Амельченя Ю.А., кандидат юридических наук, доцент
В науке принято объединение лиц для совместного достижения определенных целей и координации действий рассматривать как консорциум1, который наиболее предпочтителен для научных проектов2, строительства3.
______________________________
1 Витоль, Э. Ю., Тюляев, Г. С. Актуальность конструкции консорциумов для российского права / Э. Ю. Витоль, Г. С. Тюляев // Гражданское право. – 2018. – № 1. – С. 57–58; Беляева, О. О правовых последствиях подачи совместных конкурсных предложений / О. Беляева // Право и экономика. – 2009. – № 8. – С. 26–27.
2 Витоль, Э. Ю., Тюляев, Г. С. Актуальность конструкции консорциумов для российского права / Э. Ю. Витоль, Г. С. Тюляев // Гражданское право. – 2018. – № 1. – С. 53–54.
3 Лисица, Л. Н. Реализация строительных проектов: простое товарищество или консорциум [Электронный ресурс] / Л. Н. Лисица // КонсультантПлюс. Беларусь / ООО «ЮрСпектр». – Минск, 2024 ; Методические рекомендации по применению типовых контрактов FIDIC с учетом требований законодательства Республики Беларусь в сфере строительства, утв. постановлением Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 06.07.2021 г. № 67 // КонсультантПлюс. Беларусь / ООО «ЮрСпектр». – Минск, 2024.
Такие консорциумы могут выступать стороной договора, формируя обязательства с множественностью лиц на стороне поставщика (подрядчика, исполнителя). Однако закупочные системы для заключения договоров, стороной которых выступают консорциумы, а не индивидуально участвующие субъекты, требуют особых правил, а именно закрепления самой возможности консорциального или совместного участия в закупках с последующим заключением договора по их результатам.
В Республике Беларусь впервые правила о совместном участии для целей закупок были закреплены в Указе Президента Республики Беларусь от 07.10.2021 № 385 «О создании и деятельности холдингов» (вступил в силу с 10 апреля 2022 г., далее – Указ № 385), нормы которого позволяли и позволяют участникам одного холдинга совместно участвовать в любых закупках, в том числе государственных закупках.
С 04.08.2024 на основании Закона Республики Беларусь от 13.07.2012 № 419-З «О государственных закупках товаров (работ, услуг)» (далее – Закон) закреплена возможность совместного участия в процедурах государственных закупок не только в случаях, установленных законодательными актами, в частности Указом № 385, но также в иных случаях, если это предусмотрено заказчиком в документах, предоставляемых для подготовки предложения, либо в решении заказчика о проведении процедуры закупки из одного источника при условии, что договором (его проектом) не предусмотрена выплата аванса.
Тем самым при установлении требований к участникам в документах по процедуре государственной закупки (при проведении конкурентных процедур государственных закупок) или в решении о проведении процедуры закупки из одного источника заказчику следует определиться: разрешить или нет совместное участие всем потенциальным участникам.
Если заказчик предусматривает возможность совместного участия в процедуре государственной закупки (аванс не выплачивается), то в требованиях к участникам будет указано на это.
Если же заказчик не предусматривает такого совместного участия в процедуре государственной закупки, то тем не менее на основании Указа № 385 оно возможно, в связи с чем следует установить условия совместного участия с учетом норм Указа № 385 и п. 4 ст. 16 Закона. Ссылка на Закон целесообразна по той причине, что условия участия в нормах Указа № 385 и Закона несколько различаются. Отличия состоят в том, что п. 4 ст. 16 Закона содержит отсутствующие в Указе № 385 правила подтверждения соответствия требованиям к участникам, а также требует предоставления соглашения о совместном участии в процедуре государственной закупки в составе предложения (предоставления соглашения до заключения договора в процедуре государственной закупки).
Например:В документах по процедуре государственной закупки условия для совместного участия могут быть установлены следующим образом:
1. Если заказчик (организатор) в конкретной процедуре государственной закупки реализует свое право на установление совместного участия и при этом договором (его проектом) не предусмотрена выплата аванса, то далее требования к участникам формируются следующим образом:
«В процедуре государственной закупки участники могут участвовать совместно. Условия такого совместного участия, в том числе необходимые документы и (или) сведения, определяются в соответствии с п. 4 ст. 16 Закона Республики Беларусь от 13.07.2012 № 419-З «О государственных закупках товаров (работ, услуг)».».
2. Если заказчик (организатор) в конкретной процедуре государственной закупки не реализует свое право на установление совместного участия и при этом договором, то далее требования к участникам формируются следующим образом:
«В процедуре государственной закупки участники могут участвовать совместно в случаях, установленных Указом Президента Республики Беларусь от 07.10.2021 № 385 «О создании и деятельности холдингов». Условия такого совместного участия, в том числе необходимые документы и (или) сведения, определяются в соответствии с данным Указом. Отсутствие ограничений и оценка соответствия требованиям, установленным законодательством, осуществляются заказчиком (организатором) в соответствии с упомянутым Указом с учетом абз. 3–5 ч. 2 п. 4 ст. 16 Закона Республики Беларусь от 13.07.2012 № 419-З «О государственных закупках товаров (работ, услуг)».
При совместном участии на основании п. 4 ст. 16 Закона применяются следующие условия:
1) наличие соглашения о совместном участии в процедуре государственной закупки, определяющего права, обязанности и ответственность юридических и (или) физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, являющихся сторонами такого соглашения, в том числе по вопросам реализации их полномочий в ходе проведения процедуры государственной закупки, предусмотренных законодательством о государственных закупках. Такое соглашение заключается для целей участия в конкретной процедуре государственной закупки и предоставляется в составе предложения (до заключения договора в случае проведения процедуры закупки из одного источника). Данная формулировка фактически означает, что если процедура государственной закупки, для участия в которой было заключено такое соглашение о совместном участии, признана несостоявшейся, то для участия в повторной процедуре или в закупке из одного источника требуется новое соглашение о совместном участии;
2) соответствие следующим требованиям к участникам должно быть подтверждено хотя бы в отношении одного из юридических и (или) физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, совместно участвующих в процедуре государственной закупки:
3) соответствие дополнительным требованиям к участникам должно быть подтверждено в порядке, установленном Советом Министров Республики Беларусь.
4) соответствие следующим требованиям к участникам должно быть подтверждено в отношении каждого из юридических и (или) физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, совместно участвующих в процедуре государственной закупки:
В то же время следует помнить, что соответствие данному требованию подтверждается путем проверки заказчиком (организатором) официальных сайтов Министерства по налогам и сборам, Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты; от совместно участвующих лиц какое-либо подтверждение не требуется;
5) подача предложения от имени юридических и (или) физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, совместно участвующих в процедуре государственной закупки, осуществляется одним из них, определяемым в соглашении о совместном участии в процедуре государственной закупки. В предложении должны быть указаны наименование (фамилия, собственное имя, отчество (при наличии) – для физического лица, в том числе индивидуального предпринимателя) всех юридических и (или) физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, совместно участвующих в процедуре государственной закупки, их права и обязанности в связи с исполнением договора. В случае проведения процедуры закупки из одного источника указанная выше информация предоставляется до заключения договора;
6) в случае определения участником-победителем участника, подавшего предложение от имени юридических и (или) физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, совместно участвующих в процедуре государственной закупки, таковым признается каждая сторона соглашения о совместном участии в процедуре государственной закупки. При проведении процедуры закупки из одного источника в случае направления заказчиком предложения о заключении договора участнику, выступающему от имени юридических и (или) физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, совместно участвующих в процедуре государственной закупки, участником признаются все стороны соглашения о совместном участии в процедуре государственной закупки. Договор заключается с участником, подавшим предложение (получившим предложение о заключении договора в случае проведения процедуры закупки из одного источника) от имени всех юридических и (или) физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, совместно участвующих в процедуре государственной закупки;
7) стороны соглашения о совместном участии в процедуре государственной закупки несут солидарную ответственность по обязательствам, возникшим в связи с заключением договора, за исключением ответственности в виде включения в Список. Включение в список производится при наличии оснований, предусмотренных п. 1 ст. 17 Закона, в отношении конкретного юридического или физического лица, в том числе индивидуального предпринимателя, являющегося стороной соглашения о совместном участии в процедуре государственной закупки.
Тем самым Законом установлены:
требования к соглашению о совместном участии в процедуре государственной закупки;
требования к предложению, подаваемому при совместном участии в конкурентных процедурах государственных закупок, а также документам, предоставляемым при проведении процедуры закупки из одного источника;
правила подтверждения/проверки соответствия требованиям к участникам;
правила и последствия заключения договора государственной закупки;
солидарная ответственность по обязательствам, возникшим в связи с заключением договора, тогда как включение в список осуществляется только конкретного лица, являющегося стороной соглашения о совместном участии в процедуре государственной закупки.
Относительно списка позволим себе высказать мнение о том, что если речь идет о включении в список в связи с уклонением от заключения договора государственной закупки, то включению подлежат все совместно участвующие лица. Это обусловлено действием абз. 7 ч. 2 п. 4 ст. 16 Закона, в соответствии с которым договор заключается от имени всех совместно участвующих лиц.
Кроме того, Закон предусматривает обязательное условие договора государственной закупки при совместном участии – условие о распределении прав и обязанностей в связи с исполнением договора на основании соглашения о совместном участии в процедуре государственной закупки (п. 6 ст. 24 Закона).
При проведении конкурентных процедур государственных закупок на электронной торговой площадке важно принимать во внимание функционал электронных торговых площадок. Он выстроен таким образом, что при подаче предложения участник должен выбрать одну из двух опций – совместное участие или нет. В зависимости от этого далее определяются правила подтверждения участником и проверки оператором электронной торговой площадки соответствия требованиям к участникам.
В заключение отметим, что совместное участие в процедурах государственных закупок для широкого круга лиц (при условии реализации заказчиком предоставленного ему права обеспечить совместное участие) позволит не только снизить риски неисполнения и ненадлежащего исполнения обязательств по сложным проектам (строительство, работы, услуги в сфере цифровизации и т.п.), но и повысить эффективность государственных закупок.
Материал подготовлен с использованием нормативных правовых актов по состоянию на 4 сентября 2024 г
Состав документов личного дела определяется на основании Инструкции о порядке формирования, ведения и хранения личных дел работников, утвержденной постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь от 23.05.2024 № 29 (далее – Инструкция № 29).