Сохранить в избранное

Порядок применения навигационных устройств (пломб)

Яхнович Олег Игоревич, главный инспектор ГТК Республики Беларусь

Комментарий к Постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 25.05.2020 г. № 311

В целях контроля за перевозкой товаров с использованием инновационных технологий, обеспечивающих дистанционный контроль за перемещением транспортных средств, 25 мая 2020 г. принято постановление Совета Министров Республики Беларусь № 311 (далее – Постановление № 311).

Прежде чем переходить к содержанию комментируемого акта, следует отметить, что, в соответствии с положениями ст. 230 принятого ранее Закона Республики Беларусь от 19.07.2021 г. № 121-З «Об изменении Закона Республики Беларусь «О таможенном регулировании в Республике Беларусь» (далее – Закон о таможенном регулировании), применение технологических устройств, обеспечивающих дистанционный контроль за перемещением транспортных средств, является мерой, обеспечивающей проведение таможенного контроля, и заключается в использовании навигационных устройств (пломб), функционирующих посредством информационных систем, обеспечивающих дистанционный контроль за перемещением транспортных средств и соблюдением установленного маршрута перевозки товаров, предоставляемых национальным оператором системы отслеживания (мониторинга) международных транзитных перевозок товаров с использованием навигационных устройств (пломб).

При этом разъяснение категории «меры, обеспечивающие проведение таможенного контроля», а также ее содержательные характеристики приводятся в главе 46 Таможенного кодекса, утвержденного Договором о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза от 11 апреля 2017 г. (далее – ТМК ЕАЭС).

В соответствии с подпунктом 1.2 п. 1 Постановления № 311 навигационные устройства (пломбы) могут применяться в целях обеспечения контроля за перевозкой товаров, находящихся под таможенным контролем, в качестве альтернативы таможенному сопровождению в случаях, установленных в абзацах третьем – пятом подпункта 1 п. 4 ст. 343 ТМК ЕАЭС, и (или) при установлении таможенными органами маршрута перевозки товаров в соответствии со ст. 344 ТМК ЕАЭС.

При этом навигационные устройства (пломбы) применяются в обязательном порядке в случае ввоза товаров автомобильным транспортом в Республику Беларусь с территории Литовской Республики и территории Республики Польша, за исключением если:

  • товары перемещаются в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита автомобильным транспортом из Калининградской области Российской Федерации в Республику Беларусь через территорию Литовской Республики и территорию Республики Польша;
  • перемещаются тяжеловесные и (или) крупногабаритные транспортные средства, проезд которых предусматривает наличие специального разрешения (под тяжеловесным и (или) крупногабаритным транспортным средством, согласно Указу Президента Республики Беларусь от 28.11.2005 г. № 551 (ред. от 30.12.2019 г.) «О мерах по повышению безопасности дорожного движения», понимается транспортное средство, максимальные весовые и (или) габаритные размеры которого превышают допустимые параметры, установленные для проезда по автомобильным дорогам общего пользования. Форма соответствующего специального разрешения утверждена постановлением Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 25.08.2011 г. № 50 (ред. от 29.11.2019 г.) «Об утверждении Инструкции о порядке участия в дорожном движении тяжеловесных и (или) крупногабаритных транспортных средств»);
  • применяется таможенное сопровождение.

К примеру, в случае если товары перемещаются в Республику Беларусь с территории Литовской Республики, то в отношении соответствующего транспортного средства допускается применять или навигационное устройство (пломбу), или таможенное сопровождение. Если применено таможенное сопровождение, то навигационное устройство (пломба) не применяется.

Стоит напомнить, что, согласно положениям ст. 343 ТМК ЕАЭС, таможенное сопровождение является так же, как и навигационные устройства (пломбы), мерой, обеспечивающей проведение таможенного контроля, и представляет собой сопровождение транспортных средств, перевозящих товары, находящиеся под таможенным контролем. Проще говоря, таможенное сопровождение применяется в отношении перемещаемых товаров, которые являются, таким образом, объектом таможенного сопровождения.

Положением о порядке осуществления таможенного сопровождения, утвержденном постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 27.05.2014 г. № 509 «О мерах по реализации Закона Республики Беларусь «О таможенном регулировании»» (далее – Положение о таможенном сопровождении) устанавливается категория «наряд таможенного сопровождения», под которой понимается должностное лицо (должностные лица) таможенного органа или работник (работники) иных организаций, осуществляющих таможенное сопровождение транспортных средств, перевозящих товары автомобильным транспортом в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита.

Возможны также и такие случаи, когда таможенное сопровождение осуществляется иными сотрудниками (должностными лицами) органов и организаций (в частности, сотрудниками подразделений Департамента охраны Министерства внутренних дел Республики Беларусь, сотрудниками республиканского унитарного предприятия «Белтаможсервис» (далее – РУП «Белтаможсервис»)). На такие случаи, к слову, и указывается в п. 4 Положения о режиме в пунктах пропуска через Государственную границу Республики Беларусь (утверждено постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 22.01.2009 г. № 70 «О мерах по реализации Закона Республики Беларусь «О Государственной границе Республики Беларусь»»), а также п. 66 Особенностей таможенного регулирования, определенных Указом Президента Республики Беларусь от 22.12.2018 г. № 490 «О таможенном регулировании».

В комментируемой статье Постановления № 311 устанавливается, что навигационные устройства (пломбы) могут применяться в целях обеспечения контроля за перевозкой товаров, находящихся под таможенным контролем, в качестве альтернативы таможенному сопровождению в случаях, установленных в абзацах третьем – пятом подпункта 1 п. 4 ст. 343 ТМК ЕАЭС. Т.е. в данном случае речь идет о том, что применять навигационные устройства (пломбы) в качестве альтернативы таможенному сопровождению можно лишь в определенных случаях:

  • неоднократное невыполнение перевозчиком обязанностей при перевозке товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита, которое было установлено вступившими в законную силу постановлениями о привлечении к административной ответственности, если хотя бы одно из указанных постановлений не исполнено;
  • неисполнение перевозчиком в установленный срок обязанности по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин в соответствии со ст. 153 ТМК ЕАЭС;
  • иные случаи при выявлении признаков несоблюдения международных договоров и актов, составляющих право ЕАЭС, и (или) законодательства государств – членов ЕАЭС.

Кроме того, навигационные устройства (пломбы) могут применяться при установлении таможенными органами маршрута перевозки товаров в соответствии со ст. 344 ТМК ЕАЭС.

В подпункте 1.3 п. 1 Постановления № 311 содержатся положения относительно порядка наложения (снятия) навигационных устройств (пломб). Так, предусматривается, что наложение таких устройств производится таможенными органами, либо национальным оператором (в настоящее время РУП «Белтаможсервис»), либо лицами, уполномоченными им на совершение указанных действий:

  • в республиканских пунктах таможенного оформления, расположенных в пунктах пропуска через Государственную границу Республики Беларусь;
  • в ведомственных пунктах таможенного оформления.

Так, перечень республиканских пунктов таможенного оформления (утвержден Указом Президента Республики Беларусь от 07.08.2007 г. № 373 (ред. от 22.04.2020 г.) «О пунктах ввоза и вывоза товаров, перемещаемых через таможенную границу Евразийского экономического союза в Республике Беларусь») представляет собой список соответствующих пунктов с указанием их наименований (к примеру, Бигосово-1), мест размещения (к примеру, Витебская область, Верхнедвинский район, деревня Григоровщина, пункт пропуска Григоровщина (Патерниеки)), маршрутов перемещения товарами таможенной границы ЕАЭС (к примеру, участок автомобильной дороги между населенными пунктами Григоровщина – Патерниеки), юридических лиц, ответственных за их содержание (к примеру, Витебская таможня), а также их специализации.

В свою очередь, перечень ведомственных пунктов таможенного оформления (утвержден постановлением Государственного таможенного комитета Республики Беларусь от 30.05.2014 г. № 30 (ред. от 19.11.2021 г.) «О пунктах таможенного оформления») представляет собой список соответствующих пунктов таможенного оформления с указанием кода и их наименований (к примеру, 161, Пинск-Белтаможсервис), мест размещения (к примеру, Брестская область, г. Пинск, ул. Козубовского, 11), юридических лиц, ответственных за их содержание (к примеру, республиканское унитарное предприятие «Белтаможсервис»), времени их работы (к примеру, с 8:30 до 20:00 в рабочие дни, с 8:30 до 17:30 в выходные и праздничные дни), а также их специализации (здесь указываются таможенные операции, которые могут совершаться в отдельно взятом ведомственном пункте таможенного оформления).

Согласно части второй подпункта 1.3 п. 1 Постановления № 311 в случае перевозки товаров, помещенных под таможенную процедуру таможенного транзита, в Российскую Федерацию либо транзитом через ее территорию снятие навигационных устройств (пломб) производится национальным оператором либо лицами, уполномоченными им на совершение указанных действий, в специально обозначенных местах на республиканских автомобильных дорогах согласно приложению 1. При этом водитель транспортного средства обязан остановиться в таком специально обозначенном месте для снятия навигационной пломбы. В частности, такими республиканскими автомобильными дорогами выступают:

  • республиканские магистральные автомобильные дороги:
  • М-8 граница Республики Беларусь (Езерище) – граница Российской Федерации (Лобок);
  • М-1 граница Республики Беларусь (Редьки) – граница Российской Федерации (Красное);
  • М-10 граница Республики Беларусь (Селище) – граница Российской Федерации (Красный Камень);
  • республиканские автомобильные дороги:
  • Р-21 граница Республики Беларусь (Лиозно) – граница Российской Федерации (Рудня);
  • Р-43 граница Республики Беларусь (Звенчатка) – граница Российской Федерации (Понятовка).

В свою очередь, при возникновении у таможенных органов необходимости проведения таможенного контроля перевозимых товаров в пути их следования снятие ранее наложенного навигационного устройства (пломбы) и его повторное наложение осуществляются должностными лицами таможенных органов с использованием предоставляемых национальным оператором специализированных мобильных устройств, обеспечивающих фиксацию в системе отслеживания фактов санкционированного совершения таких операций, либо посредством удаленного взаимодействия национального оператора с таможенным органом (на основании части третьей подпункта 1.3 п. 1 Постановления № 311).

В подпункте 1.4 п. 1 Постановления № 311 определяется компетенция национального оператора (РУП «Белтаможсервис»). В частности, данное лицо:

  • оказывает автомобильному перевозчику услугу по отслеживанию (мониторингу) автомобильных транспортных средств, на грузовые помещения (отсеки) которых наложены навигационные устройства (пломбы) (далее – объекты пломбирования), на основе договора возмездного оказания услуг;
  • передает в безвозмездное временное пользование таможенным органам необходимое количество специализированных мобильных устройств для снятия и наложения, в том числе повторного, навигационных устройств (пломб);
  • производит сбор, обработку, хранение и использование информации, имеющей отношение к перевозкам товаров, находящихся под таможенным контролем, осуществляемым с применением навигационных устройств (пломб) в соответствии с Постановлением № 311, в целях обеспечения функционирования системы отслеживания и предоставления пользователям системы отслеживания информации о перевозках товаров, находящихся под таможенным контролем;
  • обеспечивает хранение в системе отслеживания не менее двух месяцев со дня снятия навигационного устройства (пломбы) информации о применении навигационных устройств (пломб) по перевозкам товаров, находящихся под таможенным контролем;
  • обеспечивает соблюдение требований законодательства об информации, информатизации и защите информации;
  • незамедлительно информирует Государственный таможенный комитет Республики Беларусь, таможни о неисправности системы отслеживания и времени, необходимом для устранения такой неисправности.

Все представленные компетенции можно условно подразделить на следующие подгруппы:

  • взаимодействие национального оператора с автомобильными перевозчиками (оказание автомобильному перевозчику услуги по отслеживанию (мониторингу) объектов пломбирования);
  • взаимодействие национального оператора с таможенными органами Республики Беларусь (передача в безвозмездное временное пользование таможенным органам необходимого количества специализированных мобильных устройств для снятия и наложения, в том числе повторного, навигационных устройств (пломб), незамедлительное информирование таможенных органов о неисправности системы отслеживания и времени, необходимом для устранения такой неисправности);
  • взаимодействие национального оператора с заинтересованными лицами (сбор, обработка, хранение и использование информации, имеющей отношение к перевозкам товаров, находящихся под таможенным контролем, осуществляемым с применением навигационных устройств (пломб), хранение в системе отслеживания не менее двух месяцев со дня снятия навигационного устройства (пломбы) информации о применении навигационных устройств (пломб) по перевозкам товаров, находящихся под таможенным контролем, обеспечение соблюдения требований законодательства об информации, информатизации и защите информации).

Согласно подпункту 1.5 п. 1 Постановления № 311 Государственный таможенный комитет Республики Беларусь обеспечивает вручение водителям, следующим через белорусско-российский участок Государственной границы Республики Беларусь на транспортном средстве, на грузовые помещения (отсеки) которого наложены навигационные устройства (пломбы), требований по форме согласно приложению 2 к комментируемому постановлению и ознакомление с ними.

В частности, в представленной форме содержатся реквизиты, касающиеся специально обозначенного места на республиканской автомобильной дороге (где водитель транспортного средства обязан остановиться для снятия навигационной пломбы), а также административно-правовой ответственности за нарушение водителем такого требования.

Так, согласно ст. 24.3 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях от 06.01.2021 г. № 91-З, неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица государственного органа (организации) при исполнении им служебных полномочий лицом, не подчиненным ему по службе, – влечет наложение штрафа в размере от двух до ста базовых величин, или общественные работы, или административный арест.

В соответствии с п. 2 Постановления № 311 устанавливается тариф на услуги национального оператора по отслеживанию (мониторингу) объектов пломбирования. Величина такого тарифа – 10 базовых величин за одну услугу, включая налог на добавленную стоимость.

На сегодняшний день размер базовой величины установлен постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30.12.2020 № 783 «Об установлении размера базовой величины» и составляет 29 белорусских рублей. Соответственно, плата за указанные выше услуги составит 290 белорусских рублей.

Наконец, в п. 3 Постановления № 311 представлены основные термины и определения, используемые в комментируемом акте.

Материал подготовлен с использованием нормативных правовых актов по состоянию на 24 декабря 2021 г.


Сохранить в избранное
Читайте также в разделе
Вам будет интересно
Покупка юридическим лицом товара на зарубежном маркетплейсе только по инвойсу
Сафаревич Денис Захарович, юрист

Вопрос: 

Может ли юридическое лицо (резидент Республики Беларусь) купить товар на маркетплейсе (Сингапур) только по инвойсу? Будет ли нарушение валютного законодательства?

Читать подробнее
Календарь событий
10 апреля 2024 г.
Полящук Наталья Анатольевна
Семинар "Предупреждение и противодействие коррупции в организации"
Подробнее
Видео
Здравствуйте, данный браузер не поддерживается нашей системой, для продолжения работы воспользуйтесь другим браузером.