Сохранить в избранное

Совместное участие в государственных закупках

Амельченя Ю.А., кандидат юридических наук, доцент

В науке принято объединение лиц для совместного достижения определенных целей и координации действий рассматривать как консорциум1, который наиболее предпочтителен для научных проектов2, строительства3.

______________________________

1 Витоль, Э. Ю., Тюляев, Г. С. Актуальность конструкции консорциумов для российского права / Э. Ю. Витоль, Г. С. Тюляев // Гражданское право. – 2018. – № 1. – С. 57–58; Беляева, О. О правовых последствиях подачи совместных конкурсных предложений / О. Беляева // Право и экономика. – 2009. – № 8. – С. 26–27.
2 Витоль, Э. Ю., Тюляев, Г. С. Актуальность конструкции консорциумов для российского права / Э. Ю. Витоль, Г. С. Тюляев // Гражданское право. – 2018. – № 1. – С. 53–54.
3 Лисица, Л. Н. Реализация строительных проектов: простое товарищество или консорциум [Электронный ресурс] / Л. Н. Лисица // КонсультантПлюс. Беларусь / ООО «ЮрСпектр». – Минск, 2024 ; Методические рекомендации по применению типовых контрактов FIDIC с учетом требований законодательства Республики Беларусь в сфере строительства, утв. постановлением Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 06.07.2021 г. № 67 // КонсультантПлюс. Беларусь / ООО «ЮрСпектр». – Минск, 2024.

Такие консорциумы могут выступать стороной договора, формируя обязательства с множественностью лиц на стороне поставщика (подрядчика, исполнителя). Однако закупочные системы для заключения договоров, стороной которых выступают консорциумы, а не индивидуально участвующие субъекты, требуют особых правил, а именно закрепления самой возможности консорциального или совместного участия в закупках с последующим заключением договора по их результатам.

В Республике Беларусь впервые правила о совместном участии для целей закупок были закреплены в Указе Президента Республики Беларусь от 07.10.2021 № 385 «О создании и деятельности холдингов» (вступил в силу с 10 апреля 2022 г., далее – Указ № 385), нормы которого позволяли и позволяют участникам одного холдинга совместно участвовать в любых закупках, в том числе государственных закупках.

С 04.08.2024 на основании Закона Республики Беларусь от 13.07.2012 № 419-З «О государственных закупках товаров (работ, услуг)» (далее – Закон) закреплена возможность совместного участия в процедурах государственных закупок не только в случаях, установленных законодательными актами, в частности Указом № 385, но также в иных случаях, если это предусмотрено заказчиком в документах, предоставляемых для подготовки предложения, либо в решении заказчика о проведении процедуры закупки из одного источника при условии, что договором (его проектом) не предусмотрена выплата аванса.

Тем самым при установлении требований к участникам в документах по процедуре государственной закупки (при проведении конкурентных процедур государственных закупок) или в решении о проведении процедуры закупки из одного источника заказчику следует определиться: разрешить или нет совместное участие всем потенциальным участникам.

Если заказчик предусматривает возможность совместного участия в процедуре государственной закупки (аванс не выплачивается), то в требованиях к участникам будет указано на это.

Если же заказчик не предусматривает такого совместного участия в процедуре государственной закупки, то тем не менее на основании Указа № 385 оно возможно, в связи с чем следует установить условия совместного участия с учетом норм Указа № 385 и п. 4 ст. 16 Закона. Ссылка на Закон целесообразна по той причине, что условия участия в нормах Указа № 385 и Закона несколько различаются. Отличия состоят в том, что п. 4 ст. 16 Закона содержит отсутствующие в Указе № 385 правила подтверждения соответствия требованиям к участникам, а также требует предоставления соглашения о совместном участии в процедуре государственной закупки в составе предложения (предоставления соглашения до заключения договора в процедуре государственной закупки).

Например:

В документах по процедуре государственной закупки условия для совместного участия могут быть установлены следующим образом:

1. Если заказчик (организатор) в конкретной процедуре государственной закупки реализует свое право на установление совместного участия и при этом договором (его проектом) не предусмотрена выплата аванса, то далее требования к участникам формируются следующим образом:

«В процедуре государственной закупки участники могут участвовать совместно. Условия такого совместного участия, в том числе необходимые документы и (или) сведения, определяются в соответствии с п. 4 ст. 16 Закона Республики Беларусь от 13.07.2012 № 419-З «О государственных закупках товаров (работ, услуг)».».

2. Если заказчик (организатор) в конкретной процедуре государственной закупки не реализует свое право на установление совместного участия и при этом договором, то далее требования к участникам формируются следующим образом:

«В процедуре государственной закупки участники могут участвовать совместно в случаях, установленных Указом Президента Республики Беларусь от 07.10.2021 № 385 «О создании и деятельности холдингов». Условия такого совместного участия, в том числе необходимые документы и (или) сведения, определяются в соответствии с данным Указом. Отсутствие ограничений и оценка соответствия требованиям, установленным законодательством, осуществляются заказчиком (организатором) в соответствии с упомянутым Указом с учетом абз. 3–5 ч. 2 п. 4 ст. 16 Закона Республики Беларусь от 13.07.2012 № 419-З «О государственных закупках товаров (работ, услуг)».

При совместном участии на основании п. 4 ст. 16 Закона применяются следующие условия:

1) наличие соглашения о совместном участии в процедуре государственной закупки, определяющего права, обязанности и ответственность юридических и (или) физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, являющихся сторонами такого соглашения, в том числе по вопросам реализации их полномочий в ходе проведения процедуры государственной закупки, предусмотренных законодательством о государственных закупках. Такое соглашение заключается для целей участия в конкретной процедуре государственной закупки и предоставляется в составе предложения (до заключения договора в случае проведения процедуры закупки из одного источника). Данная формулировка фактически означает, что если процедура государственной закупки, для участия в которой было заключено такое соглашение о совместном участии, признана несостоявшейся, то для участия в повторной процедуре или в закупке из одного источника требуется новое соглашение о совместном участии;

2) соответствие следующим требованиям к участникам должно быть подтверждено хотя бы в отношении одного из юридических и (или) физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, совместно участвующих в процедуре государственной закупки:

  • требования, установленные законодательством к юридическому или физическому лицу, в том числе индивидуальному предпринимателю, осуществляющему поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг), являющихся предметом государственной закупки;
  • требование о том, что юридическое или физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель, должно обладать исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности, если в связи с исполнением договора заказчик приобретает исключительные права на такие результаты, за исключением случаев заключения договора на создание объектов интеллектуальной собственности;
  • требование о том, что юридическое или физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель, должно обладать правомочиями на реализацию товаров (выполнение работ, оказание услуг) на территории Республики Беларусь с использованием товарных знаков и знаков обслуживания в случае поставки товаров (выполнения работ, оказания услуг) с использованием товарных знаков и (или) знаков обслуживания;

3) соответствие дополнительным требованиям к участникам должно быть подтверждено в порядке, установленном Советом Министров Республики Беларусь.

  • На сегодняшний день в отсутствие особенностей подтверждения соответствия дополнительным требованиям к участникам, полагаем, подтверждение соответствия должно осуществляться следующим образом:
  • соответствие дополнительным требованиям к участникам, установленным ч. 3 подп. 1.7 п. 1 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 15.06.2019 № 395 «О реализации Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О государственных закупках товаров (работ, услуг)», должно быть подтверждено в отношении каждого из совместно участвующих лиц;
  • соответствие дополнительным требованиям к участникам, установленным приложением 11 к постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 15.06.2019 № 395 «О реализации Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О государственных закупках товаров (работ, услуг)», должно быть подтверждено в отношении одного из совместно участвующих лиц или по всем участникам в совокупности;

4) соответствие следующим требованиям к участникам должно быть подтверждено в отношении каждого из юридических и (или) физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, совместно участвующих в процедуре государственной закупки:

  • отсутствие у юридического лица или индивидуального предпринимателя задолженности по уплате налогов, сборов (пошлин), пеней, а также отсутствие у юридического лица или индивидуального предпринимателя, являющихся резидентами, задолженности по уплате обязательных страховых взносов в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь. Данное требование не распространяется на юридическое лицо, в отношении которого возбуждено производство по делу о несостоятельности, а также на юридическое лицо или индивидуального предпринимателя, в отношении которых на дату подачи предложения в установленном Налоговым кодексом Республики Беларусь, иными законодательными актами порядке предоставлены отсрочка и (или) рассрочка по уплате налогов, сборов (пошлин), пеней, обязательных страховых взносов в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь, что подтверждается соответствующим заявлением участника.

В то же время следует помнить, что соответствие данному требованию подтверждается путем проверки заказчиком (организатором) официальных сайтов Министерства по налогам и сборам, Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты; от совместно участвующих лиц какое-либо подтверждение не требуется;

  • юридическое или физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель, на дату подачи предложения (на дату подписания заявления при проведении процедуры закупки из одного источника) не должно быть включено в список поставщиков (подрядчиков, исполнителей), временно не допускаемых к участию в процедурах государственных закупок (далее – список). Соответствие данному требованию подтверждается заявлением участника. Такое заявление подается по форме, установленной регламентом оператора электронной торговой площадки;
  • юридическое или физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель, с учетом положений статьи 161 Закона не должно быть аффилировано с заказчиком, организатором;
  • юридическое или физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель, являющееся участником-победителем, с учетом положений статьи 161 Закона не должно быть аффилировано со всеми другими участниками (а если предмет государственной закупки разделен на части (лоты) – с участниками по той же части (лоту)), допущенными к оценке и сравнению предложений (к торгам при проведении электронного аукциона);
  • юридическое или физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель, работник (работники) таких юридического лица или индивидуального предпринимателя не должны оказывать заказчику (организатору) услуги по организации и проведению процедуры государственной закупки, в том числе консультированию, а также формированию требований к предмету государственной закупки и (или) подготовке заключения по рассмотрению, оценке и сравнению предложений. Данное требование не распространяется на юридическое лицо, индивидуального предпринимателя – разработчиков проектной документации при приобретении работ (услуг) для строительства объекта на основании этой проектной документации, а также на юридическое лицо, индивидуального предпринимателя, осуществлявших консультирование и (или) участвовавших в разработке технического паспорта мероприятия в сфере цифрового развития и (или) технического задания на создание государственных цифровых платформ и государственных информационных систем, предусмотренных в рамках такого мероприятия, при приобретении работ (услуг) по реализации этого мероприятия;
  • юридическое лицо или индивидуальный предприниматель не должны являться заказчиком (организатором) проводимой процедуры государственной закупки;
  • физическое лицо не должно являться работником заказчика (организатора), за исключением проведения процедуры закупки из одного источника у физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями;
  • юридическое лицо не должно находиться в процессе ликвидации, реорганизации (за исключением юридического лица, к которому присоединяется другое юридическое лицо), индивидуальный предприниматель не должен находиться в стадии прекращения деятельности;
  • в отношении юридического лица и индивидуального предпринимателя не должно быть возбуждено производство по делу о банкротстве;

5) подача предложения от имени юридических и (или) физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, совместно участвующих в процедуре государственной закупки, осуществляется одним из них, определяемым в соглашении о совместном участии в процедуре государственной закупки. В предложении должны быть указаны наименование (фамилия, собственное имя, отчество (при наличии) – для физического лица, в том числе индивидуального предпринимателя) всех юридических и (или) физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, совместно участвующих в процедуре государственной закупки, их права и обязанности в связи с исполнением договора. В случае проведения процедуры закупки из одного источника указанная выше информация предоставляется до заключения договора;

6) в случае определения участником-победителем участника, подавшего предложение от имени юридических и (или) физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, совместно участвующих в процедуре государственной закупки, таковым признается каждая сторона соглашения о совместном участии в процедуре государственной закупки. При проведении процедуры закупки из одного источника в случае направления заказчиком предложения о заключении договора участнику, выступающему от имени юридических и (или) физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, совместно участвующих в процедуре государственной закупки, участником признаются все стороны соглашения о совместном участии в процедуре государственной закупки. Договор заключается с участником, подавшим предложение (получившим предложение о заключении договора в случае проведения процедуры закупки из одного источника) от имени всех юридических и (или) физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, совместно участвующих в процедуре государственной закупки;

7) стороны соглашения о совместном участии в процедуре государственной закупки несут солидарную ответственность по обязательствам, возникшим в связи с заключением договора, за исключением ответственности в виде включения в Список. Включение в список производится при наличии оснований, предусмотренных п. 1 ст. 17 Закона, в отношении конкретного юридического или физического лица, в том числе индивидуального предпринимателя, являющегося стороной соглашения о совместном участии в процедуре государственной закупки.

Тем самым Законом установлены:

  1. требования к соглашению о совместном участии в процедуре государственной закупки;

  2. требования к предложению, подаваемому при совместном участии в конкурентных процедурах государственных закупок, а также документам, предоставляемым при проведении процедуры закупки из одного источника;

  3. правила подтверждения/проверки соответствия требованиям к участникам;

  4. правила и последствия заключения договора государственной закупки; 

  5. солидарная ответственность по обязательствам, возникшим в связи с заключением договора, тогда как включение в список осуществляется только конкретного лица, являющегося стороной соглашения о совместном участии в процедуре государственной закупки.

Относительно списка позволим себе высказать мнение о том, что если речь идет о включении в список в связи с уклонением от заключения договора государственной закупки, то включению подлежат все совместно участвующие лица. Это обусловлено действием абз. 7 ч. 2 п. 4 ст. 16 Закона, в соответствии с которым договор заключается от имени всех совместно участвующих лиц.

Кроме того, Закон предусматривает обязательное условие договора государственной закупки при совместном участии – условие о распределении прав и обязанностей в связи с исполнением договора на основании соглашения о совместном участии в процедуре государственной закупки (п. 6 ст. 24 Закона).

При проведении конкурентных процедур государственных закупок на электронной торговой площадке важно принимать во внимание функционал электронных торговых площадок. Он выстроен таким образом, что при подаче предложения участник должен выбрать одну из двух опций – совместное участие или нет. В зависимости от этого далее определяются правила подтверждения участником и проверки оператором электронной торговой площадки соответствия требованиям к участникам.

В заключение отметим, что совместное участие в процедурах государственных закупок для широкого круга лиц (при условии реализации заказчиком предоставленного ему права обеспечить совместное участие) позволит не только снизить риски неисполнения и ненадлежащего исполнения обязательств по сложным проектам (строительство, работы, услуги в сфере цифровизации и т.п.), но и повысить эффективность государственных закупок.

  

Материал подготовлен с использованием нормативных правовых актов по состоянию на 4 сентября 2024 г


Сохранить в избранное
Читайте также в разделе
Вам будет интересно
Заполнение личного листка по учету кадров
Шумская Елена Викторовна, заведующий отделом документоведения учреждения «Белорусский научно-исследовательский институт документоведения и архивного дела», секретарь Национального технического комитета по стандартизации ТК BY 28 «Управление документами»

Состав документов личного дела определяется на основании Инструкции о порядке формирования, ведения и хранения личных дел работников, утвержденной постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь от 23.05.2024 № 29 (далее – Инструкция № 29).

Читать подробнее
Календарь событий
26 марта 2025 г.
Амельченя Юлия Александровна, Бакиновская Ольга Александровна
Семинар "Особенности организации и проведения закупок товаров (работ, услуг) за счет собственных средств"
Подробнее
Видео
Здравствуйте, данный браузер не поддерживается нашей системой, для продолжения работы воспользуйтесь другим браузером.