23Май 2022

Коментарий к Закону Республики Беларусь от 19.07.2021 № 121-З «Об изменении Закона Республики Беларусь «О таможенном регулировании в Республике Беларусь»

Яхнович Олег Игоревич,

главный инспектор Государственного таможенного комитета Республики Беларусь

На сегодняшний день международная торговля товарами на практике регламентируется различным количеством нормативных правовых актов. Такие акты содержат положения, касающиеся отдельных аспектов торговых, экономических, транспортных, валютных и иных общественных отношений. Вместе с этим наиболее важная группа подобных актов, которая призвана всесторонним образом обеспечить в правовом смысле торговую сферу, входит в состав национального таможенного законодательства.

Комментарий эксперта к главе 7 «Исчисление таможенных платежей, процентов, пеней» (статьи 36–37) в нашем материале.

Принятый Закон Республики Беларусь от 19.07.2021 г. № 121-З «Об изменении Закона Республики Беларусь «О таможенном регулировании в Республике Беларусь» (далее – Закон о таможенном регулировании), в сущности, вносит кардинальные изменения и дополнения в Закон Республики Беларусь «О таможенном регулировании в Республике Беларусь» от 10.01.2014 г. № 129-З и является на сегодняшний день одним из основных актов национального таможенного законодательства, а также представляет собой важный элемент общей системы права евразийского экономического пространства, обеспечивающей процессы по дальнейшей модернизации и упрощению таможенных процедур и унификации условий осуществления внешнеэкономической деятельности в Республике Беларусь.

В данной статье будут рассмотрены положения ст.ст. 36–37 Закона о таможенном регулировании, регламентирующие, в частности, общие вопросы, касающиеся порядка исполнения обязанности по уплате таможенных платежей, уплата процентов, пеней, а также исчисления процентов, пеней при перемещении товаров.

Так, согласно п. 1 ст. 36 Закона о таможенном регулировании, плательщики таможенных платежей, а также лица, несущие в соответствии с Таможенным кодексом, утвержденным Договором о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза от 11 апреля 2017 г. (далее – ТМК ЕАЭС), с плательщиком таможенных платежей солидарную обязанность по уплате таможенных платежей, и (или) лицами, на которых в соответствии с законодательством возложена субсидиарная ответственность по обязательствам плательщика по уплате таможенных платежей, исполняют обязанности по уплате таможенных платежей, а также уплачивают проценты, пени.

Кроме того, обязанность по уплате таможенных платежей может быть исполнена, проценты, пени могут быть уплачены за плательщика таможенных платежей иным лицом. В частности, обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов может исполняться таможенным представителем с учетом ст. 405 ТМК ЕАЭС, подп. 1.6 п. 1 и п. 2 ст. 313 Закона о таможенном регулировании.

В случае реорганизации плательщика таможенных платежей обязанность по уплате таможенных платежей исполняется, причитающиеся к уплате проценты, пени уплачиваются в отношении товаров, находящихся под таможенным контролем, правопреемником (правопреемниками) реорганизованной организации, к которому перешло право собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления такими товарами, в сроки и порядке, установленные ТМК ЕАЭС и Закона о таможенном регулировании.

Обязанность по уплате таможенных платежей исполняется, проценты, пени уплачиваются в порядке и сроки, установленные ТМК ЕАЭС, Налоговым кодексом Республики Беларусь, Закона о таможенном регулировании и (или) актами Президента Республики Беларусь.

Так, согласно положениям ст. 55 ТМК ЕАЭС, обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов исполняется плательщиком таможенных пошлин, налогов, лицами, которые в соответствии с ТМК ЕАЭС несут с плательщиком таможенных пошлин, налогов солидарную обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов или, если это предусмотрено законодательством государств – членов ЕАЭС, – субсидиарную обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов. В данном случае очевидным представляется тот факт, что упомянутые выше нормы Закона о таможенном регулировании в части наличия у плательщика таможенных платежей, а также лиц, несущих с ним солидарную обязанность, обязанности по уплате таможенных платежей, полностью соответствуют положениям ТМК ЕАЭС.

Законодательством государств – членов ЕАЭС при этом может быть установлена возможность исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов также иными лицами. В частности, обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов исполняется таможенным представителем с учетом ст. 405 ТМК ЕАЭС. Последнее положение, как видно, также корреспондирует нормам Закона о таможенном регулировании.

Обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов исполняется путем их уплаты в порядке и сроки, которые установлены ст. 57–61 ТМК ЕАЭС, в размерах сумм, исчисленных и подлежащих уплате в соответствии с настоящим Кодексом.

Особенности исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов при ликвидации организации, прекращении деятельности индивидуального предпринимателя, реорганизации организации устанавливаются законодательством государств – членов ЕАЭС (в частности п. 1 ст. 36 Закона о таможенном регулировании).

В случае если законодательством государства – члена ЕАЭС установлена возможность исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов путем возмещения причиненного ущерба в виде неуплаченных таможенных платежей, особенности исполнения такой обязанности устанавливаются законодательством этого государства – члена ЕАЭС.

В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов таможенный орган в порядке и сроки, которые устанавливаются законодательством государств – членов ЕАЭС, направляет плательщику таможенных пошлин, налогов, а также лицам, которые в соответствии с ТМК ЕАЭС несут с плательщиком таможенных пошлин, налогов солидарную обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов или, если это предусмотрено законодательством государств – членов ЕАЭС, – субсидиарную обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов, уведомление о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных пошлин, налогов, за исключением случаев, предусмотренных п. 4 ст. 55 ТМК ЕАЭС, и случаев, установленных законодательством государств – членов ЕАЭС в соответствии с п. 5 ст. 55 ТМК ЕАЭС.

Форма указанного уведомления, порядок и срок исполнения предусмотренных таким уведомлением требований устанавливаются в соответствии с законодательством государств – членов ЕАЭС.

В случаях, когда таможенные пошлины, налоги в соответствии со ст. 61 ТМК ЕАЭС подлежат уплате в одном государстве-члене, а взыскание таможенных пошлин, налогов в соответствии с п. 3 ст. 69 ТМК ЕАЭС осуществляется таможенным органом другого государства – члена ЕАЭС, указанное уведомление направляется таможенным органом, осуществляющим взыскание таможенных пошлин, налогов, после получения документов, необходимых для взыскания таможенных пошлин, налогов, в порядке, предусмотренном приложением № 1 к ТМК ЕАЭС.

В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов в срок, указанный в уведомлении, направленном в соответствии с п. 3 ст. 55 ТМК ЕАЭС, а также в случаях, установленных законодательством государств – членов ЕАЭС в соответствии с п. 5 ст. 55 ТМК ЕАЭС, когда такое уведомление не направляется, таможенный орган, осуществляющий взыскание таможенных пошлин, налогов, принимает меры по взысканию таможенных пошлин, налогов в соответствии с главой 11 ТМК ЕАЭС.

Евразийская экономическая комиссия вправе определять особенности исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов в случаях, когда в отношении одних и тех же товаров обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов возникла у разных лиц по разным обстоятельствам и (или) неоднократно.

Стоит отметить, что, согласно ст. 303 Гражданского кодекса Республики Беларусь от 07.12.1998 г. № 218-З (ред. от 31.12.2021 г.) (далее – ГК), солидарная обязанность (ответственность) или солидарное требование возникают, если солидарность обязанности или требования предусмотрена договором или установлена законодательством, в частности при неделимости предмета обязательства. При этом обязанности нескольких должников по обязательству, связанному с предпринимательской деятельностью, равно как и требования нескольких кредиторов в таком обязательстве, являются солидарными, если законодательством или условиями обязательства не предусмотрено иное.

В соответствии со ст. 370 ГК, до предъявления требования к лицу, которое в соответствии с законодательством или условиями обязательства несет ответственность дополнительно к ответственности другого лица, являющегося основным должником (субсидиарная ответственность), кредитор должен предъявить требование к основному должнику.

Если основной должник отказался удовлетворить требование кредитора или кредитор не получил от него в разумный срок ответа на предъявленное требование, это требование может быть предъявлено лицу, несущему субсидиарную ответственность.

Кредитор не вправе требовать удовлетворения своего требования к основному должнику от лица, несущего субсидиарную ответственность, если это требование может быть удовлетворено путем зачета встречного требования к основному должнику либо бесспорного взыскания средств с основного должника.

Лицо, несущее субсидиарную ответственность, должно до удовлетворения требования, предъявленного ему кредитором, предупредить об этом основного должника, а если к такому лицу предъявлен иск, – привлечь основного должника к участию в деле. В противном случае основной должник имеет право выдвинуть против регрессного требования лица, отвечающего субсидиарно, возражения, которые он имел против кредитора.

Проще говоря, в случае наличия у плательщика таможенных платежей (к примеру, декларант) лиц, несущих с ним солидарную обязанность по уплате таможенных платежей (к примеру, таможенный представитель) и на которых в соответствии с законодательством возложена субсидиарная ответственность по соответствующим обязательствам плательщика, такие лица, при условии отказа плательщиком выполнять обязательства по уплате таможенных платежей, исполняют, в сущности, вместо него обязанности по уплате таможенных платежей, а также уплачивают проценты, пени в соответствии с условиями и в пределах, установленных законодательством.

В части исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов таможенным представителем стоит отметить следующее.

Так, в рамках п. 1 ст. 405 ТМК ЕАЭС среди обязанностей таможенных представителей закреплено обязательство исполнять предусмотренную п. 4 ст. 405 ТМК ЕАЭС обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин в соответствии с п. 5 ст. 405 ТМК ЕАЭС не позднее последнего дня срока, указанного в уведомлении, направленном таможенным органом в соответствии с п. 3 ст. 55, п. 3 ст. 73 и п. 4 ст. 270 ТМК ЕАЭС.

Пунктом 4 ст. 405 ТМК ЕАЭС предусматривается, в случае совершения таможенных операций таможенным представителем от имени декларанта, несение таможенным представителем совместно с соответствующим декларантом солидарной ответственности по уплате таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин в полном размере подлежащей исполнению обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин.

В частности, подп. 1.6 п. 1 ст. 313 Закона о таможенном регулировании, по сути, подтверждается необходимость исполнения данного пункта ТМК ЕАЭС не позднее последнего дня срока, указанного в уведомлении о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы.

Исключения, в этой связи, могут составлять случаи, которые связаны (п. 5 рассматриваемой статьи):

  • с несоблюдением условий использования товаров в соответствии с таможенной процедурой, под которую помещены товары;
  • с изменением сроков уплаты таможенных пошлин, налогов в соответствии с главой 8 ТМК ЕАЭС;
  • с совершением действий в нарушение целей и условий предоставления льгот по уплате таможенных пошлин, налогов и (или) ограничений по пользованию и (или) распоряжению товарами в связи с применением таких льгот.

Кроме этого, п. 6 ст. 405 ТМК ЕАЭС устанавливается, что законодательством государств – членов ЕАЭС могут устанавливаться иные случаи, чем указанные выше случаи, когда обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, возникшая солидарно с декларантом, не подлежит исполнению таможенным представителем.

В частности, согласно п. 2 ст. 313 Закона о таможенном регулировании, обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, возникшая у таможенного представителя солидарно с декларантом в соответствии с п. 4 ст. 405 ТМК ЕАЭС, не подлежит исполнению таможенным представителем в случае, если в отношении декларанта (работника декларанта), от имени и по поручению которого действовал таможенный представитель, вынесен и вступил в законную силу обвинительный приговор суда по факту использования заведомо подложных документов, на основании которых в таможенной декларации заявлены недостоверные сведения о товаре, влияющие на размер подлежащих уплате таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин.

Обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, возникшая у таможенного представителя солидарно с декларантом в соответствии с п. 4 ст. 405 ТМК ЕАЭС и не исполненная либо ненадлежаще исполненная до ликвидации (прекращения деятельности) декларанта, от имени и по поручению которого действовал таможенный представитель, не подлежит исполнению таможенным представителем после ликвидации (прекращения деятельности) такого декларанта в части суммы неисполненной обязанности по уплате таких платежей.

Согласно п. 2 ст. 36 Закона о таможенном регулировании, день уплаты таможенных платежей, процентов, пеней определяется в соответствии с п. 2 ст. 38 Налогового кодекса Республики Беларусь (Общая часть) от 19.12.2002 г. № 166-З (ред. от 31.12.2021 г.) (далее – НКОбЧ).

Так, согласно п. 2 ст. 38 НКОбЧ, днем уплаты налога, сбора (пошлины), пеней признается:

  • день выдачи банку платежной инструкции на перечисление налога, сбора (пошлины), пеней, в том числе посредством ее представления на бумажном носителе, направления в электронном виде с использованием системы дистанционного банковского обслуживания, системы расчетов с использованием электронных денег при наличии на счете, в электронном кошельке средств, достаточных для исполнения банком такой платежной инструкции. При отсутствии денежных средств на счетах в банках, электронных денег в электронных кошельках, достаточных для исполнения платежной инструкции на уплату налога, сбора (пошлины), пеней, – день исполнения такой платежной инструкции посредством автоматизированной информационной системы исполнения денежных обязательств (далее – АИС ИДО);
  • день внесения для перечисления сумм налога, сбора (пошлины), пеней наличных денежных средств в банк, поселковый, сельский исполнительный и распорядительный орган, налоговый или таможенный орган, организацию связи Министерства связи и информатизации либо в случаях, установленных налоговым или таможенным законодательством, в иную уполномоченную организацию;
  • день осуществления платежа с использованием банковской платежной карточки либо ее реквизитов в порядке, установленном законодательством, в счет уплаты сумм налога, сбора (пошлины), пеней;
  • день исполнения банком платежных инструкций на уплату сумм налога, сбора (пошлины), пеней со счетов Министерства финансов, главных управлений Министерства финансов по областям и городу Минску – в случае исполнения налоговых обязательств плательщика за счет средств бюджета;
  • день зачисления в соответствующий бюджет денежных средств в белорусских рублях – при уплате налога, сбора (пошлины), пеней с покупкой банком иностранной валюты, а также при перечислении плательщиком причитающихся к уплате сумм налога, сбора (пошлины), пеней в иностранной валюте из-за пределов Республики Беларусь;
  • день, когда денежные средства в счет уплаты сумм налога, сбора (пошлины), пеней приняты платежным агентом посредством использования автоматизированной информационной системы единого расчетного и информационного пространства (далее – система ЕРИП) в порядке, установленном законодательством;
  • при обращении (зачете) в таможенные платежи сумм обеспечения:
  • внесенных на текущий (расчетный) банковский счет Министерства финансов в белорусских рублях, – день, указанный в подпунктах 2.1–2.6 указанного пункта (в зависимости от формы уплаты такого обеспечения), применительно к уплате сумм обеспечения;
  • внесенных на текущий (расчетный) банковский счет таможни в случаях, предусмотренных законодательством, в иностранной валюте, – день подачи в таможню письменного заявления об обращении сумм обеспечения в таможенные платежи.

В соответствии с п. 3 ст. 36 Закона о таможенном регулировании, подтверждением исполнения обязанности по уплате таможенных платежей, уплаты процентов, пеней является информация об уплате плательщиком (за плательщика) таможенных платежей денежных средств в счет уплаты таких платежей, поступившая в таможенный орган в электронной форме от Министерства финансов, банка или небанковской кредитно-финансовой организации (далее – банк).

В этой связи стоит напомнить, что в соответствии со ст. 1 Закона Республики Беларусь от 28.12.2009 г. № 113-З «Об электронном документе и электронной цифровой подписи» (далее – Закон об электронном документе) под электронным документом понимается документ, представляемый в электронном виде, содержащий электронную цифровую подпись (удостоверяющую его целостность и подлинность) и обращаемый во всех сферах деятельности при условии наличия специальных технических средств.

В свою очередь, упомянутое в приведенном определении «наличие специальных технических средств» подразумевает необходимость использования в заинтересованных организациях специальных технических, программных и программно-аппаратных средств, соответствующих требованиям технических нормативных правовых актов. Процедура на подтверждение такого соответствия осуществляется в соответствии с положениями Закона Республики Беларусь от 24 октября 2016 г. № 437-З «Об оценке соответствия техническим требованиям и аккредитации органов по оценке соответствия».

В ст. 16 Закона об электронном документе приведены основные требования, предъявляемые к электронным документам. Вследствие этого электронный документ должен:

  • создаваться, обрабатываться, храниться, передаваться и приниматься с помощью технических, программных и программно-аппаратных средств;
  • иметь структуру, установленную ст. 17 Закона об электронном документе (т.е. состоять из двух взаимосвязанных частей – общей и особенной);
  • быть представляемым в форме, доступной и понятной для восприятия человеком.

Оригинал электронного документа, согласно части первой ст. 19 Закона об электронном документе, существует только в электронном виде. Все идентичные экземпляры электронного документа являются оригиналами и имеют одинаковую юридическую силу. В связи с этим следует отметить, что для целей развития системы обмена электронными документами в сфере таможенного дела необходимо принимать в рамках ЕАЭС единые нормативные правовые акты, которые своими положениями унифицируют теоретические и прикладные аспекты использования электронных документов при осуществлении внешнеэкономической деятельности.

В свою очередь копия электронного документа представляет собой форму внешнего представления электронного документа на бумажном носителе, удостоверенную в порядке, установленном Законом об электронном документе и иными актами законодательства Республики Беларусь. Так, вопросы удостоверения копий электронных документов на сегодняшний день регламентированы посредством положений ст. 20 Закона об электронном документе, а также Положением о порядке удостоверения формы внешнего представления электронного документа на бумажном носителе (утверждено постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 20.07.2010 г. № 1086).

Согласно п. 4 ст. 36 Закона о таможенном регулировании, если у таможенного органа отсутствует возможность получения указанной выше информации в электронной форме в связи с неисправностью используемых таможенными органами информационных систем, вызванной техническими сбоями, нарушениями в работе средств связи (телекоммуникационных сетей и глобальной компьютерной сети Интернет), отключением электроэнергии, а также в случае, установленном абзацем первым п. 3 ст. 262 ТМК ЕАЭС, подтверждением исполнения обязанности по уплате таможенных платежей, уплаты процентов, пеней является представление в таможенный орган лицами, указанными в п. 1 ст. 36 Закона о таможенном регулировании, документов на бумажном носителе об уплате таможенных платежей. Такие документы представляются только в виде оригиналов и должны содержать отметку банка об исполнении им платежной инструкции лица, производящего уплату таможенного платежа.

В соответствии с п. 5 ст. 36 Закона о таможенном регулировании, обязанность по уплате таможенных платежей в отношении товаров, находящихся под таможенным контролем, должна быть исполнена до представления в регистрирующий орган заявления о ликвидации (прекращении деятельности) организации (индивидуального предпринимателя), в том числе за счет денежных средств, полученных от реализации имущества, принадлежащего организации (индивидуальному предпринимателю).

Согласно п. 1 ст. 37 Закона о таможенном регулировании, порядок исчисления процентов за пользование отсрочкой или рассрочкой уплаты ввозной таможенной пошлины устанавливается ст. 60 ТМК ЕАЭС.

В частности, в рамках ст. 59 ТМК ЕАЭС устанавливается, что отсрочка уплаты ввозных таможенных пошлин с уплатой процентов за отсрочку уплаты ввозных таможенных пошлин в соответствии со ст. 60 ТМК ЕАЭС предоставляется на срок не более 1 месяца со дня, следующего за днем выпуска товаров в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления.

При этом отсрочка или рассрочка уплаты ввозных таможенных пошлин без уплаты процентов за отсрочку или рассрочку уплаты ввозных таможенных пошлин предоставляется на срок не более 6 месяцев со дня, следующего за днем выпуска товаров в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления, при наличии оснований, приведенных в п. 2 указанной статьи.

Отсрочка или рассрочка уплаты ввозных таможенных пошлин с уплатой процентов за отсрочку или рассрочку уплаты ввозных таможенных пошлин в соответствии со ст. 60 ТМК ЕАЭС предоставляется на срок не более 6 месяцев со дня, следующего за днем выпуска товаров в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления, при наличии такого основания, как ввоз на таможенную территорию ЕАЭС товаров для использования в промышленной переработке, в том числе сырья, материалов, технологического оборудования, комплектующих и запасных частей к нему. В целях применения настоящего пункта под промышленной переработкой понимается использование товаров в производстве для получения новых товаров, коды которых в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС отличаются от кодов товаров, ввозимых для их промышленной переработки, на уровне любого из первых 4 знаков. Перечень указанных товаров, в отношении которых может предоставляться отсрочка или рассрочка уплаты ввозных таможенных пошлин, с указанием кодов в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС, а также условия отнесения таких товаров к предназначенным для использования в промышленной переработке определяются Евразийской экономической комиссией.

Отсрочка или рассрочка уплаты ввозных таможенных пошлин предоставляется на основании заявления плательщика ввозных таможенных пошлин по решению таможенного органа.

Решение о предоставлении отсрочки или рассрочки уплаты ввозных таможенных пошлин принимается таможенным органом государства – члена ЕАЭС, таможенным органом которого будет производиться выпуск товаров при их помещении под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления.

В решении таможенного органа о предоставлении отсрочки или рассрочки уплаты ввозных таможенных пошлин указываются срок, на который предоставляется отсрочка или рассрочка уплаты ввозных таможенных пошлин, сумма ввозных таможенных пошлин, в отношении уплаты которой предоставляется отсрочка или рассрочка, и иные сведения, необходимые для применения этого решения при выпуске товаров.

При принятии таможенным органом решения о предоставлении рассрочки уплаты ввозных таможенных пошлин также утверждается график поэтапной уплаты сумм ввозных таможенных пошлин.

В соответствии с положениями ст. 60 ТМК ЕАЭС, за каждый день пользования отсрочкой или рассрочкой уплаты ввозных таможенных пошлин, предоставленной в соответствии с пунктами 1 и 3 ст. 59 ТМК ЕАЭС, начиная со дня, следующего за днем выпуска товаров в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления, по день прекращения обязанности по уплате ввозных таможенных пошлин подлежат уплате проценты.

Соответственно, проценты за отсрочку или рассрочку уплаты ввозных таможенных пошлин подлежат уплате в размере 1/360 от ставки рефинансирования (ключевой ставки, учетной ставки), устанавливаемой в соответствии с законодательством государства – члена ЕАЭС, в котором товары помещены под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, и применяемой для начисления процентов. Для начисления процентов за отсрочку или рассрочку уплаты ввозных таможенных пошлин применяется ставка рефинансирования (ключевая ставка, учетная ставка), действующая в соответствующие периоды фактического пользования отсрочкой или рассрочкой.

Проценты за отсрочку или рассрочку уплаты ввозных таможенных пошлин подлежат уплате не позднее дня, следующего за днем уплаты или взыскания ввозных таможенных пошлин. Уплата или взыскание, а также возврат (зачет) процентов за отсрочку или рассрочку уплаты ввозных таможенных пошлин осуществляются в порядке, предусмотренном ТМК ЕАЭС применительно к уплате или взысканию, а также возврату (зачету) сумм ввозных таможенных пошлин.

В рамках п. 2 ст. 37 Закона о таможенном регулировании устанавливается, что проценты за отсрочку или рассрочку уплаты налога на добавленную стоимость подлежат уплате в размере 1/360 ставки рефинансирования Национального банка (размер установлен по аналогии с упомянутой выше нормой ТМК ЕАЭС в части уплаты процентов за отсрочку или рассрочку уплаты ввозных таможенных пошлин), применяемой для начисления процентов, за каждый день пользования отсрочкой или рассрочкой уплаты налога на добавленную стоимость начиная со дня, следующего за днем выпуска товаров в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления, по день прекращения обязанности по уплате налога на добавленную стоимость. Для начисления процентов за отсрочку или рассрочку уплаты налога на добавленную стоимость применяется ставка рефинансирования Национального банка, действующая в соответствующие периоды фактического пользования отсрочкой или рассрочкой.

Согласно ст. 31 Банковского кодекса Республики Беларусь от 25.10.2000 № 441-З (ред. от 30.06.2020), под ставкой рефинансирования понимается ставка Национального банка, являющаяся базовым инструментом регулирования уровня процентных ставок на денежном рынке и служащая основой для установления процентных ставок по операциям предоставления ликвидности банкам. В частности, в настоящее время, в соответствии с п. 1 постановления Правления Национального банка Республики Беларусь от 28.02.2022 № 95 «О ставке рефинансирования Национального банка», установлена ставка рефинансирования Национального банка в размере 12 процентов годовых.

Согласно п. 3 ст. 37 Закона о таможенном регулировании, в случаях, когда в соответствии с ТМК ЕАЭС с сумм налогов подлежат уплате проценты, как если бы в отношении этих сумм были предоставлены отсрочка или рассрочка их уплаты, такие проценты начисляются в порядке, установленном ст. 60 ТМК ЕАЭС для начисления процентов за отсрочку или рассрочку уплаты ввозных таможенных пошлин.

В рамках п. 4 ст. 37 Закона о таможенном регулировании закрепляется, что начисление пеней производится в порядке, аналогичном порядку, установленному ст. 55 НКОбЧ и (или) в соответствии с актами Президента Республики Беларусь.

В частности, руководствуясь положениями ст. 55 НКОбЧ, стоит отметить, что пени начисляются на сумму неисполненного в срок налогового обязательства, определяемого как разница между исчисленной, в том числе по результатам проверки или представления налоговой декларации (расчета) с внесенными изменениями и (или) дополнениями, и уплаченной (взысканной) суммой налога, сбора (пошлины).

При этом пени начисляются за каждый календарный день просрочки в течение всего периода неисполнения налогового обязательства начиная со дня, следующего за установленным налоговым законодательством сроком уплаты, включая день исполнения налогового обязательства, если иное не установлено частью третьей п. 2 данной статьи. При этом размер пеней, начисленных на сумму подлежащего уплате по результатам проверки налога, сбора (пошлины), не должен превышать сумму подлежащего уплате по результатам проверки налога, сбора (пошлины).

Наконец, согласно п. 5 ст. 37 Закона о таможенном регулировании, уплата пеней, начисленных на суммы таможенных платежей, таможенных пошлин, налогов, взимаемых по единым ставкам, таможенных пошлин, налогов, взимаемых в виде совокупного таможенного платежа, производится в размере, рассчитанном в соответствии с п. 4 ст. 55 НКОбЧ, уменьшенном в два раза, в случае уплаты таких пеней:

  • плательщиком до регистрации в таможенном органе уведомления о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы, составленного в отношении плательщика, либо до истечения десяти рабочих дней со дня получения плательщиком такого уведомления;
  • лицами, несущими с плательщиком солидарную обязанность по уплате таких платежей, до регистрации в таможенном органе уведомления о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы, составленного в отношении этих лиц, либо до истечения десяти рабочих дней со дня получения ими такого уведомления.

При этом положения части первой данного пункта применяются при условии уплаты в сроки, установленные частью первой указанного пункта, сумм таможенных платежей, таможенных пошлин, налогов, взимаемых по единым ставкам, таможенных пошлин, налогов, взимаемых в виде совокупного таможенного платежа, на которые начислены уплачиваемые пени.

Собственно упомянутый выше размер пеней производится по формуле, приведенной в п. 4 ст. 55 НКОбЧ, и включает в себя:

  • размер неисполненного налогового обязательства в соответствующем периоде неисполнения налогового обязательства, определенный с учетом положений п. 2 указанной статьи;
  • количество календарных дней, в течение которых неуплаченная сумма налога, сбора (пошлины) и ставка рефинансирования Национального банка оставались неизменными, включая день уплаты (взыскания) соответствующей суммы налога, сбора (пошлины) либо день, предшествовавший дню, в котором была изменена ставка рефинансирования Национального банка;
  • ставку рефинансирования Национального банка, действовавшую в соответствующие периоды неисполнения налогового обязательства.

Подводя итог, следует сказать, что в содержании практически всех норм Закона о таможенном регулирования, регламентирующих, в частности, общие вопросы, касающиеся порядка исполнения обязанности по уплате таможенных платежей, уплата процентов, пеней, а также исчисления процентов, пеней при перемещении товаров, прослеживается тенденция следования общей концепции евразийского таможенного законодательства, направленного на модернизацию и упрощение таможенных процедур, унификацию условий ведения бизнеса.

Материал подготовлен с использованием нормативных правовых актов по состоянию на 11 марта 2022 г.


Пожалуйста, поверните свое устройство в горизонтальное положение.
Заказать
звонок