20Апр 2021

Правила определения страны происхождения отдельных видов товаров для целей государственных (муниципальных) закупок: на кого распространяются и как применять

Жуковский П.В.

Вопрос: Требуется ли белорусским субъектам хозяйствования руководствоваться Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 23 ноября 2020 г. № 105, которым утверждены Правила определения страны происхождения отдельных видов товаров для целей государственных (муниципальных) закупок, с 12.01.2021?

Ответ в нашем материале.

Ответ: 12 января 2021 г. вступили в силу Правила определения страны происхождения отдельных видов товаров для целей государственных (муниципальных) закупок, утвержденные Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 23 ноября 2020 г. № 105 (далее – Правила).

Частью первой пункта 1 Правил предусмотрено, что они устанавливают порядок определения страны происхождения отдельных видов товаров на территории государства – члена Евразийского экономического союза (далее – государство-член) для предоставления национального режима при участии поставщиков одного государства-члена в государственных (муниципальных) закупках другого государства-члена.

При этом действие Правил распространяется на государственные (муниципальные) закупки государства-члена, в которых установлены преференции, ограничения и запреты в отношении товаров, происходящих из другого государства-члена и (или) третьих стран, с соблюдением национального режима в сфере государственных (муниципальных) закупок и не распространяется на случаи установления государством-членом изъятий из национального режима в сфере государственных (муниципальных) закупок.

Соответственно, в случае установления Республикой Беларусь в законодательстве, регулирующем вопросы осуществления государственных закупок, преференций, ограничений либо запретов в отношении товаров, к которым Приложением № 1 к Правилам установлены условия, производственные и технологические операции (далее – специальные требования), при выполнении которых товар считается произведенным в государстве-члене, применение положений Правил обязательно.

Рассмотрим применение положений Правил на конкретном примере.

Заказчиком (управление образования) планируется приобретение холодильного или иного торгового оборудования для обеспечения им объектов питания учреждений образования. Как правило, подобное оборудование приобретается путем проведения электронного аукциона, т.к. ориентировочная стоимость годовой потребности в таком оборудовании превышает 1000 базовых величин.

В соответствии с подпунктом 1.5 пункта 1 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 15 июня 2019 г. № 395 «О реализации Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О государственных закупках товаров (работ, услуг)» (далее – Постановление № 395) при проведении электронного аукциона применяется преференциальная поправка в размере 15 процентов в случае предложения участником товаров (работ, услуг), происходящих из Республики Беларусь и (или) стран, которым в Республике Беларусь предоставляется национальный режим в соответствии с международными договорами Республики Беларусь.

Напомню, на сегодняшний день у Республики Беларусь имеются обязательства по предоставлению национального режима только товарам (работам, услугам), происходящим из государств-членов (Республика Армения, Республика Казахстан, Кыргызская Республика, Российская Федерация), что предусмотрено статьей 88 Договора о Евразийском экономическом союзе.

Приложением № 1 к Правилам в отношении холодильного и иного торгового оборудования, планируемого к приобретению заказчиком, установлены специальные требования. Следовательно, при проведении процедуры государственной закупки такого оборудования, учитывая установление в законодательстве в отношении него преференции, заказчик обязан в аукционных документах установить особенности в части условий применения преференциальной поправки.

В частности, аукционные документы должны содержать требование о подтверждении страны происхождения в случае предложения товара, страной происхождения которого является одно из государств-членов, в соответствии с пунктом 8 Правил, т.е. путем предоставления в предложении информации из евразийского реестра промышленных товаров государств-членов (далее – евразийский реестр) о включении в него товара, предлагаемого участником.

Например, участником (резидентом либо нерезидентом) в процедуре государственной закупки предлагается товар, произведенный в Российской Федерации. Соответственно, право на применение к цене его предложения преференциальной поправки в размере 15 процентов может быть заявлено участником только в том случае, если предлагаемый им товар включен в евразийский реестр и им может быть предоставлена соответствующая информация.

Таким образом, для товаров, специальные требования к которым определены в Приложении № 1 к Правилам, при проведении открытого конкурса, электронного аукциона и процедуры запроса ценовых предложений в качестве документа, подтверждающего страну происхождения, больше не может применяться документ о происхождении товара, выдаваемый уполномоченными органами (организациями) государств-членов в соответствии с критериями определения страны происхождения товаров, предусмотренными Правилами определения страны происхождения товаров, являющимися неотъемлемой частью Соглашения о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств от 20 ноября 2009 года (в случае если участником является нерезидент), либо Белорусской торгово-промышленной палатой или ее унитарными предприятиями (в случае если участником является резидент), или его копия.

Аналогичный подход по подтверждению страны происхождения товаров, специальные требования к которым установлены Приложением № 1 к Правилам, будет применим и в случае участия в процедурах государственных закупок, в которых установлены ограничения. В частности при приобретении товаров, включенных в приложение к постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 17 марта 2016 г. № 206 «О допуске товаров иностранного происхождения и поставщиков, предлагающих такие товары, к участию в процедурах государственных закупок».

Мнение
О том, какие правила будут установлены для товаров происхождения Республики Беларусь, полагаем, в ближайшее время определит уполномоченный государственный орган по государственным закупкам. Вместе с тем, учитывая необходимость соблюдения национального режима при осуществлении государственных закупок, обоснованным представляется применение подходов, аналогичных установленным Правилами, и для подтверждения страны происхождения белорусских товаров. Очевидно, в ближайшее время соответствующие изменения будут внесены в Постановление № 395 для устранения пробела в правовом регулировании данного вопроса, возникшем после вступления в силу Правил.

Материал подготовлен с использованием нормативных правовых актов по состоянию на 27 января 2021 г.

871 90 семинар_30_апреля_итог.jpg


Пожалуйста, поверните свое устройство в горизонтальное положение.
Заказать
звонок