03Дек 2021

Новое в порядке обжалования юридическими лицами действий (бездействия) таможенных органов или их должностных лиц в Республике Беларусь

ЯХНОВИЧ Олег Игоревич,
преподаватель БГУ

Основа деятельности таможенных органов государств – членов ЕАЭС, являющихся одним из составляющих звеньев системы органов исполнительной власти, заключена в обороте образуемой и потребляемой ими совокупности соответствующей информации. Именно на основании той или иной таможенной информации, основными характеристиками которой являются достоверность и целостность, таможенным органом (его представителями) принимаются определенные управленческие решения. Как результат, степень упорядоченности работы с первичными и производными данными и определяет в конечном счете качество и эффективность деятельности таможенного органа.

Продолжение читайте в нашем материале.


В связи с этим особое внимание в актах таможенного законодательства ЕАЭС уделено регламентации механизма обжалования действий (бездействия) таможенных органов или их должностных лиц. В настоящее время в соответствии со ст. 358 Таможенного кодекса ЕАЭС (далее – ТМК ЕАЭС) любое лицо вправе обжаловать решения, действия (бездействие) таможенных органов или их должностных лиц в порядке и сроки, которые установлены законодательством государства – члена ЕАЭС (в том числе и Республики Беларусь), решения, действия (бездействие) таможенного органа или должностных лиц таможенного органа которого обжалуются.

В свою очередь, на национальном уровне порядок обжалования действий (бездействия) таможенных органов или их должностных лиц регулируется посредством Закона Республики Беларусь от 10.01.2014 № 129-З «О таможенном регулировании в Республике Беларусь» (далее – Закон о таможенном регулировании), а также некоторых иных нормативных правовых актов (в первую очередь, Законом Республики Беларусь от 18.07.2011 № 300-З «Об обращениях граждан и юридических лиц» (далее – Закон об обращениях граждан).

Стоит отметить, что в Законе о таможенном регулировании вопрос обжалования решений, действий (бездействий) таможенных органов или их должностных лиц регламентирован посредством положений, зафиксированных в статьях 260–270. При этом согласно ст. 354 данного законодательного акта под бездействием понимается непринятие решения или несовершение действия таможенными органами или их должностными лицами, предписанного международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования и (или) законодательством, в течение установленного срока, а под решением – акт индивидуального характера, принимаемый таможенными органами или их должностными лицами в сфере таможенного регулирования в целях осуществления конкретных организационных, контрольных или распорядительных мероприятий, затрагивающий права и законные интересы заинтересованного лица. В свою очередь, под жалобой, в соответствии со статьей 1 Закона об обращениях граждан, следует понимать требование о восстановлении прав, свобод и (или) законных интересов заявителя, нарушенных действиями (бездействием) организаций, граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей.

Собственно, приведенные выше положения законодательных актов подтверждаются в ст. 260 Закона о таможенном регулировании, в соответствии с которой любое лицо вправе обжаловать решения, действия (бездействие) таможенных органов или их должностных лиц, если полагает, что обжалуемые решения, действия (бездействие) противоречат регулирующим таможенные правоотношения международным договорам Республики Беларусь, иным международным договорам и актам, составляющим право ЕАЭС, законодательству и нарушают его права или законные интересы либо незаконно возлагают на него какие-либо обязанности.

В соответствии со ст. 261 Закона о таможенном регулировании определен порядок обжалования решений, действий (бездействия) таможенных органов или их должностных лиц. В частности, установлено, что решения, действия (бездействие) таможенных органов или их должностных лиц могут быть обжалованы в таможенные органы и (или) суд. Подача жалобы на решение, действия (бездействие) таможенного органа или его должностного лица в таможенные органы не исключает права на подачу жалобы в суд.

При этом, если лицо уже обращалось с жалобой на те же решение, действия (бездействие) таможенных органов или их должностных лиц в суд и по этой жалобе вынесено судебное решение, то в рассмотрении такой жалобы таможенным органом будет отказано (подпункт 1.3 пункта 1 ст. 266 Закона о таможенном регулировании). В этом случае решение об отказе в рассмотрении жалобы на решение, действия (бездействие) таможенного органа или его должностного лица должно быть принято не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем регистрации такой жалобы (пункт 2 ст. 266 Закона о таможенном регулировании).

В соответствии со ст. 263 Закона о таможенном регулировании жалоба на решение, действия (бездействие) таможенного органа или его должностного лица может быть подана не позднее одного года:

  • со дня, когда лицу стало известно или должно было стать известно о нарушении его прав и (или) законных интересов либо незаконном возложении на него каких-либо обязанностей;
  • со дня истечения установленного срока для принятия таможенным органом или его должностным лицом решения либо совершения (несовершения) таможенным органом или его должностным лицом действий, принятие или совершение которых предусмотрены в соответствии с международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования, Законом о таможенном регулировании и иными актами законодательства о таможенном регулировании.

В свою очередь, данный срок (не позднее года) меньше срока исковой давности, установленного в ст. 197 Гражданского кодекса Республики Беларусь от 07.12.1998 № 218-З (3 года) (далее – ГК). При этом стоит отметить, что срок, установленный в Законе о таможенном регулировании, корреспондирует положению пункта 1 ст. 198 ГК, устанавливающего, что для отдельных видов требований иными законодательными актами (в нашем случае – Законом о таможенном регулировании) могут устанавливаться специальные сроки исковой давности, сокращенные или более длительные по сравнению с общим сроком. Вместе с этим течение срока исковой давности (срока подачи в установленном порядке жалобы в суд на решения, действия (бездействие) таможенных органов или их должностных лиц) приостанавливается (пункт 1 ст. 203 ГК):

  • если предъявлению иска препятствовало чрезвычайное и непредотвратимое при данных условиях обстоятельство (непреодолимая сила);
  • если истец или ответчик находится в составе Вооруженных Сил Республики Беларусь, переведенных на военное положение;
  • в силу установленной на основании законодательного акта Правительством Республики Беларусь отсрочки исполнения обязательств (мораторий);
  • в силу приостановления действия акта законодательства, регулирующего соответствующие отношения;
  • если предъявлена претензия (в нашем случае это может быть жалоба в Государственный таможенный комитет Республики Беларусь (далее – ГТК Республики Беларусь)).

Дополнительно стоит отметить, что в сравнении с предыдущей редакцией Закона о таможенном регулировании (предписывала возможность восстановления срока подачи жалобы по решению начальника таможенного органа, правомочного рассматривать эту жалобу) в новой редакции закона такая норма отсутствует.

В ст. 262 Закона о таможенном регулировании установлен порядок подачи жалоб на решения, действия (бездействие) таможенного органа или должностного лица таможенного органа. Так, устанавливается, что жалоба на решение, действия (бездействие) таможенного органа подается в вышестоящий таможенный орган, а на решение, действия (бездействие) ГТК Республики Беларусь – в суд.

Жалоба на решение, действия (бездействие) должностного лица таможенного органа подается в таможенный орган, в котором проходит службу это лицо.

Жалоба на решение, действия (бездействие) таможенного органа, подаваемая в ГТК Республики Беларусь, может быть подана как непосредственно в ГТК Республики Беларусь, так и через таможенный орган, решение, действия (бездействие) которого обжалуются.

Таможенный орган, на решение, действия (бездействие) которого подана жалоба, направляет ее в ГТК Республики Беларусь вместе с прилагаемыми документами в течение пяти рабочих дней со дня, следующего за днем ее регистрации.

Положениями ст. 264 Закона о таможенном регулировании регламентированы требования к жалобе, подаваемой в таможенный орган в письменной форме. В частности, пунктом 1 указанной статьи установлен перечень сведений, которые должна содержать в себе жалоба:

наименование таможенного органа, в который подается жалоба (например, ГТК Республики Беларусь);

фамилию, собственное имя, отчество (если таковое имеется) или наименование лица, подающего жалобу, его место жительства (место пребывания) или место нахождения;

наименование таможенного органа или должность, фамилию, собственное имя, отчество должностного лица таможенного органа (если они известны), решение, действия (бездействие) которых обжалуются, изложение сути обжалуемых решения, действий (бездействия);

информацию о результатах предшествующего рассмотрения жалобы (при ее наличии).

Дополнительно к жалобе на решение, действия (бездействие) таможенного органа или его должностного лица прилагаются документы, подтверждающие обстоятельства, указанные в этой жалобе (при их наличии), а также документы, подтверждающие полномочия представителя, если жалоба подана уполномоченным представителем лица.

В случае отсутствия в таможенных органах документов, подтверждающих обстоятельства, указанные в жалобе, таможенный орган, рассматривающий жалобу, запрашивает их у лица, подавшего жалобу.

При непредставлении же запрошенных документов решение по указанной жалобе принимается без учета доводов, в подтверждение которых не были представлены документы.

Согласно ст. 268 Закона о таможенном регулировании определено, что жалоба на решение, действия (бездействие) таможенного органа или должностного лица таможенного органа должна быть рассмотрена в течение одного месяца, а жалоба, требующая дополнительного изучения или проверки, – не позднее двух месяцев со дня, следующего за днем регистрации жалобы в таможенном органе, который ее рассматривает.

В случае если для рассмотрения жалобы на решение, действия (бездействие) таможенного органа или его должностного лица необходимо получение информации из иностранного государства, такая жалоба может быть рассмотрена в срок, превышающий два месяца со дня, следующего за днем регистрации жалобы в таможенном органе, который ее рассматривает.

При необходимости рассмотрения жалобы на решение, действия (бездействие) таможенного органа или его должностного лица в срок, превышающий один месяц, таможенный орган не позднее одного месяца со дня, следующего за днем регистрации жалобы, информирует об этом в письменной форме лицо, подавшее жалобу, с указанием причин превышения месячного срока.

В случае запроса таможенным органом у лица, подавшего жалобу, документов, подтверждающих обстоятельства, указанные в жалобе, срок рассмотрения такой жалобы приостанавливается до представления запрошенных документов, но не более чем на три месяца.

В ст. 269 Закона о таможенном регулировании установлено содержание решения таможенного органа по жалобе на решение, действия (бездействие) таможенного органа или его должностного лица, его форма и действия таможенного органа по результатам рассмотрения жалобы, которая, соответственно, может быть не удовлетворена либо удовлетворена полностью или частично.

Статья 270 Закона о таможенном регулировании определяет упрощенный порядок обжалования решения, действия (бездействие) таможенного органа или его должностного лица. В таком порядке могут быть обжалованы решение, действия (бездействие) должностного лица таможенного органа в связи с перемещением через таможенную границу ЕАЭС товаров, стоимость которых не превышает двух тысяч базовых величин, и (или) одного транспортного средства (состава транспортных средств). На сегодняшний день размер базовой величины установлен постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30.12.2020 № 783 «Об установлении размера базовой величины» и составляет 29 белорусских рублей. Соответственно, стоимость соответствующих товаров не должна превышать 58 тысяч белорусских рублей.

Упрощенный порядок предполагает возможность обращения лица с жалобой в устной форме к вышестоящему должностному лицу таможенного органа, в котором проходит службу должностное лицо, решение, действия (бездействие) которого обжалуются. При этом рассмотрение соответствующей жалобы осуществляется безотлагательно, а решение по ней принимается незамедлительно.

Также по желанию лица, обратившегося с жалобой на решение, действия (бездействие) должностного лица таможенного органа, должностным лицом таможенного органа, рассматривающим такую жалобу, составляется соответствующий документ – акт о рассмотрении жалобы, в котором указываются сведения о рассматривающем жалобу должностном лице таможенного органа, о лице, обратившемся с жалобой, краткое содержание жалобы и принятое решение. В случае отказа в рассмотрении жалобы в упрощенном порядке в соответствующем акте должны быть указаны причины отказа. Соответственно, акт о рассмотрении жалобы подписывается должностным лицом таможенного органа, рассматривающим жалобу, и лицом, обратившимся с жалобой. Копия акта о рассмотрении жалобы вручается лицу, обратившемуся с жалобой.

При этом форма акта о рассмотрении жалобы определяется ГТК Республики Беларусь (в настоящее время – постановление ГТК Республики Беларусь от 13.05.2014 № 18). Порядок регистрации и хранения актов о рассмотрении жалоб определяется начальником таможенного органа.

В заключение следует напомнить, что знание субъектами внешнеэкономической деятельности положений законов и иных нормативных правовых актов в части обжалования действий (бездействия) таможенных органов или их должностных лиц позволит им осуществлять свою деятельность правомерно, а также поспособствует их позиционированию в качестве полноправных участников таможенных правоотношений.

Материал подготовлен с использованием нормативных правовых актов по состоянию на 6 сентября 2021 г.


Пожалуйста, поверните свое устройство в горизонтальное положение.
Заказать
звонок