Сохранить в избранное

Изменения в порядке ведения делопроизводства по обращениям граждан и юрлиц

Горбач Александр Клавдьевич, юрист

Совет Министров Республики Беларусь принял постановление от 19.12.2022 № 877 (далее – постановление № 877), которым внесены изменения в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 30.12.2011 № 1786 «Об утверждении Положения о порядке ведения делопроизводства по обращениям граждан и юридических лиц в государственных органах, иных организациях, у индивидуальных предпринимателей» (далее – постановление № 1786).

Принятие постановления № 877 связано с вступлением в силу с 2 января 2023 г. основных положений Закона Республики Беларусь от 28.06.2022 № 176-З (далее – Закон № 176-З), которым вносятся изменения в Закон Республики Беларусь от 18.07.2011 № 300-З «Об обращениях граждан и юридических лиц» (далее – Закон № 300-З).

В частности, Законом № 176-З вводится государственная единая (интегрированная) республиканская информационная система учета и обработки обращений граждан и юридических лиц (далее – система учета и обработки обращений) – это информационная система, предназначенная для подачи в госорганы и иные государственные организации электронных обращений и получения ответов (уведомлений) на них, а также для обработки электронных обращений, ответов (уведомлений) на них, электронных копий письменных обращений, электронных копий ответов (уведомлений) на письменные обращения, иной информации о рассмотрении обращений, об оставлении обращений без рассмотрения по существу.

В связи с этим дано и новое определение электронного обращения – это обращение заявителя, поданное посредством системы учета и обработки обращений. Напомним, что ранее таковым считалось обращение заявителя, поступившее на адрес электронной почты организации либо размещенное в специальной рубрике на официальном сайте организации в глобальной компьютерной сети Интернет (абзац 8 ст. 1 Закона № 300-З).

Постановление № 877 принято с целью приведения постановления № 1786 в соответствие с новыми нормами Закона № 300-З, которые вступят в силу с 2 января 2023 г.

В первую очередь следует отметить, что претерпели изменение названия постановления № 1786 и утвержденного им Положения о порядке ведения делопроизводства по обращениям граждан и юридических лиц в государственных органах, иных организациях, у индивидуальных предпринимателей. Теперь это соответственно:

  • постановление № 1786 «О порядке ведения делопроизводства по обращениям граждан и юридических лиц»;
  • Положение о порядке ведения делопроизводства по обращениям граждан и юридических лиц (далее – Положение).

Согласно новой редакции п. 6 регистрация обращений заявителей, поступивших в государственные органы, иные государственные организации, и ответов на них осуществляется в системе учета и обработки обращений, а также может осуществляться в системе электронного документооборота либо с использованием регистрационно-контрольных форм на бумажном носителе. Регистрация письменных и устных обращений заявителей, поступивших в иные организации, осуществляется в системе электронного документооборота либо с использованием регистрационно-контрольных форм на бумажном носителе.

Из п. 7 Положения исключена норма, которая требовала регистрации в порядке, установленном для регистрации письменных обращений, бумажных копий электронных обращений, поступивших в государственный орган, иную организацию.

Согласно дополнению, внесенному в ч. 3 п. 8 Положения, из регистрационно-контрольных форм могут исключаться реквизиты, сведения для заполнения которых отсутствуют в связи с особенностями рассмотрения обращений заявителей либо содержат информацию, распространение и (или) предоставление которой ограничено.

Как и ранее, п. 11 Положения говорит, что обращения одного и того же заявителя по одному и тому же вопросу, направленные различным адресатам и поступившие для рассмотрения в один и тот же государственный орган, иную организацию, учитываются под регистрационным индексом первоначального обращения с добавлением дополнительного порядкового номера. В то же время этот пункт дополнен нормой, согласно которой в системе учета и обработки обращений обращения одного и того же заявителя по одному и тому же вопросу, направленные различным адресатам и поступившие для рассмотрения в один и тот же государственный орган, иную государственную организацию, учитываются под регистрационным индексом, присваиваемым в соответствии с порядком функционирования системы учета и обработки обращений.

Пункт 14 Положения дополнен частью, согласно которой при использовании системы учета и обработки обращений и переносе в них обращений заявителей поручения руководителей государственных органов, иных государственных организаций, уполномоченных ими должностных лиц оформляются в форме электронных резолюций, отражаемых в системе учета и обработки обращений.

Также в п. 15 Положения внесено изменение, согласно которому сведения о завершении процесса рассмотрения обращений в государственных органах, иных государственных организациях отражаются в системе учета и обработки обращений.

Согласно новой редакции ч. 1 п. 16 Положения контроль за рассмотрением обращений заявителей в государственных органах, иных организациях ведется с использованием системы учета и обработки обращений, в системе электронного документооборота либо с использованием регистрационно-контрольных форм на бумажном носителе.

В ч. 2 п. 23 Положения закрепляется, что ответы (уведомления) на электронные обращения, направляемые посредством системы учета и обработки обращений, подписываются руководителем государственного органа, иной государственной организации или уполномоченными им должностными лицами.

При этом исключена ч. 3 указанного пункта, где говорилось, что при использовании систем электронного документооборота, предусматривающих применение электронной цифровой подписи, ответы (уведомления) на электронные обращения в электронном виде, направленные на адрес электронной почты заявителя, подписываются электронной цифровой подписью руководителей государственных органов, иных организаций или уполномоченных ими должностных лиц.

Пункт 24 Положения полностью изложен в новой редакции. Установлено, что отметка об исполнении и направлении в дело обращений заявителей отражается в системе учета и обработки обращений, а также в системе электронного документооборота либо в регистрационно-контрольных формах на бумажном носителе в случае их использования. В случае отзыва заявителем своего письменного обращения отметка об исполнении и направлении его в дело проставляется на его заявлении об отзыве своего обращения. Отметка об отзыве заявителем электронного обращения отражается в системе учета и обработки обращений, а также в системе электронного документооборота в случае ее использования. После рассмотрения вопросов, изложенных гражданином в книге замечаний и предложений, на копии ответа (уведомления) заявителю, остающейся в делопроизводстве государственного органа, иной организации, у индивидуального предпринимателя, проставляется отметка об исполнении и направлении ее в дело.

Пункт 28 Положения дополнен нормой, согласно которой при наличии в государственном органе, иной организации письменных и электронных обращений такие обращения и документы, связанные с их рассмотрением, могут формироваться в гибридные дела в порядке, установленном законодательством в сфере архивного дела и делопроизводства.

Исключена ч. 2 п. 29 Положения, где говорилось, что в случае поступления повторных обращений они формируются в дела вместе с предыдущими обращениями заявителей и документами, связанными с их рассмотрением.

В п. 31 Положения устанавливается срок хранения письменных и (или) электронных обращений заявителей и документов, связанных с их рассмотрением, в государственных органах, иных организациях – 5 лет.

Исключен также п. 32 Положения, где говорилось, что при создании бумажных копий электронных обращений их оригиналы в электронном виде сохраняются в случае необходимости подтверждения условий отправки (получения) обращений и (или) использования в справочных и (или) доказательных целях.

В Положение внесены и некоторые другие изменения.

Постановление № 877, как и Закон № 176-З, вступает в силу с 2 января 2023 г.


Материал подготовлен с использованием нормативных правовых актов по состоянию на 22 декабря 2022 г.


Сохранить в избранное
Читайте также в разделе
Вам будет интересно
Должны ли банки при установлении статуса физического лица определять фактическое нахождение на территории Республики Беларусь в календарном году?
Сафаревич Денис Захарович, юрист

Вопрос: 

Должны ли банки, если да – то каким образом, при установлении статуса физического лица, имеющего паспорт гражданина Республики Беларусь или паспорт гражданина Республики Беларусь для постоянного проживания за пределами Республики Беларусь в иностранном государстве (либо документ о постановке на консульский учет; документ о праве на постоянное проживание в иностранном государстве), определять фактическое нахождение на территории Республики Беларусь в календарном году (в совокупности 183 дня и менее), в т.ч. проживающего в РФ (при пересечении российско-белорусской границы отметка не проставляется)? Допускается ли и будет ли достаточным указание в платежной инструкции физическим лицом информации «Подтверждаю, что срок моего пребывания на территории Республики Беларусь составил менее 183 дней в календарном году»?

Читать подробнее
Календарь событий
26 апреля 2024 г.
Полящук Наталья Анатольевна
Вебинар "Предупреждение и противодействие коррупции в организации"
Подробнее
Видео
Здравствуйте, данный браузер не поддерживается нашей системой, для продолжения работы воспользуйтесь другим браузером.