В связи с пандемией короновируса COVID-19 выдаются маски как работникам организации, так и посетителям.
Запасы принимаются к бухгалтерскому учету по фактической себестоимости, которая определяется в сумме фактических затрат организации на их приобретение (п. 3, 6, 7 Инструкции по бухгалтерскому учету запасов, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 12.11.2010 № 133 (далее – Инструкция № 133)). Пунктом 16 Инструкции о порядке применения типового плана счетов бухгалтерского учета, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 29.06.2011 № 50 (далее – Инструкция № 50), определено, что для обобщения информации о наличии и движении материалов предназначен счет 10 «Материалы». Таким образом, маски, приобретенные для выдачи, отражают по фактической себестоимости по дебету счета 10 «Материалы» и кредиту счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» (ч. 3 п. 47 Инструкции № 50). Поскольку организация может уточнять содержание отдельных субсчетов, приведенных в типовом плане счетов, исключая или объединяя их, а также вводить дополнительные субсчета, то для учета масок можно ввести, отдельный субсчет, например 10-13 «Защитные средства», который необходимо указать в рабочем плане счетов организации (п. 5 ст. 9 Закона № 57-З, п. 2–4 Инструкции № 133, ч. 3 п. 3, п. 16 Инструкции № 50).
По разъяснениям специалистов Минфина, выдача работникам организации защитных масок является мерой по предотвращению распространения коронавируса COVID-19 и, соответственно, мерой по охране труда работников. Напомним, что в обязанности нанимателя входит обеспечивать на каждом рабочем месте условия труда, соответствующие требованиям по охране труда, соблюдать установленные нормативными правовыми актами, в том числе техническими нормативными правовыми актами, требования по охране труда, а при отсутствии в нормативных правовых актах, в том числе в технических нормативных правовых актах, требований по охране труда принимать необходимые меры, обеспечивающие сохранение жизни, здоровья и работоспособности работников в процессе трудовой деятельности (п. 5 ст. 55 ТК). Таким образом, для целей бухгалтерского учета расходы на выдачу масок работникам организации – это расходы на охрану труда. И при этом не имеет значения, контактирует ли работник, получающий защитные маски, с большим кругом лиц (посетители, партнеры и т.д.) или этот работник большую часть своего рабочего времени проводит в кабинете (например, бухгалтер).
Учетная стоимость масок при выдаче их работникам списывается с кредита счета 10 «Материалы» в дебет счетов 25 «Общепроизводственные затраты», 26 «Общехозяйственные затраты», 44 «Расходы на реализацию» (ч. 18 п. 16, п. 27, 28, 35 Инструкции № 50). Счет списания зависит от вида деятельности организации и от того, кому из работников выдаются маски. Например, торговые организации такие расходы отражают на счете 44 «Расходы на реализацию».
А если защитные маски выдаются посетителям? Поскольку такая выдача не связана с производственной деятельностью организации, то согласно абз. 20 п. 13 Инструкции по бухгалтерскому учету доходов и расходов, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 30.09.2011 № 102, в учете организации данные расходы будут отражаться на счете 90 «Доходы и расходы по текущей деятельности» субсчет 90-10 «Прочие расходы по текущей деятельности» в составе прочих расходов по текущей деятельности.
Письмом Министерства финансов Республики Беларусь, Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 17.07.2020 № 5-1-26/68/2-2-10/01514 (далее – Письмо № 5-1-26/68/2-2-10/01514) разъяснено, что включаются в состав внереализационных расходов при исчислении налога на прибыль расходы на проведение санитарно-противоэпидемических мероприятий, к которым относятся в т.ч. расходы на:
Таким образом, защитные маски, выданные работникам организации в целях исчисления налога на прибыль, отражаются в составе внереализационных расходов.
Из Письма № 5-1-26/68/2-2-10/01514 видно, что при проведении санитарно-противоэпидемических мероприятий в отношении одноразовых перчаток предусмотрено их использование не только работниками организации, но и посетителями и покупателями в торговых и иных объектах. Поскольку короновирус COVID-19 передается воздушно-капельным путем, то средством защиты органов дыхания являются защитные маски, соответственно, полагаем, что не только расходы по выдаче посетителями и покупателями одноразовых перчаток отражаются во внереализационных расходах, но и в отношении защитных масок можно допустить аналогичный подход. Выдача масок посетителям позволит нанимателям дополнительно усилить защиту работников от контакта с потенциально заболевшими лицами и в целом способствовать нормализации эпидемиологической ситуации по стране.
Требования к организации и проведению санитарно-противоэпидемических мероприятий, направленных на предотвращение заноса, возникновения и распространения инфекции COVID-19, утверждены в Санитарных нормах и правилах, утвержденных постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 29.12.2012 № 217 (далее – СанПиН № 217). Данные Санитарные нормы и правила обязательны для соблюдения государственными органами, иными организациями, физическими лицами, в том числе ИП (п. 1 и 2 СанПиН № 217).
Пунктом 2.5 Указа Президента Республики Беларусь от 24.04.2020 № 143 «О поддержке экономики» (далее – Указ № 143) установлено, что затраты на проведение санитарно-противоэпидемических, в том числе ограничительных, мероприятий по перечню, определенному Министерством здравоохранения, включаются юридическими лицами и ИП в состав внереализационных расходов. На основании изложенного полагаем, выдачу защитных масок посетителям также можно отразить во внереализационных расходах и учесть соответственно при налогообложении налога на прибыль.
При определении налоговой базы подоходного налога учитываются все доходы плательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах. Налоговая база подоходного налога определяется за каждый календарный месяц налогового периода как денежное выражение таких доходов, подлежащих налогообложению (п. 1, п. 3 ст. 199 НК).
Не признаются объектом налогообложения подоходным налогом доходы, полученные плательщиками в размере стоимости приобретенной организациями или ИП СИЗ, смывающих и обезвреживающих средств, выданных плательщику, или компенсации в размере стоимости таких средств, приобретенных плательщиком за свой счет (п. 2.4 ст. 196 НК). Также и п. 2.9 Указа № 143 определено, что объектом налогообложения подоходным налогом не признаются доходы в размере стоимости СИЗ, антисептических лекарственных средств и дезинфицирующих средств, питания, получаемых в связи с проведением санитарно-противоэпидемических, в том числе ограничительных, мероприятий. К СИЗ можно отнести и защитную маску.
Учитывая эпидемиологическую ситуацию в стране, и в частности введения, например, в г. Минске с 12.11.2020 обязательного масочного режима Решением Минского городского исполнительного комитета от 07.04.2020 № 1069 «Об утверждении комплексного плана» (вместе с «Комплексным планом санитарно-противоэпидемических мероприятий, направленных на предотвращение возникновения и распространения инфекции COVID-19 в городе Минске») при посещении общественных мест население должно находиться в масках. В целях обеспечения бесперебойной работы торговых объектов и в целом организаций, руководителями принимаются решения выдавать клиентам, посетителям и партнерам, приходящим без маски, – такие защитные маски. Таким образом, руководствуясь вышеприведенными нормами законодательства, стоимость выданной защитной маски как работнику организации, так и посетителю в период пандемии и введенного обязательного масочного режима не будет являться объектом налогообложения подоходным налогом.
В соответствии со ст. 2 Закона Республики Беларусь от 29.02.1996 № 138-XIII «Об обязательных страховых взносах в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь» объектом для начисления обязательных страховых взносов в Фонд являются для работодателей и работающих граждан – выплаты всех видов в денежном и (или) натуральном выражении, начисленные в пользу работающих граждан по всем основаниям независимо от источников финансирования, включая вознаграждения по гражданско-правовым договорам, предметом которых являются оказание услуг, выполнение работ и создание объектов интеллектуальной собственности, кроме предусмотренных Перечнем выплат, на которые не начисляются обязательные страховые взносы в бюджет фонда, но не выше пятикратной величины средней заработной платы работников в республике за месяц, предшествующий месяцу, за который уплачиваются обязательные страховые взносы.
Согласно п. 2 Положения о порядке уплаты страховщику страховых взносов по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 10.10.2003 № 1297, объектом для начисления страховых взносов являются выплаты всех видов, начисленные в пользу лиц, подлежащих обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, по всем основаниям независимо от источников финансирования, кроме предусмотренных Перечнем выплат, на которые не начисляются взносы по государственному социальному страхованию, в том числе по профессиональному пенсионному страхованию, в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь и по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в Белорусское республиканское унитарное страховое предприятие «Белгосстрах», утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 25 января 1999 г. № 115 (далее – Перечень № 115).
Медицинские маски относятся к средствам санитарно-гигиенического назначения. Приобретая их, наниматель обеспечивает на каждом рабочем месте условия труда, соответствующие требованиям по охране труда, установленным п. 5 ст. 55 ТК. Представители ФСЗН и Белгосстраха выдачу защитных масок работникам организации расценивают как расходы на охрану труда, и, соответственно, стоимость выданных масок не будет являться объектами обложения страховыми взносами в ФСЗН и Белгосстрах (п. 4 Перечня № 115). Если же защитные маски выдаются посетителям, то стоимость масок также не будет являться объектом для начисления страховых взносов в ФСЗН и Белгосстрах, поскольку государственное социальное страхование и обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний не распространяется на эти физические лица, у которых отсутствуют оформленные с организацией трудовые отношения.
Материал подготовлен с использованием нормативных правовых актов по состоянию на 2 февраля 2021 г.
С 26 октября 2024 г. вступает в силу постановление Правления Национального банка Республики Беларусь от 15.07.2024 № 214 «Об изменении постановления Правления Национального банка Республики Беларусь от 28 мая 2021 г. № 141» (далее – постановление № 214). Постановление № 214 излагает в новой редакции Инструкцию о порядке проведения валютно-обменных операций, утвержденную постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 28.05.2021 № 141 (далее – Инструкция № 141). Итак, рассмотрим наиболее значимые изменения, связанные с принятием постановления № 214.