Указом Президента Республики Беларусь от 24.03.2020 № 108 (далее – Указ № 108) внесены изменения в Указ Президента Республики Беларусь от 27.09.2012 № 426 «Об отдельных вопросах функционирования системы электронного сбора платы за проезд транспортных средств по определенным дорогам Республики Беларусь» (далее – Указ № 426). Подробнее о внесенных корректировках читайте в статье.
Материал подготовлен с использованием нормативных правовых актов по состоянию на 26 марта 2020 г.
ГОРБАЧ А.К.,
юрист
В частности, согласно дополнению, внесенному в подп. 4.2 п. 4 Указа № 426, Совмином утверждается порядок взимания платы за проезд транспортных средств по платным автомобильным дорогам, в том числе по разовому тарифу.
Пункт 4 Указа № 426 дополнен подп. 4.31, в соответствии с которым размер платы за проезд по платным автомобильным дорогам по разовому тарифу устанавливается Министерством транспорта и коммуникаций по согласованию с Министерством финансов.
В подп. 4.4 п. 4 Указа № 426 внесено дополнение, которым устанавливается, что от платы за проезд по платным автомобильным дорогам освобождаются также пользователи платной автомобильной дороги, использующие транспортные средства с выданными в иностранном государстве временными (транзитными) регистрационными знаками, приобретенные индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами Республики Беларусь в собственность, хозяйственное ведение или оперативное управление и ввезенные на территорию Республики Беларусь. При этом напомним, что под термином «пользователь платной автомобильной дороги» в данном НПА понимается собственник (владелец) транспортного средства или лицо, использующее платную автомобильную дорогу и принимающее непосредственное участие в дорожном движении в качестве водителя транспортного средства. Одновременно подп. 4.41 п. 4 устанавливается, что пользователи платной автомобильной дороги, не указанные в подп. 4.4 п. 4, по решению Президента Республики Беларусь могут быть освобождены на определенный срок от платы за проезд по платным автомобильным дорогам.
Изменения коснулись также Положения об отдельных вопросах взимания платы за проезд транспортных средств по платным автомобильным дорогам Республики Беларусь, утвержденного Указом № 426 (далее – Положение), которым, напомним, определяются отдельные вопросы взимания платы за проезд транспортных средств по определенным дорогам Республики Беларусь или на отдельных их участках, в том числе на участках проезда по мостам и иным искусственным сооружениям, и эксплуатации системы электронного сбора платы в режиме свободного многополосного движения («Система электронного сбора платы») за проезд транспортных средств по определенным дорогам Республики Беларусь («ЕТС-Система»), а также вопросы взаимодействия организаций, обеспечивающих взимание данной платы.
В новой редакции изложен п. 2 Положения. Напомним, ранее им было лишь установлено, что плата взимается за проезд по расчетному сегменту платной автомобильной дороги; размер платы определяется как произведение тарифа платы за один километр, установленного для соответствующей категории транспортного средства, и протяженности в километрах расчетного сегмента. При этом под расчетным сегментом следовало понимать минимальный участок дороги, проезд по которому подлежит оплате пользователем платной автомобильной дороги. Данное определение расчетного сегмента в новой редакции п. 2 Положения не изменилось.
В то же время, новой редакцией указанного пункта устанавливается, что плата взимается за проезд по расчетному сегменту платной автомобильной дороги либо за период, в течение которого пользователь платной автомобильной дороги имеет право осуществлять пользование ею. При этом размер платы для транспортных средств с технически допустимой общей массой более 3,5 тонны определяется как произведение тарифа платы за один километр, установленного для соответствующей категории транспортного средства, и протяженности в километрах расчетного сегмента. Размер платы для транспортных средств с технически допустимой общей массой не более 3,5 тонны определяется:
– до 1 января 2023 г. – как произведение тарифа платы за один километр, установленного для соответствующей категории транспортного средства, и протяженности в километрах расчетного сегмента либо периодом, за который вносится плата за проезд, в соответствии с установленными тарифами;
– с 1 января 2023 г. – периодом, за который вносится плата за проезд, в соответствии с установленными тарифами.
Здесь же определено, что учет оплаты проезда по платным автомобильным дорогам может осуществляться с использованием топливных карт в порядке, устанавливаемом Советом Министров Республики Беларусь. Ранее данная норма содержалась в ч. 3 п. 3 Положения, теперь Указом № 108 она исключена.
Кроме того, Положение дополнено п. 21, согласно которому пользователь платной автомобильной дороги в случае неоплаты (неполной оплаты) проезда по платной автомобильной дороге вправе в течение двух часов с момента неоплаты (неполной оплаты) внести плату за проезд по разовому тарифу. Оплата проезда по разовому тарифу исключает взимание платы за проезд в увеличенном размере.
В новой редакции также изложена ч. 3 п. 4 Положения, теперь она говорит, что не устанавливают устройства электронной оплаты пользователи платной автомобильной дороги:
– использующие транспортные средства с технически допустимой общей массой не более 3,5 тонны, после внесения платы за проезд за соответствующий период;
– освобожденные от платы за проезд по платным автомобильным дорогам согласно подп. 4.4 (за исключением названных в абзаце 9 этого подпункта) и 4.41 п. 4 Указа № 426 (см. выше).
Согласно дополнению, внесенному в п. 5 Положения плату за проезд по платным автомобильным дорогам с системой электронного сбора платы, в том числе плату за проезд по разовому тарифу, взимает ГУ «Белавтострада», а при фиксации факта неоплаты или неполной оплаты за проезд по платной автомобильной дороге, отсутствия на транспортном средстве устройства электронной оплаты, использования такого устройства, не предназначенного для данного транспортного средства либо соответствующей категории транспортного средства, или использования неработающего или неисправного такого устройства оплаты – также и уполномоченные сотрудники государственного учреждения «Транспортная инспекция Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь.
В соответствии с дополнением, внесенным в абзац 3 п. 8 Положения пользователь платной автомобильной дороги обязан при проезде по платной автомобильной дороге устанавливать устройство электронной оплаты на ветровом стекле механического транспортного средства и использовать его в соответствии с порядком технологической эксплуатации, определяемым оператором, за исключением случаев, предусмотренных Положением и Указом № 426.
Также согласно дополнению, внесенному в п. 12 Положения в случае фиксации факта неоплаты или неполной оплаты за проезд по платной автомобильной дороге, отсутствия на транспортном средстве устройства электронной оплаты, за исключением транспортных средств, указанных в ч. 3 п. 4 Положения, использования такого устройства, не предназначенного для данного транспортного средства либо соответствующей категории транспортного средства, или использования неработающего или неисправного такого устройства оплаты плата за проезд взимается в увеличенном размере согласно порядку взимания платы за проезд по платным автомобильным дорогам, утверждаемому Совмином, за исключением случаев, предусмотренных в п. 21 Положения.
Некоторые положения Указа № 108 вступили в силу после его официального опубликования – 27 марта 2020 г., иные вступают в силу с 1 мая 2020 г., отдельные – с 15 декабря 2020 г.