Вопрос: При проведении процедуры государственной закупки один из участников обратился к комиссии заказчика по государственным закупкам (далее – комиссия) с запросом о действиях комиссии по порядку рассмотрения и проверке достоверности документов, прилагаемых участником в составе его предложения. Обязана ли комиссия разъяснить порядок своих действий по оценке предложения участника, в том числе по порядку рассмотрения и проверке достоверности сведений и (или) документов, указанных участником процедуры государственной закупки в его предложении (приложенных в составе предложения участника)?
Ответ эксперта читайте в нашем материале.
Ответ: В соответствии с частью 1 п. 3 ст. 32 Закона Республики Беларусь от 13 июля 2012 г. «О государственных закупках товаров (работ, услуг)» (далее – Закон о госзакупках) при проведении открытого конкурса любое юридическое или физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель, имеет право не позднее 5 календарных дней до истечения срока для подготовки и подачи предложений обратиться к заказчику с запросом о разъяснении конкурсных документов. Запрос направляется через электронную торговую площадку (далее – ЭТП), при этом не указывается лицо, направившее такой запрос. Ответ заказчика также представляется через ЭТП в срок не позднее 3 календарных дней до истечения срока для подготовки и подачи предложений. При этом сам запрос и ответ на него в этот же срок должны быть размещены на ЭТП.
Законодательство о госзакупках подробно не регламентирует содержание такого запроса со стороны участника, ограничиваясь лишь указанием, что данный запрос может касаться только разъяснения именно конкурсных документов, т.е. тех сведений, которые заказчик указал в приглашении и иных конкурсных документах. В частности, согласно абз. 9 п. 1 ст. 32 Закона о госзакупках конкурсные документы содержат критерии, способ оценки и сравнения предложений, установленные Советом Министров Республики Беларусь.
Вместе с тем заказчик должен учитывать, что согласно абз. 5 п. 4 ст. 35 Закона о госзакупках комиссия обязана отклонить предложение участника, если оно содержит недостоверные документы и (или) сведения. При этом в протоколе открытия, рассмотрения предложений и допуска участников к оценке и сравнению предложений в обязательном порядке указываются сведения об участниках, предложения которых отклонены, с указанием причин отклонения и их обоснования. Таким образом, если комиссия установит факт предоставления недостоверных документов и (или) сведений, то предложение участника отклоняется. Но в протоколе не требуется указывать порядок действий комиссии по установлению факта недостоверности документов и (или) сведений. Применительно к проверке сведений в отношении резидентов об отсутствии у юридического лица или индивидуального предпринимателя задолженности по уплате налогов, сборов (пошлин), пеней в протоколе отражается факт проверки таких сведений через официальный сайт Министерства по налогам и сборам в глобальной компьютерной сети Интернет.
В протоколе оценки и сравнения предложений, выбора участника-победителя или признания открытого конкурса несостоявшимся отражаются результаты оценки и сравнения предложений.
Применительно к электронному аукциону и запросу ценовых предложения необходимо принимать во внимание, что аукционные документы и документы запроса ценовых предложений не содержат критерии, способ оценки и сравнения предложений участников, поскольку они установлены Законом о госзакупках. Но Закон о госзакупках предоставляет аналогичное право любому юридическому или физическому лицу, включая индивидуального предпринимателя, обратиться с запросом к заказчику о разъяснении аукционных документов. Сроки обращения и ответа на запрос участника, а также порядок ответа, отражения информации о запросах аналогичны таким срокам, порядку ответа и отражению информации о запросах, предусмотренным для открытого конкурса.
При проведении запроса ценовых предложений действуют аналогичные правила, за исключением сроков. В отличие от открытого конкурса и электронного аукциона запрос о разъяснении документов запроса ценовых предложений может быть направлен не позднее 3 рабочих дней до истечения срока для подготовки и подачи предложений. А соответствующий ответ должен быть дан не позднее 1 рабочего дня, следующего за днем поступления такого запроса.
Таким образом, Закон о госзакупках и иные акты законодательства в данной сфере не обязывают заказчика указывать в конкурсных документах и, соответственно, разъяснять порядок своих действий по оценке предложения участника, в том числе по порядку рассмотрения и проверке достоверности сведений и (или) документов, указанных участником процедуры государственной закупки в его предложении (приложенных в составе предложения участника).
Материал подготовлен с использованием нормативных правовых актов по состоянию на 12 октября 2020 г.
Работники предоставляют карт-чеки, распечатанные из интернет-банкинга, на оплату кредитов, полученных на строительство жилья, для получения имущественного вычета. В последнее время, в таких чеках, фамилия плательщика отображена не полностью, только первая и последняя буква. Остальные данные содержатся в полном объеме (номер кредитного договора, сумма и дата платежа, назначение платежа). Можно ли принимать такие чеки для вычета?