Лосев Сергей Сергеевич, кандидат юридических наук, доцент
Комментарий к постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 18 октября 2023 г. № 696.
Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 18 октября 2023 г. № 696 (далее – постановление № 696) принято в целях реализации норм Закона Республики Беларусь от 3 января 2023 г. № 241-З «Об ограничении исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности» (далее – Закон № 241-З).
Напомним ключевые положения Закона № 241-З, относящиеся к ограничению авторских и смежных прав.
Закон № 241-З имеет чрезвычайный характер и является временным: согласно статье 6 Закона его нормы, устанавливающие ограничения исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности, действуют по 31 декабря 2024 г. При этом следует еще раз отметить, что Закон № 241-З в ряде положений не соответствует требованиям международных договоров в области охраны прав интеллектуальной собственности, в которых участвует или предполагает участвовать Республика Беларусь.
Согласно ст. 1 Закона № 241-З ограничения исключительного права вводятся в отношении следующих объектов права интеллектуальной собственности: компьютерные программы, аудиовизуальные произведения, музыкальные произведения, передачи организаций вещания.
Предусмотренные Законом № 241-З ограничения исключительных прав действуют в отношении названных объектов авторского права и смежных прав при условии, что их правообладатели относятся к иностранным государствам, совершающим недружественные действия, и эти правообладатели запретили или не дали согласия (разрешения) использовать на территории Республики Беларусь правомерно обнародованные объекты интеллектуальной собственности, относящиеся к названным выше категориям.
Для целей Закона № 241-З под правообладателями из иностранных государств, совершающих недружественные действия, понимаются лица, связанные с иностранными государствами, включенными в перечень государств, совершающих недружественные действия в отношении белорусских юридических и (или) физических лиц (далее – недружественные государства), а также правообладатели, которые находятся под контролем иностранных лиц, связанных с недружественными государствами, независимо от места их регистрации или места преимущественного ведения хозяйственной деятельности.
Перечень иностранных государств, совершающих недружественные действия, определен постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 6 апреля 2022 г. № 209.
Законодатель не раскрывает содержания термина «связанные с иностранными государствами», ограничиваясь неисчерпывающим перечнем оснований: гражданство физического лица; место регистрации юридического лица; место преимущественного ведения хозяйственной деятельности или место преимущественного извлечения прибыли от деятельности.
Кроме того, не раскрывается понятие «нахождение под контролем». Очевидно, что таковым должно признаваться обладание контрольным пакетом акций (долей в уставном фонде), отношения учредительства в отношении унитарных предприятий и иные правовые механизмы, позволяющие иностранному лицу, связанному с недружественным государством, определять решения, принимаемые правообладателем (организацией по коллективному управлению).
Условием применения ограничений исключительного права, предусмотренных статьей 1 Закона № 241-З, является запрет со стороны правообладателя на использование на территории Республики Беларусь соответствующего объекта авторского или смежного права либо отсутствие согласия (разрешения) на такое использование.
Если ситуация запрета со стороны правообладателя понятна, то этого нельзя сказать в отношении ситуации, которую законодатель определил выражением «не дали согласия (разрешения)». Поскольку в Законе не уточняются мотивы несогласия правообладателя на использование его объекта (а таковым может быть несогласие правообладателя с предлагаемым ему вознаграждением, размер которого, по мнению правообладателя, не соответствует сложившейся коммерческой практике), данная норма подлежит применению ко всем случаям, когда правообладатель либо ответил отказом, либо не ответил на предложение заинтересованного лица о заключении лицензионного договора.
Ограничения исключительного права в отношении названных в Законе № 241-З объектов авторского и смежного права выражаются в допускаемом использовании этих объектов без согласия правообладателей. При этом законодатель не ограничивает возможное использование какими-либо определенными способами, в связи с чем можно говорить о допустимости использования названных в Законе объектов авторского и смежного права любыми возможными способами в любых целях (некоммерческих и коммерческих).
Однако правило о допускаемом использовании не распространяется автоматически на все объекты, правообладатели которых связаны с недружественными государствами (находятся под контролем лиц из недружественных государств). Закон предусматривает ведение специальных перечней, в которые должны включаться лица, являющиеся обладателями исключительного права (правообладателями) в отношении соответствующих объектов авторского или смежного права. При этом заложенный в Законе № 241-З механизм формирования перечней правообладателей означает, что ограничения исключительного права, установленные данным законом, должны распространяться на все объекты авторского права или смежных прав соответствующего вида, правообладателем которых является субъект, включенный в перечень. Так, включение в перечень правообладателей аудиовизуальных произведений зарубежной кинокомпании будет означать установление ограничения исключительных прав и, соответственно, возможность свободного использования с условием последующей выплаты вознаграждения всех фильмов, созданных данной кинокомпанией и правообладателем которых такая компания является.
Вернемся к постановлению № 696. Сразу сделаем оговорку о том, что действие его норм не распространяется на компьютерные программы и музыкальные произведения, также упомянутые в ст. 1 Закона № 241-З.
Кроме того, обратим внимание на то, что в ст. 1 Закона № 241-З применительно к допускаемому свободному использованию аудиовизуальных произведений речь идет не только о произведениях, входящих в состав телепрограмм, редакциями которых являются государственные организации, но и об используемых кинопрокатными и (или) кинозрелищными организациями. В комментируемом постановлении № 696 кинопрокатные организации не названы в числе субъектов, участвующих в формировании перечней правообладателей, а также не названы в числе лиц, на которых возлагается обязанность по выплате вознаграждения за использование аудиовизуальных произведений без согласия правообладателей. В то же время буквальное толкование норм ст. 1 Закона № 241-З позволяет распространить правила о свободном использовании аудиовизуальных произведений и на этих субъектов при условии, что такие аудиовизуальные произведения включены в упомянутый в абз. 3 ч. 1 ст. 1 Закона № 241-З перечень правообладателей.
Постановлением № 696 утверждены:
1) Положение о порядке формирования и ведения перечней правообладателей и организаций по коллективному управлению имущественными правами (далее – Положение о формировании перечней);
2) Положение о вознаграждении за использование аудиовизуальных произведений и передач организаций вещания (далее – Положение о вознаграждении).
Для целей указанных положений используются термины в значениях, определенных в законах «Об авторском праве и смежных правах», «О средствах массовой информации», а также в Законе № 241-З.
Согласно определениям, данным в ст. 4 Закона «Об авторском праве и смежных правах»:
аудиовизуальное произведение – произведение, состоящее из зафиксированной серии связанных между собой изображений (с сопровождением или без сопровождения их звуком), создающих впечатление движения, и предназначенное для зрительного и слухового (в случае сопровождения звуком) восприятия с помощью соответствующих технических устройств; к аудиовизуальным произведениям относятся кинофильмы, телефильмы, видеофильмы и другие кино- и телепроизведения независимо от способа их первоначальной или последующей фиксации;
передача организации эфирного или кабельного вещания – передача в эфир или передача по кабелю звуков и (или) изображений для приема публикой, осуществляемые организацией эфирного или кабельного вещания или по ее заказу и за счет ее средств другой организацией.
Согласно определению, данному в п. 23 ст. 1 Закона «О средствах массовой информации», телевизионное средство массовой информации – телепрограмма, распространяемая с использованием сетей электросвязи не реже одного раза в шесть месяцев.
Согласно ст. 1 Закона № 241-З под государственной организацией понимаются государственное юридическое лицо Республики Беларусь, организация, 50 и более процентов акций (долей в уставном фонде) которой находится в собственности Республики Беларусь и (или) ее административно-территориальных единиц, организация, созданная в соответствии с международными договорами Республики Беларусь, учредителями которой являются Республика Беларусь совместно с иностранными государствами.
Полномочия по формированию и ведению перечней правообладателей согласно п. 3 постановления № 696 предоставлены Министерству информации Республики Беларусь.
Предложения о включении в перечни и их обоснования представляются редакциями телевизионных СМИ и рассматриваются на коллегии Министерства информации.
В качестве критериев, необходимых в совокупности для принятия коллегией Министерства информации решения о включении правообладателя в перечень в отношении аудиовизуальных произведений, в п. 10 Положения о формировании перечней названо следующее:
1) правообладатель является лицом из иностранного государства, совершающего недружественные действия;
2) правообладатель запретил или не дал согласия (разрешения) на использование на территории Беларуси аудиовизуального произведения, исключительное право на которое принадлежит ему;
3) использование аудиовизуального произведения необходимо для создания условий для повышения уровня информационной безопасности и (или) развития интеллектуального и духовно-нравственного потенциала общества и (или) обеспечения доступа к достижениям мировой культуры и события современной жизни.
Аналогичные критерии, необходимые в совокупности, установлены в п. 14 Положения о формировании перечней в отношении включаемых в перечень передач.
Требование к содержанию предложения о включении в перечень аудиовизуальных произведений изложены в п. 11 Положения о формировании перечней и включают сведения, которые должны содержаться в обязательном порядке, и сведения, которые могут быть включены в предложение. В качестве обязательных названы сведения о заинтересованной организации (заявителе) и о том, что она является государственной для целей Закона № 241-З, а также сведения о правообладателе. В качестве факультативных могут приводиться сведения о названии аудиовизуального произведения, название телепрограммы, в состав которой планируется включить такое произведение, срок, в течение которого допускается использование произведения в соответствии с Законом № 241-З, а также иные сведения по усмотрению заинтересованной организации.
Предложение о включении правообладателя в перечень должно сопровождаться обоснованием. Сведения, которые должно содержать обоснование, перечислены в п. 12 Положения о формировании перечней.
Перечень правообладателей передач формируется аналогичным образом.
Коллегия Министерства информации принимает решение об отклонении предложения заинтересованной организации о включении правообладателя в перечень в случает несоответствия правообладателя, аудиовизуального произведения, передачи критериям, установленным в пунктах 10 и 14 Положения о формировании перечней, а также в случае отсутствия документов и (или) сведений, предусмотренных в пунктах 11, 12, 15 и 16 данного Положения.
В случае принятия положительного решения в перечень вносятся сведения о правообладателе аудиовизуального произведения, а также могут указываться дополнительные сведения: название конкретного аудиовизуального произведения, телепрограммы, в состав которой планируется включить это произведение, а также срок, в течение которого планируется использование такого произведения на основании Закона № 241-З.
Согласно п. 9 постановления № 696 на основании решений коллегии о включении правообладателей в перечни Министерством информации принимаются постановления об определении перечней, срок действия которых не может превышать срока действия норм Закона № 241-З.
Исключение правообладателей из перечней осуществляется Министерством информации в том же порядке, что и включение правообладателей в перечни, если правообладатели, аудиовизуальные произведения, передачи перестали соответствовать хотя бы одному из критериев, установленных в п. 10 и 14 Положения о формировании перечней. Кроме того, основанием для исключения из перечня правообладателей аудиовизуальных произведений является получение разрешения на использование аудиовизуального произведения от правообладателя.
Использование объектов авторского и смежного права, осуществляемое на основании Закона № 241-З без согласия правообладателя, предполагает выплату вознаграждения, за исключением случаев, когда правообладателем допускается использование таких объектов без выплаты вознаграждения, а также предусмотренных законодательными актами случаев свободного использования таких объектов без выплаты вознаграждения.
Согласно п. 5 Положения о вознаграждении обязанность по его выплате возлагается на организации, являющиеся редакциями телевизионных СМИ и использующие объекты авторского права или смежных прав при производстве и выпуске телепрограмм. Очевидно, что речь идет об аудиовизуальных произведениях и передачах.
Из числа плательщиков исключены лица, осуществляющие использование объектов авторского права или смежных прав на основании лицензионного договора, а также операторы электросвязи и поставщики услуг электросвязи при осуществлении деятельности по распространению зарегистрированной в Республике Беларусь телепрограммы без изменения ее формы или содержания, в составе которой используются объекты авторского права или смежных прав.
Размеры вознаграждения установлены в базовых величинах: аудиовизуальное произведение – 0,1 б.в.; передача организации вещания – 10 б.в. Вознаграждение подлежит уплате по факту использования объекта не позднее 25-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором использовался соответствующий объект.
Получателем вознаграждения определен патентный орган (Национальный центр интеллектуальной собственности), который в свою очередь размещает на своем Интернет-сайте информацию о наличии вознаграждения, которое выплачивается правообладателю по его требованию на основании заключаемого договора о перечислении вознаграждения. Не востребованное в течение 3 лет вознаграждение перечисляется в доход республиканского бюджета.
Постановление № 696 вступило в силу с 21 октября 2023 г.
Материал подготовлен с использованием нормативных правовых актов по состоянию на 28 декабря 2023 г.
Какие меры защиты может применить лицо, заказавшее создание объекта, подобного произведению, у владельца системы искусственного интеллекта, в случае последующего несанкционированного использования этого результата третьим лицом?