Сохранить в избранное

Заседание комиссии по государственным закупкам в режиме онлайн – возможно ли?

Бакиновская О.А.

  • Возможно ли проведение заседания комиссии по государственным закупкам в режиме онлайн?
  • Как заказчику организовать деятельность такой комиссии в условиях неблагоприятного воздействия эпидемиологической ситуации?
  • Когда заседание комиссии признается правомочным?
  • Какой порядок подписания протокола комиссии необходимо соблюдать?

Ответы на все эти вопросы читайте в материале эксперта.

В настоящее время в связи с неблагоприятной эпидемиологической обстановкой актуальной является проблематика организации различного рода заседаний в режиме онлайн, что позволяет минимизировать физические контакты лиц и вместе с тем надлежаще организовывать выполнение различных функций по управлению организацией, осуществлением ей организационно-хозяйственной деятельности. Актуальна данная проблематика и для деятельности заказчика, т.е. со стороны получателя бюджетных средств необходимо организовать осуществление соответствующих государственных закупок для обеспечения своей повседневной деятельности и выполнения возложенных функций.

Таким образом, возникает вопрос: возможно ли проведение заседания комиссии по государственным закупкам (далее – комиссии по госзакупкам) в режиме онлайн (например, при использовании информационно-коммуникационных технологий), и как, соответственно, заказчику следует организовать деятельность такой комиссии в условиях неблагоприятного воздействия эпидемиологической ситуации.

Правовые основы деятельности комиссии по госзакупкам определены ст. 14 Закона Республики Беларусь от 13 июля 2012 года «О государственных закупках товаров (работ, услуг)» (далее – Закон о госзакупках), закрепляющей обязанность заказчика (организатора) для проведения конкурентных процедур закупок создать соответствующую комиссию с определением ее задач и предоставлением соответствующих полномочий. Под конкурентными процедурами понимаются открытый и закрытый конкурсы, электронный аукцион, процедура запроса ценовых предложений. При необходимости данная комиссия может быть сформирована при организации и проведении процедуры закупки из одного источника. Закон о госзакупках не регламентирует форму деятельности комиссии.

В свою очередь Положение о комиссии по госзакупкам, утвержденное постановлением Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь от 21 января 2019 года № 7 (далее – Положение № 7), устанавливает, что в регламенте работы комиссии по госзакупкам определяется порядок подготовки и проведения заседаний комиссии с учетом Положения о комиссии. Это означает, что в регламенте работы комиссии по госзакупкам не могут быть отражены какие-либо положения, противоречащие Положению № 7.

Для целей нашей статьи первостепенное значение имеет определение сущности и содержания категории «порядок проведения заседаний комиссии». Поскольку Положение № 7 не раскрывает сути данного порядка, то до возникновения неблагоприятной эпидемиологической ситуации в практике сложился подход, согласно которому комиссия по госзакупкам заседает путем проведения собрания членов комиссии в одном помещении, т.е. без режима онлайн. И данный подход устоялся в правоприменительной практике и никем не оспаривался.

Вместе с тем 4 апреля 2020 года Государственные органы и организации получили письмо Министерства здравоохранения Республики Беларусь № 7-19/6000 «О проведении мероприятий по профилактике инфекции COVID-19» (далее – письмо Минздрава № 7-19/6000). Интерес представляют рекомендации, изложенные в п. 3 письма Минздрава № 7-19/6000 о возможности организации дистанционного способа работы, без посещения учреждения, и в п. 6 о целесообразности организации совещаний и планерок с использованием видеосвязи. В случае же невозможности использования видеосвязи необходимо выполнить рекомендацию о дистанции, т.е. при проведении различного рода заседаний обеспечить необходимую дистанцию между сотрудниками в пределах не менее 1–1,5 метров друг от друга.

Действующее законодательство позволяет нанимателю перевести работника на дистанционную работу (ст. 3071 Трудового кодекса Республики Беларусь). Ограничений по переводу членов комиссии по госзакупкам на дистанционную работу законодательство не содержит.

Согласно п. 17 Положения № 7 работа комиссии организуется в форме заседаний. Комиссия не может работать вне заседания. Например, решения комиссии, принятые путем опроса или без проведения заседания, будут являться неправомерными.

При этом п. 17 Положения № 7 исходит из необходимости наличия кворума, т.е. заседание комиссии по госзакупкам признается правомочным, если на нем присутствует не менее двух третей ее состава. Таким образом, законодательство о госзакупках исходит из необходимости обязательного присутствия члена комиссии по госзакупкам на ее заседании. Под присутствием понимается реальное, физическое присутствие члена комиссии. И решение будет считаться принятым, если оно получило поддержку путем голосования не менее большинства от присутствующих на заседании.

Таким образом, мы полагаем, что в регламенте работы комиссии по госзакупкам могут быть отражены иные элементы порядка проведения заседаний комиссии, кроме необходимости присутствия, кворума и принятия решения путем открытого голосования. Например, как открывается заседание комиссии, кто оглашает повестку дня, необходимость подписания явочного листа, порядок выступления и максимальное количество времени, отводимого на одно выступление.

Вместе с тем реалии сегодняшнего дня и уровень развития информационно-коммуникационных технологий позволяют обеспечить надлежащее проведение онлайн заседаний комиссии по госзакупкам. Например, использование информационного обеспечения систем проведения вебинаров, позволяющих обеспечить осуществление видеозаписи онлайн заседания и конфиденциальность при проведении такого онлайн заседания с видеофиксацией волеизъявления члена комиссии по госзакупкам.

Мы должны соблюдать и порядок оформления протокола заседания комиссии. В частности, если комиссия принимает решение, то оно оформляется протоколом, который должен быть подписан именно в день проведения заседания комиссии всеми присутствующими на таком заседании членами комиссии.

Таким образом, по нашему мнению, до корректировки соответствующих норм Положения № 7 проведение заседаний комиссии по госзакупкам в режиме онлайн даже с надлежащим оформлением протокола заседания комиссии с подписанием его всеми членами комиссии по госзакупкам будет являться несоответствующим Положению № 7 и может повлечь привлечение к административной ответственности по ч. 4 ст. 11.16 Кодекса об административных правонарушениях Республики Беларусь.

Материал подготовлен с использованием нормативных правовых актов по состоянию на 20 мая 2020 г.


Сохранить в избранное
Читайте также в разделе
Вам будет интересно
Продажа вещи в состоянии «как есть»: особенности и нюансы
Бондюк Павел Иванович, юрист

1. Введение. 

В п. 1 ст. 469 ГК указано, что продавец обязан передать покупателю товар, качество которого соответствует договору купли-продажи.

В практике можно встретить договоры, связанные с продажей (поставкой) вещей (товаров), в которых тщательным образом предусмотрены требования к качеству. Это делается для того, чтобы обе стороны четко понимали, какое качество у вещи (товара) должно быть в момент ее передачи приобретателю.

Тем не менее иногда можно встретить в договоре формулировку, что вещь (товар) продается в состоянии «как есть». Эта формулировка обычно используется в контексте более подробных исключений из качества вещи (товара).

Однако могут возникнуть споры относительно того, что подпадает под исключение в этой формулировке, а что нет, например, переходит ли в таком случае риск качества на покупателя.

В этой статье будут рассмотрены значение и объем формулировки «как есть», а также возможности использования ее в договорах.

Читать подробнее
Календарь событий
26 апреля 2024 г.
Полящук Наталья Анатольевна
Вебинар "Предупреждение и противодействие коррупции в организации"
Подробнее
Видео
Здравствуйте, данный браузер не поддерживается нашей системой, для продолжения работы воспользуйтесь другим браузером.