Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее – КоАП) является единственным законом об административных правонарушениях, действующим на территории Республики Беларусь. КоАП определяет, какие деяния являются административными правонарушениями, закрепляет основания и условия административной ответственности, устанавливает административные взыскания, которые могут быть применены к физическим лицам, совершившим административные правонарушения, а также к юридическим лицам, признанным виновными и подлежащими административной ответственности в соответствии с настоящим Кодексом.
Статьей 15.1 КоАП предусмотрена ответственность за нарушение обязательных для соблюдения требований технических нормативных правовых актов и нормативов в области охраны окружающей среды. Позиция по вопросу привлечения к административной ответственности на основании указанной нормы не является однозначной. Существует два основных подхода. Рассмотрим их подробнее в нашем материале.
Особенностью указанной нормы является ее отсылочный характер, поэтому для конкретизации нормы необходимо обратиться к нормативным актам, на которые она ссылается.
Для более детального рассмотрения области, за нарушение которой предусмотрена административная ответственность, необходимо более детально рассмотреть составные части окружающей среды. Определение термина «окружающая среда» приведено в абз. 27 ст. 1 Закона от 26.11.1992 № 1982-XII «Об охране окружающей среды», в соответствии с которым к ней относится совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов, а также антропогенных объектов.
Справочно:
Компоненты природной среды – земля (включая почвы), недра, воды, атмосферный воздух, растительный и животный мир, а также озоновый слой и околоземное космическое пространство, обеспечивающие в совокупности благоприятные условия для существования жизни на Земле;
природный объект – естественная экологическая система, природный ландшафт, биотоп и составляющие их компоненты природной среды, сохранившие свои природные свойства;
природно-антропогенный объект – природный объект, измененный в результате хозяйственной и иной деятельности, и (или) объект, созданный человеком, обладающий свойствами природного объекта и имеющий рекреационное и защитное значение;
антропогенный объект – объект, созданный человеком для обеспечения его социальных потребностей и не обладающий свойствами природных объектов.
Технические нормативные правовые акты являются одной из составляющих законодательства. К техническим нормативным правовым актам относятся технические нормативные правовые акты в области технического нормирования и стандартизации и технические нормативные правовые акты, не относящиеся к области технического нормирования и стандартизации:
Применительно к области охраны окружающей среды технические нормативные правовые акты разделяются на две группы:
Справочно:
На технические нормативные правовые акты в области технического нормирования и стандартизации в части, урегулированной законодательством о техническом нормировании и стандартизации, Закон Республики Беларусь от 17.07.2018 № 130-З «О нормативных правовых актах» не распространяется.
Экологические нормы и правила утверждаются Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды. В настоящее время в Республике Беларусь действуют экологические нормы и правила ЭкоНиП 17.01.06-001-2017 «Охрана окружающей среды и природопользование. Требования экологической безопасности», утвержденные постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 18.07.2017 № 5-Т.
В соответствии с подп. 1.27 п. 1 ст. 1 Закона Республики Беларусь от 05.01.2004 № 262-З «О техническом нормировании и стандартизации» закреплен исчерпывающий перечень технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации. К ним относятся: технические регламенты Республики Беларусь, технические кодексы установившейся практики, государственные стандарты, общегосударственные классификаторы, технические условия, стандарты организаций.
Справочно:
Технический регламент Республики Беларусь – технический нормативный правовой акт, разработанный в процессе технического нормирования, утвержденный Советом Министров Республики Беларусь и содержащий обязательные для соблюдения технические требования к объектам технического нормирования;
технический кодекс установившейся практики – технический нормативный правовой акт, разработанный в процессе стандартизации, утвержденный республиканским органом государственного управления или Национальным банком и содержащий основанные на результатах установившейся практики технические требования к процессам разработки, проектирования, изысканий, производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации (использования), хранения, перевозки (транспортирования), реализации и утилизации продукции или к выполнению работ, оказанию услуг;
государственный стандарт – стандарт, являющийся техническим нормативным правовым актом и утвержденный Государственным комитетом по стандартизации;
общегосударственный классификатор – технический нормативный правовой акт, разработанный в процессе стандартизации и содержащий обязательные для соблюдения технические требования, направленные на распределение технико-экономической и социальной информации в соответствии с ее классификацией (классами, группами, видами и другими классификационными группировками);
технические условия – технический нормативный правовой акт, разработанный в процессе стандартизации, утвержденный юридическим лицом Республики Беларусь или индивидуальным предпринимателем и содержащий технические требования к конкретным типу, марке, модели, виду реализуемой ими продукции или к выполняемой работе, оказываемой услуге, включая правила приемки продукции, работ, услуг и методики (методы) контроля;
стандарт организации – стандарт, являющийся техническим нормативным правовым актом, утвержденный юридическим лицом Республики Беларусь или индивидуальным предпринимателем, зарегистрированным в Республике Беларусь (далее – индивидуальный предприниматель), и содержащий технические требования к объектам стандартизации, действие которых распространяется только на юридическое лицо Республики Беларусь или индивидуального предпринимателя, утвердивших этот стандарт.
Технические нормативные правовые акты в области технического нормирования и стандартизации, устанавливающие требования в области охраны окружающей среды к объектам технического нормирования и объектам стандартизации, утверждаются Советом Министров Республики Беларусь, Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды, Государственным комитетом по стандартизации, другими государственными органами в пределах их компетенции в соответствии с законодательством о техническом нормировании и стандартизации.
Схематичное определение технических нормативных правовых актов в области охраны окружающей среды выглядит следующим образом:
Закон Республики Беларусь от 05.01.2004 № 262-З «О техническом нормировании и стандартизации» не применяется в отношении Единого правового классификатора Республики Беларусь, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 4 января 1999 г. № 1 (далее – классификатор).
С нормативами в области охраны окружающей среды ситуация обстоит не так однозначно. Это является следствием того обстоятельства, что в законодательстве Республики Беларусь отсутствуют определения терминов «норматив» и «норматив в области охраны окружающей среды», что приводит к различным подходам в правоприменительной практике. Из анализа нормы ч. 1 и ч. 2 ст. 18 Закона Республики Беларусь от 26.11.1992 № 1982-XII «Об охране окружающей среды» можно определить следующую формулировку понятия «норматив в области охраны окружающей среды» – это показатель норм, устанавливающий качество окружающей среды, допустимое воздействие на окружающую среду, лимиты на природопользование, а также иные показатели норм в области охраны окружающей среды, устанавливающиеся в целях государственного регулирования воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, гарантирующего сохранение благоприятной окружающей среды и обеспечение экологической безопасности.
Нормативы качества окружающей среды и нормативы допустимого воздействия на окружающую среду, а также иные нормативы в области охраны окружающей среды устанавливаются Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды, Министерством здравоохранения и иными специально уполномоченными республиканскими органами государственного управления в соответствии с их компетенцией. Функция Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь по осуществлению нормирования в области охраны окружающей среды, технического нормирования и стандартизации в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов, а также гидрометеорологической деятельности закреплена также и нормой подп. 6.4 п. 6 Положения о Министерстве природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 20.06.2013 № 503.
Нормы ст.ст. 20–27 Закона Республики Беларусь от 26.11.1992 № 1982-XII «Об охране окружающей среды» предусматривают следующие виды нормативов в области охраны окружающей среды:
Указанный перечень не является исчерпывающим, т.к. в целях государственного регулирования воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, оценки качества окружающей среды в соответствии с Законом Республики Беларусь от 26.11.1992 № 1982-XII «Об охране окружающей среды» и другими нормативными правовыми актами могут устанавливаться иные нормативы в области охраны окружающей среды.
В соответствии с п. 3 постановления Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 18.12.2003 № 13 «О применении судами законодательства об ответственности за правонарушения против экологической безопасности и природной среды» основными нормативными правовыми актами в сфере охраны окружающей природной среды являются: Кодекс Республики Беларусь о земле, Кодекс о недрах, Лесной кодекс, Водный кодекс; Законы Республики Беларусь: от 26 ноября 1992 г. «Об охране окружающей среды» (с последующими изменениями и дополнениями), от 10 июля 2007 г. «О животном мире», от 20 октября 1994 г. «Об особо охраняемых природных территориях» (с последующими изменениями и дополнениями) (примечание автора: данный Закон утратил силу. В настоящее время в республике действует Закон Республики Беларусь от 15 ноября 2018 г. № 150-З «Об особо охраняемых природных территориях»), от 16 декабря 2008 г. «Об охране атмосферного воздуха», от 14 июня 2003 г. «О растительном мире», от 26 мая 2012 г. «О правовом режиме территорий, подвергшихся радиоактивному загрязнению в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС», от 18 июля 2016 г. «О государственной экологической экспертизе, стратегической экологической оценке и оценке воздействия на окружающую среду», от 12 ноября 2001 г. «Об охране озонового слоя», а также принятые в соответствии с ними постановления Совета Министров Республики Беларусь, акты Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды и иных уполномоченных на то государственных органов. Данная формулировка вызывает разногласия в правоприменительной деятельности. В классификаторе законодательство об охране окружающей среды и рациональном использовании природных ресурсов (позиция 11) является отраслью законодательства, содержащей самостоятельные правовые части:
Справочно:
К сферам, урегулированным законодательством об охране окружающей среды, относятся:
Таким образом, привлечение к административной статье на основании ст. 15.1 КоАП возможно при нарушении нормативов, установленных в нормативных правовых актах, относящихся к законодательству в области охраны окружающей среды в соответствии с классификатором.
Ст. 2 Закона Республики Беларусь от 14.06.2003 № 205-З «О растительном мире» производится следующее разделение нормативных правовых актов, подлежащих применению, в зависимости от объектов растительного мира:
Второй подход к применению нормы, устанавливающей рассматриваемую административную ответственность, состоит в следующем. В основе данного подхода лежат определения таких терминов как «охрана окружающей среды», «окружающая среда», «природные ресурсы», «природная среда» и «компоненты природной среды». Охрана окружающей среды (природоохранная деятельность) – деятельность государственных органов, общественных объединений, иных юридических лиц и граждан, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное (устойчивое) использование природных ресурсов и их воспроизводство, предотвращение загрязнения, деградации, повреждения, истощения, разрушения, уничтожения и иного вредного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности и ликвидацию ее последствий. Как было отмечено ранее, окружающей средой является совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов, а также антропогенных объектов. К компонентам природной среды относятся земля (включая почвы), недра, воды, атмосферный воздух, растительный и животный мир, а также озоновый слой и околоземное космическое пространство, обеспечивающие в совокупности благоприятные условия для существования жизни на Земле. Сторонники данного подхода основываются на том, что при раскрытии указанных терминов следует, что к законодательным актам, регламентирующим охрану окружающей среды, относятся акты, регулирующие правоотношения, возникающие в отношении земли (включая почвы), недр, воды, атмосферного воздуха, растительного и животного мира, озонового слоя и околоземного космического пространства, обеспечивающего в совокупности благоприятные условия для существования жизни на Земле, и возникающие в процессе их сохранения, восстановления, рационального (устойчивого) использования и воспроизводства. Таким образом, все позиции классификатора, относящиеся к разделу 11, являются законодательными актами в области охраны окружающей среды. И, следовательно, установление нормативов в любом нормативном правовом акте, относящемся к разделу 11 классификатора, влекут ответственность, предусмотренную ст. 15.1. Подтверждение данной позиции базируется на том, что:
В соответствии с нормой ст. 15.1 КоАП субъектом ответственности может являться физическое лицо, индивидуальный предприниматель и юридическое лицо.
Лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 15.1 КоАП, являются должностные лица Транспортной инспекции Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь, органов Комитета государственного контроля Республики Беларусь, органов Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь, Государственной инспекции охраны животного и растительного мира при Президенте Республики Беларусь.
Дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 15.1 КоАП, уполномочены рассматривать органы Комитета государственного контроля Республики Беларусь, Государственная инспекция охраны животного и растительного мира при Президенте Республики Беларусь, органы Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь и органы Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь.
Материал подготовлен с использованием нормативных правовых актов по состоянию на 25 сентября 2020 г.
Ознакомиться с действующей редакцией КоАП, а также иными кодексами Республики Беларусь в актуальном состоянии (со всеми изменениями и дополнениями) в ЭТАЛОН-ONLINE может любой желающий без регистрации в системе.
А для работы на смартфоне или планшете можно воспользоваться мобильным приложением для Android и IOS.
Будет ли охраняться авторским правом в Беларуси работа, созданная системой искусственного интеллекта, при условии, что она признана объектом авторского права в стране происхождения?