Сохранить в избранное

Выдача защитных масок работникам и посетителям

Борисенко Н.В.

В связи с пандемией короновируса COVID-19 выдаются маски как работникам организации, так и посетителям.

  1. Как в бухгалтерском учете отразить приобретение и выдачу масок?
  2. Будут ли такие расходы учитываться в целях исчисления налога на прибыль?
  3. Облагается ли такая выдача «зарплатными налогами»?
Читайте в материале эксперта.

Запасы принимаются к бухгалтерскому учету по фактической себестоимости, которая определяется в сумме фактических затрат организации на их приобретение (п. 3, 6, 7 Инструкции по бухгалтерскому учету запасов, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 12.11.2010 № 133 (далее – Инструкция № 133)). Пунктом 16 Инструкции о порядке применения типового плана счетов бухгалтерского учета, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 29.06.2011 № 50 (далее – Инструкция № 50), определено, что для обобщения информации о наличии и движении материалов предназначен счет 10 «Материалы». Таким образом, маски, приобретенные для выдачи, отражают по фактической себестоимости по дебету счета 10 «Материалы» и кредиту счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» (ч. 3 п. 47 Инструкции № 50). Поскольку организация может уточнять содержание отдельных субсчетов, приведенных в типовом плане счетов, исключая или объединяя их, а также вводить дополнительные субсчета, то для учета масок можно ввести, отдельный субсчет, например 10-13 «Защитные средства», который необходимо указать в рабочем плане счетов организации (п. 5 ст. 9 Закона № 57-З, п. 2–4 Инструкции № 133, ч. 3 п. 3, п. 16 Инструкции № 50).

По разъяснениям специалистов Минфина, выдача работникам организации защитных масок является мерой по предотвращению распространения коронавируса COVID-19 и, соответственно, мерой по охране труда работников. Напомним, что в обязанности нанимателя входит обеспечивать на каждом рабочем месте условия труда, соответствующие требованиям по охране труда, соблюдать установленные нормативными правовыми актами, в том числе техническими нормативными правовыми актами, требования по охране труда, а при отсутствии в нормативных правовых актах, в том числе в технических нормативных правовых актах, требований по охране труда принимать необходимые меры, обеспечивающие сохранение жизни, здоровья и работоспособности работников в процессе трудовой деятельности (п. 5 ст. 55 ТК). Таким образом, для целей бухгалтерского учета расходы на выдачу масок работникам организации – это расходы на охрану труда. И при этом не имеет значения, контактирует ли работник, получающий защитные маски, с большим кругом лиц (посетители, партнеры и т.д.) или этот работник большую часть своего рабочего времени проводит в кабинете (например, бухгалтер).

Учетная стоимость масок при выдаче их работникам списывается с кредита счета 10 «Материалы» в дебет счетов 25 «Общепроизводственные затраты», 26 «Общехозяйственные затраты», 44 «Расходы на реализацию» (ч. 18 п. 16, п. 27, 28, 35 Инструкции № 50). Счет списания зависит от вида деятельности организации и от того, кому из работников выдаются маски. Например, торговые организации такие расходы отражают на счете 44 «Расходы на реализацию».

А если защитные маски выдаются посетителям? Поскольку такая выдача не связана с производственной деятельностью организации, то согласно абз. 20 п. 13 Инструкции по бухгалтерскому учету доходов и расходов, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 30.09.2011 № 102, в учете организации данные расходы будут отражаться на счете 90 «Доходы и расходы по текущей деятельности» субсчет 90-10 «Прочие расходы по текущей деятельности» в составе прочих расходов по текущей деятельности.

Налог на прибыль.

Письмом Министерства финансов Республики Беларусь, Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 17.07.2020 № 5-1-26/68/2-2-10/01514 (далее – Письмо № 5-1-26/68/2-2-10/01514) разъяснено, что включаются в состав внереализационных расходов при исчислении налога на прибыль расходы на проведение санитарно-противоэпидемических мероприятий, к которым относятся в т.ч. расходы на:

  • использование любых средств защиты дыхания, создающих барьер для задержки капель влаги, которые образуются при кашле и дыхании;
  • использование одноразовых перчаток работниками, посетителями и покупателями в торговых и иных объектах.

Таким образом, защитные маски, выданные работникам организации в целях исчисления налога на прибыль, отражаются в составе внереализационных расходов.

Из Письма № 5-1-26/68/2-2-10/01514 видно, что при проведении санитарно-противоэпидемических мероприятий в отношении одноразовых перчаток предусмотрено их использование не только работниками организации, но и посетителями и покупателями в торговых и иных объектах. Поскольку короновирус COVID-19 передается воздушно-капельным путем, то средством защиты органов дыхания являются защитные маски, соответственно, полагаем, что не только расходы по выдаче посетителями и покупателями одноразовых перчаток отражаются во внереализационных расходах, но и в отношении защитных масок можно допустить аналогичный подход. Выдача масок посетителям позволит нанимателям дополнительно усилить защиту работников от контакта с потенциально заболевшими лицами и в целом способствовать нормализации эпидемиологической ситуации по стране.

Требования к организации и проведению санитарно-противоэпидемических мероприятий, направленных на предотвращение заноса, возникновения и распространения инфекции COVID-19, утверждены в Санитарных нормах и правилах, утвержденных постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 29.12.2012 № 217 (далее – СанПиН № 217). Данные Санитарные нормы и правила обязательны для соблюдения государственными органами, иными организациями, физическими лицами, в том числе ИП (п. 1 и 2 СанПиН № 217).

Пунктом 2.5 Указа Президента Республики Беларусь от 24.04.2020 № 143 «О поддержке экономики» (далее – Указ № 143) установлено, что затраты на проведение санитарно-противоэпидемических, в том числе ограничительных, мероприятий по перечню, определенному Министерством здравоохранения, включаются юридическими лицами и ИП в состав внереализационных расходов. На основании изложенного полагаем, выдачу защитных масок посетителям также можно отразить во внереализационных расходах и учесть соответственно при налогообложении налога на прибыль.

Подоходный налог.

При определении налоговой базы подоходного налога учитываются все доходы плательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах. Налоговая база подоходного налога определяется за каждый календарный месяц налогового периода как денежное выражение таких доходов, подлежащих налогообложению (п. 1, п. 3 ст. 199 НК).

Не признаются объектом налогообложения подоходным налогом доходы, полученные плательщиками в размере стоимости приобретенной организациями или ИП СИЗ, смывающих и обезвреживающих средств, выданных плательщику, или компенсации в размере стоимости таких средств, приобретенных плательщиком за свой счет (п. 2.4 ст. 196 НК). Также и п. 2.9 Указа № 143 определено, что объектом налогообложения подоходным налогом не признаются доходы в размере стоимости СИЗ, антисептических лекарственных средств и дезинфицирующих средств, питания, получаемых в связи с проведением санитарно-противоэпидемических, в том числе ограничительных, мероприятий. К СИЗ можно отнести и защитную маску.

Учитывая эпидемиологическую ситуацию в стране, и в частности введения, например, в г. Минске с 12.11.2020 обязательного масочного режима Решением Минского городского исполнительного комитета от 07.04.2020 № 1069 «Об утверждении комплексного плана» (вместе с «Комплексным планом санитарно-противоэпидемических мероприятий, направленных на предотвращение возникновения и распространения инфекции COVID-19 в городе Минске») при посещении общественных мест население должно находиться в масках. В целях обеспечения бесперебойной работы торговых объектов и в целом организаций, руководителями принимаются решения выдавать клиентам, посетителям и партнерам, приходящим без маски, – такие защитные маски. Таким образом, руководствуясь вышеприведенными нормами законодательства, стоимость выданной защитной маски как работнику организации, так и посетителю в период пандемии и введенного обязательного масочного режима не будет являться объектом налогообложения подоходным налогом.

Страховые взносы в ФСЗН и Белгосстрах.

В соответствии со ст. 2 Закона Республики Беларусь от 29.02.1996 № 138-XIII «Об обязательных страховых взносах в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь» объектом для начисления обязательных страховых взносов в Фонд являются для работодателей и работающих граждан – выплаты всех видов в денежном и (или) натуральном выражении, начисленные в пользу работающих граждан по всем основаниям независимо от источников финансирования, включая вознаграждения по гражданско-правовым договорам, предметом которых являются оказание услуг, выполнение работ и создание объектов интеллектуальной собственности, кроме предусмотренных Перечнем выплат, на которые не начисляются обязательные страховые взносы в бюджет фонда, но не выше пятикратной величины средней заработной платы работников в республике за месяц, предшествующий месяцу, за который уплачиваются обязательные страховые взносы.

Согласно п. 2 Положения о порядке уплаты страховщику страховых взносов по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 10.10.2003 № 1297, объектом для начисления страховых взносов являются выплаты всех видов, начисленные в пользу лиц, подлежащих обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, по всем основаниям независимо от источников финансирования, кроме предусмотренных Перечнем выплат, на которые не начисляются взносы по государственному социальному страхованию, в том числе по профессиональному пенсионному страхованию, в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь и по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в Белорусское республиканское унитарное страховое предприятие «Белгосстрах», утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 25 января 1999 г. № 115 (далее – Перечень № 115).

Медицинские маски относятся к средствам санитарно-гигиенического назначения. Приобретая их, наниматель обеспечивает на каждом рабочем месте условия труда, соответствующие требованиям по охране труда, установленным п. 5 ст. 55 ТК. Представители ФСЗН и Белгосстраха выдачу защитных масок работникам организации расценивают как расходы на охрану труда, и, соответственно, стоимость выданных масок не будет являться объектами обложения страховыми взносами в ФСЗН и Белгосстрах (п. 4 Перечня № 115). Если же защитные маски выдаются посетителям, то стоимость масок также не будет являться объектом для начисления страховых взносов в ФСЗН и Белгосстрах, поскольку государственное социальное страхование и обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний не распространяется на эти физические лица, у которых отсутствуют оформленные с организацией трудовые отношения.

Материал подготовлен с использованием нормативных правовых актов по состоянию на 2 февраля 2021 г.



Сохранить в избранное
Читайте также в разделе
Вам будет интересно
Изменения 2024: общая часть Налогового кодекса
Нестерова О.В., главный советник отдела бюджетно-финансового, налогового и банковского законодательства управления законодательства о гражданских, финансово-экономических и экологических отношениях НЦЗПИ


27 декабря подписан закон, предусматривающий очередную корректировку Налогового кодекса Республики Беларусь (далее – НК). В отношении изменений общей части НК полагаем необходимым обратить внимание на следующие моменты.

Читать подробнее
Календарь событий
до 29 июля 2024 г.
Общественное обсуждение
Проект постановления Совета Министров Республики Беларусь «Об утверждении форм промежуточного ликвидационного баланса и ликвидационного баланса»
Подробнее
до 26 июля 2024 г.
Общественное обсуждение
Проект Закона Республики Беларусь «О риэлтерской деятельности»
Подробнее
Видео
Здравствуйте, данный браузер не поддерживается нашей системой, для продолжения работы воспользуйтесь другим браузером.