Сохранить в избранное

Командировка за границу. ПЦР-тест

БОРИСЕНКО Наталья Валерьевна,
аудитор

Вопрос: Возмещается ли командировочному работнику стоимость обязательного ПЦР-теста при командировке за границу? Если да, то как это отражается в бухгалтерском и налоговом учете? Возмещается ли работнику стоимость положительного ПЦР-теста?

Продолжение читайте в нашем материале.

Ответ: При служебных командировках наниматель обязан выдать аванс и возместить работнику следующие расходы:

  1. по проезду к месту служебной командировки и обратно;
  2. по найму жилого помещения;
  3. за проживание вне места жительства (суточные);
  4. иные произведенные работником с разрешения или ведома нанимателя расходы (ч. 1 и 2 ст. 95 ТК, п. 5 Положения о порядке и размерах возмещения расходов, гарантиях и компенсациях при служебных командировках, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 19.03.2019 № 176 (далее – Положение № 176)).

Командированному работнику возмещаются расходы по оформлению и выдаче виз, в том числе по оплате услуг, связанных с приемом и обработкой документов для оформления виз, уплате обязательного сбора (пошлины), взимаемого с граждан в аэропортах, страхованию от несчастных случаев и болезней на время поездки за границу, страхованию автотранспорта и гражданской ответственности перевозчика, комиссионные расходы за совершение операций с использованием банковских платежных карточек, расходы по оплате местных сборов за право проживания в отдельных городах, бронированию мест в гостиницах, проведению обязательных лабораторных исследований (тестов), связанных с диагностикой инфекционных заболеваний, а также расходы, предусмотренные в п. 25 Положения № 176, при обязательном представлении подтверждающих документов (п. 24 Положения № 176). Таким образом, при предоставлении работником документов, подтверждающих расходы на прохождение ПЦР-теста, данные расходы подлежат возмещению.

В бухучете организации расходы по возмещению работнику суммы, израсходованной на прохождение ПЦР-теста, отражаются в зависимости от цели командировки, а именно: могут относиться на себестоимость продукции (работ, услуг), управленческие расходы, расходы на реализацию и т.д. (пп. 5, 8, 13, 14 Инструкции по бухгалтерскому учету доходов и расходов, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 30.09.2011 № 102, п. 7 Инструкции по бухгалтерскому учету запасов, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 12.11.2010 № 133, п. 10 Инструкции по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 30.04.2012 № 26).

Командировочные расходы в налоговом учете включаются в состав нормируемых затрат и учитываются при налогообложении прибыли при условии, что командировка работника обусловлена производственной необходимостью, а связанные с ней расходы произведены в порядке и размерах, установленных Положением № 176 (п. 1 ст. 169, подп. 1.1 ст. 171 НК). Таким образом, сумма возмещения расходов на прохождение ПЦР-теста включается в состав затрат по производству и реализации товаров (работ, услуг), учитываемых при налогообложении прибыли.

Если перед убытием в командировку работник сделал ПЦР-тест, который оказался положительным, – командировка отменяется. Работник обязан находиться на лечении, и въезд в другую страну ему, соответственно, запрещен.

Частью 2 п. 24 Положения № 176 определено, что в случае отмены командирования по не зависящим от командируемого работника причинам ему возмещаются на основании подтверждающих документов в полном размере следующие расходы по:

  • оформлению виз, в том числе по оплате услуг, связанных с приемом и обработкой документов для оформления виз;
  • бронированию мест в гостиницах;
  • страхованию от несчастных случаев и болезней на время поездки за границу;
  • стоимости установленного перевозчиком тарифа при возврате приобретенных проездных документов (билетов).

Данный перечень является закрытым. На этом основании, следуя буквальному прочтению норм Положения № 176, расходы на ПЦР-тестирование, результат которого оказался положительным, работнику не возмещаются.

Материал подготовлен с использованием нормативных правовых актов по состоянию на 1 октября 2021 г.


Сохранить в избранное
Читайте также в разделе
Вам будет интересно
Заверение копий документов, включаемых в состав личных дел работников
Шумская Елена Викторовна, заведующий отделом документоведения учреждения «Белорусский научно-исследовательский институт документоведения и архивного дела», секретарь Национального технического комитета по стандартизации ТК BY 28 «Управление документами»

Справочно

Копия документа – документ, полностью или частично воспроизводящий информацию другого документа и все его внешние признаки или часть их (подп. 3.1.29 п. 3.1 СТБ 2059-2013).

Состав документов личного дела определяется на основании Инструкции о порядке формирования, ведения и хранения личных дел работников, утвержденной постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь от 23.05.2024 № 29 (далее – Инструкция № 29).

Читать подробнее
Календарь событий
26 марта 2025 г.
Амельченя Юлия Александровна, Бакиновская Ольга Александровна
Семинар "Особенности организации и проведения закупок товаров (работ, услуг) за счет собственных средств"
Подробнее
Видео
Здравствуйте, данный браузер не поддерживается нашей системой, для продолжения работы воспользуйтесь другим браузером.