Сохранить в избранное

Как зарегистрировать информационный ресурс

РУЗОВА Ирина Владимировна,
юрист

Государственная регистрация информационных ресурсов предусмотрена Законом Республики Беларусь от 10.11.2008 № 455-З «Об информации, информатизации и защите информации» (далее – Закон № 455-З).

Для государственных информационных ресурсов такая регистрация является обязательной.

Продолжение в нашем материале.

Собственники (владельцы) негосударственных информационных ресурсов могут зарегистрировать свои информационные ресурсы в добровольном порядке, если иное не установлено законодательными актами (чч. 5, 6 статьи 24 Закона № 455-З).

В качестве правовой основы для государственной регистрации информационных ресурсов, помимо Закона № 455-З, выступают следующие нормативные правовые акты:

  • Положение о порядке государственной регистрации информационных ресурсов и ведения Государственного регистра информационных ресурсов, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 26.05.2009 № 673 (далее – постановление № 673, Положение № 673);
  • единый перечень административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденный постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17.02.2012 № 156 (далее – перечень № 156);
  • перечень административных процедур, подлежащих осуществлению в электронной форме через единый портал электронных услуг, установленный в приложении к постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 06.05.2020 № 271 (далее – перечень № 271);
  • постановление Министерства связи и информатизации Республики Беларусь от 05.08.2009 № 32 «О некоторых вопросах государственной регистрации информационных ресурсов и информационных систем и о признании утратившим силу постановления Министерства связи и информатизации Республики Беларусь от 28 ноября 2007 г. № 51» (далее – постановление № 32).

Что такое информационный ресурс

Законом № 455-З информационные ресурсы определяются как организованная совокупность документированной информации, включающая базы данных, другие совокупности взаимосвязанной информации в информационных системах (абз. 19 ст. 1 Закона № 455-З).

Если раскрыть это определение и сформулировать его простым языком, то под информационными ресурсами понимается информация (текстовая, графическая, аудио-, видео- и др.), представленная в форме, рассчитанной на хранение (электронные и бумажные документы, книги, фильмы и др.), накопление, обработку и представление пользователям, деятельность которых связана с построением и применением знаний (в науке, образовании, экономике и др.)1.

______________________________

1 Большая российская энциклопедия https://bigenc.ru/technology_and_technique/text/2016043.

Разновидности информационных ресурсов

По типам информационные ресурсы подразделяются на:

  • базы данных на веб-сайтах и электронных носителях (библиографические, фактографические, лексикографические, текстовые, гипертекстовые и др.);
  • электронные издания (научные статьи, художественные произведения, произведения искусства и др.) и их коллекции;
  • коллекции электронных документов (электронные библиотеки, электронные музеи, галереи и др.);
  • хранилища данных;
  • базы знаний;
  • экспертные системы;
  • электронные карты (массивы геоданных);
  • веб-сайты организаций, содержащие общие сведения об информационных ресурсах, в том числе о выпускаемых изданиях, базах данных, массивах конструкторских документов и т.п.;
  • тематические веб-сайты, содержащие данные по конкретным тематическим направлениям.

Справочно:

Полный перечень типов информационных ресурсов содержится в приложении 1 к Инструкции о порядке заполнения формы заявки на государственную регистрацию информационного ресурса и формы свидетельства о государственной регистрации информационного ресурса, утвержденной постановлением № 32 (далее – Инструкция № 32).

В зависимости от содержания информационные ресурсы подразделяются на следующие типы:

  • мультимедийные системы, содержащие комбинацию текста, графики, звуко- и видеоинформации или отдельные их компоненты, а также специальное или типовое программное обеспечение, в том числе:
  • компьютерные игры;
  • изображения (тематические сборники фотографий, рисунков, пиктограмм и т.п.);
  • видео (кино- и видеофильмы, клипы и т.п.);
  • аудио (музыкальные произведения, песни, их сборники и т.п.);
  • презентации;
  • обучающие системы;
  • информационно-поисковые и справочные системы (научно-технические, консультационные информационно-поисковые системы, телефонные справочники, городские справочные системы и т.п.).

Государственные и негосударственные информационные ресурсы

Помимо приведенной выше классификации, информационные ресурсы подразделяются также на государственные и негосударственные информационные ресурсы (ч. 1 ст. 23 Закона № 455-З).

Государственные информационные ресурсы формируются или приобретаются за счет средств республиканского или местных бюджетов, государственных внебюджетных фондов, а также средств государственных юридических лиц (абз. 6 ст. 1 Закона № 455-З).

По своей структуре государственные информационные ресурсы подразделяются на (п. 3 Положения о составе государственных информационных ресурсов, порядке их формирования и пользования документированной информацией из государственных информационных ресурсов, утвержденного постановлением № 673):

  • базовые (предназначены для общего использования всеми субъектами информационных отношений в пределах предоставленных им полномочий или прав);
  • республиканские (создаются республиканскими органами государственного управления при реализации ими своих полномочий);
  • региональные (территориальные) (создаются местными исполнительными и распорядительными органами при реализации ими своих полномочий).

Негосударственные информационные ресурсы создаются физическими и юридическими лицами в целях удовлетворения своих информационных потребностей.

Порядок формирования негосударственных информационных ресурсов определяется собственниками таких ресурсов самостоятельно (ч. 3 ст. 23 Закона 455-З).

Для чего нужна государственная регистрация информационных ресурсов

Целями государственной регистрации информационных ресурсов являются (ч. 1 ст. 24 Закона № 455-З):

  • создание единой системы учета и сохранности информационных ресурсов;
  • создание условий для передачи информационных ресурсов на государственное архивное хранение;
  • информирование государственных органов, физических и юридических лиц о составе и содержании информационных ресурсов в Республике Беларусь.

Справочно:

По данным регистрации информационных ресурсов Министерство связи и информатизации не реже одного раза в год издает информационный бюллетень (каталог) информационных ресурсов Республики Беларусь (п. 26 Положения № 673). Электронная версия каталога доступна на сайте Министерства связи и информатизации (https://www.mpt.gov.by/ru/informatizaciya).

Кто осуществляет государственную регистрацию информационных ресурсов

Государственная регистрация информационных ресурсов осуществляется Министерством связи и информатизации посредством внесения сведений об информационных ресурсах в Государственный регистр информационных ресурсов (далее – регистр) (ч. 2 ст. 24 Закона № 455-З).

Функции по ведению регистра возложены на научно-инженерное республиканское унитарное предприятие «Институт прикладных программных систем» (далее – НИРУП «ИППС»), которое является государственной организацией, подчиненной Министерству связи и информатизации (ч. 1 п. 6 Положения № 673).

Кем подается заявление на государственную регистрацию информационного ресурса

Заявление на государственную регистрацию информационного ресурса может быть подано собственником либо владельцем информационного ресурса (п. 7 Положения № 673).

Справочно:

Под собственником информационных ресурсов понимается субъект информационных отношений, реализующий права владения, пользования и распоряжения информационными ресурсами (абз. 29 ст. 1 Закона № 455-З).

Под владельцем информационных ресурсов понимается субъект информационных отношений, реализующий права владения, пользования и распоряжения информационными ресурсами в пределах и порядке, определенных их собственником (абз. 4 ст. 1 Закона № 455-З).

В отношении государственной регистрации государственного информационного ресурса заявление подается владельцем информационного ресурса, а негосударственного информационного ресурса – собственником информационного ресурса (юридическое лицо или индивидуальный предприниматель) (ч. 2 п. 2 Инструкции № 32).

Собственники (владельцы) информационных систем несут ответственность за полноту и достоверность сведений, указанных в заявлениях о регистрации информационной системы (п. 10 Положения № 673).

Сроки подачи заявления на государственную регистрацию информационного ресурса

Заявление на регистрацию государственных информационных ресурсов должно быть подано в течение трех месяцев с даты подписания акта приемки в постоянную эксплуатацию информационной системы, в состав которой входит информационный ресурс (ч. 1 п. 9 Положения № 673).

Заявление на регистрацию негосударственных информационных ресурсов может быть подано на любом этапе эксплуатации таких ресурсов (ч. 2 п. 9 Положения № 673).

Способы подачи заявления на государственную регистрацию информационного ресурса

Заявление на государственную регистрацию информационного ресурса может быть подано тремя способами:

1) посредством единого портала электронных услуг (portal.gov.by).

Доступ на указанный портал можно получить одним из следующих способов (п. 301 перечня № 271):

  • с использованием уникального идентификатора (для индивидуальных предпринимателей);
  • при помощи личного ключа электронной цифровой подписи (для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц);

2) через портал грис.бел.

Для авторизации на портале предусмотрено два варианта:

  • при помощи личного ключа электронной цифровой подписи;
  • с использованием логина и пароля.

Справочно:

Подробную информацию о работе с порталом грис.бел можно получить на указанном ресурсе в разделе «инструкция».

На сайте ipps.by в разделе «проекты» можно ознакомиться с рекомендациями по заполнению заявления на регистрацию информационного ресурса, а также с рядом иной справочной информации, касающейся государственной регистрации информационного ресурса.

Также есть возможность предварительно согласовать направляемую заявку. Для этого предлагается направить заполненную форму по электронной почте RegRes@ipps.by;

3) на бумажном носителе.

В этом случае заявление должно быть подписано руководителем организации или индивидуальным предпринимателем и официально направлено в НИРУП «ИППС» с сопроводительным письмом по адресу: 220013, г. Минск, ул. Беломорская, 18.

Справочно:

Форма заявления на государственную регистрацию информационного ресурса установлена в приложении 1 к постановлению № 32.

Сроки и стоимость государственной регистрации информационного ресурса

Учитывая, что государственная регистрация информационного ресурса является административной процедурой, сроки ее осуществления и стоимость определены в перечне № 156.

Так, государственная регистрация информационного ресурса осуществляется в течение 15 календарных дней.

За осуществление государственной регистрации информационного ресурса плата не взимается (подп. 4.12 перечня № 156).

Условия государственной регистрации информационного ресурса

До принятия решения о государственной регистрации информационного ресурса оценивается соблюдение следующих условий (п. 12 Положения № 673):

  1. соответствие информационных ресурсов фактическим и формальным характеристикам (признакам) информационных ресурсов и требованиям Положения о составе государственных информационных ресурсов, порядке их формирования и пользования документированной информацией из государственных информационных ресурсов, утвержденного постановлением № 673);
  2. отсутствие аналогичных зарегистрированных и эксплуатируемых информационных ресурсов.

Свидетельство о государственной регистрации информационного ресурса

В случае принятия положительного решения о государственной регистрации информационного ресурса заявителю выдается свидетельство о государственной регистрации информационного ресурса (далее – свидетельство).

В свидетельстве отражается следующая информация (п. 11 Инструкции № 32):

  • дата выдачи свидетельства и его номер;
  • наименование информационного ресурса;
  • сведения о собственнике (владельце) информационного ресурса;
  • сведения о разработчике, авторе (соавторах) информационного ресурса;
  • дата государственной регистрации информационного ресурса.

Справочно:

Форма свидетельства установлена в приложении 2 к постановлению № 32.

Плата за выдачу свидетельства не взимается. Срок действия для свидетельства не установлен, т.е. оно будет действовать бессрочно.

В случае если заявление о государственной регистрации информационного ресурса подавалось через единый портал электронных услуг, после принятия положительного решения свидетельство будет доступно в электронном виде в личном кабинете пользователя. При желании свидетельство можно также заказать в бумажном виде и получить его по почте.

Обратите внимание!

Предоставление информационных и (или) электронных услуг на основе информации, содержащейся в государственных информационных ресурсах, допускается только после их государственной регистрации (п. 5 Положения № 673).

Датой готовности государственного информационного ресурса к оказанию на его основе информационных и (или) электронных услуг является дата выдачи свидетельства (п. 18 Положения № 673).

Внесение сведений об информационном ресурсе в регистр

После принятия решения о государственной регистрации информационного ресурса информация об этом ресурсе включается в регистр. 

В регистре, в частности, отражается следующая информация (ч. 1 п. 4 Положения № 673):

  • о составе и назначении зарегистрированных информационных ресурсов;
  • о собственниках (владельцах) информационных ресурсов;
  • условия использования содержащейся в информационных ресурсах информации;
  • способы доступа к информации, содержащейся в информационных ресурсах.

Справочно:

По состоянию на 10.08.2021 за весь период ведения регистра зарегистрировано 25 249 информационных ресурсов (в 2021 году – 2255 информационных ресурсов).

Сведения, содержащиеся в регистре, доступны на портале грис.бел по адресу: грис.бел/app/registerIR.

Материал подготовлен с использованием нормативных правовых актов по состоянию на 10 августа 2021 г.


Сохранить в избранное
Читайте также в разделе
Вам будет интересно
Ключевые моменты, на которые следует обратить внимание на стадии возбуждения исполнительного производства
Осипович Ксения Александровна, юрист

Юридический процесс – это регламентированный определенным нормативным правовым актом порядок деятельности государственных органов, состоящий из конкретных стадий.

Читать подробнее
Календарь событий
31 августа 2022
Жук Ольга Юрьевна, Шевченко Татьяна Анатольевна
Актуальные вопросы ведения делопроизводства в организации
Подробнее
30 августа 2022
Богатко Антон Викторович
Особенности организации и проведения закупок товаров (работ, услуг) при строительстве
Подробнее
Здавстувствуйте, данный браузер не поддерживется нашей системой, для продолжения работы воспользуйтесь другим браузером.