Сохранить в избранное

Об уплате таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин

Яхнович Олег Игоревич, главный инспектор ГТК Республики Беларусь

На основании п. 2 ст. 53 и п. 3 ст. 54 Закона Республики Беларусь от 10 января 2014 г. № 129-З «О таможенном регулировании в Республике Беларусь» (далее – Закон о таможенном регулировании) принято постановление Совета Министров Республики Беларусь от 25.07.2023 № 476 «Об изменении постановления Совета Министров Республики Беларусь от 14 октября 2011 г. № 1374» (далее – постановление № 476).

Прежде чем переходить к комментированию указанного постановления, отметим, что, согласно п. 1 ст. 46 Закона о таможенном регулировании, обеспечение исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов предоставляется в случаях, установленных Таможенным кодексом, утвержденным Договором о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза от 11 апреля 2017 г. (далее – ТМК ЕАЭС), Законом о таможенном регулировании, актами Президента Республики Беларусь и (или) постановлениями Совета Министров Республики Беларусь.

В рамках главы 9 ТМК ЕАЭС рассматриваются общие вопросы относительно порядка обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов в ЕАЭС. В частности, в данной главе речь идет об общих условиях и способах обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, а также об определении размера такого обеспечения. К примеру, исполнение обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов обеспечивается в случае перемещения товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита. В частности, заинтересованным лицам для того, чтобы поместить товары под такую таможенную процедуру, необходимо соблюсти ряд требований, упомянутых в ст. 143 ТМК ЕАЭС.

Законом о таможенном регулировании разъясняются, в сущности, нормы ТМК ЕАЭС по названным выше вопросам с точки зрения национальных особенностей регламентации таможенного дела. В свою очередь, акты Президента Республики Беларусь и постановления Совета Министров Республики Беларусь содержат положения, как правило, уточняющие нормы Закона о таможенном регулировании в данной сфере (к примеру, Указ Президента Республики Беларусь от 17.07.2015 № 325 «О национальном гаранте обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин»).

В ст. 63 ТМК ЕАЭС в качестве способов обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов указаны:

  • денежные средства (деньги);
  • банковская гарантия (согласно ст. 164 Банковского кодекса Республики Беларусь от 25.10.2000 № 441-З (далее – БК), в силу банковской гарантии банк или небанковская кредитно-финансовая организация (гарант) дают по просьбе другого лица (принципала или иной инструктирующей стороны) от своего имени письменное обязательство уплатить кредитору принципала (бенефициару) в соответствии с условиями гарантии денежную сумму (осуществить платеж));
  • поручительство (согласно ст. 315 Гражданского кодекса Республики Беларусь от 07.12.1998 № 218-З (далее – ГК), по договору поручительства поручитель обязывается перед кредитором другого лица отвечать за исполнение последним его обязательства полностью или в части);
  • залог имущества (согласно ст. 315 ГК, в силу залога кредитор по обеспеченному залогом обязательству (залогодержатель) имеет право в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения должником этого обязательства получить удовлетворение из стоимости заложенного имущества преимущественно перед другими кредиторами лица, которому принадлежит это имущество (залогодателя), за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами).

В рамках постановления № 476 вносятся изменения в действующую редакцию перечня отдельных видов товаров, в отношении которых устанавливаются фиксированные размеры обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов. В частности, указанный перечень расширен товарами (продуктами питания), подвергающимися быстрой порче (в отношении таких товаров, согласно ст. 81 ТМК ЕАЭС, таможенные операции совершаются в первоочередном порядке), а также электронными системами курения (из 2404 и 8543 40 000 0 единой ТН ВЭД ЕАЭС).

Напомним, что в случае таможенного декларирования товара «электронные системы курения» (товарная позиция 2404 ТН ВЭД ЕАЭС) в рамках графы 31 декларации на товары необходимо указывать количество электронных систем курения в штуках и объем жидкости для электронных систем курения в миллилитрах.

В свою очередь, при таможенном декларировании товара «электронные системы курения» (товарная субпозиция 8543 40 000 0 ТН ВЭД ЕАЭС) в графе 31 декларации на товары подлежат указанию сведения об объеме жидкости в электронных системах курения в миллилитрах, если они поставляются с предзаполненным картриджем.

Также в постановлении № 476 в целях оптимизации порядка использования свидетельства о предоставленном обеспечении (во исполнение положений п. 1 ст. 121, п. 1 ст. 122 ТМК ЕАЭС) предусматривается, в сущности, перечень документов, которые могут рассматриваться в качестве свидетельства о предоставленном обеспечении. Такими документами могут являться:

  • документ об осуществлении платежа на текущий (расчетный) банковский счет, открытый для зачисления платежей в бюджет, контроль за уплатой которых осуществляется таможенными органами, или сведения в произвольной письменной форме об учетном номере операции (транзакции), совершенной посредством платежной системы в едином расчетном и информационном пространстве с использованием автоматизированной информационной системы единого расчетного информационного пространства (далее – свидетельство на денежные средства);
  • корректировка декларации на товары, отражающая сведения об обеспечении исполнения обязанности в виде денежных средств (далее – свидетельство-корректировка).

Среди иных изменений и дополнений, вносимых постановлением № 476, следует отметить изменение, предусматривающее внесение изменений в отношении особенностей оформления банковских гарантий для целей обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин.

Материал подготовлен с использованием нормативных правовых актов по состоянию на 3 сентября 2023 г.


Сохранить в избранное
Читайте также в разделе
Вам будет интересно
Торги как способ заключения договора: новое в гражданском законодательстве
Демиденко А.Г., заместитель начальника отдела гражданского, хозяйственного и экологического законодательства управления законодательства о гражданских финансово-экономических и экологических отношениях Национального центра законодательства и правовых исследований Республики Беларусь

В действующем законодательстве отсутствует определение торгов, а указывается лишь их функция – способ заключения договора. Статьи 417–419 Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее – ГК) регламентируют вопросы заключения договора на торгах, их организации и порядка проведения, последствия нарушения правил проведения торгов. Указанные нормы подверглись корректировке в связи с принятием Закона Республики Беларусь от 13 ноября 2023 г. № 312-З «Об изменении кодексов» (далее – Закон). Полагаем возможным остановиться на следующих из них.

Читать подробнее
Календарь событий
12 июня 2024 г.
Тяглова Ирина Юрьевна, Варухина Юлия Петровна
Вебинар "Распоряжение государственным имуществом и его учет"
Подробнее
6 июня 2024 г.
Спиридонова Ольга Николаевна
Вебинар "Актуальные вопросы пенсионного обеспечения"
Подробнее
28 мая 2024 г.
Нагорнова Светлана Александровна
Вебинар "Актуальные вопросы арендных отношений и безвозмездного пользования государственным имуществом"
Подробнее
30 мая 2024 г.
Пещенко Елена Александровна
Вебинар "Порядок исчисления среднего заработка с учетом изменений законодательства. Возмещение командировочных расходов"
Подробнее
Видео
Здравствуйте, данный браузер не поддерживается нашей системой, для продолжения работы воспользуйтесь другим браузером.