Сохранить в избранное

Вознаграждение за воспроизведение в личных целях объектов авторского права и смежных прав. Комментарий к постановлению Совета Министров республики Беларусь от 11 ноября 2023 г. № 771

Лосев Сергей Сергеевич, кандидат юридических наук, доцент

13 ноября 2023 г. вступило в действие постановление Совета Министров Республики Беларусь от 11.11.2023 № 771 «О воспроизведении произведений и объектов смежных прав в личных целях» (далее – постановление № 771), которым утверждено Положение о вознаграждении за воспроизведение в личных целях аудиовизуальных произведений, произведений и исполнений, воплощенных в фонограммах, фонограмм (далее – Положение).

Перед тем как перейти к анализу норм постановления № 771, следует рассказать о правовой природе данного сбора и нормах Закона «Об авторском праве и смежных правах» (далее – Закон об авторском праве), для реализации которых и было принято постановление № 771.

Отечественное законодательство предусматривает механизм сбора специального вознаграждения за осуществляемое в личных целях воспроизведение отдельных видов произведений, исполнений и фонограмм (так называемый «сбор за частное копирование») с момента принятия в 1996 году самой первой редакции Закона об авторском праве. Принятое 3 марта 2008 г. постановление Совета Министров Республики Беларусь № 321 «О некоторых вопросах выплаты вознаграждения за воспроизведение в личных целях аудиовизуальных произведений и произведений, воплощенных в фонограммах» устанавливало ставки вознаграждения (в процентах от стоимости изготовленного или импортируемого оборудования и носителей), а также пропорции распределения собранного вознаграждения между категориями правообладателей. В первоначальной редакции право осуществления сбора предоставлялось Национальному центру интеллектуальной собственности (далее – НЦИС), а после внесения в 2011 году изменений в данное постановление – организации по коллективному управлению, получившей государственную аккредитацию на осуществление деятельности в данной сфере. При этом до момента признания утратившим силу в связи с принятием постановления № 771 данный нормативный акт не содержал конкретного перечня оборудования и материальных носителей, производители и импортеры которых обязаны уплачивать предусмотренное им вознаграждение.

Несмотря на долгое существование правовых норм, посвященных сбору за частное копирование, их практическая реализация так и не была начата несмотря на то, что специально для этих целей в 2016 году была создана общественная организация «Белорусское общество авторов, исполнителей и иных правообладателей» (ОО «БОАИП»)1, получившая государственную аккредитацию на осуществление деятельности в данной области2.

______________________________

1 Сайт ОО «БОАИП» в сети Интернет: https://boaip.by/

2 Действие аккредитации ОО «БОАИП» на осуществление деятельности в данной сфере коллективного управления было прекращено в 2020 году.

В качестве причин, препятствующих сбору вознаграждения, специалисты в первую очередь называли недостатки норм ст. 35 Закона Республики Беларусь от 17 мая 2011 г. № 262-З «Об авторском праве и смежных правах», посвященных вознаграждению за частное копирование, а также отсутствие необходимых подзаконных актов, определяющих механизм реализации норм закона, в первую очередь – конкретного перечня оборудования и носителей, обычно используемых для воспроизведения произведений и фонограмм в личных целях.

Изменениями, внесенными Законом Республики Беларусь от 15.07.2019 № 216-Зст. 35 Закона об авторском праве была изложена в новой редакции, нормы которой были ориентированы на создание работоспособного механизма сбора и распределения вознаграждения за частное копирование.

Механизм коллективного управления в данной сфере был скорректирован Законом Республики Беларусь от 09.01.2023 № 243-З «Об изменении законов по вопросам правовой охраны объектов интеллектуальной собственности» (далее – Закон № 243-З), вступившим в действие с 13 ноября 2023 г.

Предпосылкой для появления в законодательствах отдельных государств норм, посвященных вознаграждению за частное копирование, стала Бернская конвенция по охране литературных и художественных произведений 1886 года. Статья 9 (2) Бернской конвенции признает за законодательством государств, участвующих в конвенции, право разрешать воспроизведение произведений, охраняемых конвенцией, без согласия их авторов в определенных особых случаях при условии, что такое воспроизведение не наносит ущерба нормальной эксплуатации произведения и не ущемляет необоснованным образом законные интересы автора. Руководствуясь данной нормой, многие государства ограничивают действие исключительного права на произведение в таких случаях, которые могут быть определены как «частное копирование», в связи с практической невозможностью предоставлять разрешения на использование огромному количеству частных лиц, а также осуществлять контроль за тем, как такие разрешения используются. Поскольку нормы Бернской конвенции прямо не называют воспроизведение произведений в личных целях в числе допускаемых случаев свободного использования, ряд стран, допуская такое свободное использование в национальном законодательстве, в качестве компенсации имущественных интересов авторов и иных правообладателей использовали механизм сбора и выплаты вознаграждения за частное копирование.

Всемирная организация интеллектуальной собственности (ВОИС) периодически публиковала обзоры, посвященные практике сбора вознаграждения за частное копирование, существующей в разных странах мира3. Отметим, что система сбора компенсационного вознаграждения за частное копирование не является общепринятой в мире; наиболее активно она применяется в европейских странах, в первую очередь государствах – членах Европейского союза. При этом наиболее распространенной является система, при которой импортеры и производители, а в некоторых случаях и профессиональные продавцы, обязаны платить отчисления, которые относятся к оборудованию и носителям, используемым частными лицами для личных целей. Данные отчисления включаются в продажную стоимость указанных оборудования и носителей. Общепринятым является исключение из сферы применения сбора за частное копирование оборудования и носителей, предназначенных на экспорт, звуко- и видеозаписывающего оборудования, используемого в профессиональных целях, а также избежание двойного взимания сбора при трансграничном перемещении оборудования и носителей.

______________________________

3 https://www.wipo.int/edocs/pubdocs/en/wipo_pub_1037_2017.pdf

Перейдем к анализу норм белорусского законодательства. Сразу же следует обратить внимание на то, что сбор вознаграждения за частное копирование предусмотрен в отношении ограниченного круга объектов авторского права и смежных прав. Согласно п. 3 ст. 35 Закона об авторском праве к ним относятся:

  1. аудиовизуальные произведения. Согласно определению, данному в ст. 4 Закона, аудиовизуальное произведение – произведение, состоящее из зафиксированной серии связанных между собой изображений (с сопровождением или без сопровождения их звуком), создающих впечатление движения, и предназначенное для зрительного и слухового (в случае сопровождения звуком) восприятия с помощью соответствующих технических устройств. К аудиовизуальным произведениям относятся кинематографические и иные произведения (телефильмы, видеофильмы и подобные произведения), выраженные средствами, аналогичными кинематографии, независимо от способа их первоначальной или последующей фиксации;
  2. произведения, воплощенные в фонограммах. Несмотря на такое достаточно широкое определение, следует отметить, что фонограммы содержат преимущественно записи музыкальных произведений с текстом или без текста. Однако приведенная в Законе формулировка позволяет относить к этой категории и иные произведения, например, литературные, представленные в формате аудиокниг;
  3. исполнения произведений, воплощенных в фонограммах. К исполнениям согласно ст. 22 Закона об авторском праве относятся исполнения артистов-исполнителей и дирижеров, а также постановки режиссеров-постановщиков спектаклей. Речь в основном идет об исполнениях музыкальных произведений (с текстом или без текста), записанных на фонограмме. Однако это не исключает возможности участвовать в распределении вознаграждения за предполагаемое воспроизведение исполнений также для дирижеров оркестров, актеров, читающих (декламирующих) литературные произведения и др.;
  4. фонограммы. Согласно определению, данному в ст. 4 Закона об авторском праве, фонограммой является любая исключительно звуковая запись исполнения или иных звуков либо отображений звуков. При этом фонограммой не является запись звуков, включенная в аудиовизуальное произведение.

В качестве лиц, за которыми признается право на получение вознаграждения, названы «лица, обладающие исключительными правами на такие произведения, исполнения, фонограммы». При этом законодатель в скобках уточняет, что таковыми могут быть авторы, исполнители, производители фонограмм или иные правообладатели. Термин «правообладатель» определен в ст. 4 Закона об авторском праве как «физическое и (или) юридическое лицо, обладающее исключительным правом на объект авторского права или смежных прав в силу факта его создания, правопреемства, на основании заключенного договора или ином основании, определенном настоящим Законом». Таким образом, право на получение рассматриваемого вознаграждения принадлежит лицу, обладающему исключительным правом на соответствующий объект авторского или смежного права. Такой подход представляется обоснованным в силу того, что само назначение сбора за частное копирование состоит в том, чтобы компенсировать имущественные потери правообладателей в связи с предусмотренным законодательством ограничением их исключительных прав.

Определение правообладателя в качестве лица, управомоченного на получение вознаграждения, порождает вопрос о том, кто является правообладателем в отношении рассматриваемых объектов авторского права и смежных прав. В отношении аудиовизуальных произведений основным правообладателем и, соответственно, бенефициаром сбора за частное копирование является его производитель (продюсер фильма), поскольку в силу нормы п. 2 ст. 12 Закона об авторском праве заключение с автором аудиовизуального произведения договора на создание этого произведения влечет переход к производителю исключительного права на это произведение на весь срок действия авторского права, если иное не предусмотрено договором.

В отношении музыкальных и иных произведений, воплощенных в фонограмме, обладателем исключительного права могут выступать:

  1. сами авторы; 
  2. наниматели авторов, которые получили исключительные права на служебные произведения на основании ст. 17 Закона об авторском праве; 
  3. музыкальные издатели, которым авторы уступили свои исключительные права; наследники авторов и др.

Аналогичным образом определяется круг лиц, обладающих исключительным правом на исполнение.

Обладателем исключительного права на фонограмму является ее производитель или иное лицо, которому это право было уступлено или перешло в порядке правопреемства. Для целей Закона об авторском праве производитель фонограммы определен как «физическое или юридическое лицо, организующее первую звуковую запись какого-либо исполнения или иных звуков либо отображений звуков» (абз. 21 ст. 4 Закона). На практике к категории производителей фонограмм в первую очередь относятся звукозаписывающие компании.

На кого возлагается обязанность по выплате вознаграждения за частное копирование? В норме ч. 2 п. 3 ст. 35 Закона об авторском праве предусмотрено, что вознаграждение выплачивается изготовителями оборудования и (или) материальных носителей, обычно используемых для воспроизведения в личных целях аудиовизуальных произведений и фонограмм, а также юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими ввоз на территорию Республики Беларусь указанных оборудования и (или) материальных носителей. Согласно норме абз. 4 п. 3 ст. 35 Закона об авторском праве перечень оборудования и материальных носителей должен быть установлен Советом Министров Республики Беларусь, что сделано с принятием постановления № 771.

Теперь попробуем ответить на вопрос о том, как должно собираться вознаграждение за частное копирование. Согласно норме ч. 3 п. 3 ст. 35 Закона об авторском праве сбор, распределение и выплата вознаграждения осуществляются организацией, управляющей имущественными правами авторов или иных правообладателей на коллективной основе (далее – организация по коллективному управлению), в соответствии с законодательством.

Законом № 243-З были внесены существенные изменения в порядок осуществления коллективного управления в сфере сбора вознаграждения за частное копирование. Основное из них состоит в том, что дополнением, внесенным в п. 2 ст. 48 Закона об авторском праве, предусмотрено, что получить государственную аккредитацию на право осуществления деятельности по сбору вознаграждения за частное копирование может только одна организация по коллективному управлению имущественными правами, которая должна действовать в форме учреждения, имущество которого находится в государственной собственности. Из существующих организаций, определяющих коллективное управление в качестве предмета своей деятельности, этому условию соответствует только Государственное учреждение «Национальный центр интеллектуальной собственности» (НЦИС).

Деятельность в сфере сбора вознаграждения за частное копирование должна подчиняться общим правилам, установленным Законом об авторском праве для организаций по коллективному управлению, с учетом некоторых особенностей, обусловленных спецификой самого вознаграждения. Общим правилом для всех организаций по коллективному управлению является норма п. 1 ст. 50 Закона об авторском праве, согласно которой полномочия на коллективное управление имущественными правами передаются организации непосредственно автором или иным правообладателем на основании заключенного с этой организацией договора об управлении имущественными правами на произведение и (или) объект смежных прав, а также по соответствующим договорам с иными организациями по коллективному управлению, в том числе иностранными. Иными словами, в основе деятельности организации по коллективному управлению лежит договор, заключаемый с правообладателем.

Общие требования к договору об управлении имущественными правами определены в п. 2 ст. 50 Закона об авторском праве: договор должен содержать перечень произведений и (или) объектов смежных прав, конкретные формы и способы их использования, в отношении которых организации по коллективному управлению передаются полномочия на управление, а также порядок расчета и выплаты вознаграждения, собираемого организацией.

Спецификой является то, что договор об управлении правом на получение вознаграждения за частное копирование, очевидно, не должен содержать условий о конкретных формах и способах использования произведений (исполнений, фонограмм), поскольку такой способ определен законодательно (воспроизведение в личных целях). При этом такой договор дополнительно должен содержать условие о согласии правообладателя, присоединившегося к нему, на удержание 25 % из суммы собранного вознаграждения и направление этих средств в фонд Президента Республики Беларусь по поддержке культуры и искусства. Тем самым условие об удержании указанных 25 % с последующим целевым использованием определено как обязательное в силу закона, а сам договор об управлении правом на получение вознаграждения – как договор присоединения.

Введение такого целевого удержания части собранного вознаграждения было призвано придать сбору за частное копирование определенную социальную обоснованность с учетом неоднозначного восприятия самого сбора в обществе в связи с отсутствием прослеживаемой связи между использованием конкретных произведений (исполнений, фонограмм) и определением лиц, которым будет выплачиваться собранное вознаграждение.

Отдельно следует сказать об определении размера собираемого вознаграждения за частное копирование. Обратим внимание на то, что в норме ч. 4 п. 3 ст. 35 Закона об авторском праве речь идет об установлении конкретного размера вознаграждения. Такой подход представляется более обоснованным с учетом как природы вознаграждения, так и механизма его сбора, поскольку исключает предпосылки для споров между лицами, обязанными выплачивать вознаграждение, и организацией по коллективному управлению, осуществляющему его сбор. Размеры вознаграждения установлены постановлением № 771, к анализу которого мы перейдем ниже.

Как должны строиться отношения между организацией по коллективному управлению, занимающейся сбором вознаграждения за частное копирование, и лицами, на которых будет возложена обязанность по его выплате (производителями и импортерами оборудования и материальных носителей, используемых для частного копирования)? Закон об авторском праве не предусматривает специальных правил в отношении договора, который должен оформлять эти отношения. В то же время очевидно, что такой договор должен иметь специфику по отношению к договору, заключаемому организацией по коллективному управлению с пользователями объектов авторского права или смежных прав (п. 1 ст. 51 Закона об авторском праве), поскольку во втором случае предметом договора выступает предоставление права использования соответствующего объекта, и такой договор по своей природе является лицензионным договором. Предметом же договора, который будет заключаться с производителями и импортерами оборудования, выступает уплата ими вознаграждения за предполагаемое частное копирование, осуществляемое потребителями их товаров. Именно поэтому к такому договору не должны применяться требования нормы п. 3 ст. 51 Закона об авторском праве, требующие определять в договоре перечень произведений и (или) объектов смежных прав, которые могут быть использованы пользователем, а также срок, в течение которого такое использование возможно.

Следует обратить внимание на норму ч. 2 п. 1 ст. 51 Закона об авторском праве, согласно которой в случаях, когда допускается использование произведений и (или) объектов смежных прав без согласия авторов или иных правообладателей, но с выплатой им вознаграждения, лица, на которых возложена обязанность по его выплате, обязаны заключить с соответствующей организацией по коллективному управлению имущественными правами договор о выплате вознаграждения. Указание на обязательность заключения для плательщика вознаграждения означает, что организация по коллективному управлению может применить в его отношении процедуру понуждения к договору (п. 4 ст. 415 ГК).

Еще одним отличием договора, заключаемого организацией по коллективному управлению с пользователями на выплату вознаграждения за частное копирование, является то, что отказ потенциального плательщика от заключения такого договора не является нарушением исключительного авторского (смежного) права и не должен влечь ответственность, установленную за такие нарушения. В то же время у организации по коллективному управлению возникает право требования выплаты суммы вознаграждения по отношению к конкретному лицу, основанное на законе, которое может быть удовлетворено в судебном порядке.

Наиболее сложным представляется вопрос о механизме распределения вознаграждения за частное копирование, собранного организацией по коллективному управлению. Согласно норме абз. 3 п. 3 ст. 35 Закона об авторском праве распределение и выплата вознаграждения осуществляются организацией по коллективному управлению «… в соответствии с законодательством». Таким законодательством, в первую очередь, являются нормы гл. 6 Закона об авторском праве, посвященные коллективному управлению.

В отношении вознаграждения за частное копирование правила распределения собранного вознаграждения закреплены в п. 7 ст. 50 Закона об авторском праве. Общее правило состоит в том, что оно должно осуществляться пропорционально фактическому использованию аудиовизуальных произведений, произведений и исполнений, воплощенных в фонограммах, а также самих фонограмм. Однако специфика сбора за частное копирование состоит в том, что вознаграждение должно собираться не за фактическое, а за предполагаемое воспроизведение объектов авторского права и смежных прав в личных целях. Именно поэтому законодатель в норме ч. 2 п. 7 ст. 50 Закона предусматривает, что размер вознаграждения рассчитывается на основе данных об использовании аудиовизуальных произведений, произведений и исполнений, воплощенных в фонограммах, фонограмм при их публичном исполнении, передаче в эфир и по кабелю, ином сообщении для всеобщего сведения. Такая информация должна предоставляться другими организациями по коллективному управлению, работающими в указанных сферах. Иными словами, информация о том, насколько часто определенное произведение (исполнение, фонограмма) звучало на концертах, дискотеках, в передачах телевидения и радио, может быть принята за основу при определении доли вознаграждения, причитающегося его правообладателю за предполагаемое воспроизведение в личных целях. При расчете размера вознаграждения также должна учитываться информация об использовании объектов авторского права и смежных прав, предоставленная авторами или иными правообладателями. Кроме того, законодатель говорит о том, что в случае отсутствия возможности получения данных об использовании произведений, исполнений и фонограмм, в отношении которых собирается вознаграждение, организация по коллективному управлению вправе самостоятельно формировать такие данные на основе общедоступных сведений об использовании объектов авторского права и смежных прав, в том числе сведений статистического характера (ч. 3 п. 7 ст. 50 Закона об авторском праве). Иными словами, у организации, осуществляющей сбор вознаграждения за частное копирование, есть возможность самостоятельно определять механизм распределения вознаграждения исходя из предложенных законодателем вариантов. Поэтому основное значение приобретает договор, заключаемый с правообладателем, поскольку в нем должен определяться порядок расчета вознаграждения (п. 2 ст. 50 Закона).

В ст. 35 Закона об авторском праве конкретные пропорции распределения собранного вознаграждения между категориями правообладателей не определяются; такие пропорции должны быть определены Советом Министров Республики Беларусь одновременно с определением перечня оборудования и материальных носителей, с которых должно собираться вознаграждение.

Как мы уже отмечали, особенностью вознаграждения за частное копирование является законодательно установленная обязанность перечисления 25 % из суммы собранного вознаграждения в целевой фонд (фонд Президента Республики Беларусь по поддержке культуры и искусства). Согласно норме п. 4 ст. 35 Закона об авторском праве организация по коллективному управлению, осуществляющая сбор вознаграждения за частное копирование, обязана ежегодно не позднее 1 апреля года, следующего за отчетным, направлять в указанный фонд 25 % от суммы вознаграждения, собранного ею за каждый отчетный год. Указанная доля должна определяться с суммы валового сбора до удержания с нее комиссионных вознаграждений в пользу организации, осуществившей сбор.

Согласно норме п. 5 ст. 35 Закона об авторском праве организации по коллективному управлению, осуществляющей сбор вознаграждения за частное копирование, предоставлено право получать от государственных органов информацию о фактических объемах ввоза на территорию Республики Беларусь, а также об объемах производства и (или) реализации оборудования и (или) материальных носителей, обычно используемых для частного копирования, а также информацию об изготовителях, поставщиках (продавцах) и номенклатуре указанных оборудования и (или) материальных носителей. Содержание информации, порядок ее передачи, хранения и использования также должны быть определены постановлением Совета Министров Республики Беларусь. При этом на организацию по коллективному управлению возлагается обязанность при сборе, хранении и использовании полученной информации соблюдать требования законодательства об информации, информатизации и защите информатизации – речь идет о необходимости обеспечения конфиденциальности информации, относящейся к категории информации ограниченного распространения (коммерческая тайна, служебная тайна, персональные данные).

Теперь перейдем непосредственно к анализу положений постановления № 771. Им утверждены:

  • перечень изготовленного (произведенного) на территории Республики Беларусь оборудования, обычно используемого для воспроизведения в личных целях аудиовизуальных произведений, произведений и исполнений, воплощенных в фонограммах, фонограмм (приложение 1);
  • перечень ввезенных на территорию Республики Беларусь оборудования и материальных носителей, обычно используемых для воспроизведения в личных целях аудиовизуальных произведений, произведений и исполнений, воплощенных в фонограммах, фонограмм (приложение 2);
  • размеры вознаграждения за воспроизведение в личных целях аудиовизуальных произведений, произведений и исполнений, воплощенных в фонограммах, фонограмм (приложение 3).

Оборудование, включенное в перечень изготовленного (произведенного) на территории Республики Беларусь, указано с кодами ОКРБ 007-2012 «Классификатор продукции по видам экономической деятельности»; оборудование и материальные носители, ввезенные на территорию Республики Беларусь, – с кодами ТН ВЭД ЕАЭС.

Следует обратить внимание на то, что, несмотря на требование нормы ч. 2 п. 3 ст. 35 Закона об авторском праве, в приложении 1 к постановлению № 771 не установлены размеры вознаграждения в отношении материальных носителей, производимых в Республике Беларусь.

Даже самое поверхностное ознакомление с перечнем оборудования, изготавливаемого в Республике Беларусь, а также перечнем оборудования и материальных носителей, ввозимых на территорию Республики Беларусь, стоимость которых должна быть базой для исчисления вознаграждения за частное копирование, вызывает вопросы в отношении принципов, которыми руководствовались при их составлении. Сравнение с аналогичным перечнем оборудования и материальных носителей, используемых для свободного воспроизведения фонограмм и аудиовизуальных произведений в личных целях, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 14 октября 2010 г. № 829 «О вознаграждении за свободное воспроизведение фонограмм и аудиовизуальных произведений в личных целях», позволяет сделать вывод о том, что в перечне, утвержденном постановлением № 771, отсутствуют основные виды оборудования и носителей, которые используются в целях частного копирования: компьютеры, смартфоны, телевизоры с функцией записи, цифровые носители информации и др. Из этого можно сделать вывод о том, что разработчики постановления № 771, очевидно, не преследовали цели обеспечить сбор значительных сумм вознаграждения за частное копирование.

В приложении 3 установлены следующие размеры вознаграждения:

  • для изготовителей оборудования – 0,1 % от суммы выручки без НДС, полученной от реализации изготовленного (произведенного) на территории Республики Беларусь оборудования;
  • для импортеров оборудования – 0,1 % от общей стоимости ввезенного на территорию Республики Беларусь оборудования;
  • для импортеров материальных носителей – 0,3 % от общей стоимости ввезенных на территорию Республики Беларусь материальных носителей.

Правила сбора, распределения и выплаты вознаграждения закреплены в прилагаемом к постановлению № 771 Положении о вознаграждении за воспроизведение в личных целях аудиовизуальных произведений, произведений и исполнений, воплощенных в фонограммах, фонограмм (далее – Положение). Обратим внимание на наиболее значимые моменты.

Согласно п. 1 Положения сбор вознаграждения не осуществляется в отношении вывозимых за пределы Республики Беларусь оборудования и (или) материальных носителей, а также профессионального оборудования и материальных носителей. Согласно примечанию, сделанному в отношении понятия «профессиональное оборудование и материальные носители», таковыми признаются оборудование и носители, которые в силу своих конструктивных особенностей, технических характеристик и потребительских свойств не предназначены для использования в личных целях (для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью).

В п. 3 Положения указывается, что сбор вознаграждения осуществляется организацией по коллективному управлению на основании договоров о выплате вознаграждения, заключаемых ею с изготовителями оборудования, а также с импортерами оборудования и материальных носителей.

Изготовители и импортеры выплачивают вознаграждение не позднее 22-го числа месяца, следующего за отчетным периодом. Отчетным периодом является календарный квартал, в течение которого изготовитель аккумулирует суммы вознаграждения за изготовленное (произведенное) и реализованное на территории Республики Беларусь оборудование, а импортер – за ввезенные на территорию Республики Беларусь в этом квартале оборудование и (или) материальные носители для перечисления данных сумм организации по коллективному управлению (абз. 9 п. 2 Положения).

Следует обратить внимание на оговорку, сделанную в п. 5 Положения, – если вознаграждение в отношении оборудования и (или) материальных носителей, указанных в перечне для импортеров (т.е. в приложении 2 к постановлению № 771), уплачено на территории других государств – членов ЕАЭС, то импортеры таких оборудования и (или) материальных носителей не уплачивают вознаграждение на территории Республики Беларусь. Следует отметить, что из всех государств ЕАЭС система сбора вознаграждения за частное копирование функционирует только в Российской Федерации4.

______________________________

4 Сбор вознаграждения осуществляет Общероссийская общественная организация «Российский союз правообладателей». Сайт организации: https://rp-union.ru/

Наибольший интерес для применения норм постановления № 771 представляет норма подп. 7.4 Положения, в которой устанавливается порядок определения общей стоимости ввезенных на территорию Республики Беларусь оборудования и материальных носителей. Общая стоимость определяется импортером как:

  • сумма стоимостей, указанных в транспортных (товаросопроводительных) документах, – для импортеров, осуществляющих ввоз на территорию Республики Беларусь из других государств – членов ЕАЭС, если статистическое декларирование не производится;
  • сумма статистических стоимостей, указанных в декларациях на товары, если осуществляется ввоз на таможенную территорию ЕАЭС, либо в статистических декларациях, если ввоз на территорию Республики Беларусь из других государств – членов ЕАЭС, если статистическое декларирование производится.

В п. 10 Положения установлены пропорции распределения вознаграждения, оставшегося после удержания 25 %, направляемых в фонд Президента Республики Беларусь по поддержке культуры и искусств, а также возможных отчислений на социальные, культурные и образовательные цели, между категориями правообладателей:

  • 50 % – обладателям исключительных прав на аудиовизуальные произведения;
  • 50 % – обладателям исключительных прав на произведения и исполнения, воплощенные в фонограммах, а также фонограмм, которые, в свою очередь, делятся в пропорции: 50 % – правообладателям произведений, 25 % – исполнений и 25 % – фонограмм.

Положение не содержит описания механизма распределения собранного вознаграждения: согласно п. 11 Положения сама организация по коллективному управлению разрабатывает систему сбора, распределения и выплаты вознаграждения, при этом размер вознаграждения, выплачиваемого конкретному правообладателю, рассчитывается в порядке, закрепленном в частях второй и третьей п. 7 ст. 50 Закона об авторском праве.

Резюмируя проведенный анализ положений постановления № 771, следует еще раз обратить внимание на следующее обстоятельство. Определенный постановлением перечень товаров не соответствует закрепленному в Законе об авторском праве понятию «оборудование и (или) материальные носители, обычно используемые для воспроизведения в личных целях аудиовизуальных произведений, произведений и исполнений, воплощенных в фонограммах, и фонограмм», поскольку в него не включены наиболее распространенные устройства и носители, используемые в настоящее время для частного копирования, что дает основания говорить о том, что принятие постановления № 771 не ориентировано на создание эффективной системы сбора вознаграждения за частное копирование. Ситуация станет окончательно ясной по прошествии времени, необходимого для получения государственной аккредитации на осуществление коллективного управления имущественными авторскими и смежными правами в данной сфере; отсутствие заявки от НЦИС, обладающего монопольным правом на получение такой аккредитации, будет подтверждением выдвинутого предположения.

Материал подготовлен с использованием нормативных правовых актов по состоянию на 24 ноября 2023 г.


Сохранить в избранное
Читайте также в разделе
Вам будет интересно
Аттестация педагогического работника со средним специальным образованием
Лихарев Иван Иннокентьевич, магистр педагогических наук

Вопрос: 

Может ли быть допущен педагогический работник, имеющий среднее специальное образование, к аттестации на присвоение квалификационной категории?

Читать подробнее
Календарь событий
12 июня 2024 г.
Тяглова Ирина Юрьевна, Варухина Юлия Петровна
Вебинар "Распоряжение государственным имуществом и его учет"
Подробнее
6 июня 2024 г.
Спиридонова Ольга Николаевна
Вебинар "Актуальные вопросы пенсионного обеспечения"
Подробнее
28 мая 2024 г.
Нагорнова Светлана Александровна
Вебинар "Актуальные вопросы арендных отношений и безвозмездного пользования государственным имуществом"
Подробнее
30 мая 2024 г.
Пещенко Елена Александровна
Вебинар "Порядок исчисления среднего заработка с учетом изменений законодательства. Возмещение командировочных расходов"
Подробнее
Видео
Здравствуйте, данный браузер не поддерживается нашей системой, для продолжения работы воспользуйтесь другим браузером.