02Мар 2021

Как получить земельный участок в аренду для осуществления предпринимательской деятельности: пошаговой алгоритм действий

Дубовик Э.Г.jpg

Несмотря на различного рода сложности экономического характера, предприниматели в Республике Беларусь осваивают новые виды деятельности и тем самым реализуют свой потенциал и возможности для получения прибыли от собственного бизнеса.

При наличии в Беларуси крупных автомагистралей не утрачивают свою активность придорожные кафе, мини-отели, а также разнообразные услуги пригородного сервиса, такие как автозаправки, автомойки и др.

Незадействованные по тем или иным причинам земельные участки в придорожных зонах могут послужить хорошей основой для реализации собственного бизнес-проекта при соблюдении некоторых условий и четком следовании нормам законодательства Республики Беларусь, регулирующих порядок предоставления земельных участков для указанных целей.

О том, как получить необходимый земельный участок для организации собственного бизнеса, расскажет автор в настоящей статье.

Земельные отношения в Республике Беларусь регулируются земельным законодательством. В соответствии со ст. 3 Кодекса Республики Беларусь о земле (далее – КоЗ), объектами земельных отношений являются:

  • земля (земли);
  • земельные участки;
  • права на земельные участки;
  • ограничения (обременения) прав на земельные участки, в том числе земельные сервитуты.

Земельные участки могут находиться у землепользователей на следующих правах:

  • государственной и частной собственности, а также на праве собственности иностранных государств, международных организаций;
  • пожизненного наследуемого владения;
  • постоянного пользования (пользования без заранее установленного срока);
  • временного пользования;
  • аренды (субаренды).

Поскольку чаще всего наиболее предпочтительным представляется получение земельного участка для указанных целей на праве аренды, в данной статье мы рассмотрим именно алгоритм.

ШАГ 1. Определяем кадастровый номер земельного участка.

В процессе проведения мероприятий по учету земель каждому выделенному наделу присваивается кадастровый номер земельного участка, который обозначается 18 цифрами.

Он позволяет обеспечивать точный учет всех характеристик земли, в том числе ее границы и конкретное расположение.

Сведения отображаются в публичной кадастровой карте Республики Беларусь, которая создана для ознакомления землепользователей и иных заинтересованных субъектов с характеристиками участка. В ней имеются данные реестров и регистров, имущественных прав, выполненных сделок, оценки стоимости участка. Информация на публичной карте относится к категории справочных и носит открытый характер за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами с целью защиты интересов государства или пользователей недвижимости.

Каждый житель Республики Беларусь имеет два варианта получения данных о кадастровом номере земельного участка:

1) обратиться с соответствующим заявлением в Научно-производственное государственное республиканское унитарное предприятие «Национальное кадастровое агентство» (далее – ГУП «Национальное кадастровое агентство»);

2) самостоятельно зайти на онлайн-ресурс агентства и найти интересующий объект на размещенной кадастровой карте Республики Беларусь (для получения номера надо знать фактическое расположение участка).

Поиск по кадастровому номеру дает возможность иметь полную информацию об участке и использовать ее для выполнения дальнейших юридических действий.

ШАГ 2. Определяем собственника земельного участка и целевое назначение запрашиваемого земельного участка.

У каждого земельного участка есть свой законный собственник. Следовательно, для получения земельного участка необходимо обратиться непосредственного к его собственнику.

Для этого необходимо обратиться в ГУП «Национальное кадастровое агентство» с заявлением о предоставлении выписки из регистрационной книги о правах, ограничениях (обременениях) прав на земельный участок.

В соответствии с п. 7 Инструкции о выписке из регистрационной книги, утвержденной постановлением Комитета по земельным ресурсам, геодезии и картографии при Совете Министров Республики Беларусь от 04.07.2003 № 6 (в ред. постановления Госкомимущества от 28.02.2020 № 2) (далее – Инструкция), выписка о правах, ограничениях (обременениях) прав на земельный участок, выдаваемая регистраторами или иными уполномоченными лицами территориальных и республиканской организаций по государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним, по установленной форме содержит следующие сведения:

  • номер выписки;
  • наименование и адрес организации по государственной регистрации либо ее обособленного структурного подразделения;
  • кадастровый номер земельного участка;
  • адрес (местоположение) земельного участка;
  • площадь земельного участка (в гектарах);
  • целевое назначение земельного участка;
  • назначение земельного участка в соответствии с единой классификацией назначения объектов недвижимого имущества;
  • дату государственной регистрации создания земельного участка;
  • дату последней государственной регистрации изменения земельного участка;
  • инвентарные номера капитальных строений, расположенных на земельном участке;
  • сведения о праве собственности (собственность одного лица, общая долевая собственность, общая совместная собственность);
  • идентификационные сведения о собственнике (сособственниках) земельного участка (фамилия, собственное имя, отчество (если таковое имеется), число, месяц, год рождения, идентификационный номер, гражданство, место жительства гражданина; полное наименование, регистрационный номер и дата государственной регистрации юридического лица, учетный номер плательщика – юридического лица, адрес места нахождения юридического лица) с указанием размеров долей (если доли определены), дату и основания государственной регистрации права собственности;
  • сведения об актуальных правах и ограничениях (обременениях) прав на земельный участок (кроме права собственности), идентификационные сведения о правообладателях и лицах, в пользу которых установлены ограничения (обременения), с указанием размеров долей (если доли определены), срок действия прав, ограничений (обременений) прав, стоимость обязательств или данные о порядке и условиях ее определения, дату и основания государственной регистрации прав, ограничений (обременений) прав на земельный участок, описание прав, ограничений (обременений) прав на земельный участок;
  • перечень содержащихся в регистрационной книге действительных в момент выдачи выписки отметок (актуальные отметки) в отношении земельного участка;
  • примечания;
  • дату и время выдачи выписки;
  • сведения о количестве страниц, на которых выдана выписка;
  • фамилию, собственное имя, отчество (если таковое имеется) регистратора и его подпись, скрепленную печатью регистратора, либо фамилию, собственное имя, отчество (если таковое имеется) иного уполномоченного лица организации по государственной регистрации и его подпись, скрепленную печатью этой организации, если выписка составлена на бумажном носителе. Выписка в виде электронного документа подписывается в соответствии с требованиями законодательства об электронных документах и электронной цифровой подписи.

Согласно п. 22.17.8 перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями по заявлениям граждан, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 26.04.2010 № 200 (далее – Перечень), выдача выписки из регистрационной книги о правах, ограничениях (обременениях) прав на земельный участок осуществляется территориальной организацией по государственной регистрации на основании представленных гражданином документов: заявления, паспорта или иного документа, удостоверяющего личность, а также документа, подтверждающего внесение платы.

Размер платы, взимаемой при осуществлении данной административной процедуры, составляет 0,2 базовой величины.

Максимальный срок осуществления административной процедуры – 3 рабочих дня со дня подачи заявления.

Срок действия выписки – 1 месяц (в случае выдачи выписки, содержащей специальную отметку «Выдана для нотариального удостоверения»), в иных случаях – бессрочно.

В данной статье рассмотрим случай, когда земельный участок находится в государственной собственности, так как в случае, когда земельный участок находится в частной собственности, как правило, вопросов у сторон не возникает.

Итак, на данном этапе определены необходимые исходные данные по интересующему земельному участку: кадастровый номер, адрес (местоположение), целевое назначение, сведения о правообладателе, ограничения (обременения) прав на земельный участок (при их наличии).

ШАГ 3. Изготавливаем план (ситуационную схему) размещения объекта строительства на земельном участке.

Так как получение земельного участка необходимо для реализации определенного бизнес-проекта, на интересующем земельном участке необходимо разработать графический ситуационный план размещения запланированного объекта строительства, характеристика которого и функциональное назначение должны соответствовать целевому назначению интересующего земельного участка.

Важно. В случае размещения объекта на земельном участке, характеристика (наименование) которого не будет соответствовать целевому назначению земельного участка, данные действия будут расценены как нецелевое использование, что может стать основанием для изъятия земельного участка по решению суда.

Обращаем внимание, что в связи с тем, что заявитель не имеет на данном этапе прав правообладателя на интересующий земельный участок, обратиться за разработкой указанного плана в государственную организацию он не сможет.

Для решения данного вопроса необходимо обратиться в соответствующую частную проектную компанию, имеющую специальные разрешения (лицензии) и сертификаты по направлениям, необходимым для проектирования в Республике Беларусь.

С данной организацией заключается соответствующий договор на разработку графических материалов – ситуационного плана по объекту строительства.

ШАГ 4. Обращаемся в исполнительный комитет соответствующей подведомственности для предоставления истребуемого земельного участка.

Вопросами предоставления земельных участков в Республике Беларусь занимаются местные исполнительные комитеты по месту расположения земельного участка.

Пунктом 1 Указа Президента Республики Беларусь от 27.12.2007 № 667 «Об изъятии и предоставлении земельных участков» (далее – Указ) установлено, что земельные участки предоставляются областными, Минским городским, городскими (городов областного, районного подчинения), районными, сельскими, поселковыми исполнительными комитетами:

  • гражданам на праве временного пользования, пожизненного наследуемого владения, частной собственности или аренды;
  • индивидуальным предпринимателям на праве аренды;
  • юридическим лицам Республики Беларусь на праве постоянного или временного пользования, частной собственности или аренды, иностранным юридическим лицам и их представительствам – на праве аренды.

Вид права, на котором может быть предоставлен земельный участок, определяется в соответствии с требованиями данного Указа и иных законодательных актов в зависимости от целей его использования.

Заявление подается в свободной форме или при наличии образца на сайте исполнительного комитета в соответствии с таким образцом. Заявление также может быть заполнено вручную. К заявлению прилагаются: копия свидетельства регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя, выписки из регистрационной книги о правах, ограничениях (обременениях) прав на земельный участок и ситуационная схема (план размещения объекта на участке).

В заявлении в обязательном порядке указываются цели использования запрашиваемого земельного участка и срок его предоставления в аренду.

ШАГ 5. Способы получения земельного участка в аренду

1) по результатам аукциона:

В соответствии с п. 6 Указа, земельные участки предоставляются, если иное не предусмотрено данным Указом, по результатам аукционов:

  • на право заключения договоров аренды земельных участков – в аренду гражданам, индивидуальным предпринимателям, юридическим лицам;
  • по продаже земельных участков в частную собственность – в частную собственность граждан Республики Беларусь, негосударственных юридических лиц Республики Беларусь.

Порядок организации и проведения аукционов на право заключения договоров аренды земельных участков, а также порядок заключения таких договоров по результатам аукционов установлен Положением о порядке организации и проведения аукционов на право заключения договоров аренды земельных участков, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 26.03.2008 № 462 (в ред. постановления Совмина от 17.09.2020 № 535) (далее – Положение о порядке организации и проведения аукционов), согласно которому аукционы проводятся областными, Минским городским, городскими (городов областного, районного подчинения), районными, сельскими, поселковыми исполнительными комитетами в соответствии с их компетенцией по изъятию и предоставлению земельных участков или уполномоченными ими государственными организациями (п. 2 Положения о порядке организации и проведения аукционов).

Аукцион является открытым. Плата за участие в аукционе не взимается.

Если иное не установлено законодательными актами, участниками аукциона могут быть граждане, индивидуальные предприниматели и юридические лица (ч. 1, 2 п. 4 Положения о порядке организации и проведения аукционов).

В соответствии с ч. 1, 2 п. 5 Положения о порядке организации и проведения аукционов, аукцион проводится на основании решения местного исполнительного комитета.

Для организации и проведения аукциона решением соответствующего местного исполнительного комитета создается комиссия по организации и проведению аукциона или определяется организация по его проведению. В состав комиссии включаются представители структурных подразделений местного исполнительного комитета, осуществляющих государственно-властные полномочия в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности, жилищно-коммунального хозяйства, экономического развития, структурного подразделения землеустройства, а также могут включаться представители других органов и организаций.

Согласно ч. 1 п. 9 Положения о порядке организации и проведения аукционов, начальная цена предмета аукциона определяется на основании кадастровой стоимости земельного участка, в отношении которого предполагается заключить договор аренды по результатам аукциона, с применением коэффициентов в зависимости от срока его аренды, установленных Советом Министров Республики Беларусь для определения платы за право заключения договоров аренды земельных участков, предоставляемых без проведения аукциона на право заключения договоров аренды земельных участков.

Извещение публикуется на соответствующих официальных сайтах облисполкомов, Минского горисполкома и Государственного комитета по имуществу в глобальной компьютерной сети Интернет не позднее чем за 30 календарных дней до даты проведения аукциона (ч. 1 п. 10 Положения о порядке организации и проведения аукционов).

Информация об аукционе не позднее 5 рабочих дней после опубликования извещения дополнительно подлежит опубликованию в печатных средствах массовой информации, определенных облисполкомами и Минским горисполкомом, а также может быть опубликована на сайтах соответствующих местных исполнительных комитетов в глобальной компьютерной сети Интернет (ч. 2 п. 10 Положения о порядке организации и проведения аукционов).

В соответствии с ч. 1 п. 12 Положения о порядке организации и проведения аукционов, для участия в аукционе гражданин, индивидуальный предприниматель или юридическое лицо (лично либо через своего представителя или уполномоченное должностное лицо) в установленный в извещении о проведении аукциона срок подает заявление на участие в аукционе с указанием кадастровых номеров и адресов земельных участков, которые предполагается получить в аренду по результатам аукциона, представляет документ, подтверждающий внесение суммы задатка (задатков) на текущий (расчетный) счет, указанный в извещении, с отметкой банка, а также заключает с местным исполнительным комитетом или по его поручению с организацией соглашение.

Согласно ч. 1 п. 25 Положения о порядке организации и проведения аукционов, результаты аукциона в день проведения аукциона оформляются протоколом, который составляется в двух экземплярах, подписывается членами комиссии и победителем аукциона и утверждается председателем комиссии либо подписывается победителем аукциона и утверждается руководителем организации (уполномоченным им лицом). Не позднее одного рабочего дня со дня утверждения протокола о результатах аукциона оба его экземпляра направляются в соответствующий местный исполнительный комитет. Победителю аукциона в день проведения аукциона выдается копия протокола о результатах аукциона.

В соответствии с ч. 2 п. 27 Положения о порядке организации и проведения аукционов, в течение 10 рабочих дней со дня утверждения в установленном порядке протокола о результатах аукциона победитель аукциона обязан внести плату за право заключения договора аренды земельного участка (часть платы – в случае предоставления рассрочки ее внесения соответствующими местными исполнительными комитетами), возместить затраты на организацию и проведение аукциона, в том числе расходы, связанные с изготовлением и предоставлением участникам документации, необходимой для его проведения, и выполнить условия, предусмотренные в решении об изъятии земельного участка для проведения аукциона и предоставлении победителю аукциона либо единственному участнику несостоявшегося аукциона, которые подлежат выполнению до обращения за государственной регистрацией в отношении земельного участка. При этом затраты на организацию и проведение аукциона, в том числе расходы, связанные с изготовлением и предоставлением участникам документации, необходимой для его проведения, возмещаются победителем аукциона местному исполнительному комитету или организации. Размер такого возмещения не должен превышать суммы фактических затрат на организацию и проведение аукциона, изготовление документации, необходимой для его проведения, а также включать затраты по ранее проведенным нерезультативным, несостоявшимся аукционам в случае повторного выставления предмета аукциона на аукцион.

Согласно п. 30 Положения о порядке организации и проведения аукционов, после совершения победителем аукциона действий, указанных в ч. 2 п. 27 данного Положения, но не позднее 2 рабочих дней, местный исполнительный комитет на основании решения об изъятии земельного участка для проведения аукциона и предоставлении победителю аукциона либо единственному участнику несостоявшегося аукциона и протокола о результатах аукциона заключает с ним договор аренды земельного участка, передает ему выписку из названного решения, а также один экземпляр протокола о результатах аукциона. Второй экземпляр протокола о результатах аукциона приобщается к материалам землеустроительного дела об изъятии земельного участка для проведения аукциона и предоставлении победителю аукциона либо единственному участнику несостоявшегося аукциона.

Важно. В случае уклонения одной из сторон от заключения договора аренды земельного участка другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор, а также о возмещении убытков, причиненных уклонением от его заключения (п. 31 Положения о порядке организации и проведения аукционов).

Важно. Договор аренды земельного участка и возникновение основанного на нем права аренды подлежат государственной регистрации в территориальной организации по государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним по месту нахождения земельного участка (п. 32 Положения о порядке организации и проведения аукционов).

В соответствии с ч. 1 п. 35 Положения о порядке организации и проведения аукционов, комиссия или организация по согласованию с местным исполнительным комитетом в случае признания аукциона несостоявшимся, нерезультативным или аннулирования результатов аукциона вправе объявить о повторном проведении аукциона. Местным исполнительным комитетом также может быть рассмотрен вопрос о предоставлении указанного земельного участка без проведения аукциона в случаях, предусмотренных законодательными актами;

2) без проведения аукциона:

Согласно п. 7 Указа, без проведения аукциона земельные участки предоставляются в том числе:

  • юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям – для строительства и обслуживания объектов транспортной и инженерной инфраструктуры, объектов придорожного сервиса, за исключением случаев строительства объектов придорожного сервиса в пригородных зонах г. Минска и областных центров (подп. 7.6 п. 7 Указа);
  • гражданам, индивидуальным предпринимателям, юридическим лицам – при предоставлении им другого земельного участка взамен изымаемого (в том числе взамен земельного участка, в отношении которого принято решение о предстоящем изъятии для государственных нужд и сносе расположенных на нем объектов недвижимого имущества, за исключением случаев, установленных законодательными актами) (подп. 7.10 п. 7 Указа);
  • гражданам, индивидуальным предпринимателям, юридическим лицам – при оформлении правоудостоверяющих документов на приобретенные в установленном законодательством порядке земельные участки, в том числе земельные участки, владение которыми осуществляется в течение длительного времени, земельные участки, предоставляемые в связи с принятием в отношении самовольной постройки решения о продолжении строительства (принятии самовольной постройки в эксплуатацию и ее государственной регистрации в установленном порядке) (подп. 7.13 п. 7 Указа);
  • в связи с реконструкцией существующих капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений в капитальных строениях (зданиях, сооружениях), если требуется увеличение размера земельного участка с соблюдением установленных законодательством предельных размеров земельных участков (подп. 7.16 п. 7 Указа);
  • юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям – для размещения объекта недвижимого имущества на территории Республики Беларусь, если строительство такого объекта (категории объектов) и юридические лица (их отдельные категории, а в случае размещения автозаправочных станций – юридические лица системы нефтепродуктообеспечения Республики Беларусь), индивидуальные предприниматели определены решением Президента Республики Беларусь либо программой, утвержденной Президентом Республики Беларусь или Советом Министров Республики Беларусь (подп. 7.18 п. 7 Указа);
  • победителям аукциона с условиями на право проектирования и строительства капитальных строений (зданий, сооружений) (подп. 7.25 п. 7 Указа);
  • по решению Президента Республики Беларусь в иных случаях (подп. 7.28 п. 7 Указа).

Положением о порядке изъятия и предоставления земельных участков, утвержденным Указом Президента Республики Беларусь от 27.12.2007 № 667 (в ред. Президента Республики Беларусь от 26.12.2019 № 485) (далее – Положение), определен порядок изъятия и предоставления земельных участков из всех категорий земель, независимо от цели использования земельных участков и вида вещного права на них, формирования земельных участков для проведения аукционов на право заключения договоров аренды земельных участков и аукционов по продаже земельных участков в частную собственность, продления срока пользования земельными участками, предоставленными во временное пользование (ч. 1 п. 1 Положения).

В соответствии с подп. 11.1 п. 11 Положения, для изъятия и предоставления земельного участка требуется предварительное согласование места размещения земельного участка для строительства объекта.

Согласно ч. 1 п. 12 Положения, предварительное согласование проводится с учетом градостроительной документации:

  • районными исполнительными комитетами – при предоставлении земельного участка из земель в границах районов, городов, являющихся административными центрами районов, сельских населенных пунктов, поселков городского типа;
  • Минским городским исполнительным комитетом, городскими (городов областного, районного подчинения) исполнительными комитетами – соответственно при предоставлении земельного участка из земель в границах г. Минска и земель в границах городов областного, районного подчинения.

Для выбора места размещения земельного участка местный исполнительный комитет своим решением создает комиссию по выбору места размещения земельного участка, действующую на постоянной основе, определяет ее персональный состав, назначает председателя комиссии из числа заместителей председателя местного исполнительного комитета и утверждает регламент ее работы.

В состав комиссии включаются уполномоченные должностные лица землеустроительной службы, территориального органа Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды, территориального органа (подразделения) по чрезвычайным ситуациям, государственного органа (учреждения), осуществляющего государственный санитарный надзор, структурного подразделения местного исполнительного и распорядительного органа, осуществляющего государственно-властные полномочия в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности на территории административно-территориальной единицы, сельского, поселкового исполнительного комитета, организации по землеустройству. В состав комиссии могут включаться представители других заинтересованных организаций (по решению местного исполнительного комитета) (п. 13 Положения).

В соответствии с ч. 1, 2, 3 п. 14 Положения, гражданин, индивидуальный предприниматель, юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении им земельного участка, обращаются в местный исполнительный комитет по месту нахождения испрашиваемого земельного участка с заявлением о предоставлении этого участка.

В заявлении указываются:

  • цель, для которой испрашивается земельный участок;
  • вещное право на испрашиваемый земельный участок;
  • характеристика объекта строительства, включающая его функциональное назначение и ориентировочные размеры;
  • намечаемое место размещения земельного участка и его примерная площадь.

В заявлении юридического лица, индивидуального предпринимателя дополнительно указываются объем планируемых инвестиций и источники финансирования строительства объекта. К заявлению прилагается обоснование инвестиций в случаях, когда его разработка предусмотрена законодательством.

Местный исполнительный комитет в течение 5 рабочих дней со дня поступления заявления заинтересованного лица рассматривает это заявление и при отсутствии оснований для отказа в предоставлении земельного участка поручает организации по землеустройству подготовить земельно-кадастровую документацию, необходимую для работы комиссии, а городской (районный) исполнительный комитет дополнительно поручает территориальному подразделению архитектуры и градостроительства городского (районного) исполнительного комитета или специально созданному для этих целей унитарному предприятию обеспечить подготовку архитектурно-планировочного задания и технических условий (по перечню, установленному городским (районным) исполнительным комитетом) на инженерно-техническое обеспечение объекта и одновременно сообщает заинтересованному лицу о результатах рассмотрения его заявления.

К поручению местный исполнительный комитет прилагает заявление заинтересованного лица и документы, поданные им в соответствии с п. 14 Положения. Поручение местного исполнительного комитета, направленное с нарушениями требований данного пункта, возвращается организацией по землеустройству в день его рассмотрения для внесения его не позднее 1 рабочего дня в соответствии с установленными требованиями.

При наличии оснований для отказа в предоставлении земельного участка местный исполнительный комитет в течение 10 рабочих дней со дня поступления заявления заинтересованного лица принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка с указанием соответствующих законодательству оснований отказа и в течение 3 рабочих дней со дня принятия такого решения направляет его копию (выписку из решения) заинтересованному лицу.

Решение об отказе в предоставлении земельного участка может быть обжаловано в вышестоящий исполнительный комитет и (или) в суд (п. 15 Положения).

Подготовка земельно-кадастровой документации, необходимой для работы комиссии, осуществляется организацией по землеустройству на основании договора подряда, заключаемого данной организацией с заинтересованным лицом, за счет средств этого лица.

Договор подряда составляется в течение 3 рабочих дней со дня получения данной организацией поручения местного исполнительного комитета о подготовке земельно-кадастровой документации и в указанный срок направляется для подписания заинтересованному лицу.

Заинтересованное лицо подписывает договор подряда в течение 7 рабочих дней со дня его получения. Этот срок продлевается организацией по землеустройству на период, в течение которого у гражданина имелась уважительная причина, препятствующая ему подписать договор подряда (болезнь, отсутствие в Республике Беларусь или иная уважительная причина). При неподписании договора подряда заинтересованным лицом в указанный срок или неоплате им предусмотренных в договоре работ (услуг) в срок, установленный этим договором, организация по землеустройству возвращает местному исполнительному комитету его поручение без исполнения с пояснением причин неисполнения и письменно информирует заинтересованное лицо об отсутствии оснований для подготовки земельно-кадастровой документации (п. 16 Положения).

Согласно ч. 1 п. 17 Положения, место размещения земельного участка уточняется организацией по землеустройству с участием заинтересованного лица с учетом требований, предусмотренных ст. 38 КоЗ.

Земельно-кадастровая документация, необходимая для работы комиссии и рассмотрения предложений о месте размещения земельного участка на ее заседании, должна быть представлена председателю этой комиссии организацией по землеустройству в течение 25 рабочих дней со дня оплаты работ на основании договора подряда на подготовку такой документации с заинтересованным лицом (этот срок может быть продлен руководителем организации по землеустройству по согласованию с председателем комиссии, но не более чем до двух месяцев) (ч. 4 п. 17 Положения).

В соответствии с п. 19 Положения, комиссия не позднее 5 рабочих дней со дня получения от организации по землеустройству земельно-кадастровой документации рассматривает эту документацию. Лицо, заинтересованное в предоставлении ему земельного участка, должно быть уведомлено о месте и времени заседания комиссии и может принять в нем участие.

Результаты работы комиссии оформляются актом выбора места размещения земельного участка по форме, установленной Государственным комитетом по имуществу, который составляется в трех экземплярах, подписывается всеми членами комиссии и ее председателем в день выбора места размещения этого участка и в течение 5 рабочих дней утверждается председателем местного исполнительного комитета.

При наличии возражений у членов или председателя комиссии председатель местного исполнительного комитета вправе принять решение об утверждении акта выбора места размещения земельного участка, если за такое решение высказались не менее 2/3 членов комиссии. С указанным актом ознакамливается под роспись заинтересованное лицо.

Заинтересованное лицо на основании утвержденного акта выбора места размещения земельного участка, архитектурно-планировочного задания, заключений согласующих организаций и технических условий на инженерно-техническое обеспечение объекта осуществляет проектно-изыскательские работы в соответствии с законодательством о строительстве, архитектуре и градостроительстве, об охране окружающей среды (п. 22 Положения).

Согласно п. 23 Положения, в случае, если в ходе выполнения проектно-изыскательских работ выяснилось, что для строительства объекта требуется земельный участок большего размера и размер дополнительного земельного участка превышает 10 процентов размера первоначального земельного участка, заинтересованное лицо обращается с заявлением в соответствующий местный исполнительный комитет за согласованием места размещения дополнительного земельного участка.

Такое согласование осуществляется в установленном порядке организацией по землеустройству по поручению местного исполнительного комитета.

После проведения проектно-изыскательских работ, согласования в установленном порядке с территориальным подразделением архитектуры и градостроительства генерального плана объекта строительства с проектируемыми инженерными сетями, проектов организации заинтересованное лицо обращается в организацию по землеустройству, которая осуществляла подготовку земельно-кадастровой документации, для разработки проекта отвода земельного участка с установлением его границы на местности в порядке, установленном Положением (ч. 1 п. 24 Положения).

Разработка проекта отвода земельного участка с установлением его границы на местности осуществляется организацией по землеустройству на основании договора подряда, заключаемого данной организацией с заинтересованным лицом, за счет его средств. В договоре подряда помимо разработки проекта отвода земельного участка с установлением его границы на местности может предусматриваться оказание организацией по землеустройству услуг по обращению за совершением регистрационных действий в отношении земельного участка.

Договор подряда заключается в течение 3 рабочих дней со дня получения организацией по землеустройству заявления лица, заинтересованного в разработке проекта отвода земельного участка с установлением его границы на местности. Указанный срок продлевается этой организацией на период, в течение которого у гражданина имелась уважительная причина, препятствующая заключению договора подряда (болезнь, отсутствие в Республике Беларусь или иная уважительная причина).

Разработка проекта отвода земельного участка с установлением его границы на местности выполняется в течение 30 рабочих дней со дня оплаты этих работ заинтересованным лицом (указанный срок может быть продлен, но не более чем до 50 рабочих дней) (п. 25 Положения).

Проект отвода земельного участка разрабатывается на объект в целом, включая объекты инженерной и транспортной инфраструктуры, необходимые для функционирования этого объекта (п. 26 Положения).

В соответствии с ч. 1 п. 29 Положения, организация по землеустройству, осуществляющая разработку проекта отвода земельного участка, согласовывает этот проект с землеустроительной службой и территориальным подразделением архитектуры и градостроительства соответствующего местного исполнительного комитета. Проект отвода земельного участка согласовывается руководителями (их заместителями) землеустроительной службы, территориального подразделения архитектуры и градостроительства местного исполнительного комитета в течение 3 рабочих дней со дня его получения из организации по землеустройству.

После согласования проекта отвода земельного участка организацией по землеустройству устанавливается граница этого участка на местности в порядке, установленном Государственным комитетом по имуществу. После установления границы земельного участка на местности согласованный проект отвода земельного участка с материалами по установлению его границы и документами, указанными в п. 27 Положения, проект решения местного исполнительного комитета об изъятии и предоставлении этого земельного участка в течение 2 рабочих дней со дня их оформления передаются в электронном виде и (или) на бумажном носителе организацией по землеустройству в соответствующую землеустроительную службу (ч. 1 п. 30 Положения).

В соответствии с ч. 1, 4, 5 п. 31 Положения, землеустроительная служба в течение 5 рабочих дней со дня получения материалов об изъятии и предоставлении земельного участка рассматривает их, при необходимости уточняет проект решения местного исполнительного комитета об изъятии и предоставлении земельного участка и вносит данный проект с такими материалами в местный исполнительный комитет в соответствии с его компетенцией по изъятию и предоставлению земельного участка для принятия необходимого решения.

Решение об изъятии и предоставлении испрашиваемого земельного участка принимается местным исполнительным комитетом в течение 5 рабочих дней со дня получения материалов об изъятии и предоставлении земельного участка от землеустроительной службы.

Копия решения местного исполнительного комитета (выписка из решения) об изъятии и предоставлении земельного участка в течение 3 рабочих дней со дня принятия этого решения направляется в соответствующую организацию по землеустройству, заинтересованному лицу и лицу, из земель которого изымается земельный участок.

ШАГ 6. Обращаемся за государственной регистрацией создания договора аренды земельного участка и возникновения основанного на нем права аренды.

Согласно п. 22.1.1 Перечня, государственная регистрация создания вновь образованного земельного участка, или договора аренды такого участка, или возникновения права, в том числе доли в праве, или ограничения (обременения) права на него, осуществляется территориальной организацией по государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним на основании представленных документов:

  • паспорт или иной документ, удостоверяющий личность;
  • документ, подтверждающий осуществление строительства за счет собственных средств, – в случае государственной регистрации возникновения права собственности на капитальное строение;
  • документ, подтверждающий внесение платы;
  • землеустроительное дело на вновь образованный земельный участок, включая выписку из решения уполномоченного государственного органа о предоставлении земельного участка, определяющего целевое назначение земельного участка и ограничения (обременения) прав на него, или выписку из решения уполномоченного государственного органа о создании земельного участка, определяющего целевое назначение земельного участка и ограничения (обременения) прав на него, – при государственной регистрации создания земельного участка и возникновения права на него;
  • договор аренды земельного участка – при государственной регистрации договора аренды вновь образованного либо приобретенного по результатам аукциона земельного участка и права аренды на него;
  • выписка из решения местного исполнительного и распорядительного органа об изъятии земельного участка для проведения аукциона по продаже земельных участков в частную собственность либо на право заключения договора аренды земельного участка и предоставлении земельного участка победителю аукциона либо единственному участнику несостоявшегося аукциона – в случае государственной регистрации возникновения прав, ограничений (обременений) прав на земельный участок, приобретенный по результатам аукциона;
  • копия протокола о результатах аукциона по продаже земельного участка в частную собственность либо на право заключения договора аренды земельного участка, хранящаяся в местном исполнительном и распорядительном органе, – в случае государственной регистрации возникновения прав, ограничений (обременений) прав на земельный участок, приобретенный по результатам аукциона;

Размер платы, взимаемой при осуществлении данной административной процедуры составляет:

  • 0,5 базовой величины – за выдачу документа, удостоверяющего права на земельный участок, в случаях, установленных законодательными актами;
  • 0,6 базовой величины – за государственную регистрацию договора;
  • 0,5 базовой величины (без учета стоимости земельно-кадастрового плана земельного участка) – за государственную регистрацию одного объекта государственной регистрации;
  • 0,1 базовой величины (без учета стоимости земельно-кадастрового плана земельного участка) – за второй и каждый последующий экземпляр свидетельства (удостоверения) о государственной регистрации;
  • 0,1 базовой величины – за государственную регистрацию каждого последующего объекта государственной регистрации, за исключением возникновения, перехода, прекращения ограничения (обременения) права на земельный участок, предусмотренных ст. 18 КоЗ, в соответствии с заявлением о государственной регистрации независимо от количества применяемых согласно настоящему перечню процедур;
  • 0,2 базовой величины – за государственную регистрацию одновременно не более пяти таких последующих объектов государственной регистрации, как возникновение, переход, прекращение ограничений (обременений) прав на земельный участок, предусмотренных ст. 18 КоЗ;
  • 0,7 базовой величины – за государственную регистрацию одновременно более пяти таких последующих объектов государственной регистрации, как возникновение, переход, прекращение ограничений (обременений) прав на земельный участок, предусмотренных ст. 18 КоЗ;
  • 0,3 базовой величины – дополнительно за государственную регистрацию объектов государственной регистрации в ускоренном порядке независимо от их количества в соответствии с заявлением о государственной регистрации;
  • 0,6 базовой величины – дополнительно за государственную регистрацию объектов государственной регистрации в срочном порядке независимо от их количества в соответствии с заявлением о государственной регистрации;

Срок осуществления административной процедуры:

  • 5 рабочих дней со дня подачи заявления;
  • в случае совершения регистрационных действий в ускоренном порядке – 2 рабочих дня;
  • в случае совершения регистрационных действий в срочном порядке при условии, что заявление о государственной регистрации зарегистрировано в журнале регистрации заявлений до 16.00, – 1 рабочий день;
  • в случае запроса документов и (или) сведений от других государственных органов, иных организаций – 1 месяц.

Так, при соблюдении установленных законодательством требований, процедура получения земельного участка для осуществления предпринимательской деятельности на праве аренды является вполне реализуемой и не требует значительных финансовых затрат. После его завершения можно приступать к размещению объекта для своей предпринимательской деятельности и реализовать собственный бизнес-проект.

Материал подготовлен с использованием нормативных правовых актов по состоянию на 4 декабря 2020 г.


Приобрести печатную версию этого и других кодексов Вы можете на сайте НЦПИ в разделе печатная продукция.

Кодексы1.jpg


Пожалуйста, поверните свое устройство в горизонтальное положение.
Заказать
звонок