторе – индивидуальном предпринимателе в реестр аудиторов, аудиторов – индивидуальных предпринимателей, аудиторских организаций (далее – аудиторский реестр), на основе риск-ориентированного подхода, но не реже одного раза в период, установленный абзацем третьим пункта 4 статьи 8 Закона Республики Беларусь «Об аудиторской деятельности» и правилами Аудиторской палаты по внешней оценке.

Исчисление периода первичной плановой внешней оценки для аудиторской организации, аудитора – индивидуального предпринимателя начинается с даты, следующей за датой включения сведений об аудиторской организации, аудиторе – индивидуальном предпринимателе в аудиторский реестр, а исчисление периода каждой последующей плановой внешней оценки – с даты, следующей за датой выдачи Аудиторской палатой заключения о качестве работы аудиторской организации, аудитора – индивидуального предпринимателя (далее, если не указано иное, – заключение о качестве работы), подготовленного по результатам плановой или внеплановой полной (комплексной) внешней оценки.

14. Плановые внешние оценки осуществляются в соответствии с графиком проведения внешних оценок, который в части плановых внешних оценок формируется исходя из риск-ориентированного подхода.

15. Принцип внеплановости заключается в осуществлении внеплановой внешней оценки аудиторских организаций, аудиторов – индивидуальных предпринимателей:

по представлениям, вносимым Национальным банком и (или) Министерством финансов;

по инициативе Аудиторской палаты;

по заявлению аудиторской организации, аудитора – индивидуального предпринимателя.

Проведение внеплановой внешней оценки (за исключением проведения внеплановой полной (комплексной) внешней оценки) не освобождает от проведения плановой внешней оценки.

ГЛАВА 7
ПРИНЦИП ПРИМЕНЕНИЯ НАДЛЕЖАЩИХ ВИДОВ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ВНЕШНЕЙ ОЦЕНКИ

16. Внешняя оценка осуществляется с применением следующих видов:

полной (комплексной) оценки;

тематической оценки;

мониторинга системы внутренней оценки.

17. Полная (комплексная) внешняя оценка включает оценку всех элементов системы внутренней оценки аудиторской организации, аудитора – индивидуального предпринимателя и отобранных аудиторских заданий, выполненных аудиторской организацией, аудитором – индивидуальным предпринимателем.

18. Тематическая внешняя оценка включает оценку отдельных элементов системы внутренней оценки аудиторской организации, аудитора – индивидуального предпринимателя и (или) отобранных аудиторских заданий, выполненных аудиторской организацией, аудитором – индивидуальным предпринимателем.

Путем проведения тематической внешней оценки также может осуществляться оценка устранения аудиторской организацией, аудитором – индивидуальным предпринимателем нарушений, выявленных в ходе внешней оценки и изложенных в отчете по результатам проведения внешней оценки аудиторской организации, аудитора – индивидуального предпринимателя (далее – отчет по результатам внешней оценки).

19. В ходе мониторинга системы внутренней оценки проводится анализ соответствия системы внутренней оценки законодательству об аудиторской деятельности на основе сведений, представляемых аудиторской организацией, аудитором – индивидуальным предпринимателем Аудиторской палате о системе внутренней оценки в виде самооценки члена Аудиторской палаты по форме, установленной Аудиторской палатой (далее – форма самооценки).

20. Продолжительность полной (комплексной) внешней оценки определяется с учетом объемов деятельности аудиторской организации, аудитора – индивидуального предпринимателя и не может превышать 20 рабочих дней.

Продолжительность тематической внешней оценки не может превышать 5 рабочих дней.

Продолжительность мониторинга системы внутренней оценки не может превышать 30 рабочих дней.

По решению Аудиторской палаты проведение внешней оценки может быть однократно продлено, но не более чем на 15 рабочих дней, при наличии значительного объема документов, подлежащих внешней оценке, а также при необходимости проведения значительного количества дополнительных процедур внешней оценки.

21. Исходя из характера рисков, выявленных в ходе тематической внешней оценки или мониторинга системы внутренней оценки, и возможного негативного их влияния на качество аудиторских услуг, Аудиторской палатой, помимо применения мер воздействия, может быть принято решение о проведении полной (комплексной) внешней оценки.

ГЛАВА 8
ПРИНЦИП ДОЛЖНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ ВНЕШНЕЙ ОЦЕНКИ

22. Аудиторская палата планирует свою работу в целях обеспечения эффективности проведения внешней оценки путем составления графика проведения внешних оценок.

23. В графике проведения внешних оценок на год определяются:

количество внешних оценок;

основания проведения внешних оценок;

количество аудиторов, планируемых к привлечению в качестве специалистов по внешней оценке;

планируемые даты начала и периоды проведения внешних оценок.

Информация, указанная в части первой настоящего пункта, является открытой и общедоступной и размещается Аудиторской палатой на своем официальном сайте в глобальной компьютерной сети Интернет не позднее 30 ноября года, предшествующего году проведения внешних оценок.

В целях настоящей Инструкции под годом проведения внешних оценок понимается год, начинающийся с 1 апреля года, следующего за годом составления графика проведения внешних оценок.

24. Процесс планирования внешней оценки неотделим от процесса осуществления внешней оценки и включает:

проведение предварительного анализа;

составление плана внешней оценки;

выполнение процедур внешней оценки.

25. В рамках проведения предварительного анализа Аудиторской палатой анализируется следующая информация:

общедоступная информация о деятельности аудиторской организации, аудитора – индивидуального предпринимателя;

результаты проведения мероприятий по сбору информации, включая запросы в государственные органы или органы государственного управления, опрос заказчиков аудиторских услуг, аудируемых лиц (в случае необходимости);

результаты опроса работников аудиторских организаций, аудиторов – индивидуальных предпринимателей (в случае необходимости);

документация и информация, представляемая Аудиторской палате аудиторской организацией, аудитором – индивидуальным предпринимателем при включении сведений о них в аудиторский реестр и (или) внесении изменений (дополнений) в сведения, содержащиеся в аудиторском реестре;

формы самооценки, ежегодно представляемые аудиторской организацией, аудитором – индивидуальным предпринимателем Аудиторской палате не позднее 30 сентября;

информация о выполненных аудиторских заданиях, ежегодно представляемая аудиторской организацией, аудитором – индивидуальным предпринимателем Аудиторской палате не позднее 1 августа по форме, установленной Аудиторской палатой;

диагностический отчет или документ, подтверждающий проведенный обзор системы внутренней оценки объединением аудиторских организаций, являющимся членом Форума компаний Международной федерации бухгалтеров (при наличии);

иная поступающая в Аудиторскую палату информация о ее членах.

26. Аудиторская палата с учетом риск-ориентированного подхода не позднее 31 декабря года, предшествующего году проведения внешних оценок, определяет:

аудиторские организации, аудиторов – индивидуальных предпринимателей, внешняя оценка которых будет проводиться по графику проведения внешних оценок;

аудиторские задания для внешней оценки;

виды осуществления внешней оценки в отношении аудиторских организаций, аудиторов – индивидуальных предпринимателей, отобранных для проведения внешней оценки;

требования к специалистам по внешней оценке;

состав рабочей группы по внешней оценке и распределение обязанностей между членами этой группы;

срок проведения, период, подлежащий внешней оценке, предмет и объем внешней оценки.

Информация, указанная в части первой настоящего пункта, включается в график проведения внешних оценок в качестве информации, не являющейся открытой и общедоступной, и может изменяться Аудиторской палатой.

Риск-ориентированный подход предполагает отбор аудиторских организаций, аудиторов – индивидуальных предпринимателей, подлежащих внешней оценке, на основе критериев оценки степени риска, установленных правилами Аудиторской палаты по внешней оценке с учетом следующих факторов:

количество аудируемых лиц, относящихся к общественно значимым организациям и (или) соответствующих критериям значимости, установленным правилами Аудиторской палаты по внешней оценке, приходящихся на одного аудитора, участвующего в осуществлении аудиторской деятельности в качестве работника аудиторской организации, аудитора – индивидуального предпринимателя;

случаи банкротства общественно значимых организаций, в отношении которых оказаны аудиторские услуги;

количество аудиторских заданий по проведению аудита отчетности, составленной в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности и их Разъяснениями (далее – МСФО), приходящихся на одного аудитора, участвующего в осуществлении аудиторской деятельности в качестве работника аудиторской организации, аудитора – индивидуального предпринимателя и имеющего специальную подготовку в области МСФО;

оказание аудиторской организацией, аудитором – индивидуальным предпринимателем иных аудиторских и (или) профессиональных услуг организации, аудит отчетности которой проводится этими аудиторской организацией или аудитором – индивидуальным предпринимателем, которые могут привести к угрозе нарушения принципов независимости, честности и объективности в соответствии с этическими требованиями;

результаты предыдущих плановых или внеплановых полных (комплексных) внешних оценок;

неисполнение или несвоевременное исполнение указаний об устранении нарушений, определенных в решении о применении мер воздействия по результатам последней по времени внешней оценки;

нарушения и (или) наличие информации об угрозах нарушения принципов профессиональной этики;

нарушения законодательства о предотвращении легализации доходов, полученных преступным путем, финансирования террористической деятельности и финансирования распространения оружия массового поражения;

обращения, в том числе заявления, жалобы на действия аудиторской организации, аудитора – индивидуального предпринимателя, поступившие в Аудиторскую палату, носящие объективный характер и касающиеся качества оказываемых аудиторских услуг;

наличие в составе учредителей (участников) аудиторской организации физических лиц, являющихся иностранными гражданами или лицами без гражданства, не получившими разрешение на постоянное проживание в Республике Беларусь, и (или) иностранных юридических лиц и (или) физических лиц, не имеющих квалификационного аттестата аудитора, выданного Министерством финансов;

отказ аудиторской организации, аудитора – индивидуального предпринимателя от участия в осуществлении Аудиторской палатой внешней оценки;

результаты предварительного анализа;

другие факторы, установленные правилами Аудиторской палаты по внешней оценке.

27. Аудиторские организации, аудиторы – индивидуальные предприниматели, внешняя оценка которых будет осуществляться, а также специалисты по внешней оценке информируются Аудиторской палатой письмом-уведомлением о сроках проведения внешней оценки, периоде, подлежащем внешней оценке, основании и виде внешней оценки, специалистах по внешней оценке, включенных в состав рабочей группы по внешней оценке.

Письмо-уведомление направляется аудиторской организации, аудитору – индивидуальному предпринимателю не менее чем за 90 календарных дней до даты начала плановой внешней оценки и не менее чем за 30 календарных дней до начала внеплановой внешней оценки.

28. План внешней оценки составляется руководителем рабочей группы по внешней оценке до начала внешней оценки с учетом информации, полученной и сформированной по результатам проведенного предварительного анализа.

29. План внешней оценки включает:

указание объема внешней оценки;

программу внешней оценки.

Объем внешней оценки определяется перечнем и характером процедур внешней оценки, которые необходимо провести для достижения цели внешней оценки в конкретных обстоятельствах.

Программа внешней оценки содержит:

указание вида осуществления внешней оценки;

наименование члена Аудиторской палаты, внешняя оценка которого будет проводиться;

период, подлежащий внешней оценке;

перечень вопросов, подлежащих изучению в ходе внешней оценки.

30. В план внешней оценки включается не менее трех аудиторских заданий, выполненных в периоде, подлежащем внешней оценке, отобранных на основании информации о выполненных аудиторских заданиях, полученной в рамках проведения предварительного анализа.

В ходе внешней оценки Аудиторская палата может отобрать дополнительную рабочую документацию аудиторской организации, аудитора – индивидуального предпринимателя и (или) дополнительные аудиторские задания.

31. Выполнение процедур внешней оценки должно обеспечить получение разумной уверенности в отношении качества оказываемых аудиторских услуг:

на уровне аудиторской организации, аудитора – индивидуального предпринимателя;

на уровне аудиторского задания.

32. Продолжительность выполнения процедур внешней оценки, проводимых в отношении аудиторской организации, зависит от количества руководителей заданий, объема оказанных аудиторских услуг и рисков, выявленных на основе информации, полученной и сформированной по результатам проведенного Аудиторской палатой предварительного анализа, но не должна превышать сроки, установленные пунктом 20 настоящей Инструкции.

33. Аудиторская палата правомочна на любом этапе осуществления внешней оценки привлекать для участия в ней дополнительных специалистов по внешней оценке, а также экспертов для рассмотрения отдельных вопросов.

34. В ходе внешней оценки осуществляется:

оценка внутренних правил аудиторской деятельности аудиторской организации, аудитора – индивидуального предпринимателя и их соблюдения;

анализ организации и эффективности функционирования системы внутренней оценки;

оценка рабочей документации аудиторской организации, аудитора – индивидуального предпринимателя и итоговых документов, подготовленных по результатам выполнения конкретных аудиторских заданий;

оценка полноты, достоверности и своевременности предоставления в Аудиторскую палату информации и сведений в соответствии с установленными законодательством об аудиторской деятельности требованиями;

оценка соблюдения аудиторской организацией, аудитором – индивидуальным предпринимателем обязанностей членов Аудиторской палаты;

анализ иных вопросов, связанных с осуществлением аудиторской организацией, аудитором – индивидуальным предпринимателем аудиторской деятельности.

35. При проведении внешней оценки должны быть получены надлежащие доказательства, используемые при формировании выводов по результатам внешней оценки, путем выполнения следующих процедур:

инспектирование документации;

наблюдение;

опрос;

подтверждение;

пересчет;

оценка соблюдения правил внутренней оценки на уровне аудиторской организации, аудитора – индивидуального предпринимателя и на уровне конкретного аудиторского задания;

тестирование эффективности процедур внутренней оценки;

оценка достаточности объема проведенных процедур внешней оценки путем анализа результатов этой оценки с целью определения необходимости проведения дополнительных процедур внешней оценки;

проведение иных процедур внешней оценки.

ГЛАВА 9
ПРИНЦИП ОБЕСПЕЧЕННОСТИ СПЕЦИАЛИСТАМИ ПО ВНЕШНЕЙ ОЦЕНКЕ

36. Равномерность распределения нагрузки на специалистов по внешней оценке при планировании внешних оценок осуществляется путем составления и утверждения Аудиторской палатой графика проведения внешних оценок на следующий год проведения внешних оценок, исходя из предварительного согласования с членами Аудиторской палаты, планируемыми к включению в рабочую группу по внешней оценке.

Количество специалистов по внешней оценке, представляемых членом Аудиторской палаты, и частота привлечения члена Аудиторской палаты к осуществлению внешней оценки определяются в соглашении о соблюдении принципов, правил и стандартов аудиторской деятельности, заключенном Аудиторской палатой и членом Аудиторской палаты.

37. Аудиторская организация, работники которой планируются к привлечению в рабочую группу по внешней оценке, должна представить аудитора для проведения внешней оценки, обладающего знаниями не ниже предъявленных в требованиях, определенных Аудиторской палатой на основе предварительного анализа. В случае отсутствия аудитора, соответствующего этому уровню требований, аудиторская организация должна проинформировать Аудиторскую палату не позднее срока, указанного в запросе на представление специалиста по внешней оценке, о степени несоответствия требованиям.

Аудитор – индивидуальный предприниматель, планируемый к привлечению в рабочую группу по внешней оценке, в случае несоответствия требованиям, предъявленным к специалистам по внешней оценке, должен проинформировать Аудиторскую палату не позднее срока, указанного в запросе на представление специалиста по внешней оценке, о степени несоответствия требованиям.

ГЛАВА 10
ПРИНЦИП ДОЛЖНОГО НАБЛЮДЕНИЯ ЗА ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ ВНЕШНЕЙ ОЦЕНКИ

38. Наблюдение за осуществлением внешней оценки осуществляется для достижения целей внешней оценки и обеспечения качества работы специалистов по внешней оценке.

39. Наблюдению в ходе внешней оценки подлежит:

работа каждого специалиста по внешней оценке, независимо от занимаемой должности, квалификации и опыта;

работа, выполняемая на каждом этапе внешней оценки.

40. Наблюдение в ходе внешней оценки осуществляется руководителем рабочей группы по внешней оценке, а также более опытным специалистом по внешней оценке в отношении работы менее опытных специалистов по внешней оценке.

Руководителем рабочей группы по внешней оценке может быть назначен только работник Аудиторской палаты.

Аудиторская организация, аудитор – индивидуальный предприниматель, внешняя оценка которых осуществляется, могут инициировать процедуру однократной замены специалиста по внешней оценке. Аудиторская палата рассматривает заявление, включающее мотивацию для замены, в порядке, установленном правилами Аудиторской палаты по внешней оценке.

41. В ходе наблюдения должна быть получена достаточная уверенность в том, что:

специалисты по внешней оценке имеют единое четкое понимание программы внешней оценки;

внешняя оценка проводится в соответствии с Законом Республики Беларусь «Об аудиторской деятельности», настоящей Инструкцией, а также правилами Аудиторской палаты по внешней оценке;

программа внешней оценки исполняется;

рабочие документы по внешней оценке содержат доказательства, подтверждающие выводы, сделанные по результатам выполнения процедур внешней оценки;

все оценки и выводы, сделанные в ходе и по результатам выполнения процедур внешней оценки, обоснованы и подтверждены доказательствами;

все ситуации, связанные с ошибками, недостатками и необычными обстоятельствами, были надлежащим образом выявлены, задокументированы и разрешены либо на них было обращено внимание руководителя рабочей группы по внешней оценке;

достигаются цели внешней оценки;

отчет по результатам внешней оценки надлежащим образом отражает результаты внешней оценки.

42. При проведении внешней оценки аудиторской организации, аудитора – индивидуального предпринимателя, осуществляющих аудит отчетности общественно значимых организаций, в состав рабочей группы по внешней оценке может быть включен член наблюдательного совета по аудиторской деятельности из числа представителей Министерства финансов и (или) Национального банка для наблюдения за осуществлением внешней оценки.

ГЛАВА 11
ПРИНЦИП НАДЛЕЖАЩЕГО ДОКУМЕНТИРОВАНИЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ВНЕШНЕЙ ОЦЕНКИ

43. Осуществление внешней оценки подлежит документированию.

Рабочие документы по внешней оценке, включающие документы и иные материалы, подготавливаемые либо получаемые в связи с проведением внешней оценки, составляются при подготовке и проведении внешней оценки, а также при осуществлении наблюдения в ходе этой оценки.

В рабочих документах по внешней оценке должно быть отражено обоснование всех существенных вопросов, по которым специалисту по внешней оценке необходимо выразить профессиональное мнение. В случаях, когда специалист по внешней оценке рассматривал сложные принципиальные вопросы и (или) выражал по каким-либо существенным вопросам профессиональное мнение, в рабочие документы по внешней оценке должно быть включено описание всех существенных фактов, известных специалисту по внешней оценке на момент рассмотрения вопросов и (или) формирования профессионального мнения.

Рабочие документы по внешней оценке должны составляться с такой степенью полноты и детализации, которая необходима и достаточна для обеспечения понимания проведенной внешней оценки и ее результатов заинтересованному лицу, не принимавшему участие в проведении внешней оценки.

44. Форма и содержание рабочих документов по внешней оценке определяются специалистом по внешней оценке с учетом:

предмета и объема внешней оценки;

требований, предъявляемых к отчету по результатам внешней оценки;

масштаба, характера и сложности деятельности аудиторских организаций, аудиторов – индивидуальных предпринимателей, внешняя оценка которых осуществляется;

состояния системы внутренней оценки аудиторских организаций, аудиторов – индивидуальных предпринимателей, внешняя оценка которых осуществляется;

процедур внешней оценки, применяемых при проведении указанной оценки;

требований к форме и содержанию рабочих документов по внешней оценке, предъявляемых Аудиторской палатой.

45. Рабочие документы по внешней оценке хранятся не менее десяти лет после окончания внешней оценки.

ГЛАВА 12
ПРИНЦИП ИТОГОВОЙ ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ ВНЕШНЕЙ ОЦЕНКИ И ИХ ПУБЛИЧНОСТИ

46. По результатам внешней оценки Аудиторской палатой подготавливаются итоговые документы по внешней оценке, которые включают:

отчет по результатам внешней оценки;

заключение о качестве работы;

решение о применении мер воздействия к аудиторской организации, аудитору – индивидуальному предпринимателю (далее – решение о применении мер воздействия).

47. На основе проведенных процедур внешней оценки, анализа информации и разъяснений, полученных в ходе внешней оценки, рабочей группой по внешней оценке подготавливается проект отчета по результатам внешней оценки и передается аудиторской организации, аудитору – индивидуальному предпринимателю, внешняя оценка которых осуществлялась, на согласование.

Проект отчета по результатам внешней оценки должен быть представлен Аудиторской палатой аудиторской организации, аудитору – индивидуальному предпринимателю, внешняя оценка которых осуществлялась, в течение 15 календарных дней с даты окончания срока проведения внешней оценки.

Проект отчета по результатам внешней оценки должен быть составлен не ранее завершения всех процедур внешней оценки, предусмотренных планом внешней оценки.

48. Аудиторская организация, аудитор – индивидуальный предприниматель, внешняя оценка которых осуществлялась, может представить Аудиторской палате в письменном виде аргументированные замечания и предложения, если таковые имеются, в отношении представленного проекта отчета по результатам внешней оценки в течение 15 календарных дней с даты получения проекта отчета по результатам внешней оценки. В случае непредставления аргументированных замечаний и предложений по проекту отчета по результатам внешней оценки в установленный срок проект отчета по результатам внешней оценки считается согласованным и будет являться окончательным отчетом по результатам внешней оценки.

В случае получения Аудиторской палатой от аудиторской организации, аудитора – индивидуального предпринимателя, внешняя оценка которых осуществлялась, в письменном виде аргументированных замечаний и предложений в отношении проекта отчета по результатам внешней оценки рабочая группа по внешней оценке может при необходимости внести изменения в проект отчета по результатам внешней оценки и подготовить окончательный отчет по результатам внешней оценки в течение 15 календарных дней с даты получения этих замечаний и предложений.

В случае несогласия аудиторской организации, аудитора – индивидуального предпринимателя, внешняя оценка которых осуществлялась, с содержанием окончательного отчета по результатам внешней оценки аудиторская организация, аудитор – индивидуальный предприниматель вправе в течение 15 календарных дней с даты получения окончательного отчета по результатам внешней оценки обратиться в соответствующий специализированный орган Аудиторской палаты для пересмотра результатов внешней оценки в порядке, установленном правилами Аудиторской палаты по внешней оценке.

Окончательный согласованный отчет по результатам внешней оценки должен быть подготовлен до даты подписания заключения о качестве работы и решения о применении мер воздействия.

49. Отчет по результатам внешней оценки должен содержать описание выявленных у аудиторской организации, аудитора – индивидуального предпринимателя нарушений соблюдения законодательства об аудиторской деятельности (далее – нарушения), рекомендации по их устранению или однозначное заявление об отсутствии таких нарушений.

50. Аудиторская палата оценивает выявленные в ходе внешней оценки нарушения по следующим критериям:

существенность;

систематичность;

возможность устранения;

отнесение к грубым нарушениям, определенным в части второй пункта 51 настоящей Инструкции.

Под существенностью понимается несоблюдение законодательства об аудиторской деятельности и условий членства в Аудиторской палате, которые в отдельности и (или) в совокупности влияют на качество аудиторских услуг.

Под систематичностью понимается совершение аудиторской организацией, аудитором – индивидуальным предпринимателем более двух тождественных или однородных нарушений в проверяемом периоде.

Под неустранимым нарушением понимается нарушение, устранение которого технически невозможно по причине прошествия времени и (или) завершенности работ (услуг) или этапа работ (услуг), на результат которых выявленное нарушение оказало влияние.

Оценка нарушений в соответствии с критериями, установленными в части первой настоящего пункта, осуществляется на основании устанавливаемого Аудиторской палатой по согласованию с Министерством финансов классификатора нарушений и недостатков.

51. В зависимости от результатов оценки выявленных нарушений при проведении внешней оценки Аудиторская палата в заключении о качестве работы относит аудиторскую организацию, аудитора – индивидуального предпринимателя к одной из пяти категорий:

первая категория – аудиторские организации, аудиторы – индивидуальные предприниматели, у которых в результате проведения внешней оценки не выявлены нарушения или выявлены несистематические несущественные нарушения, которые можно устранить и (или) устранить не представляется возможным;

вторая категория – аудиторские организации, аудиторы – индивидуальные предприниматели, у которых в результате проведения внешней оценки выявлены несистематические существенные нарушения, которые можно устранить, и (или) систематические несущественные нарушения, которые можно устранить и (или) устранить не представляется возможным;

третья категория – аудиторские организации, аудиторы – индивидуальные предприниматели, у которых в результате проведения внешней оценки выявлены несистематические существенные нарушения, которые устранить не представляется возможным;

четвертая категория – аудиторские организации, аудиторы – индивидуальные предприниматели, у которых в результате проведения внешней оценки выявлены систематические существенные нарушения, которые можно устранить и (или) устранить не представляется возможным, и (или) одно грубое нарушение;

пятая категория – аудиторские организации, аудиторы – индивидуальные предприниматели, у которых в результате проведения внешней оценки выявлено два и более грубых нарушения.

Грубыми нарушениями признаются следующие нарушения:

аудиторское мнение сформировано без получения в ходе аудита достаточных и надлежащих аудиторских доказательств для выражения аудиторского мнения и без оценки степени существенности выявленных в ходе аудита неустраненных искажений отчетности;

выбранная форма аудиторского мнения не соответствует основаниям для выражения аудиторского мнения;

аудиторское заключение датировано ранее даты завершения процесса получения аудиторских доказательств;

лицо (лица), подписавшее (подписавшие) аудиторское заключение, не соответствует установленным к нему законодательством требованиям;

в ходе аудита не проведены, не задокументированы аудиторские процедуры и не получена уверенность в отсутствии существенных искажений отчетности аудируемого лица вследствие недобросовестных действий, не учтены возможности руководства аудируемого лица обойти средства контроля;

в ходе аудита не определены ответные действия в отношении оцененных рисков существенного искажения в результате недобросовестных действий руководства аудируемого лица;

рабочая документация аудиторской организации, аудитора – индивидуального предпринимателя в ходе аудита не составлена или составлена в объеме, форме и содержании, не позволяющих понять проделанную работу, обоснованность сделанных выводов, принятых решений и сформированного аудиторского мнения;

в ходе аудита не проведены, не задокументированы аудиторские процедуры, направленные на оценку способности аудируемого лица продолжать свою деятельность непрерывно;

по результатам оказания аудиторских услуг не составлены итоговые документы, предусмотренные законодательством;

нарушение аудиторской организацией, аудитором – индивидуальным предпринимателем требования, установленного абзацем десятым статьи 15 Закона Республики Беларусь «Об аудиторской деятельности»;

несоблюдение аудиторской организацией, аудитором – индивидуальным предпринимателем принципов независимости и (или) конфиденциальности;

отсутствие организованной системы внутренней оценки и (или) непроведение аудиторской организацией, аудитором – индивидуальным предпринимателем процедур внутренней оценки, установленных внутренними правилами аудиторской деятельности;

нарушение аудитором – индивидуальным предпринимателем требования, установленного пунктом 1 статьи 7 Закона Республики Беларусь «Об аудиторской деятельности»;

нарушение аудиторской организацией, аудитором – индивидуальным предпринимателем соответствующих требований, установленных пунктом 5 статьи 7, пунктом 3 статьи 8 Закона Республики Беларусь «Об аудиторской деятельности»;

непредставление, несвоевременное представление информации либо представление информации, содержащей неполные или недостоверные сведения, требования по представлению которой установлены пунктом 9 статьи 6 Закона Республики Беларусь «Об аудиторской деятельности», частью второй пункта 8 Инструкции о порядке ведения реестра аудиторов, аудиторов, осуществляющих деятельность в качестве индивидуальных предпринимателей, аудиторских организаций, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 18 октября 2019 г. № 57, пунктом 2 Инструкции о требованиях к представляемой аудиторскими организациями, аудиторами, осуществляющими деятельность в качестве индивидуальных предпринимателей, в Аудиторскую палату информации о своей деятельности и сроках представления такой информации, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 18 октября 2019 г. № 57, абзацами шестым и седьмым пункта 25 настоящей Инструкции;

нарушение аудиторской организацией, аудитором – индивидуальным предпринимателем обязанностей членов Аудиторской палаты, предусмотренных соглашением о соблюдении принципов, правил и стандартов аудиторской деятельности.

52. В случае распространенности несистематических несущественных нарушений Аудиторская палата может рассматривать их как существенные с присвоением соответствующей категории согласно пункту 51 настоящей Инструкции. Несистематические нарушения признаются распространенными, если в совокупности они влияют на качество аудиторских услуг.

53. В случае выявления нарушений в формировании аудиторского мнения в аудиторском заключении Аудиторской палате следует проинформировать об этом нарушении заинтересованных лиц (заказчика аудиторских услуг по договору оказания аудиторских услуг) или (и) собственника имущества (учредителей, участников) аудируемого лица.

54. Отнесение аудиторской организации к первой–третьей категориям по результатам внешней оценки является удовлетворяющим критерием, позволяющим аудиторской организации оказывать аудиторские услуги по проведению обязательного аудита годовой отчетности, составленной в соответствии с МСФО.

55. Подготовленное Аудиторской палатой решение о применении мер воздействия должно содержать меру воздействия, определенную к применению в отношении аудиторской организации, аудитора – индивидуального предпринимателя по результатам внешней оценки, а также указания об устранении нарушений (далее – указания), сроки устранения нарушений, сроки или дату применения мер воздействия, иную информацию, установленную Аудиторской палатой.

56. Итоговые документы по внешней оценке, указанные в пункте 46 настоящей Инструкции, составляются в письменной форме, адресуются руководству аудиторской организации, аудитору – индивидуальному предпринимателю, внешняя оценка которых осуществлялась, и подписываются председателем или заместителем председателя Аудиторской палаты, руководителем рабочей группы по внешней оценке. При этом отчет по результатам внешней оценки также подписывается всеми специалистами по внешней оценке, включенными в рабочую группу по внешней оценке.

Итоговые документы по внешней оценке составляются не менее чем в двух экземплярах. При этом первый экземпляр итоговых документов передается под роспись руководству аудиторской организации, аудитору – индивидуальному предпринимателю, внешняя оценка которых осуществлялась, второй экземпляр с росписью получателя остается в Аудиторской палате и приобщается к рабочим документам по внешней оценке.

Форма и содержание итоговых документов по внешней оценке устанавливаются Аудиторской палатой.

57. Аудиторской палатой осуществляется включение в аудиторский реестр сведений о результатах осуществленной Аудиторской палатой в отношении аудиторской организации, аудитора – индивидуального предпринимателя внешней полной (комплексной) оценки с указанием даты осуществления оценки, присвоенной категории и примененных мер воздействия в течение 10 рабочих дней с даты подписания заключения о качестве работы и решения о применении мер воздействия либо даты приятия решения в соответствии с абзацем третьим части третьей пункта 61 настоящей Инструкции.

В случае обжалования аудиторской организацией, аудитором – индивидуальным предпринимателем примененных по результатам осуществленной Аудиторской палатой в отношении аудиторской организации, аудитора – индивидуального предпринимателя внешней оценки мер воздействия в наблюдательный совет по аудиторской деятельности или в суд, рассматривающий экономические дела, включение в аудиторский реестр указанных в части первой настоящего пункта сведений осуществляется в течение 10 рабочих дней со дня принятия решения по результатам рассмотрения жалобы соответственно наблюдательным советом по аудиторской деятельности или судом.

ГЛАВА 13
ПРИНЦИП ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРИМЕНЕНИЯ МЕР ВОЗДЕЙСТВИЯ К АУДИТОРСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ, АУДИТОРУ – ИНДИВИДУАЛЬНОМУ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЮ

58. По результатам внешней оценки, выявившей нарушения, к аудиторской организации, аудитору – индивидуальному предпринимателю применяются меры воздействия, предусмотренные Законом Республики Беларусь «Об аудиторской деятельности».

Порядок рассмотрения дел о применении мер воздействия устанавливается правилами Аудиторской палаты по внешней оценке.

59. В зависимости от категории, присвоенной в результате внешней оценки, в отношении аудиторской организации, аудитора – индивидуального предпринимателя применяются следующие меры воздействия:

первая категория – без применения мер воздействия или предупреждение;

вторая категория – предупреждение и (или) требование об уплате штрафа;

третья категория – требование об уплате штрафа;

четвертая категория – требование об уплате штрафа и (или) приостановление членства в Аудиторской палате;

пятая категория – требование об уплате штрафа и (или) приостановление членства в Аудиторской палате и (или) исключение из членов Аудиторской палаты.

60. В случае применения меры воздействия в виде приостановления членства в Аудиторской палате Аудиторская палата вправе в решение о применении мер воздействия включить указание об обязательном привлечении аудиторской организацией, аудитором – индивидуальным предпринимателем эксперта по внутренней оценке для осуществления оценки качества выполнения аудиторских заданий по договорам оказания аудиторских услуг, заключенным этими аудиторской организацией, аудитором – индивидуальным предпринимателем до вынесения решения о применении меры воздействия, срок окончания оказания услуг по которым истекает в период приостановления членства.

В случае применения меры воздействия в виде исключения из членов Аудиторской палаты аудиторская организация, аудитор – индивидуальный предприниматель обязаны завершить оказание аудиторских услуг по договорам оказания аудиторских услуг, заключенным до вынесения решения о применении мер воздействия, с привлечением эксперта по внутренней оценке, назначенного по согласованию с Аудиторской палатой. При этом Аудиторская палата в решении о применении мер воздействия должна указать сроки или дату исключения аудиторской организации, аудитора – индивидуального предпринимателя из членов Аудиторской палаты с учетом сроков завершения оказания аудиторских услуг по договорам оказания аудиторских услуг, заключенным до вынесения решения о применении мер воздействия.

61. Применение мер воздействия не освобождает аудиторскую организацию, аудитора – индивидуального предпринимателя от исполнения указаний, определенных в решении о применении мер воздействия, с соблюдением установленных в этом решении сроков.

Аудиторская организация, аудитор – индивидуальный предприниматель обязаны своевременно уведомить Аудиторскую палату об исполнении указаний, определенных в решении о применении мер воздействия, с предоставлением подтверждающих документов. Исполнение указаний аудиторской организацией, аудитором – индивидуальным предпринимателем не является основанием для изменения категории, присвоенной аудиторской организации, аудитору – индивидуальному предпринимателю в заключении о качестве работы, до проведения следующей такого же вида внешней оценки.

Неисполнение аудиторской организацией, аудитором – индивидуальным предпринимателем указаний в установленные в решении о применении мер воздействия сроки может послужить основанием для принятия в установленном Аудиторской палатой порядке рассмотрения дел о применении мер воздействия решения о:

применении иных мер воздействия, применимых в рамках присвоенной в результате внешней оценки категории, либо

изменении категории с применением соответствующих этой категории мер воздействия.

 

Здравствуйте, данный браузер не поддерживается нашей системой, для продолжения работы воспользуйтесь другим браузером.