15Сен 2020

Перемещение товаров через таможенную границу ЕАЭС

Яхнович О.И.

Вопрос: В каких местах юридическим лицам – резидентам Республики Беларусь разрешается осуществлять перемещение товаров через таможенную границу ЕАЭС?

Где размещаются пункты таможенного оформления? Какие виды контроля могут проводиться в пунктах пропуска через Государственную границу Республики Беларусь? Какие существуют особенности перемещения отдельных категорий товаров через таможенную границу ЕАЭС?

Читайте ответ эксперта в нашем материале.

Ответ: В первую очередь необходимо отметить, что места перемещения товаров через таможенные границы должны обеспечивать эффективную обработку правомерных (легальных) товаропотоков, обладать необходимыми средствами и инструментами для диагностики нарушений и создавать позитивный имидж государства (интеграционных объединений государств). С экономической точки зрения, важнейшей отличительной чертой хорошо функционирующего места перемещения товаров является наличие бесперебойных транспортных потоков. В случае образования заторов почти всегда следует обращать первоочередное внимание на ускорение транспортного потока. Все прочие операции можно осуществлять уже за пределами соответствующих мест перемещения товаров.

В ст. 10 Таможенного кодекса ЕАЭС (далее – ТМК ЕАЭС) содержатся общие положения относительно мест перемещения товаров через таможенную границу ЕАЭС.

Так, перемещение товаров через таможенную границу ЕАЭС осуществляется в местах перемещения товаров через таможенную границу ЕАЭС, за исключением случаев, когда перемещение товаров через таможенную границу ЕАЭС может осуществляться в иных местах в соответствии с п. 3 ст. 10 ТМК ЕАЭС, и во время работы таможенных органов, находящихся в этих местах.

Согласно ст. 36 Закона Республики Беларусь от 10.01.2014 г. № 129-З «О таможенном регулировании в Республике Беларусь» (далее – Закон о таможенном регулировании) определяются основные положения относительно времени работы таможенных органов Республики Беларусь. Так, время работы таможенных органов в пунктах таможенного оформления устанавливается в соответствии с постановлением ГТК Республики Беларусь от 30.05.2014 г. № 29 «О времени работы таможенных органов в республиканских пунктах таможенного оформления».

Положениями данного акта определено, что, как правило, таможенные органы в республиканских пунктах таможенного оформления работают круглосуточно, за исключением отдельных пунктов (где время работы определяется, к примеру, по заявке администрации того или иного аэропорта). Соответственно, время работы таможенных органов в ведомственных пунктах таможенного оформления установлено в соответствии с Постановлением о ведомственных пунктах таможенного оформления.

При этом Председателем ГТК Республики Беларусь может приниматься решение о временном увеличении времени работы пунктов таможенного оформления (ч. 2 п. 1 ст. 36 Закона о таможенном регулировании).

Время работы таможенных органов в республиканских пунктах таможенного оформления определяется с учетом объемов и регулярности международных перевозок, а также времени работы пунктов пропуска через Государственную границу Республики Беларусь, предусмотренного международными договорами Республики Беларусь. Собственно, данная норма корреспондирует такому принципу ведения международной торговли, как упрощение порядка совершения таможенных формальностей при пересечении таможенной границы.

Наконец, по мотивированному запросу заинтересованного лица (к примеру, таким лицом может выступать тот или иной субъект хозяйствования, осуществляющий внешнеэкономическую деятельность) и при наличии у таможенного органа возможности отдельные таможенные операции могут совершаться вне времени работы таможенного органа.

Согласно п. 2 ст. 10 ТМК ЕАЭС, местами перемещения товаров через таможенную границу ЕАЭС являются пункты пропуска через государственные границы государств – членов ЕАЭС либо иные места, определенные в соответствии с законодательством государств – членов ЕАЭС.

В соответствии со ст. 33 Закона о таможенном регулировании устанавливается, что пункты таможенного оформления включают специально оборудованные и оснащенные служебные помещения таможенного органа и зоны таможенного контроля. В свою очередь, пункты таможенного оформления подразделяются на республиканские и ведомственные.

В ст. 34 Закона о таможенном регулировании закрепляется, что республиканские пункты таможенного оформления открываются и упраздняются в целях определения мест перемещения товаров через таможенную границу ЕАЭС в Республике Беларусь. При этом места размещения республиканских пунктов таможенного оформления, их специализация, а также лица, ответственные за содержание таких пунктов, определяются Президентом Республики Беларусь или по его поручению Правительством Республики Беларусь.

Так, перечень республиканских пунктов таможенного оформления представляет собой список соответствующих пунктов с указанием их наименований (к примеру, Бигосово-1), мест размещения (к примеру, Витебская область, Верхнедвинский район, деревня Григоровщина, пункт пропуска Григоровщина (Патерниеки)), маршрутов пересечения товарами таможенной границы ЕАЭС (к примеру, участок автомобильной дороги между населенными пунктами Григоровщина – Патерниеки), юридических лиц, ответственных за их содержание (к примеру, Витебская таможня), а также их специализации.

Республиканские пункты таможенного оформления могут размещаться:

  • в пунктах пропуска через Государственную границу Республики Беларусь, открытых в соответствии с законодательством Республики Беларусь о Государственной границе Республики Беларусь;
  • на межгосударственных передаточных железнодорожных станциях Республики Беларусь, не имеющих статуса пунктов пропуска через Государственную границу Республики Беларусь.

Указом Президента Республики Беларусь от 10.05.2006 г. № 313 «О пунктах пропуска через Государственную границу Республики Беларусь и видах контроля, осуществляемых в них» закреплены перечень пунктов пропуска через Государственную границу Республики Беларусь, перечень пунктов пропуска через Государственную границу Республики Беларусь, в которых осуществляется только пограничный контроль, а также виды контроля (кроме пограничного и таможенного), которые могут осуществляться в пунктах пропуска через Государственную границу Республики Беларусь.

В перечне пунктов пропуска через Государственную границу Республики Беларусь содержится информация о наименовании и местах расположения пунктов пропуска через Государственную границу Республики Беларусь (пунктах пропуска на железнодорожных вокзалах (станциях), автодорожных пунктах пропуска, пунктах упрощенного пропуска, пунктах пропуска в аэропортах, пунктах пропуска в речных портах).

Соответственно, в перечне пунктов пропуска через Государственную границу Республики Беларусь, в которых осуществляется только пограничный контроль, приводится соответствующий список пунктов пропуска:

  • на границе Республики Беларусь с Латвийской Республикой (в настоящее время действуют четыре пункта упрощенного пропуска);
  • на границе Республики Беларусь с Литовской Республикой (в настоящее время действуют десять пунктов упрощенного пропуска);
  • на границе Республики Беларусь с Украиной (в настоящее время действуют один автодорожный пункт пропуска и шестнадцать пунктов упрощенного пропуска).

И наконец, в видах контроля (кроме пограничного и таможенного), которые могут осуществляться в пунктах пропуска через Государственную границу Республики Беларусь, содержится информация о пунктах пропуска, в которых проводятся те или иные виды контроля. Так, к примеру, в автодорожном пункте пропуска «Григоровщина» проводятся санитарно-карантинный, ветеринарный, карантинный фитосанитарный, автомобильный контроль.

В соответствии с международными договорами Республики Беларусь (в частности, межгосударственными договорами) допускается размещать республиканские пункты таможенного оформления на таможенной территории сопредельных государств (к примеру, на территории Литовской Республики или Латвийской Республики).

Согласно ст. 35 Закона о таможенном регулировании, ведомственные пункты таможенного оформления открываются и упраздняются по решению ГТК Республики Беларусь в установленном им порядке и могут размещаться:

  • на территориях складов временного хранения;
  • в иных зданиях, помещениях и на территориях, находящихся в государственной собственности и закрепленных за таможенными органами на праве оперативного управления либо находящихся в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или аренде иных юридических лиц.

Постановлением о ведомственных пунктах таможенного оформления утвержден, в частности, Перечень ведомственных пунктов таможенного оформления для совершения таможенных операций и проведения таможенного контроля в отношении отдельных видов товаров, а также время работы таможенных органов в них (далее – Перечень ведомственных пунктов таможенного оформления).

Перечень ведомственных пунктов таможенного оформления представляет собой список соответствующих пунктов таможенного оформления с указанием кода и их наименований (к примеру, 161, Пинск-Белтаможсервис), мест размещения (к примеру, Брестская область, г. Пинск, ул. Козубовского, 11), юридических лиц, ответственных за их содержание (к примеру, республиканское унитарное предприятие «Белтаможсервис»), времени их работы (к примеру, с 8.30 до 20.00 в рабочие дни, с 8.30 до 17.30 в выходные и праздничные дни), а также их специализации (здесь указываются таможенные операции, которые могут совершаться в отдельно взятом ведомственном пункте таможенного оформления).

Следует иметь ввиду, что ГТК Республики Беларусь вправе устанавливать в целях обеспечения эффективности контроля за соблюдением таможенного законодательства ЕАЭС и законодательства Республики Беларусь о таможенном регулировании определенные ведомственные пункты таможенного оформления для совершения таможенных операций и проведения таможенного контроля в отношении отдельных видов товаров:

  • в случае необходимости применения специализированного оборудования и (или) специальных знаний (к примеру, в той или иной научной области) для совершения таможенных операций в отношении отдельных видов товаров, в том числе культурных ценностей, животных и растений, относящихся к видам, подпадающим под действие международных договоров Республики Беларусь и (или) включенным в Красную книгу Республики Беларусь, их частей и дериватов, вооружения, военной техники и боеприпасов, радиоактивных веществ, в том числе делящихся и воспроизводящих ядерных материалов, товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности;
  • в зависимости от вида транспорта, используемого для международной перевозки товаров (к примеру, автодорожный, железнодорожный и т.д.);
  • в случае неоднократного незаконного перемещения через таможенную границу ЕАЭС отдельных видов товаров;
  • в иных случаях, предусмотренных таможенным законодательством ЕАЭС или законодательством Республики Беларусь о таможенном регулировании.

Следует также помнить, что помещения и иные объекты ведомственных пунктов таможенного оформления, открытых по инициативе владельцев складов временного хранения или иных юридических лиц, за исключением таможенных органов, не могут отчуждаться и использоваться в иных целях, не связанных с проведением таможенного контроля и выпуском товаров, до упразднения указанных пунктов таможенного оформления в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.

Согласно п. 3 ст. 10 ТМК ЕАЭС перемещение товаров через таможенную границу ЕАЭС может осуществляться в иных местах, чем места, упомянутые в п. 2 данной статьи, в случаях и порядке, определенных в соответствии с законодательством государств – членов ЕАЭС.

Целесообразно также отметить, что в общем количестве мест перемещения товаров через таможенную границу ЕАЭС различаются:

  • места прибытия – места перемещения товаров через таможенную границу ЕАЭС, через которые товары прибывают на таможенную территорию ЕАЭС;
  • места убытия – места перемещения товаров через таможенную границу ЕАЭС, через которые товары убывают с таможенной территории ЕАЭС.

Информация о местах прибытия и местах убытия направляется таможенными органами в Евразийскую экономическую комиссию для формирования общих перечней мест прибытия и мест убытия и их размещения на официальном сайте ЕАЭС в сети Интернет (http://www.eaeunion.org/). При этом формы общих перечней мест прибытия и мест убытия, порядок их формирования, ведения и использования сведений из них, а также порядок и технические условия, в том числе структура и формат представления информации о местах прибытия и местах убытия определяются Евразийской экономической комиссией.

В соответствии с Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 19 августа 2014 г. № 132 «Об утверждении описания структуры перечня мест прибытия товаров на единую таможенную территорию Таможенного союза и мест убытия товаров с единой таможенной территории Таможенного союза» утверждено описание структуры перечня мест прибытия товаров на единую таможенную территорию Таможенного союза и мест убытия товаров с единой таможенной территории Таможенного союза.

ВАЖНО знать, что отдельные категории товаров могут прибывать на таможенную территорию ЕАЭС или убывать с таможенной территории ЕАЭС только в местах перемещения товаров через таможенную границу ЕАЭС, определенных в соответствии с законодательством государств-членов для ввоза (прибытия) таких категорий товаров на таможенную территорию ЕАЭС или их вывоза (убытия) с таможенной территории ЕАЭС.

К примеру, в Российской Федерации Правительством Российской Федерации определены пункты пропуска через Государственную границу Российской Федерации для прибытия на территорию Российской Федерации отдельных видов товаров (вооружения, военной техники и военного имущества; алкогольной продукции и табачных изделий; ядерных материалов, а также содержащих их товаров и т.д.), а также время их работы (Постановление Правительства Российской Федерации от 05.07.2019 г. № 861 «Об определении пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации для прибытия в Российскую Федерацию и убытия из Российской Федерации вооружения, военной техники и военного имущества при осуществлении транзита указанных товаров через территорию Российской Федерации воздушным транспортом»; Постановление Правительства Российской Федерации от 09.12.2003 г. № 743 «Об установлении пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации для прибытия в Российскую Федерацию этилового спирта, алкогольной продукции и табачных изделий»; Постановление Правительства Российской Федерации от 15.02.2011 г. № 75 «Об определении пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации для прибытия в Российскую Федерацию и убытия из Российской Федерации ядерных материалов, а также содержащих их товаров»).

Вместе с этим п. 6 ст. 10 ТМК ЕАЭС устанавливается, что таможенные органы не вправе ограничивать лицо в выборе места перемещения товаров через таможенную границу ЕАЭС в зависимости от происхождения товаров, страны отправления и назначения товаров. Стоит отметить, что приведенное положение в целом корреспондирует одному из принципов таможенного регулирования в ЕАЭС – четкости, ясности и последовательности совершения таможенных операций (п. 3 ст. 1 ТМК ЕАЭС).

П. 7 ст. 10 ТМК ЕАЭС в целях информирования о пунктах пропуска через государственные границы государств – членов ЕАЭС, расположенных на таможенной границе ЕАЭС, Евразийской экономический комиссией формируются и размещаются на официальном сайте ЕАЭС в сети Интернет информационно-справочный перечень таких пунктов пропуска и общий реестр паспортов таких пунктов пропуска на основе сведений о них, представляемых уполномоченными государственными органами государств – членов ЕАЭС. При этом формы указанных перечня и реестра, порядок их формирования, ведения и использования сведений, содержащихся в них, а также технические условия, в том числе структура и формат представления сведений о пунктах пропуска через государственные границы государств – членов ЕАЭС, расположенных на таможенной границе ЕАЭС, определяются Евразийской экономический комиссией.

Здесь следует отметить, что Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 28.06.2012 г. № 96 «Об Информационно-справочном перечне пунктов пропуска через таможенную границу Евразийского экономического союза» утверждена форма Информационно-справочного перечня пунктов пропуска через таможенную границу ЕАЭС. Данной формой предусматривается разбиение пунктов пропуска через таможенную границу ЕАЭС по всем государствам – членам ЕАЭС с обязательным включением следующей информации:

  • наименование пункта пропуска через таможенную границу ЕАЭС;
  • месторасположение пункта пропуска через таможенную границу ЕАЭС;
  • наименование сопредельного пункта пропуска, его государственная принадлежность;
  • режим работы пункта пропуска через таможенную границу ЕАЭС.

В заключение следует отметить, что приведенная выше информация неприменима в случае перемещения через таможенную границу ЕАЭС товаров трубопроводным транспортом или по линиям электропередачи. В данном случае особенности порядка и условий перемещения через таможенную границу ЕАЭС товаров, перемещаемых трубопроводным транспортом или по линиям электропередачи, устанавливаются положениями главы 41 ТМК ЕАЭС.


Материал подготовлен с использованием нормативных правовых актов по состоянию на 20 июля 2020 г.


Пожалуйста, поверните свое устройство в горизонтальное положение.
Заказать
звонок