Сохранить в избранное

Изменения 2025 года: НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС

Нестерова О.В., главный советник отдела бюджетно-финансового, налогового и банковского законодательства главного управления законодательства о гражданских, финансово-экономических и экологических отношениях НЦЗПИ

13 декабря 2024 года подписан Закон, предусматривающий очередную корректировку Налогового кодекса Республики Беларусь (далее – НК).

Законом обеспечивается приведение НК в соответствие с:

1. Законом Республики Беларусь от 13 ноября 2023 г. № 312-З «Об изменении кодексов» (далее – Закон № 312-З). Указанным Законом произведена значительная корректировка Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее – ГК). Изменено регулирование ряда общественных отношений, что в свою очередь повлекло необходимость корректировки вопросов, связанных с налогообложением.

1.1. Самым главным изменением выступает введение новой формы присутствия на территории Республики Беларусь иностранных юридических лиц для осуществления предпринимательской деятельности.

Следует отметить, что в международной практике существуют три основные формы коммерческого присутствия для осуществления деятельности на территории страны: учреждение самостоятельного юридического лица, открытие филиала и открытие представительства. В частности, аналогичные положения предусмотрены в приложении 16 к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года.

Частью второй пункта 3 статьи 511 ГК установлено, что иностранное юридическое лицо может осуществлять предпринимательскую деятельность на территории Республики Беларусь посредством открытия филиала.

Согласно части второй статьи 6 Закона № 312-З иностранные юридические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность на территории Республики Беларусь и состоящие на учете в налоговых органах Республики Беларусь на основании подпункта 1.5 пункта 1 статьи 70 НК на дату вступления Закона № 312-З в силу, для продолжения ее осуществления обязаны, если иное не предусмотрено законодательными актами, в течение шести месяцев после вступления в силу Закона № 312-З открыть филиал, создать юридическое лицо, войти в состав организации на территории Республики Беларусь либо прекратить деятельность в порядке, определенном законодательством.

Учитывая изложенное, такое понятие, как постоянное представительство иностранной организации, теперь включает в себя не просто место осуществления деятельности иностранной организации, но и также наличие на территории Республики Беларусь филиала иностранного юридического лица.

В этой связи скорректированы подпункты 1.1 и 1.5 пункта 1, подпункт 4.1 пункта 4 статьи 70 НК в отношении постановки на учет в налоговых органах иностранных организаций в связи открытием представительства иностранной организации, филиала иностранного юридического лица. В связи с этим упразднена постановка на учет иностранных организаций по договорам, предусматривающим выполнение (оказание) ими работ (услуг) на территории Республики Беларусь.

Обязательность регистрации филиалов иностранных организаций для осуществления предпринимательской деятельности нерезидентов на территории Республики Беларусь также повлекла изменение подходов по взиманию налога на добавленную стоимость (далее – НДС) с иностранных организаций (пункты 1 и 2 статьи 114 НК). Поэтому иностранные организации, осуществляющие деятельность по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, в связи с осуществлением которой они состоят или обязаны стать на учет в налоговых органах Республики Беларусь, будут исчислять и уплачивать НДС с начала осуществления такой деятельности. Пунктом 8 статьи 186 НК разграничены особенности представления иностранной организацией налоговой декларации (расчета) по налогу на прибыль в зависимости от налогового статуса субъекта, количества фактических мест осуществления деятельности и времени ее осуществления.

1.2. Изменение подходов к такому виду гражданско-правового договора, как факторинг. Исключение ограничения по применению указанного вида договора только в сфере банковских правоотношений и, соответственно, установление возможности для коммерческих организаций выступать в качестве фактора потребовало корректировки ряда положений НК.

В этой связи:

1) внесены дополнения в пункт 7 статьи 115 НК, которые будут определять порядок налогообложения НДС факторами сумм вознаграждений, получаемых фактором в случае, если дополнительно к финансированию под уступку денежного требования фактор оказывает иные услуги, связанные с денежным требованием (аналогично как для комиссионеров). Так предусмотрено, что оборотом по реализации имущественных прав признается получение:

дохода новым кредитором (фактором), приобретшим денежное требование, при полном или частичном прекращении соответствующего денежного обязательства путем исполнения, предоставления отступного, зачета, новации;

возмещения новым кредитором (фактором) суммы денежного обязательства, не уплаченной должником и причитающейся новому кредитору (фактору) по уступленному денежному требованию, осуществляемого по договору факторинга с правом обратного требования (регресса);

2) внесены дополнения в статью 120 НК (подпункт 16.4), которые регулируют порядок определения налоговой базы НДС факторами;

3) для целей налогообложения НДС определяется момент фактической реализации по договору факторинга (пункт 8 статьи 121 НК);

4) подпункт 3.422 пункта 3 статьи 174 НК дополнен положениями, определяющими состав внереализационных доходов;

5) уточнен установленный в подпункте 2.1.6 пункта 2 статьи 324 НК перечень случаев, при наступлении которых поступление денежных средств, не составляющих валовую выручку организации, не лишает ее права применения упрощенной системы налогообложения. В указанный перечень дополнительно включено поступление денежных средств, которое является для такой организации получением ею возмещения суммы денежного обязательства, не уплаченной должником и причитающейся ей по уступленному денежному требованию, осуществляемым по договору факторинга с правом обратного требования (регресса). Это позволит при получении новым кредитором, применяющим упрощенную систему налогообложения, от первоначального кредитора возмещения суммы денежных обязательств (не уплаченной должником, но причитающейся новому кредитору по уступленному ему денежному требованию по договору факторинга с правом обратного требования (регресса)) не лишить нового кредитора права применения упрощенной системы налогообложения по основаниям, предусмотренным частью первой подпункта 2.1.6 пункта 2 статьи 324 НК.

1.3. Появление нового вида банковского счета. Так, глава 45 ГК дополнена новым видом банковского счета – счетом эскроу. Согласно статье 2104 Банковского кодекса Республики Беларусь приостановление операций по счету эскроу, наложение ареста и обращение взыскания на денежные средства, находящиеся на счете эскроу, по обязательствам депонента перед третьими лицами и по обязательствам бенефициара не допускаются.

Так как пункт 3 статьи 56 НК содержит закрытый перечень банковских счетов, в отношении которых не принимается решение о приостановлении операций по счетам, произведено его дополнение.

2. Кодексом об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности от 17 июля 2023 г. № 289-З.

2.1. В связи с переносом в статью 119 Кодекса Республики Беларусь об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности порядка, определенного подпунктом 1.9 пункта 1 Указа Президента Республики Беларусь от 7 февраля 2006 г. № 72 «О мерах по государственному регулированию отношений при размещении и организации строительства жилых домов, объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры», скорректированы положения 2.7.8 пункта 2 статьи 31 НК, определяющей, что не признается реализацией товаров (работ, услуг), имущественных прав безвозмездная передача объектов инженерной, транспортной, социальной инфраструктуры и их благоустройства, завершенных строительством, в государственную собственность в виде затрат.

2.2. В связи с изменением подходов к определению стоимости услуг заказчика по объектам, разрешительная документация на строительство которых получена после 1 июля 2023 г. (подпункт 31.1 пункта 31 Инструкции о порядке определения сметной стоимости строительства и составления сметной документации на основании нормативов расхода ресурсов в натуральном выражении, утвержденной постановлением Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 19 апреля 2023 г. № 39), предусмотрена корректировка подпункта 33.1 пункта 33 статьи 120 НК.

2.3. Изменение порядка определения стоимости услуг заказчика (застройщика), оказываемых на возмездной основе (из стоимости объекта долевого строительства исключается прибыль заказчика (застройщика)), и приведение законодательства в соответствие с Кодексом Республики Беларусь об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности повлекло изменение в подпунктах 33.2.1 и 33.2.2 пункта 33 статьи 120 НК.

2.4. При строительстве объектов за счет средств бюджета законодательство в области строительства предусматривает перечисление в бюджет денежных средств от реализации годных к использованию материалов, полученных в результате разборки зданий и сооружений. Оприходование этих материалов осуществляется организацией, исполняющей функцию заказчика, со счетами учета доходов и, соответственно, включением стоимости материалов в состав внереализационных доходов. С учетом того, что денежные средства от реализации этих материалов подлежат перечислению в бюджет, перечень внереализационных расходов дополнен суммами денежных средств, перечисленных в бюджет в качестве компенсации бюджетных средств, в соответствии с законодательством в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности (подпункт 3.514 пункта 3 статьи 175 НК).

3. Законом Республики Беларусь от 19 апреля 2022 г. № 164-З «О платежных системах и платежных услугах».

Законом Республики Беларусь от 19 апреля 2022 г. № 164-З «О платежных системах и платежных услугах» введен новый участник платежных отношений – поставщик платежных услуг. В связи с чем НК дополнен положениями, в соответствии с которыми для поставщика платежных услуг предусматривается установление обязанностей при исполнении платежных указаний плательщиков по уплате платежей в бюджет, по исполнению решений налоговых органов о приостановлении операций по счетам, электронным кошелькам плательщиков и ином взаимодействии с налоговыми органами в порядке, аналогичном установленному для банков. Кроме того, НК приводится в соответствие с терминологией, используемой в Законе Республики Беларусь «О платежных системах и платежных услугах» (в части использования терминов «платежная система», «платежная операция»).

Для реализации порядка взаимодействия налоговых органов с поставщиками платежных услуг предусматривается вступление в силу соответствующих норм НК с 1 мая 2025 г.

4. Законом Республики Беларусь от 30 декабря 2023 г. № 334-З «Об изменении законов Республики Беларусь по вопросам деятельности религиозных организаций».

Данным Законом изменен порядок регистрации религиозных организаций. Так, запись о государственной регистрации религиозной организации вносится теперь регистрирующим органом в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Регистрирующий орган в течение пяти рабочих дней со дня внесения записи о государственной регистрации религиозной организации в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей выдает документ, подтверждающий постановку на учет в налоговых органах. Таким образом, необходимость отдельной подачи заявления о постановке на учет в налоговых органах исключена. В силу изложенного изменен пункт 5 статьи 69 НК, предусматривающий постановку на учет религиозных организаций. Кроме того, положения НК приведены в соответствие с терминологией указанного Закона.

5. Законом Республики Беларусь от 8 января 2024 г. № 350-З «Об изменении Закона Республики Беларусь «Об инвестициях».

Согласно пункту 2 статьи 33 Закона Республики Беларусь «Об инвестициях» инвестору (инвесторам) и (или) реализующей организации, реализующими инвестиционный проект в рамках инвестиционного договора, за счет бюджетных средств могут возмещаться понесенные ими затраты (часть затрат) на строительство объектов инфраструктуры, при условии, что такие объекты безвозмездно передаются на баланс государственных специализированных эксплуатационных организаций.

Возмещение затрат (части затрат) осуществляется в течение трех лет после такой безвозмездной передачи. Дополнение подпункта 24.4 пункта 24 статьи 133 НК исключит обязанность инвестора (реализующей организации) восстанавливать ранее принятые к вычету в полном объеме суммы НДС при строительстве объектов инфраструктуры, приходящиеся на возмещаемые за счет бюджетных средств затраты (часть затрат).

Кроме того, при корректировке НК учтено, что Законом Республики Беларусь «Об изменении Закона Республики Беларусь «Об инвестициях» введен новый инструмент в виде преференциального инвестиционного проекта, за нереализацию которого также предусмотрены меры ответственности. Поэтому суммы, подлежащие уплате в результате применения таких мер ответственности, включены в состав затрат, не учитываемых при налогообложении (по аналогии с инвестиционным договором, заключаемым с Республикой Беларусь). Соответствующие дополнения предусмотрены в подпункте 1.6 пункта 1 статьи 173 НК.

6. Законом Республики Беларусь от 22 апреля 2024 г. № 365-З «Об изменении законов по вопросам предпринимательской деятельности» (далее – Закон № 365-З).

Согласно статье 31 Закона Республики Беларусь от 1 июля 2010 г. № 148-З «О поддержке малого и среднего предпринимательства» (с учетом корректировок, внесенных Законом № 365-З) сведения о физических и юридических лицах, соответствующих критериям отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства, вносятся в Реестр субъектов малого и среднего предпринимательства. Министерство по налогам и сборам является владельцем Реестра субъектов малого и среднего предпринимательства (далее – Реестр).

Сведения Реестра являются налоговой тайной. Поскольку информация о нахождении в Реестре имеет значение для принятия государственными органами решений, в том числе об оказании государственной поддержки субъекту малого или среднего предпринимательства, для определения статуса субъекта при осуществлении государственных закупок, а также для информирования населения определен перечень сведений, не составляющих налоговую тайну, для дальнейшего их размещения в открытом доступе на официальном сайте Министерства по налогам и сборам в глобальной компьютерной сети Интернет. К таким сведениям относится информация о категории субъекта малого и среднего предпринимательства, дате включения и исключения субъекта из Реестра.

Также изменения затронули положения НК, регулирующие вопросы налогообложения физических лиц, осуществляющих индивидуальную предпринимательскую деятельность. Закон № 365-З предусматривает пересмотр видов деятельности, которые будут доступны для осуществления физическим лицам, в том числе осуществляющим самостоятельную профессиональную деятельность. Исходя из норм Закона № 365-З, самостоятельная профессиональная деятельность, при осуществлении которой гражданин не имеет нанимателя и не привлекает иных физических лиц по трудовым и (или) гражданско-правовым договорам, является предпринимательской деятельностью. Перечень видов деятельности, разрешенных для осуществления в качестве самостоятельной профессиональной деятельности, определен постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28 июня 2024 г. № 457 (далее – постановление № 457).

В связи с этим нормы главы 33 НК (единый налог с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц), статьи 372 НК (ремесленный сбор) скорректированы с учетом новых подходов, а также изменен пункт 1 статьи 378 НК с целью приведения в соответствие с Законом № 365-З, а также перечнем видов деятельности, разрешенных для осуществления в качестве самостоятельной профессиональной деятельности, определенным постановлением № 457.

7. Протоколом о внесении изменений в Договор о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза от 11 апреля 2017 года (ратифицирован 28 июня 2024 г.).

Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (пункт 1 статьи 2) дополнен обязательным платежом, взимаемым таможенными органами в связи с ввозом на таможенную территорию Союза товаров электронной торговли, приобретенных физическими лицами (таможенная пошлина в отношении товаров электронной торговли). В связи с этим произведена корректировка статьи 8 НК.

В отношении изменений общей части НК, полагаем, заслуживают внимания следующие моменты.

1. Произведено совершенствование положений, регламентирующих взимание НДС при электронной торговле, с учетом того, что продавцами товаров помимо иностранных индивидуальных предпринимателей могут выступать также самозанятые физические лица, которые не являются индивидуальными предпринимателями, появилась новая категория продавцов – «лицо, являющееся налогоплательщиком по законодательству иностранного государства». Кроме того, исключены ссылки на конкретные виды договоров, так как иностранные электронные торговые площадки для организации дистанционной торговли используют различные виды договоров (пункт 2 статьи 13, пункт 3 статьи 27, пункт 5 статьи 28, пункт 3 статьи 39 НК и т.д.).

2. Расширен перечень взаимозависимых лиц (статья 20 НК). Теперь в эту категорию попадают сделки между руководителем организации и его родственниками, между нанимателем и его работником, между организациями, у которых руководителем является одно и то же лицо.

3. Возможность организаций изменить положение об учетной политике и представить об этом информацию налоговому органу ограничена сроком – 31 марта отчетного года. Исключение из общего требования составляют произошедшие после указанной даты изменения законодательства, которые затрагивают способы ведения бухгалтерского и налогового учета, либо наступление в данный период иных обстоятельств (подпункт 1.4.2 пункта 1 статьи 22 НК).

4. В новой редакции изложен подпункт 1.12 пункта 1 статьи 22 НК. Установлена обязанность плательщика при наличии задолженности по платежам в бюджет зачислять наличные денежные средства не позднее банковского дня, следующего за днем их принятия. Установление срока направлено на устранение злоупотребления со стороны плательщиков, имеющих задолженность по платежам в бюджет, при оставлении полученной выручки (дохода) в наличных денежных средствах в кассе в качестве разменных денег и (или) установления редких сроков сдачи наличных денежных средств в банк. 

5. Новой редакцией пункта 6 статьи 40 НК исключено ограничение на представление уточненной налоговой декларации за период, подвергнутый камеральной проверке. Указанная корректировка соответствует целям и сущности камерального контроля.

6. Часть вторая пункта 1 статьи 66 НК дополнена еще одним случаем, когда возврат налога может быть осуществлен по истечении пятилетнего срока, установленного НК. К таким случаям относится ситуация, вытекающая из статьи 223 НК. В случае полного или частичного возврата физическим лицом займа, с которого подоходный налог был уплачен за счет денежных средств налогового агента, такой налоговый агент имеет право на возврат подоходного налога, уплаченного им за счет собственных денежных средств. Срок погашения займа может составлять и более 5 лет, вследствие чего с даты уплаты налоговым агентом подоходного налога в бюджет и возврата физическим лицом займа может истечь пятилетний период.

Кроме того, произведена корректировка пункта 3 статьи 66 НК, в результате которой в целях обеспечения максимального исполнения налоговых обязательств проверенных плательщиков закреплено условие проведения в первоочередном порядке зачета излишне уплаченной суммы, установленной по результатам проверки иного лица, в счет исполнения налоговых обязательств по результатам проверки такого лица.

Указанная корректировка произведена с целью исключения случаев, когда излишне уплаченные суммы, установленные по результатам проверки иного лица (в проверках, когда выявляются факты «дробления бизнеса», подмены трудовых отношений гражданско-правовыми отношениями, организатору таких «схем» предъявляются к уплате налоги, исчисленные с совокупной выручки (с учетом выручки взаимозависимых субъектов), а у взаимозависимых субъектов образуются излишне уплаченные ранее налоги), взаимозависимый контрагент предъявляет к зачету не в счет исполнения налогового обязательства такого иного лица, а в счет исполнения налоговых обязательств третьих лиц, не имеющих отношения к результатам такой проверки.

7. Порядок проведения камеральных проверок дополнился возможностью проведения дополнительной камеральной проверки не только для подтверждения обоснованности доводов, изложенных в возражениях по акту камеральной проверки либо в жалобе на решение по акту камеральной проверки либо в случае получения после вынесения решения по акту камеральной проверки информации от налоговых органов других государств, государственных органов и иных организаций, в том числе по направленным в их адрес запросам, но и по такому основанию как принятие определения (решения) суда. Суд, рассматривая жалобу плательщика на решение налогового органа, с учетом информации и документов, представленных плательщиком, может назначить проведение дополнительной камеральной проверки.

Кроме того, учитывая, что в ходе судебных разбирательств плательщиками могут быть представлены документы, которые не были предметом рассмотрения при проведении проверки, что в свою очередь требует проведения определенной работы по установлению их достоверности и реальности указанных в них сведений, срок для составления акта дополнительной проверки увеличен с одного месяца до двух.

8. В отношении порядка проведения камеральной проверки соответствия расходов доходам физического лица произведен ряд уточнений.

В пояснениях об источниках доходов могут не указываться сведения о фамилии, собственном имени, отчестве, месте жительства физического лица, являющегося источником дохода, не выступающего в качестве индивидуального предпринимателя, в отношении доходов, полученных плательщиками налога на профессиональный доход. Корректировка произведена исходя из того, что плательщик налога на профессиональный доход не располагает данными лица, с которым производятся расчеты, а информация о полученном доходе имеется в налоговом органе.

Также изменен подход к определению срока для составления акта проверки. Теперь трехмесячный срок для составления акта камеральной проверки будет исчисляться заново после истечения срока, установленного в требовании о представлении пояснений об источниках дохода.

Главное изменение, касающееся камеральной проверки соответствия расходов доходам физического лица, заключается в возможности возложения обязанности уплатить подоходный налог с физических лиц на субъектов, которые раннее не признавались плательщиками.

Так, пункт 19 статьи 731 НК предусматривает, что доходы физического лица, исчисленные исходя из сумм превышения расходов над доходами, признаются объектом налогообложения подоходным налогом с физических лиц для физических лиц, признаваемых или не признаваемых налоговыми резидентами Республики Беларусь в соответствии со статьей 17 НК, в отношении которых проведена проверка, и подлежат налогообложению подоходным налогом.

Ранее привлечение к налогообложению по результатам осуществления камерального контроля соответствия расходов доходам физического лица – гражданина Республики Беларусь было возможно только в случаях, когда у этого гражданина была обязанность уплачивать подоходный налог в Республике Беларусь (для налоговых резидентов – вне зависимости от источников дохода; для физических лиц, не признаваемых резидентами, – только если доход получен от источников в Республике Беларусь).

9. Перечень организаций, представляющих сведения о доходах (часть первая пункта 6 статьи 85 НК), дополнен филиалами (закреплено их право самостоятельно представлять сведения о доходах в отношении физических лиц, для которых они являются источником выплаты доходов и производят удержание подоходного налога с таких доходов).

Перечень доходов, в отношении которых налоговыми агентами не представляются сведения (часть пятая пункта 6 статьи 85 НК), дополнен следующими доходами:

  • полученными физическими лицами в виде дивидендов в размере, не превышающем 40 белорусских рублей (доход в указанном размере не оказывает существенное влияние на налогообложение);
  • выплатами работникам по месту основной работы (службы, учебы) в связи со смертью близких родственников или выплатами близким родственникам в связи со смертью работника (аналогичные подходы приняты в отношении выплат в связи со смертью, производимых профсоюзными и военными организациями);
  • стоимость путевок в санаторно-курортные и оздоровительные организации, оплаченных полностью или частично за счет денежных средств социального страхования, средств бюджета, а также в отношении сумм выделенных дотаций на удешевление стоимости путевки из средств республиканского бюджета.

10. Усилен контроль за сделками по предоставлению займов взаимозависимым лицам.

Согласно абзацу четвертому подпункта 1.3 пункта 1 статьи 88 НК к сделкам, подлежащим контролю соответствия рыночным ценам, с 2025 года будут относиться сделки, совершенные со взаимозависимым лицом, с плательщиком, применяющим особые режимы налогообложения, по предоставлению (получению) займа. Исходя из подпункта 3.4 пункта 3 статьи 88 НК, вышеуказанные сделки подлежат контролю, если цена сделки (сумма цен сделок) с одним контрагентом в календарном году превышает 400 000 белорусских рублей (без учета НДС, акцизов). Для определения порогового значения, при котором сделки по предоставлению кредитов (займов) будут подлежать контролю на предмет трансфертного ценообразования, предлагается учитывать сумму остатка невозвращенных контрагентом кредитов (займов) на начало календарного года.

Дополнения пункта 1 статьи 92 НК носят поясняющий характер и определяют, в каких случаях необходимо по предоставленным кредитам (займам) производить сопоставление с диапазоном рыночных цен. К таким случаям отнесены: предоставление (получение) кредита (займа) или его части (транша), а также внесение изменений в заключенный договор анализируемого кредита (займа), предусматривающих корректировку условий, влияющих на размер ставки процентов (суммы дохода) по кредиту (займу).

Как было указано ранее, статья 20 НК дополнена новыми основаниями, наличие которых будет свидетельствовать о взаимозависимости лиц. В свете указанных изменений вызывает интерес, как будет складываться практика применения трансфертного ценообразования.

11. Пункт 1 статьи 107 НК дополнен правом налогового органа ограничивать (возобновлять) доступ плательщику к личному кабинету плательщика на Портале электронных счетов-фактур, являющемся информационным ресурсом МНС.

Предусматривается три основания, при возникновении которых налоговый орган может ограничить доступ:

1) непредставление плательщиком документов и (или) иной информации по запросу налогового органа, связанных с неуплатой (необоснованным возвратом) НДС;

2) установлением нарушений, связанных с выставлением электронного счета-фактуры плательщиком при поставке товаров (работ, услуг), имущественных прав покупателю при отсутствии реальности совершения хозяйственной операции (включая случаи, когда фактически не поступил товар (нематериальные активы), не выполнены работы, не оказаны услуги, не переданы имущественные права) и при наличии у него задолженности перед бюджетом по уплате НДС.

Необходимость такого дополнения вызвана выявлением так называемых бестоварных сделок. При проверках зачастую устанавливаются факты документирования субъектами хозяйствования сделок (без их реального осуществления), при этом поставщиками декларируются обороты по реализации товаров (работ, услуг) и выставляются контрагентам-покупателям электронные счета-фактуры в целях формирования права получения последним налогового вычета по НДС. При этом поставщиками по таким сделкам обычно выступают плательщики, которые фактически НДС в бюджет не уплачивают, а их действия направлены исключительно на создание видимости хозяйственной деятельности с целью предоставления налогового вычета по фактически несуществующим операциям плательщикам, осуществляющим реальную финансово-хозяйственную деятельность. Запрет доступа к порталу ограничит возможность покупателя принимать к вычету суммы НДС и уменьшать НДС к уплате (увеличивать НДС к возврату из бюджета), когда установлено отсутствие реальности совершения хозяйственной операции;

3) неоднократное (два и более раза) изменение плательщиком электронного счета-фактуры в одном налоговом периоде, к которому относятся налоговые вычеты по НДС, влекущего неуплату НДС.

Это позволит снизить риски при всевозможных манипуляциях плательщиком с использованием функционала управления вычетами по НДС в личном кабинете.

Помимо указанных изменений общей части НК, следует отметить ряд существенных изменений непосредственно в порядке налогообложения.

Во-первых, с учетом прекращения с 2025 года действия льготы в отношении доходов, полученных по операциям с цифровыми знаками (токенами), определен порядок их налогообложения.

Во-вторых, задекларировано, что в отношении таких доходов, как дивиденды, льготные ставки подоходного налога с физических лиц и налога на прибыль в дальнейшем будут отменены. Ставка в размере 6 % будет отменена с 2026 года, а ставка 0 % – с 2028 года.

В-третьих, значительно увеличены размеры валовой выручки для сохранения права применения упрощенной системы налогообложения (перехода на указанную систему).

В-четвертых, предусматривается сужение права на применение инвестиционного вычета. Так, инвестиционный вычет можно будет применять к основным средствам, относящимся к зданиям и сооружениям только производственного назначения.

В-пятых, для операторов сотовой подвижной электросвязи, оператора универсального обслуживания установлена ставка налога на прибыль в размере 30 %.

В-шестых, для упрощения налогообложения капитальных строений (зданий, сооружений), арендованных у физических лиц и иностранных организаций, не состоящих на учете в налоговых органах, изменен порядок расчета налога на недвижимость.

 

Материал подготовлен с использованием нормативных правовых актов по состоянию на 30 декабря 2024 г.


Сохранить в избранное
Читайте также в разделе
Вам будет интересно
Изменения 2025 года: НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС
Нестерова О.В., главный советник отдела бюджетно-финансового, налогового и банковского законодательства главного управления законодательства о гражданских, финансово-экономических и экологических отношениях НЦЗПИ

13 декабря 2024 года подписан Закон, предусматривающий очередную корректировку Налогового кодекса Республики Беларусь (далее – НК).

Читать подробнее
Новые документы Смотреть все
Об отдельных вопросах, относящихся к организациям, созданным согласно статье 14 Закона Республики Беларусь от 22.04.2024 № 365-З. Письмо Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь, Государственного комитета по имуществу Республики Беларусь, Министерства экономики Республики Беларусь от 14 апреля 2025 г. №2-3-17/01347/10-7/966/16-04-12/3113 Методические рекомендации для педагогических работников государственных учреждений образования, в которых дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находятся на государственном обеспечении, по защите их прав и законных интересов от 10.08.2018 (в редакции от 10.04.2025). Методические рекомендации Министерства образования Республики Беларусь от 10 апреля 2025 г. Бекиш, А.А. Алгоритм юридических действий по государственной регистрации информационных сетей, систем и ресурсов национального сегмента глобальной компьютерной сети Интернет. Статья по состоянию на 7 марта 2025 г.
Видео
Здравствуйте, данный браузер не поддерживается нашей системой, для продолжения работы воспользуйтесь другим браузером.