Нехай Наталья Евгеньевна, аудитор, специалист по налогообложению ООО «Аудиторский центр «Эрудит»
Указом № 298 внесены корректировки в отдельные положения налогового законодательства с учетом правоприменительной практики. Документ направлен на улучшение условий хозяйствования в сложившейся экономической ситуации.
В материале рассмотрим, какие операции и услуги освобождаются от НДС, сколько дней составляет срок зачета (возврата) НДС при уплате ввозных пошлин, а также иные вопросы налогообложения.
В соответствии с подп. 1.28 ст. 118 НК освобождаются от НДС обороты по реализации на территории Республики Беларусь образовательных программ дошкольного, общего среднего, специального, профессионально-технического, среднего специального, высшего, послевузовского образования.
Согласно новой редакции Кодекса об образовании, вступившей в силу с 01.09.2022, послевузовское образование переименовано в уровень научно-ориентированного образования – аспирантура (адъюнктура) со сроком подготовки не более 3 лет.
В связи с этим Указом № 298 предусмотрено, что с 01.09.2022 освобождаются от НДС обороты по реализации на территории Республики Беларусь платных услуг в сфере образования при реализации образовательных программ научно-ориентированного образования. При этом термин «образовательные программы научно-ориентированного образования» используется в значении, определенном Кодексом об образовании.
В соответствии с подп. 1.2 Указа № 298 по операциям по безвозмездной передаче до 1 января 2021 г. заказчиком, застройщиком, дольщиком государственным эксплуатационным организациям результата выполненных реконструкции (модернизации), ремонта объектов инженерной и транспортной инфраструктуры, находящихся у последних на праве хозяйственного ведения (оперативного управления), в связи с выполнением технических условий на инженерно-техническое обеспечение объекта, полученных в установленном порядке в целях строительства объекта:
Для целей Указа № 298 термин «эксплуатационная организация» используется в значении, определенном Указом Президента Республики Беларусь от 07.02.2006 № 72 «О мерах по государственному регулированию отношений при размещении и организации строительства жилых домов, объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры».
Плательщики не позднее 20 января 2023 г. представляют в налоговые органы налоговые декларации (расчеты) по налогам, сборам с внесенными изменениями и (или) дополнениями с учетом положений пункта 7 статьи 129 и пункта 22 статьи 133 НК (с учетом положений пункта 81 статьи 105 НК (в редакции, действовавшей до 1 января 2019 г.) – по операциям по безвозмездной передаче до 1 января 2019 г.), уплачивают налоги, сборы и иные платежи. При этом административные взыскания в виде штрафов к ним не применяются и пени не начисляются.
Справочно.В соответствии с п. 7 ст. 129 НК излишне предъявленная сумма НДС, в том числе в связи с приданием нормативным правовым актам обратной силы, исправляется на основании в совокупности следующих документов:
- актов сверки расчетов, подписанных продавцом и покупателем;
- дополнительных (исправленных) ЭСЧФ, выставленных продавцом и подписанных покупателем ЭЦП, если ранее выставленные продавцом ЭСЧФ были подписаны покупателем ЭЦП.
Исходя из п. 4 ст. 129 НК, при подписании покупателем дополнительного (исправленного) ЭСЧФ до представления продавцом налоговой декларации (расчета) по НДС, на который приходится акт сверки расчетов, обороты по реализации уменьшаются в налоговой декларации (расчете) по НДС продавца:
При подписании покупателем дополнительного (исправленного) ЭСЧФ после представления продавцом налоговой декларации (расчета) по НДС за тот отчетный период, на который приходится акт сверки расчетов, обороты по реализации уменьшаются в налоговой декларации (расчете) по НДС продавца:
В отношении товаров (работ, услуг), имущественных прав, акт сверки по которым составлен в налоговом периоде, предшествующем налоговому периоду, в котором подписан покупателем дополнительный (исправленный) ЭСЧФ, изменения в части уменьшения оборотов по реализации продавец вправе внести в налоговую декларацию (расчет) по НДС за такой предшествующий налоговый период.
Согласно п. 22 ст. 133 НК уменьшение покупателем сумм налоговых вычетов производится в месяце подписания акта сверки расчетов между продавцом и покупателем.
Учитывая изложенное, заказчикам, застройщикам, дольщикам следует:
Кроме того, необходимо проверить, не был ли исчисленный НДС отражен в налоговой декларации по налогу на прибыль (например, по строке 3). Если был отражен, представить уточненную налоговую декларацию по налогу на прибыль, исключив НДС.
При этом следует иметь в виду, что зачет или возврат излишне уплаченной суммы налога, сбора (пошлины), пеней производятся не позднее пяти лет со дня уплаты указанной суммы (п. 1 ст. 66 НК).
В соответствии с подп. 1.3 Указа № 298 налоговая база:
Данное положение применяется с 1 января 2022 г.
Аналогичные нормы есть и в ст. 120 НК, однако перечень транспортных средств (приложение 25 к НК) устарел в связи с принятием новой номенклатуры ТН ВЭД с 1 января 2022 г. С этой даты следует руководствоваться перечнем, содержащимся в приложении 1 к Указу № 298.
Исходя из подп. 1.4 Указа № 298 до 1 января 2024 г.:
Напомним, что до 30.09.2022 применялось постановление Совета Министров Республики Беларусь от 04.07.2022 № 441.
При этом следует иметь в виду, что ЭСЧФ создается и направляется на Портал не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором произведена уплата НДС, если она произведена после представления в таможенный орган декларации на товары, подтверждающей выпуск товаров в соответствии с заявленной таможенной процедурой (подп. 9.3 ст. 131 НК).Справочно.Согласно ст. 42 Закона «О таможенном регулировании в Республике Беларусь» отсрочка или рассрочка уплаты НДС без уплаты процентов за отсрочку или рассрочку уплаты НДС предоставляются таможенным органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю – плательщику на срок не более шести месяцев со дня, следующего за днем выпуска товаров в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления, при наличии следующих оснований:
- причинение плательщику ущерба в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы или иных обстоятельств непреодолимой силы;
- задержка плательщику финансирования из республиканского бюджета, оплаты за выполненный плательщиком государственный заказ или оплаты по договору государственной закупки;
- осуществление поставок в рамках международных договоров, одной из сторон которых является государство – член ЕАЭС;
- товары, ввозимые на таможенную территорию ЕАЭС, являются товарами, в отношении которых могут предоставляться отсрочка или рассрочка уплаты ввозных таможенных пошлин в соответствии с подпунктом 4 пункта 2 статьи 59 Таможенного кодекса ЕАЭС;
- иные основания, устанавливаемые Президентом Республики Беларусь.
Вычет НДС производится том отчетном периоде, на который приходится наиболее поздняя из следующих дат:
Вычет НДС производится на основании следующих документов:
Пример.Предоставлена отсрочка по уплате таможенного НДС по товару, ввезенному в августе 2022 года. НДС уплачен в ноябре 2022 года. По состоянию на 30.11.2022 имеется оформленная таможенная декларация. ЭСЧФ выставляется на Портал не позднее 20.12.2022 с датой совершения операции, равной дате уплаты таможенного НДС. Вычет НДС возможен или в ноябре, или в декабре 2022 года.
Согласно подп. 1.4 Указа № 298 до 1 января 2024 г.:
В Указе № 298 нашли отражение нормы письма Минтранса и МНС от 06.06.2022 № 03-01-03/4966/2-1-10/03406 «О налогообложении НДС услуг по международной перевозке грузов автомобильным транспортом». Эти нормы применяются с 16.04.2022 и касаются оказания транспортных услуг в условиях перегрузки (перецепки) грузов.
Следует иметь в виду, что в письме МНС от 07.09.2022 № 2-1-10/05274 «О налоговой базе НДС по перевозке, выполненной последовательно несколькими перевозчиками по единой CMR-накладной» изложен порядок определения налоговой базы перевозчиком, который либо не является экспедитором, либо одновременно с перевозкой выполняет функции экспедитора.
Материал подготовлен с использованием нормативных правовых актов по состоянию на 10 ноября 2022 г.
В статье рассмотрены вопросы правового регулирования порядка осуществления административных процедур в отношении граждан и субъектов хозяйствования по принятию местными исполнительными комитетами и администрациями свободных экономических зон решений о разрешении совершения сделок и иных юридически значимых действий с земельными участками и правом аренды на них.