Сохранить в избранное

Облачные технологии. Что необходимо учесть при переносе информационных ресурсов и систем на республиканскую платформу. Комментарий к Указу № 46.

Указ Президента Республики Беларусь от 23 января 2014 г. № 46 «Об использовании государственными органами и иными государственными организациями телекоммуникационных технологий» предусматривает поэтапный переход государственных органов и иных государственных организаций, хозяйственных обществ, в которых Республика Беларусь либо административно-территориальная единица обладает акциями (долями в уставных фондах) в размере более 50 процентов, на использование технологий облачных вычислений на ресурсах республиканской платформы.

СООО «Белорусские облачные технологии» назначен оператором республиканской платформы, который обеспечивает создание данной платформы и ее функционирование, а также является поставщиком услуг облачных вычислений для государственных органов и организаций.

Подробный комментарий СООО «Белорусские облачные технологии» к Указу №46, смотрите в материале.


В период реализации в Республике Беларусь Государственной программы развития цифровой экономики и информационного общества на 2016 – 2020 годы, утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 23.03.2016 № 235, приоритетной задачей государственных органов и организаций государственной формы собственности стало внедрение и применение информационно-коммуникационных технологий в их деятельности, позволяющих обеспечить сервисный подход к информационно-телекоммуникационной инфраструктуре, а также использование технологий облачных вычислений.

Издание Указа Президента Республики Беларусь от 23.01.2014 № 46 «Об использовании государственными органами и иными государственными организациями телекоммуникационных технологий» (далее – Указ № 46) позволило обеспечить в Республике Беларусь развитие информационного общества и создание национальной информационно-телекоммуникационной инфраструктуры, предназначенной для размещения существующих, создаваемых (приобретаемых, модернизируемых) программно-технических средств, информационных систем (ресурсов) государственных органов и иных государственных организаций, хозяйственных обществ, в которых Республика Беларусь либо административно-территориальная единица обладает акциями (долями в уставных фондах) в размере более 50 процентов (далее – государственные организации).

Указ № 46 заложил правовую основу создания республиканского центра обработки данных (далее – РЦОД) и республиканской платформы, позволяющих оператору РЦОД и республиканской платформы оказывать государственным организациям услуги РЦОД и (или) услуги республиканской платформы, в том числе с использованием технологий облачных вычислений.

Оператором РЦОД и республиканской платформы Указ № 46 определяет совместное общество с ограниченной ответственностью «Белорусские облачные технологии» (далее – Оператор).

Требования Указа № 46 предусматривают обязанность государственных организаций размещать программно-технические средства, информационные системы (ресурсы) на ресурсах РЦОД и (или) республиканской платформы, в том числе создаваемые.

При создании новой информационной системы (ресурса) либо при приобретении программного-технических средств государственные организации должны предусматривать необходимость их размещения на ресурсах РЦОД и (или) республиканской платформы уже на стадии подготовки (разработки технического задания). А размещение на ресурсах РЦОД и (или) республиканской платформы существующих и эксплуатируемых государственными организациями программно-технических средств, информационных систем (ресурсов) осуществляется в соответствии с частью второй пункта 4 Указа № 46 поэтапно на основании планов-графиков, ежегодно утверждаемых до 1 июля Советом Министров Республики Беларусь по согласованию с Оператором.

Указом № 46 допускаются исключения из правила об обязательном размещении на ресурсах РЦОД и (или) республиканской платформы программно-технических средств, информационных систем (ресурсов). Так, информационные системы (ресурсы) и соответствующие программно-технические средства размещаются на ресурсах РЦОД и (или) республиканской платформы не в обязательном порядке, а по решению их владельцев (собственников) в том случае, если их владельцами (собственниками) принято решение о нецелесообразности размещения на ресурсах РЦОД и (или) республиканской платформы на основании Методики оценки и принятия решения о целесообразности размещения существующих, создаваемых (приобретаемых, модернизируемых) программно-технических средств, информационных систем (ресурсов) государственных организаций на ресурсах РЦОД и (или) республиканской платформы (далее – Методика).

Методика утверждается Советом Министров Республики Беларусь по согласованию с Оперативно-аналитическим центром при Президенте Республики Беларусь.

При этом Указ № 46 не ограничивает государственные организации в праве на размещение ими существующих программно-технических средств, информационных систем (ресурсов), не включенных в планы-графики, утверждаемые Советом Министров Республики Беларусь, либо по которым с применением Методики не принято решение о целесообразности их размещения. Такое размещение осуществляется в соответствии с условиями, согласованными между государственной организацией и Оператором.

Информационные системы (ресурсы) и программно-технические средства, принадлежащие организациям частной формы собственности, физическим лицам, в том числе индивидуальным предпринимателям, размещаются на ресурсах РЦОД и (или) республиканской платформы по желанию их владельцев (собственников).

В целях реализации Указа № 46 Оперативно-аналитическим центром при Президенте Республики Беларусь Приказом № 26 от 28.03.2014 «О порядке размещения программно-технических средств, информационных систем (ресурсов) на ресурсах республиканского центра обработки данных и (или) республиканской платформы» (далее – Приказ № 26) утверждено Положение о порядке размещения программно-технических средств, информационных систем (ресурсов) на ресурсах республиканского центра обработки данных и (или) республиканской платформы (далее – Положение), которым определены обязанности Оператора, способы оказания Оператором услуг РЦОД и услуг республиканской платформы, а также порядок планирования и размещения программно-технических средств, информационных систем (ресурсов) на ресурсах РЦОД и (или) республиканской платформы.

Размещение программно-технических средств, информационных систем (ресурсов) на ресурсах РЦОД и (или) республиканской платформы осуществляется в рамках оказания Оператором услуг РЦОД и услуг республиканской платформы, в том числе с использованием технологий облачных вычислений, и предусматривает заключение между государственной организацией и Оператором соответствующего договора.

Согласно требованиям пункта 4 Положения, конкретный перечень услуг РЦОД и услуг республиканской платформы определяется Оператором по согласованию с Оперативно-аналитическим центром при Президенте Республики Беларусь и размещается на информационных ресурсах Оператора в сети Интернет. При этом оказание услуг республиканской платформы с использованием технологий облачных вычислений осуществляется Оператором в соответствии с моделями развертывания и категориями служб облачных вычислений, установленными Государственным стандартом Республики Беларусь ГОСТ ISO/IEC 17788-2016 «Информационные технологии. Облачные вычисления. Общие положения и терминология».

В целях установления договорных отношений с Оператором государственные организации обязаны осуществлять планирование закупок услуг РЦОД (услуг республиканской платформы) и выбор соответствующей процедуры, предусмотренной законодательством о государственных закупках либо локальным правовым актом государственной организации, регулирующим порядок закупок за счет собственных средств.

Необходимо отметить, что государственные закупки в сферах информатизации, информационно-коммуникационных технологий и телекоммуникаций (далее – в сфере информатизации) обязаны осуществляться государственными организациями в соответствии с требованиями Закона Республики Беларусь от 13.07.2012 № 419-З «О государственных закупках товаров (работ, услуг)» (далее – Закон о госзакупках) с учетом особенностей, предусмотренных Указом Президента Республики Беларусь от 22.12.2014 № 612 «Об осуществлении государственных закупок в сферах информатизации, информационно-коммуникационных технологий и телекоммуникаций» (далее – Указ № 612). Обязательными условиями государственной закупки в сфере информатизации являются: финансирование закупки полностью или частично за счет бюджетных средств и (или) средств государственных внебюджетных фондов, а также обязанность проводить закупки только на основании утвержденных установленном порядком государственных программ информатизации и их подпрограмм для реализации мероприятий, которые в них включены (подпункт 1.2 пункта 1 Указа № 612, абзац 2 пункта 7 Указа Президента Республики Беларусь от 02.12.2013 № 531 «О некоторых вопросах информатизации» (далее – Указ № 531).

При этом нарушение требований законодательства о государственных закупках может повлечь необоснованное расходование бюджетных средств, что послужит основанием для применения административной ответственности.

Государственные закупки услуг РЦОД и (или) услуг республиканской платформы проводятся в порядке, установленном Законом о госзакупках. В соответствии с пунктом 4 приложения к Закону о госзакупках приобретение товаров (работ, услуг) у конкретного лица, определенного законодательными актами, осуществляется с применением процедуры закупки из одного источника.

Обязанность приобретения государственными организациями услуг РЦОД и услуг республиканской платформы у Оператора вытекает из требований Указа № 46 в части обязанности государственных организаций по размещению программно-технических средств, информационных систем (ресурсов) на ресурсах РЦОД и (или) республиканской платформы. Указ № 46 также содержит норму, которая определяет возможность неконкурентной процедуры закупки государственными организациями услуг РЦОД и республиканской платформы вне зависимости от источника их финансирования. Указанная норма содержит служебную информацию ограниченного распространения и имеет ограничительный гриф «для служебного пользования». Ознакомление с ее полным содержанием возможно осуществить в соответствии с Положением о порядке направления в Национальный центр правовой информации, учета, хранения, приведения в контрольное состояние и систематизации правовых актов, содержащих служебную информацию ограниченного распространения, а также условиях допуска к ним должностных лиц государственных органов и иных государственных организаций, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29.03.2011 № 394 «О некоторых вопросах обращения с правовыми актами, содержащими служебную информацию ограниченного распространения».

При организации услуг РЦОД и (или) республиканской платформы, в том числе с использованием технологий облачных вычислений, Оператором выполняются требования Указа Президента Республики Беларусь от 01.02.2010 № 60 «О мерах по совершенствованию использования национального сегмента сети интернет» и Приказа Оперативно-аналитического центра при Президенте Республики Беларусь от 02.08.2010 № 60 «Об утверждении Положения о порядке определения уполномоченных поставщиков интернет-услуг» в части использования средств технической и криптографической защиты информации. Также Оператором строго соблюдаются требования, установленные к поставщикам интернет-услуг, уполномоченным на оказание интернет-услуг государственным организациям.

В соответствии со ст. 28 Закона Республики Беларусь «Об информации, информатизации и защите информации» от 10.11.2008 № 455-З (далее – Закон № 455-З) эксплуатация государственных информационных систем без реализации мер по защите информации не допускается.

Для обеспечения мер по защите информации субъекты хозяйствования обязаны использовать средства технической и криптографической защиты информации, имеющие сертификат соответствия, выданный в Национальной системе подтверждения соответствия Республики Беларусь, или положительное экспертное заключение по результатам государственной экспертизы. Обязанность по осуществлению мер по защите информации Закон № 455-З возлагает на собственников и владельцев программно-технических средств, информационных систем (ресурсов).

Таким образом, обеспечение защиты информации, обрабатываемой в государственных информационных системах, является критически важной процедурой по обеспечению государственной безопасности. В случае совершения злоумышленниками действий по получению несанкционированного доступа к информационным системам (ресурсам), вызванных невыполнением требований законодательства по обеспечению защиты государственных информационных систем (ресурсов), в том числе в случае распространения злоумышленниками вредоносного программного обеспечения, могут возникнуть последствия в виде причинения государственной организации ущерба.

Стоит отметить, что в последнее время в Республике Беларусь непрерывно возрастают криминальные попытки субъектов киберпреступлений осуществить проникновение в чужие информационные системы (ресурсы). При этом предпринимаемые собственниками (владельцами) информационных систем (ресурсов) локальные меры и средства безопасности не всегда способны обеспечить такую защиту информационных систем (ресурсов), которую в соответствии с требованиями законодательства обеспечивает уполномоченный поставщик интернет-услуг.

Исполнение требований Указа № 46 о размещении программно-технических средств, информационных систем (ресурсов) на ресурсах РЦОД и республиканской платформы позволяет обеспечить надежную защиту государственных информационных систем (ресурсов) и избежать негативных последствий возможного несанкционированного доступа к ним. Так, пунктом 22 Положения закреплена норма, согласно которой Оператор совместно с владельцем программно-технических средств, информационных систем (ресурсов), размещенных в РЦОД и (или) на республиканской платформе, с учетом классов типовых информационных систем обеспечивает защиту информации от неправомерного доступа, уничтожения, модификации (изменения), копирования, распространения и (или) предоставления информации, блокирования правомерного доступа к ней при оказании государственным организациям услуг РЦОД и (или) республиканской платформы.

Невыполнение государственными организациями требований Указа № 46 по размещению программно-технических средств, информационных систем (ресурсов) на ресурсах РЦОД и (или) республиканской платформы порождают предпосылки к нарушению требований законодательства по обеспечению информационной безопасности государственных информационных систем (ресурсов), включая требования к помещениям, предназначенным для размещения программно-технических средств.

Таким образом, Указ № 46 является важнейшим нормативным правовым актом, направленным на развитие информационного общества в Республике Беларусь и совершенствование информационно-телекоммуникационной инфраструктуры.

Реализация требований Указа № 46 позволяет государственным организациям минимизировать риски, связанные с обеспечением безопасности эксплуатируемых (создаваемых, приобретаемых) ими информационных систем (ресурсов), снизить капитальные и эксплуатационные затраты на создание и содержание информационно-коммуникационной инфраструктуры, получать качественное сервисное обслуживание от Оператора, и осуществить закупку услуг РЦОД и услуг республиканской платформы по упрощенной процедуре закупки.

Ознакомиться с тематическим банком данных Информатизация, а также иными банками данных в актуальном состоянии (со всеми изменениями и дополнениями) можно в ЭТАЛОН-ONLINE.

А для работы на смартфоне или планшете можно воспользоваться мобильным приложением для Android и IOS.



Сохранить в избранное
Читайте также в разделе
Вам будет интересно
Раскрытие банковской тайны физического лица
Сафаревич Денис Захарович, юрист

Вопрос:

Раскрытие банковской тайны физического лица. В банк Республики Беларусь обратилось с заявлением физическое лицо. В заявлении указано, что заявитель является дочерью Иванова И.И. и заявляет о том, что в октябре 2024 года отец получил инфаркт мозга, в результате которого нарушены жизненно важные функции: разговорная и письменная речь, самостоятельное передвижение. В настоящее время Иванов И.И. находится дома и не имеет возможности обратиться в банк лично. В настоящее время решается вопрос о присвоении ему группы инвалидности, а заявителю – функций опекуна. Заявитель попросил проинформировать его о наличии в банке договоров банковского вклада. К заявлению приложены: копия паспорта заявителя, копия свидетельства о рождении, выписка из медицинской карты стационарного пациента. Вправе ли заявитель получить запрашиваемые сведения? Каковы действия банка?

Читать подробнее
Календарь событий
30 мая 2025 г.
Лосев Сергей Сергеевич
Семинар "Объекты интеллектуальной собственности в деятельности хозяйствующих субъектов"
Подробнее
27 мая 2025 г.
Пещенко Елена Александровна
Семинар "Порядок исчисления среднего заработка. Возмещение командировочных расходов"
Подробнее
Видео
Здравствуйте, данный браузер не поддерживается нашей системой, для продолжения работы воспользуйтесь другим браузером.