Сохранить в избранное

Взыскание заработной платы и иных выплат: порядок определен

Горбач Александр Клавдьевич, юрист

Во исполнение норм Указа Президента Республики Беларусь от 09.01.2023 № 3 «О мерах по обеспечению своевременной выплаты заработной платы» (далее – Указ № 3) Совет Министров Республики Беларусь принял постановление от 23.03.2023 № 203 «Об устранении нарушений законодательства о труде» (далее – постановление № 203).

Подробнее в нашем материале.

Напомним, Указом № 3 (подп. 1.1 п. 1) было определено, что в случае установления Департаментом государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты, его территориальными подразделениями (далее – Департамент) фактов невыплаты (неполной выплаты) нанимателем в установленный срок заработной платы и (или) иных выплат, причитающихся работнику в соответствии с законодательством о труде (далее – заработная плата), Департамент выносит обязательное для исполнения нанимателем требование об устранении нарушений законодательства о труде в отношении обеспечения выплаты заработной платы. Если наниматель устраняет в установленный в требовании срок нарушения, меры ответственности за данные нарушения в отношении его должностных лиц не применяются.

Там же было определено, что установление Департаментом фактов невыплаты (неполной выплаты) нанимателем заработной платы может осуществляться путем получения информации и изучения истребованных у нанимателя документов, связанных с начислением и выплатой заработной платы. При этом под информацией понимаются сведения, полученные от правоохранительного, иного госоргана, другой организации или физического лица, а также размещенные в СМИ.

Если наниматель не исполняет требования Департамента об устранении нарушений законодательства о труде в отношении обеспечения выплаты заработной платы в установленный срок, Департамент вправе выносить решение о взыскании заработной платы, которое является исполнительным документом, подлежит оформлению и исполнению в порядке, установленном законодательством об исполнительном производстве, и может быть предъявлено к исполнению в течение трех месяцев со дня его вынесения. После вынесения такого решения оно в интересах работника предъявляется Департаментом вместе с заявлением о возбуждении исполнительного производства в органы принудительного исполнения (далее – ОПИ). В Указе № 3 предусмотрено, что данное решение может быть также предъявлено к исполнению самим работником.

Пунктом 2 Указа № 3 Совету Министров Республики Беларусь предписывалось в трехмесячный срок определить:

  • порядок вынесения и исполнения требования об устранении нарушений законодательства о труде в отношении обеспечения выплаты заработной платы;
  • порядок вынесения решения о взыскании заработной платы.

Порядок вынесения и исполнения требования об устранении нарушений

Постановлением № 203 утверждено Положение о порядке вынесения и исполнения требования об устранении нарушений законодательства о труде в отношении обеспечения выплаты заработной платы.

В п. 2 этого документа установлено, что для его целей используются термины и их определения в значениях, установленных в Трудовом кодексе Республики Беларусь. Дополнительно определено, что к иным выплатам, причитающимся работнику в соответствии с законодательством о труде, относятся:

  • компенсация за работу в сверхурочное время, в выходные дни, государственные праздники и праздничные дни, установленные и объявленные в порядке, предусмотренном законодательством, нерабочими;
  • компенсация за подвижной и разъездной характер работы, производство работ вахтовым методом;
  • компенсация при служебных командировках;
  • доплата до размера минимальной заработной платы (месячной и часовой);
  • доплата за работу в ночное время;
  • доплата при совмещении должностей служащих (профессий рабочих), расширении зон обслуживания (увеличении объема работы), исполнении обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором, должностной (рабочей) инструкцией;
  • выплата среднего заработка в случаях, установленных законодательством о труде;
  • единовременная выплата на оздоровление при предоставлении трудового отпуска;
  • выходное пособие;
  • окончательный расчет при увольнении.

Установлено, что при наличии в Департаменте информации, полученной от правоохранительного, иного госоргана, другой организации или физического лица, а также размещенной в СМИ, о факте невыплаты или неполной выплаты нанимателем в установленный срок заработной платы Департамент направляет нанимателю запрос о представлении документов, связанных с начислением и выплатой заработной платы (далее – запрос). При этом определено, что заявление физического лица о факте невыплаты или неполной выплаты нанимателем в установленный срок заработной платы является основанием для направления Департаментом нанимателю запроса в случае, если оно подано в течение трех лет со дня, когда данное лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права на получение заработной платы в сроки и размерах, установленных законодательством, коллективным договором, соглашением или трудовым договором.

Запрос может направляться заказным письмом с уведомлением о вручении либо посредством системы межведомственного электронного документооборота государственных органов не позднее 5 рабочих дней, следующих за днем получения Департаментом информации о факте невыплаты или неполной выплаты зарплаты. Запрос должен содержать конкретный перечень документов, связанных с начислением и выплатой заработной платы (далее – документы), которые обязан представить наниматель.

Установлено, что наниматель обязан в срок, указанный в запросе, представить в Департамент документы, при этом уполномоченные должностные лица нанимателя, представившие документы, несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах.

При установлении на основании изучения полученной информации и представленных нанимателем документов фактов невыплаты или неполной выплаты в установленный срок заработной платы Департаментом не позднее 5 рабочих дней, следующих за днем представления нанимателем документов, выносится требование об устранении нарушений законодательства о труде в отношении обеспечения выплаты заработной платы (далее – требование). В требовании должны быть указаны:

  • дата и номер требования;
  • должность служащего, фамилия, собственное имя, отчество (если таковое имеется) лица, выдавшего требование;
  • наименование (фамилия, собственное имя, отчество (если таковое имеется) нанимателя, место нахождения (место жительства), учетный номер плательщика, реквизиты текущего (расчетного) и иных счетов (при наличии);
  • описание факта нарушения законодательства о труде (в части обеспечения полной выплаты в установленный срок заработной платы);
  • акты законодательства, требования которых нарушены;
  • перечень работников нанимателя, в отношении которых допущены нарушения, с указанием должности служащего (профессии рабочего), фамилии, собственного имени, отчества (если таковое имеется) каждого работника и сумм заработной платы, подлежащих выплате;
  • срок, в течение которого нарушения должны быть устранены (не превышающий 15 рабочих дней);
  • срок информирования Департамента об устранении нарушений;
  • информация о порядке принудительного взыскания заработной платы.

Форма требования должна быть установлена Министерством труда и социальной защиты Республики Беларусь.

Требование составляется в двух экземплярах, один из которых вручается под роспись нанимателю или его уполномоченному должностному лицу, второй остается в Департаменте. Определено также, что при отказе в получении требования под роспись либо в случае отсутствия нанимателя, а также его уполномоченного должностного лица по месту нахождения (месту жительства), указанному в учредительных документах (свидетельстве о государственной регистрации), и (или) по последнему известному Департаменту месту нахождения (месту жительства) в требовании учиняется соответствующая запись и оно направляется по последнему известному Департаменту месту нахождения (месту жительства) нанимателя или его уполномоченного должностного лица заказным письмом с уведомлением о получении. В указанном случае требование считается полученным нанимателем по истечении 3 дней со дня такого направления.

О выполнении каждого пункта требования наниматель в срок, установленный в нем, но не позднее двух рабочих дней со дня истечения установленного срока на устранение нарушений, должен письменно проинформировать Департамент с приложением подтверждающих документов. При этом предусмотрено, что, если имеются обстоятельства, не позволившие устранить нарушения, указанные в требовании, в установленный в нем срок, по заявлению нанимателя, поданному не позднее 3 рабочих дней до дня истечения установленных сроков с указанием причин, препятствующих устранению нарушений, должностным лицом Департамента, вынесшим требование, может быть принято решение о переносе срока устранения нарушений не более чем на 15 рабочих дней или об отказе в переносе срока. Такое решение принимается не позднее 2 рабочих дней со дня поступления заявления нанимателя. Однако по заявлению нанимателя сроки устранения нарушений могут быть перенесены только один раз.

Предусмотрено, что требование может быть обжаловано нанимателем в порядке подчиненности начальнику обособленного территориального подразделения Департамента, директору Департамента государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты (лицам, исполняющим их обязанности) или в суд в соответствии с законодательством.

Жалоба на требование может быть подана вышестоящему должностному лицу Департамента в течение 5 рабочих дней со дня его вынесения. Пропуск указанного срока является основанием для отказа в ее рассмотрении. В то же время, в случае пропуска срока подачи жалобы по уважительной причине, наличие которой подтверждено соответствующими документами, представленными нанимателем, этот срок по заявлению нанимателя, подающего жалобу, может быть восстановлен вышестоящим должностным лицом Департамента. Жалоба рассматривается вышестоящим должностным лицом Департамента в течение 10 рабочих дней со дня ее получения.

В свою очередь определено, что требование, вынесенное директором Департамента государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты (лицом, исполняющим его обязанности), может быть обжаловано в суд в соответствии с законодательством.

По итогам рассмотрения жалобы на требование вышестоящее должностное лицо Департамента вправе:

  • оставить требование без изменения, а жалобу – без удовлетворения;
  • отменить требование полностью или частично;
  • внести изменения в требование.

Установлено, что решение по жалобе на требование в течение 3 рабочих дней со дня его принятия вручается нанимателю, подавшему жалобу, или его уполномоченному должностному лицу либо направляется заказным письмом с уведомлением о вручении или посредством системы межведомственного электронного документооборота государственных органов. Копия решения в такой же срок направляется должностному лицу Департамента, вынесшему требование.

Порядок вынесения решения о взыскании заработной платы

Постановлением № 203 утверждено Положение о порядке вынесения решения о взыскании заработной платы и (или) иных выплат, причитающихся работнику в соответствии с законодательством о труде.

В п. 2 этого документа определено, что в случае неисполнения нанимателем требования в установленный в нем срок Департамент вправе вынести решение о взыскании заработной платы и (или) иных выплат, причитающихся работнику в соответствии с законодательством о труде (далее – решение). Решение выносится не позднее 10 рабочих дней со дня истечения установленного в требовании срока на устранение нарушений. Решение может быть вынесено директором Департамента государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты, его заместителями, начальниками областных, Минского городского управления, начальниками межрайонных отделов областных управлений и их заместителями.

Определено, что решение должно соответствовать требованиям, предъявляемым к содержанию исполнительных документов, установленным в ст. 11 Закона Республики Беларусь от 24.10.2016 № 439-З «Об исполнительном производстве». Форма решения должна быть установлена Министерством труда и социальной защиты Республики Беларусь по согласованию с Министерством юстиции Республики Беларусь.

Решение составляется в трех экземплярах: первый экземпляр не позднее 10 рабочих дней, следующих за днем его вынесения, в интересах работника направляется Департаментом вместе с заявлением о возбуждении исполнительного производства в ОПИ; второй экземпляр остается в Департаменте; третий – направляется работнику с уведомлением о направлении решения Департаментом в интересах работника в ОПИ. Здесь также предусмотрено, что решение может быть предъявлено к исполнению и самим работником.

Если нанимателем допущены нарушения законодательства о труде в части обеспечения выплаты заработной платы в отношении нескольких работников, решение выносится по каждому работнику в отдельности.

Департамент о вынесенном решении должен уведомить нанимателя не позднее 2 рабочих дней, следующих за днем его вынесения. Такое уведомление вручается под роспись нанимателю или его уполномоченному должностному лицу. При отказе в получении уведомления под роспись либо в случае отсутствия нанимателя, а также его уполномоченного должностного лица по месту нахождения (месту жительства), указанному в учредительных документах (свидетельстве о государственной регистрации), и (или) по последнему известному Департаменту месту нахождения (месту жительства) в уведомлении учиняется соответствующая запись и оно направляется по последнему известному Департаменту месту нахождения (месту жительства) нанимателя или его уполномоченного должностного лица заказным письмом с уведомлением о получении либо посредством системы межведомственного электронного документооборота государственных органов. В указанном случае уведомление считается полученным нанимателем по истечении 3 дней со дня такого направления.

Решение подлежит исполнению в порядке, установленном законодательством об исполнительном производстве.

В заключение отметим, что постановлением № 203 п. 8 Положения о Департаменте государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29.07.2006 № 959, дополнен подп. 8.5, согласно которому Департамент для осуществления возложенных на него задач и функций имеет право выносить решение о взыскании заработной платы и (или) иных выплат, причитающихся работнику в соответствии с законодательством о труде, и предъявлять в интересах работника данное решение в органы принудительного исполнения вместе с заявлением о возбуждении исполнительного производства.

Министерству труда и социальной защиты Республики Беларусь предписано принять меры по реализации постановления № 203.

Постановление № 203, как и основные положения Указа № 3, вступает в силу с 11 апреля 2023 г.

 

Материал подготовлен с использованием нормативных правовых актов по состоянию на 26 марта 2023 г.


Сохранить в избранное
Читайте также в разделе
Вам будет интересно
Расходы нанимателя на питание работников
Борисенко Наталья Валерьевна, аудитор

Каким образом осуществляется бухгалтерский и налоговый учет приобретения обедов для своих работников за счет организации, читайте в материале.

Читать подробнее
Календарь событий
до 29 июля 2024 г.
Общественное обсуждение
Проект постановления Совета Министров Республики Беларусь «Об утверждении форм промежуточного ликвидационного баланса и ликвидационного баланса»
Подробнее
до 26 июля 2024 г.
Общественное обсуждение
Проект Закона Республики Беларусь «О риэлтерской деятельности»
Подробнее
Видео
Здравствуйте, данный браузер не поддерживается нашей системой, для продолжения работы воспользуйтесь другим браузером.