Лосев Сергей Сергеевич, к.ю.н., доцент
Вопрос:
Есть ли у ноу-хау автор?
Ответ на этот вопрос читайте в нашем материале.
Секрет производства (ноу-хау) в отечественном законодательстве традиционно рассматривается как объект интеллектуальной собственности, в отношении которого не признается право авторства.
В норме п. 3 новой редакции ст. 982 ГК, вступающей в действие с 19.11.2024, приводится исчерпывающий перечень результатов интеллектуальной деятельности, в отношении которых признаются личные неимущественные права. Секреты производства (ноу-хау) в этот перечень не включены. Это исключает признание права авторства в отношении данного объекта и, соответственно, возможность установления правовой связи между конкретным физическим лицом (лицами) как автором и секретом производства (ноу-хау) как объектом правовой охраны.
Определенные проблемы возникают в связи с принятием постановления Совета Министров Республики Беларусь от 09.11.2023 № 769, которым утверждено Положение о выплате вознаграждения и компенсации в отношении объектов права промышленной собственности. Данным нормативным актом предусмотрен механизм выплаты вознаграждения за использование ноу-хау лицам, которые для целей данного нормативного правового акта определяются как «авторы секрета производства (ноу-хау)». В частности, согласно норме ч. 3 п. 3 Положения вознаграждение за использование секрета производства (ноу-хау) выплачивается с учетом творческого вклада каждого автора, участвующего в подготовке сведений, составляющих секрет производства (ноу-хау), указанного в процентном отношении в уведомлении о подготовке таких сведений.
Оценивая указанное постановление Правительства, следует говорить об очевидном противоречии между нормами подзаконного акта и закона. Такая коллизия решается в соответствии с нормой п. 1 ст. 70 Закона «О нормативных правовых актах», обязывающей руководствоваться нормами нормативного правового акта большей юридической силы. А закрепленный в указанном постановлении механизм выплаты вознаграждения лицам, определяемым в качестве «авторов ноу-хау», требует пересмотра.
Материал подготовлен с использованием нормативных правовых актов по состоянию на 21 мая 2024 г.
В апреле 2024 года по решению единственного участника ООО (он же директор) распределены дивиденды за IV квартал 2023 года в размере 500 000 бел. руб. Выплату произвести частями не позднее 30.06.2024. Какую ставку подоходного налога применить (13 % – т.к. это дивиденды за 2023 год или 13 % от 200 000 руб. и 25 % от суммы превышения (т.к. распределение произошло в 2024 году)?