Сохранить в избранное

Изменения в порядке ведения делопроизводства по обращениям граждан и юрлиц

Горбач Александр Клавдьевич, юрист

Совет Министров Республики Беларусь принял постановление от 19.12.2022 № 877 (далее – постановление № 877), которым внесены изменения в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 30.12.2011 № 1786 «Об утверждении Положения о порядке ведения делопроизводства по обращениям граждан и юридических лиц в государственных органах, иных организациях, у индивидуальных предпринимателей» (далее – постановление № 1786).

Принятие постановления № 877 связано с вступлением в силу с 2 января 2023 г. основных положений Закона Республики Беларусь от 28.06.2022 № 176-З (далее – Закон № 176-З), которым вносятся изменения в Закон Республики Беларусь от 18.07.2011 № 300-З «Об обращениях граждан и юридических лиц» (далее – Закон № 300-З).

В частности, Законом № 176-З вводится государственная единая (интегрированная) республиканская информационная система учета и обработки обращений граждан и юридических лиц (далее – система учета и обработки обращений) – это информационная система, предназначенная для подачи в госорганы и иные государственные организации электронных обращений и получения ответов (уведомлений) на них, а также для обработки электронных обращений, ответов (уведомлений) на них, электронных копий письменных обращений, электронных копий ответов (уведомлений) на письменные обращения, иной информации о рассмотрении обращений, об оставлении обращений без рассмотрения по существу.

В связи с этим дано и новое определение электронного обращения – это обращение заявителя, поданное посредством системы учета и обработки обращений. Напомним, что ранее таковым считалось обращение заявителя, поступившее на адрес электронной почты организации либо размещенное в специальной рубрике на официальном сайте организации в глобальной компьютерной сети Интернет (абзац 8 ст. 1 Закона № 300-З).

Постановление № 877 принято с целью приведения постановления № 1786 в соответствие с новыми нормами Закона № 300-З, которые вступят в силу с 2 января 2023 г.

В первую очередь следует отметить, что претерпели изменение названия постановления № 1786 и утвержденного им Положения о порядке ведения делопроизводства по обращениям граждан и юридических лиц в государственных органах, иных организациях, у индивидуальных предпринимателей. Теперь это соответственно:

  • постановление № 1786 «О порядке ведения делопроизводства по обращениям граждан и юридических лиц»;
  • Положение о порядке ведения делопроизводства по обращениям граждан и юридических лиц (далее – Положение).

Согласно новой редакции п. 6 регистрация обращений заявителей, поступивших в государственные органы, иные государственные организации, и ответов на них осуществляется в системе учета и обработки обращений, а также может осуществляться в системе электронного документооборота либо с использованием регистрационно-контрольных форм на бумажном носителе. Регистрация письменных и устных обращений заявителей, поступивших в иные организации, осуществляется в системе электронного документооборота либо с использованием регистрационно-контрольных форм на бумажном носителе.

Из п. 7 Положения исключена норма, которая требовала регистрации в порядке, установленном для регистрации письменных обращений, бумажных копий электронных обращений, поступивших в государственный орган, иную организацию.

Согласно дополнению, внесенному в ч. 3 п. 8 Положения, из регистрационно-контрольных форм могут исключаться реквизиты, сведения для заполнения которых отсутствуют в связи с особенностями рассмотрения обращений заявителей либо содержат информацию, распространение и (или) предоставление которой ограничено.

Как и ранее, п. 11 Положения говорит, что обращения одного и того же заявителя по одному и тому же вопросу, направленные различным адресатам и поступившие для рассмотрения в один и тот же государственный орган, иную организацию, учитываются под регистрационным индексом первоначального обращения с добавлением дополнительного порядкового номера. В то же время этот пункт дополнен нормой, согласно которой в системе учета и обработки обращений обращения одного и того же заявителя по одному и тому же вопросу, направленные различным адресатам и поступившие для рассмотрения в один и тот же государственный орган, иную государственную организацию, учитываются под регистрационным индексом, присваиваемым в соответствии с порядком функционирования системы учета и обработки обращений.

Пункт 14 Положения дополнен частью, согласно которой при использовании системы учета и обработки обращений и переносе в них обращений заявителей поручения руководителей государственных органов, иных государственных организаций, уполномоченных ими должностных лиц оформляются в форме электронных резолюций, отражаемых в системе учета и обработки обращений.

Также в п. 15 Положения внесено изменение, согласно которому сведения о завершении процесса рассмотрения обращений в государственных органах, иных государственных организациях отражаются в системе учета и обработки обращений.

Согласно новой редакции ч. 1 п. 16 Положения контроль за рассмотрением обращений заявителей в государственных органах, иных организациях ведется с использованием системы учета и обработки обращений, в системе электронного документооборота либо с использованием регистрационно-контрольных форм на бумажном носителе.

В ч. 2 п. 23 Положения закрепляется, что ответы (уведомления) на электронные обращения, направляемые посредством системы учета и обработки обращений, подписываются руководителем государственного органа, иной государственной организации или уполномоченными им должностными лицами.

При этом исключена ч. 3 указанного пункта, где говорилось, что при использовании систем электронного документооборота, предусматривающих применение электронной цифровой подписи, ответы (уведомления) на электронные обращения в электронном виде, направленные на адрес электронной почты заявителя, подписываются электронной цифровой подписью руководителей государственных органов, иных организаций или уполномоченных ими должностных лиц.

Пункт 24 Положения полностью изложен в новой редакции. Установлено, что отметка об исполнении и направлении в дело обращений заявителей отражается в системе учета и обработки обращений, а также в системе электронного документооборота либо в регистрационно-контрольных формах на бумажном носителе в случае их использования. В случае отзыва заявителем своего письменного обращения отметка об исполнении и направлении его в дело проставляется на его заявлении об отзыве своего обращения. Отметка об отзыве заявителем электронного обращения отражается в системе учета и обработки обращений, а также в системе электронного документооборота в случае ее использования. После рассмотрения вопросов, изложенных гражданином в книге замечаний и предложений, на копии ответа (уведомления) заявителю, остающейся в делопроизводстве государственного органа, иной организации, у индивидуального предпринимателя, проставляется отметка об исполнении и направлении ее в дело.

Пункт 28 Положения дополнен нормой, согласно которой при наличии в государственном органе, иной организации письменных и электронных обращений такие обращения и документы, связанные с их рассмотрением, могут формироваться в гибридные дела в порядке, установленном законодательством в сфере архивного дела и делопроизводства.

Исключена ч. 2 п. 29 Положения, где говорилось, что в случае поступления повторных обращений они формируются в дела вместе с предыдущими обращениями заявителей и документами, связанными с их рассмотрением.

В п. 31 Положения устанавливается срок хранения письменных и (или) электронных обращений заявителей и документов, связанных с их рассмотрением, в государственных органах, иных организациях – 5 лет.

Исключен также п. 32 Положения, где говорилось, что при создании бумажных копий электронных обращений их оригиналы в электронном виде сохраняются в случае необходимости подтверждения условий отправки (получения) обращений и (или) использования в справочных и (или) доказательных целях.

В Положение внесены и некоторые другие изменения.

Постановление № 877, как и Закон № 176-З, вступает в силу с 2 января 2023 г.


Материал подготовлен с использованием нормативных правовых актов по состоянию на 22 декабря 2022 г.


Сохранить в избранное
Читайте также в разделе
Вам будет интересно
Порядок устранения нарушений законодательства о защите персональных данных
Сафаревич Денис Захарович, юрист

Вопрос: 

По итогам проведенной проверки Национальный центр защиты персональных данных вынес в отношении проверяемого субъекта предписание и установил месячный срок для устранения нарушений. Срок прошел, нарушения не устранены. Установлена ли административная ответственность за невыполнение предписания?

Читать подробнее
Видео
Здравствуйте, данный браузер не поддерживается нашей системой, для продолжения работы воспользуйтесь другим браузером.