Сохранить в избранное

Об уплате таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин

Яхнович Олег Игоревич, главный инспектор ГТК Республики Беларусь

На основании п. 2 ст. 53 и п. 3 ст. 54 Закона Республики Беларусь от 10 января 2014 г. № 129-З «О таможенном регулировании в Республике Беларусь» (далее – Закон о таможенном регулировании) принято постановление Совета Министров Республики Беларусь от 25.07.2023 № 476 «Об изменении постановления Совета Министров Республики Беларусь от 14 октября 2011 г. № 1374» (далее – постановление № 476).

Прежде чем переходить к комментированию указанного постановления, отметим, что, согласно п. 1 ст. 46 Закона о таможенном регулировании, обеспечение исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов предоставляется в случаях, установленных Таможенным кодексом, утвержденным Договором о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза от 11 апреля 2017 г. (далее – ТМК ЕАЭС), Законом о таможенном регулировании, актами Президента Республики Беларусь и (или) постановлениями Совета Министров Республики Беларусь.

В рамках главы 9 ТМК ЕАЭС рассматриваются общие вопросы относительно порядка обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов в ЕАЭС. В частности, в данной главе речь идет об общих условиях и способах обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, а также об определении размера такого обеспечения. К примеру, исполнение обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов обеспечивается в случае перемещения товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита. В частности, заинтересованным лицам для того, чтобы поместить товары под такую таможенную процедуру, необходимо соблюсти ряд требований, упомянутых в ст. 143 ТМК ЕАЭС.

Законом о таможенном регулировании разъясняются, в сущности, нормы ТМК ЕАЭС по названным выше вопросам с точки зрения национальных особенностей регламентации таможенного дела. В свою очередь, акты Президента Республики Беларусь и постановления Совета Министров Республики Беларусь содержат положения, как правило, уточняющие нормы Закона о таможенном регулировании в данной сфере (к примеру, Указ Президента Республики Беларусь от 17.07.2015 № 325 «О национальном гаранте обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин»).

В ст. 63 ТМК ЕАЭС в качестве способов обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов указаны:

  • денежные средства (деньги);
  • банковская гарантия (согласно ст. 164 Банковского кодекса Республики Беларусь от 25.10.2000 № 441-З (далее – БК), в силу банковской гарантии банк или небанковская кредитно-финансовая организация (гарант) дают по просьбе другого лица (принципала или иной инструктирующей стороны) от своего имени письменное обязательство уплатить кредитору принципала (бенефициару) в соответствии с условиями гарантии денежную сумму (осуществить платеж));
  • поручительство (согласно ст. 315 Гражданского кодекса Республики Беларусь от 07.12.1998 № 218-З (далее – ГК), по договору поручительства поручитель обязывается перед кредитором другого лица отвечать за исполнение последним его обязательства полностью или в части);
  • залог имущества (согласно ст. 315 ГК, в силу залога кредитор по обеспеченному залогом обязательству (залогодержатель) имеет право в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения должником этого обязательства получить удовлетворение из стоимости заложенного имущества преимущественно перед другими кредиторами лица, которому принадлежит это имущество (залогодателя), за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами).

В рамках постановления № 476 вносятся изменения в действующую редакцию перечня отдельных видов товаров, в отношении которых устанавливаются фиксированные размеры обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов. В частности, указанный перечень расширен товарами (продуктами питания), подвергающимися быстрой порче (в отношении таких товаров, согласно ст. 81 ТМК ЕАЭС, таможенные операции совершаются в первоочередном порядке), а также электронными системами курения (из 2404 и 8543 40 000 0 единой ТН ВЭД ЕАЭС).

Напомним, что в случае таможенного декларирования товара «электронные системы курения» (товарная позиция 2404 ТН ВЭД ЕАЭС) в рамках графы 31 декларации на товары необходимо указывать количество электронных систем курения в штуках и объем жидкости для электронных систем курения в миллилитрах.

В свою очередь, при таможенном декларировании товара «электронные системы курения» (товарная субпозиция 8543 40 000 0 ТН ВЭД ЕАЭС) в графе 31 декларации на товары подлежат указанию сведения об объеме жидкости в электронных системах курения в миллилитрах, если они поставляются с предзаполненным картриджем.

Также в постановлении № 476 в целях оптимизации порядка использования свидетельства о предоставленном обеспечении (во исполнение положений п. 1 ст. 121, п. 1 ст. 122 ТМК ЕАЭС) предусматривается, в сущности, перечень документов, которые могут рассматриваться в качестве свидетельства о предоставленном обеспечении. Такими документами могут являться:

  • документ об осуществлении платежа на текущий (расчетный) банковский счет, открытый для зачисления платежей в бюджет, контроль за уплатой которых осуществляется таможенными органами, или сведения в произвольной письменной форме об учетном номере операции (транзакции), совершенной посредством платежной системы в едином расчетном и информационном пространстве с использованием автоматизированной информационной системы единого расчетного информационного пространства (далее – свидетельство на денежные средства);
  • корректировка декларации на товары, отражающая сведения об обеспечении исполнения обязанности в виде денежных средств (далее – свидетельство-корректировка).

Среди иных изменений и дополнений, вносимых постановлением № 476, следует отметить изменение, предусматривающее внесение изменений в отношении особенностей оформления банковских гарантий для целей обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин.

Материал подготовлен с использованием нормативных правовых актов по состоянию на 3 сентября 2023 г.


Сохранить в избранное
Читайте также в разделе
Вам будет интересно
Командировочные расходы в 2024 году
Борисенко Наталья Валерьевна, аудитор
Служебной командировкой признается поездка работника по распоряжению нанимателя на определенный срок в другую местность для выполнения служебного задания вне места его постоянной работы (ст. 91 ТК). Решение о направлении работника в служебную командировку и (или) возвращении из нее наниматель принимает самостоятельно исходя из сложившихся условий его направления с оформлением приказа (распоряжения). 
Читать подробнее
Календарь событий
26 ноября 2024 г.
Филипчик Римма Ивановна
Семинар «Практика применения законодательства о труде: дисциплинарная и материальная ответственность»
Подробнее
21 ноября 2024 г.
Гайдученко Зоя Петровна, Садовников Станислав Валентинович
Семинар "Актуальные вопросы законодательства об урегулировании неплатежеспособности"
Подробнее
Видео
Здравствуйте, данный браузер не поддерживается нашей системой, для продолжения работы воспользуйтесь другим браузером.