По мнению Министерства антимонопольного регулирования и торговли (далее – МАРТ), распространение инфекции, вызванной коронавирусом COVID-19, носит чрезвычайный и непредотвратимый характер, в связи с чем является обстоятельством непреодолимой силы.
МАРТ на основании полномочий, предоставленных статьей 10 Закона Республики Беларусь от 13 июля 2012 г. № 419-З «О государственных закупках товаров (работ, услуг)» (далее – Закон), разъясняет следующее.
1. Заказчики – получатели бюджетных средств и (или) средств государственных внебюджетных фондов при осуществлении государственных закупок вправе с применением процедуры закупки из одного источника приобрести товары (работы, услуги), в которых возникла потребность вследствие возникновения обстоятельств непреодолимой силы.
По мнению МАРТ, распространение инфекции, вызванной коронавирусом COVID-19, носит чрезвычайный и непредотвратимый характер, в связи с чем является обстоятельством непреодолимой силы. При этом считаем возможным осуществлять процедуры государственных закупок на основании пункта 5 приложения к Закону только при наличии причинно-следственной связи между предметом государственной закупки и теми целями (профилактикой, предупреждением или ликвидацией последствий распространения инфекции, вызванной коронавирусом COVID-19), которые предполагает достичь заказчик. Иные товары (работы, услуги), приобретение которых носит плановый характер и не связано с предотвращением распространения инфекции, вызванной коронавирусом COVID-19, подлежат закупке в общем порядке, предусмотренном законодательством о государственных закупках.
2. В связи с созданием областными и районными исполнительными комитетами государственных учреждений для обеспечения деятельности бюджетных организаций (далее – центр), что предусмотрено Указом Президента Республики Беларусь от 23 декабря 2019 г. № 475 «Об обеспечении деятельности бюджетных организаций» (далее – Указ № 475), допускается заключение центрами дополнительных соглашений к договорам государственных закупок, заключенным заказчиками (бюджетными организациями в значении, используемом в Указе № 475) по результатам проведенных ими процедур государственных закупок и не исполненным до передачи соответствующих полномочий центрам. В таком дополнительном соглашении должно быть указано на то, что все права и обязанности по договору государственной закупки передаются центру как законному представителю заказчика (подпункт 1.6 пункта 1 Указа № 475).
Учитывая отсутствие специальных норм в Указе № 475, регулирующих вопросы завершения процедур государственных закупок, а также в случае отсутствия подобных норм в решениях областных и районных исполнительных комитетов о создании центров и передачи им соответствующих полномочий полагаем, что процедуры государственных закупок, начатые и не завершенные заказчиками до передачи соответствующих полномочий центрам, могут быть ими отменены по основаниям, предусмотренным частью первой пункта 3 статьи 27 Закона (в связи с отсутствием финансирования либо в связи с утратой необходимости в приобретении товаров (работ, услуг) заказчиком).
3. В связи с вступлением в силу с 13 марта 2020 г. постановления Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь от 24 февраля 2020 г. № 16 «Об изменении постановлений Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь от 28 января 2019 г. № 10 и от 12 апреля 2019 г. № 30» отмечаем следующее:
изменены требования к заполнению годового плана государственных закупок, в частности, исключена необходимость полотового включения в него товаров (работ, услуг). Соответственно, новые позиции заказчик добавляет в случае возникновения обстоятельств, предусмотренных частью второй пункта 2 статьи 18 Закона, а именно:
выделения заказчику в текущем финансовом году дополнительного объема финансирования;
наличия у заказчика неиспользованных остатков бюджетных средств и (или) средств государственных внебюджетных фондов после проведения процедур государственных закупок в соответствии с годовым планом государственных закупок и возникновения потребности в приобретении товаров (работ, услуг), однородных с ранее приобретенными товарами (работами, услугами);
изменены требования к сведениям, которые должна содержать справка о проведении процедуры закупки из одного источника, в частности, необходимо указывать сведения о стране происхождения товаров (работ, услуг); дату заключения договора государственной закупки и его номер (при наличии); цену (тариф) за единицу товара (работы, услуги), являющегося предметом договора государственной закупки, в том числе цену запасных частей или каждой запасной части к технике, оборудованию, транспортному средству и тариф за единицу работы или услуги, если при описании предмета государственной закупки заказчик руководствовался правилами абзаца третьего пункта 4 статьи 21 Закона; цену договора государственной закупки в белорусских рублях (в отношении договоров государственных закупок, заключенных по результатам проведения процедур государственных закупок в иностранной валюте, – в белорусских рублях по курсу Национального банка на дату заключения договора государственной закупки).
Также обращаем внимание заказчиков (организаторов), что в соответствии с частью седьмой пункта 4 статьи 24 Закона договор считается заключенным с момента его подписания участником-победителем, в случае проведения открытого конкурса, электронного аукциона и процедуры запроса ценовых предложений. Соответственно, датой заключения договора государственной закупки является дата его подписания поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Полагаем необходимым также отметить, что до окончания доработки операторами электронных торговых площадок их функционала в части экранных форм для заполнения справок о проведении процедур закупок из одного источника заказчик (организатор) размещает на электронной торговой площадке сведения в соответствии с ранее разработанными формами, при этом информация об источнике финансирования предмета государственной закупки и др. может быть размещена в примечании.
Одновременно подчеркнем, что справка о проведении процедуры закупки из одного источника на бумажном носителе должна содержать все сведения, предусмотренные частью второй пункта 3 статьи 49 Закона, а также подпунктом 1.4 пункта 1 постановления Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь от 12 апреля 2019 г. № 30 «О проведении процедуры закупки из одного источника»;
изменены требования к порядку проведения процедуры закупки из одного источника на основании пунктов 7 и 9 приложения к Закону. В частности, при проведении процедуры закупки из одного источника в соответствии с пунктом 7 приложения к Закону заказчик (организатор) вправе в целях изучения конъюнктуры рынка размещать запрос о предоставлении сведений на одной из электронных торговых площадок (часть третья подпункта 1.1 пункта 1 постановления Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь от 12 апреля 2019 г. № 30).
При этом в соответствии с частью четвертой подпункта 1.1 пункта 1 постановления Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь от 12 апреля 2019 г. № 30 в случае размещения запросов о предоставлении сведений на одной из электронных торговых площадок при проведении процедуры закупки из одного источника в соответствии с пунктами 7 и 9 приложения к Закону заказчик (организатор) вправе:
не направлять запросы о предоставлении сведений не менее чем пяти (при их наличии) потенциальным поставщикам (подрядчикам, исполнителям), информация о которых имеется в открытом доступе в глобальной компьютерной сети Интернет;
не направлять запросы о предоставлении сведений участникам открытого или закрытого конкурса, электронного аукциона, процедуры запроса ценовых предложений в случае признания такой процедуры несостоявшейся и проведения процедуры закупки из одного источника;
не изучать информацию о ценах на товары (работы, услуги), содержащейся в прейскурантах действующих цен (тарифов) на товары (работы, услуги), прайс-листах, а также информации, размещенной потенциальными поставщиками (подрядчиками, исполнителями) на сайтах в глобальной компьютерной сети Интернет, электронных торговых площадках.
Настоящая статья посвящена обзору основных новелл правового регулирования торговли и общественного питания, предусмотренных Законом Республики Беларусь от 7 марта 2024 г. № 358-З «Об изменении Закона Республики Беларусь «О государственном регулировании торговли и общественного питания».