Сохранить в избранное

Административная ответственность за нарушение нормативных правовых актов в области охраны окружающей среды

content-img.png

Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее – КоАП) является единственным законом об административных правонарушениях, действующим на территории Республики Беларусь. КоАП определяет, какие деяния являются административными правонарушениями, закрепляет основания и условия административной ответственности, устанавливает административные взыскания, которые могут быть применены к физическим лицам, совершившим административные правонарушения, а также к юридическим лицам, признанным виновными и подлежащими административной ответственности в соответствии с настоящим Кодексом.

Статьей 15.1 КоАП предусмотрена ответственность за нарушение обязательных для соблюдения требований технических нормативных правовых актов и нормативов в области охраны окружающей среды. Позиция по вопросу привлечения к административной ответственности на основании указанной нормы не является однозначной. Существует два основных подхода. Рассмотрим их подробнее в нашем материале.


Особенностью указанной нормы является ее отсылочный характер, поэтому для конкретизации нормы необходимо обратиться к нормативным актам, на которые она ссылается.

Для более детального рассмотрения области, за нарушение которой предусмотрена административная ответственность, необходимо более детально рассмотреть составные части окружающей среды. Определение термина «окружающая среда» приведено в абз. 27 ст. 1 Закона от 26.11.1992 № 1982-XII «Об охране окружающей среды», в соответствии с которым к ней относится совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов, а также антропогенных объектов.

Справочно:

Компоненты природной среды – земля (включая почвы), недра, воды, атмосферный воздух, растительный и животный мир, а также озоновый слой и околоземное космическое пространство, обеспечивающие в совокупности благоприятные условия для существования жизни на Земле;

природный объект – естественная экологическая система, природный ландшафт, биотоп и составляющие их компоненты природной среды, сохранившие свои природные свойства;

природно-антропогенный объект – природный объект, измененный в результате хозяйственной и иной деятельности, и (или) объект, созданный человеком, обладающий свойствами природного объекта и имеющий рекреационное и защитное значение;

антропогенный объект – объект, созданный человеком для обеспечения его социальных потребностей и не обладающий свойствами природных объектов.

Технические нормативные правовые акты являются одной из составляющих законодательства. К техническим нормативным правовым актам относятся технические нормативные правовые акты в области технического нормирования и стандартизации и технические нормативные правовые акты, не относящиеся к области технического нормирования и стандартизации:

  • закрепляющие количественные и (или) качественные требования (словесные и (или) цифровые показатели, нормативы, характеристики, правила, методики, классификации, словесные и графические описания) к объектам материального мира (в том числе к продукции (товарам), сырью и материалам (ресурсам), зданиям и сооружениям, транспортным средствам, оборудованию и иным вещам (имуществу), объектам окружающей среды), производственным, технологическим и другим аналогичным процессам (операциям) (в том числе по воздействию на объекты материального мира, заключающемуся в их разработке, преобразовании, проектировании, изыскании, обработке, переработке, производстве, строительстве, монтаже (установке), наладке, эксплуатации (использовании), хранении, перемещении (перевозке, транспортировании), реализации, утилизации (ликвидации), по технологиям выполнения работ, оказания услуг), системам управления (менеджмента), порядку (процедурам, методикам, методам) проведения (выполнения) испытаний, исследований и измерений, отбора проб и образцов, символике, упаковке, маркировке, этикеткам и их нанесению, компетентности граждан и юридических лиц в выполнении определенных работ, оказании определенных услуг;
  • устанавливающие наименования должностей (профессий) и связанные с ними квалификационные требования, термины и их определения, классификации технико-экономической и социальной информации, формы предоставления информации, правила, методы и способы поиска, получения, передачи, сбора, обработки, накопления, хранения, распространения и (или) предоставления информации, а также пользования информацией и защиты информации.

Применительно к области охраны окружающей среды технические нормативные правовые акты разделяются на две группы:

  1. экологические нормы и правила, являющиеся обязательными для соблюдения;
  2. технические нормативные правовые акты в области технического нормирования и стандартизации, устанавливающие требования в области охраны окружающей среды к объектам технического нормирования и объектам стандартизации.

Справочно:

На технические нормативные правовые акты в области технического нормирования и стандартизации в части, урегулированной законодательством о техническом нормировании и стандартизации, Закон Республики Беларусь от 17.07.2018 № 130-З «О нормативных правовых актах» не распространяется.

Экологические нормы и правила утверждаются Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды. В настоящее время в Республике Беларусь действуют экологические нормы и правила ЭкоНиП 17.01.06-001-2017 «Охрана окружающей среды и природопользование. Требования экологической безопасности», утвержденные постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 18.07.2017 № 5-Т.

В соответствии с подп. 1.27 п. 1 ст. 1 Закона Республики Беларусь от 05.01.2004 № 262-З «О техническом нормировании и стандартизации» закреплен исчерпывающий перечень технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации. К ним относятся: технические регламенты Республики Беларусь, технические кодексы установившейся практики, государственные стандарты, общегосударственные классификаторы, технические условия, стандарты организаций.

Справочно:

Технический регламент Республики Беларусь – технический нормативный правовой акт, разработанный в процессе технического нормирования, утвержденный Советом Министров Республики Беларусь и содержащий обязательные для соблюдения технические требования к объектам технического нормирования;

технический кодекс установившейся практики – технический нормативный правовой акт, разработанный в процессе стандартизации, утвержденный республиканским органом государственного управления или Национальным банком и содержащий основанные на результатах установившейся практики технические требования к процессам разработки, проектирования, изысканий, производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации (использования), хранения, перевозки (транспортирования), реализации и утилизации продукции или к выполнению работ, оказанию услуг;

государственный стандарт – стандарт, являющийся техническим нормативным правовым актом и утвержденный Государственным комитетом по стандартизации;

общегосударственный классификатор – технический нормативный правовой акт, разработанный в процессе стандартизации и содержащий обязательные для соблюдения технические требования, направленные на распределение технико-экономической и социальной информации в соответствии с ее классификацией (классами, группами, видами и другими классификационными группировками);

технические условия – технический нормативный правовой акт, разработанный в процессе стандартизации, утвержденный юридическим лицом Республики Беларусь или индивидуальным предпринимателем и содержащий технические требования к конкретным типу, марке, модели, виду реализуемой ими продукции или к выполняемой работе, оказываемой услуге, включая правила приемки продукции, работ, услуг и методики (методы) контроля;

стандарт организации – стандарт, являющийся техническим нормативным правовым актом, утвержденный юридическим лицом Республики Беларусь или индивидуальным предпринимателем, зарегистрированным в Республике Беларусь (далее – индивидуальный предприниматель), и содержащий технические требования к объектам стандартизации, действие которых распространяется только на юридическое лицо Республики Беларусь или индивидуального предпринимателя, утвердивших этот стандарт.

Технические нормативные правовые акты в области технического нормирования и стандартизации, устанавливающие требования в области охраны окружающей среды к объектам технического нормирования и объектам стандартизации, утверждаются Советом Министров Республики Беларусь, Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды, Государственным комитетом по стандартизации, другими государственными органами в пределах их компетенции в соответствии с законодательством о техническом нормировании и стандартизации.

Схематичное определение технических нормативных правовых актов в области охраны окружающей среды выглядит следующим образом:

465.png

Закон Республики Беларусь от 05.01.2004 № 262-З «О техническом нормировании и стандартизации» не применяется в отношении Единого правового классификатора Республики Беларусь, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 4 января 1999 г. № 1 (далее – классификатор).

С нормативами в области охраны окружающей среды ситуация обстоит не так однозначно. Это является следствием того обстоятельства, что в законодательстве Республики Беларусь отсутствуют определения терминов «норматив» и «норматив в области охраны окружающей среды», что приводит к различным подходам в правоприменительной практике. Из анализа нормы ч. 1 и ч. 2 ст. 18 Закона Республики Беларусь от 26.11.1992 № 1982-XII «Об охране окружающей среды» можно определить следующую формулировку понятия «норматив в области охраны окружающей среды» – это показатель норм, устанавливающий качество окружающей среды, допустимое воздействие на окружающую среду, лимиты на природопользование, а также иные показатели норм в области охраны окружающей среды, устанавливающиеся в целях государственного регулирования воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, гарантирующего сохранение благоприятной окружающей среды и обеспечение экологической безопасности.

Нормативы качества окружающей среды и нормативы допустимого воздействия на окружающую среду, а также иные нормативы в области охраны окружающей среды устанавливаются Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды, Министерством здравоохранения и иными специально уполномоченными республиканскими органами государственного управления в соответствии с их компетенцией. Функция Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь по осуществлению нормирования в области охраны окружающей среды, технического нормирования и стандартизации в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов, а также гидрометеорологической деятельности закреплена также и нормой подп. 6.4 п. 6 Положения о Министерстве природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 20.06.2013 № 503.

Нормы ст.ст. 20–27 Закона Республики Беларусь от 26.11.1992 № 1982-XII «Об охране окружающей среды» предусматривают следующие виды нормативов в области охраны окружающей среды:

  • нормативы качества окружающей среды (нормативы предельно допустимых концентраций химических и иных веществ; нормативы предельно допустимых физических воздействий; нормативы предельно допустимых концентраций микроорганизмов и иные нормативы качества окружающей среды);
  • нормативы допустимого воздействия на окружающую среду (нормативы допустимых выбросов и сбросов химических и иных веществ; нормативы образования отходов производства; нормативы допустимых физических воздействий (количество тепла, уровни шума, вибрации, ионизирующего излучения, напряженности электромагнитных полей и иных физических воздействий); нормативы допустимого изъятия природных ресурсов; нормативы допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду; нормативы иного допустимого воздействия на окружающую среду при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, устанавливаемые законодательством);
  • нормативы допустимых выбросов и сбросов химических и иных веществ;
  • нормативы образования отходов производства;
  • нормативы допустимых физических воздействий;
  • нормативы допустимого изъятия природных ресурсов;
  • нормативы допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду;
  • лимиты на природопользование.

Указанный перечень не является исчерпывающим, т.к. в целях государственного регулирования воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, оценки качества окружающей среды в соответствии с Законом Республики Беларусь от 26.11.1992 № 1982-XII «Об охране окружающей среды» и другими нормативными правовыми актами могут устанавливаться иные нормативы в области охраны окружающей среды.

В соответствии с п. 3 постановления Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 18.12.2003 № 13 «О применении судами законодательства об ответственности за правонарушения против экологической безопасности и природной среды» основными нормативными правовыми актами в сфере охраны окружающей природной среды являются: Кодекс Республики Беларусь о земле, Кодекс о недрах, Лесной кодекс, Водный кодекс; Законы Республики Беларусь: от 26 ноября 1992 г. «Об охране окружающей среды» (с последующими изменениями и дополнениями), от 10 июля 2007 г. «О животном мире», от 20 октября 1994 г. «Об особо охраняемых природных территориях» (с последующими изменениями и дополнениями) (примечание автора: данный Закон утратил силу. В настоящее время в республике действует Закон Республики Беларусь от 15 ноября 2018 г. № 150-З «Об особо охраняемых природных территориях»), от 16 декабря 2008 г. «Об охране атмосферного воздуха», от 14 июня 2003 г. «О растительном мире», от 26 мая 2012 г. «О правовом режиме территорий, подвергшихся радиоактивному загрязнению в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС», от 18 июля 2016 г. «О государственной экологической экспертизе, стратегической экологической оценке и оценке воздействия на окружающую среду», от 12 ноября 2001 г. «Об охране озонового слоя», а также принятые в соответствии с ними постановления Совета Министров Республики Беларусь, акты Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды и иных уполномоченных на то государственных органов. Данная формулировка вызывает разногласия в правоприменительной деятельности. В классификаторе законодательство об охране окружающей среды и рациональном использовании природных ресурсов (позиция 11) является отраслью законодательства, содержащей самостоятельные правовые части:

  • законодательство об охране окружающей среды (позиция 11.01);
  • законодательство об охране и использовании земель (позиция 11.02);
  • законодательство о геодезической и картографической деятельности (позиция 11.03);
  • законодательство об охране и использовании недр (позиция 11.04);
  • законодательство об использовании, охране, защите и воспроизводстве лесов (позиция 11.05);
  • законодательство об охране и использовании вод (позиция 11.06);
  • законодательство об охране и использовании животного мира (позиция 11.07);
  • законодательство об охране и использовании растительного мира (позиция 11.08);
  • законодательство об охране атмосферного воздуха (позиция 11.09);
  • иные вопросы законодательства об охране атмосферного воздуха (позиция 11.09.19.00);
  • иные вопросы законодательства об охране окружающей среды и рациональном использовании природных ресурсов (позиция 11.19.00).

Справочно:

К сферам, урегулированным законодательством об охране окружающей среды, относятся:

  • общие положения законодательства об охране окружающей среды (лицензирование деятельности, связанной с воздействием на окружающую среду);
  • экономический механизм охраны окружающей среды;
  • платежи за природопользование;
  • лимиты на природопользование;
  • экологическое страхование;
  • экологическая экспертиза. Контроль и надзор в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов;
  • экологическая информация;
  • экологические требования к хозяйственной и иной деятельности. Генно-инженерная деятельность;
  • обращение с отходами. Классификация отходов. Требования к обращению с отходами;
  • Красная книга Республики Беларусь;
  • особо охраняемые природные территории и природные территории, подлежащие специальной охране;
  • общие положения об особо охраняемых природных территориях и природных территориях, подлежащих специальной охране;
  • заповедники;
  • национальные парки;
  • заказники;
  • памятники природы;
  • природные ландшафты, биотопы;
  • правовой режим территорий, подвергшихся радиоактивному загрязнению;
  • радиационная безопасность. Захоронение радиоактивных отходов;
  • гидрометеорология;
  • иные вопросы законодательства об охране окружающей среды.

Таким образом, привлечение к административной статье на основании ст. 15.1 КоАП возможно при нарушении нормативов, установленных в нормативных правовых актах, относящихся к законодательству в области охраны окружающей среды в соответствии с классификатором.

Ст. 2 Закона Республики Беларусь от 14.06.2003 № 205-З «О растительном мире» производится следующее разделение нормативных правовых актов, подлежащих применению, в зависимости от объектов растительного мира:

  • отношения в области обращения с объектами растительного мира, входящими в лесной фонд, регулируются законодательством Республики Беларусь об использовании, охране, защите и воспроизводстве лесов, за исключением отношений, указанных в статьях 18, 19, 24, 26–28, 331 (в части городских лесов) и 38 (в части городских лесов) настоящего Закона, которые регулируются законодательством Республики Беларусь об охране и использовании растительного мира (позиция 11.08 классификатора);
  • отношения в области обращения с растениями, относящимися к живым измененным организмам, регулируются законодательством Республики Беларусь в области безопасности генно-инженерной деятельности (позиция 11.01.05.00 классификатора);
  • отношения в области карантина и защиты растений регулируются законодательством Республики Беларусь об охране и использовании растительного мира (позиция 11.08 классификатора) в части, не урегулированной законодательством Республики Беларусь в области карантина и защиты растений;
  • отношения в области озеленения регулируются законодательством Республики Беларусь об охране и использовании растительного мира в части, не урегулированной законодательством Республики Беларусь в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности (позиция 04.04 классификатора), о коммунальном хозяйстве (позиция 04.07 классификатора);
  • отношения в области обращения с объектами растительного мира как компонентом среды обитания объектов животного мира регулируются законодательством Республики Беларусь об охране и использовании растительного мира (позиция 11.08 классификатора), если законодательством Республики Беларусь об охране и использовании животного мира (позиция 11.07 классификатора) не установлено иное;
  • отношения в области охраны и использования земель (включая почвы), вод, недр, атмосферного воздуха как среды произрастания объектов растительного мира регулируются соответственно законодательством Республики Беларусь об охране и использовании земель (позиция 11.02 классификатора), об охране и использовании вод (позиция 11.06 классификатора), об охране и использовании недр (позиция 11.04 классификатора), об охране атмосферного воздуха (позиция 11.09 классификатора), если иное не установлено настоящим Законом;
  • отношения в области обращения с изъятыми или удаленными растениями и (или) их частями, в том числе растительной продукцией, регулируются гражданским законодательством Республики Беларусь (позиция 02.01 классификатора);
  • отношения, связанные с ввозом и (или) вывозом растений, их частей и (или) дериватов, регулируются законодательством Республики Беларусь о внешнеэкономической деятельности (позиция 04.13 классификатора), о таможенном регулировании (позиция 15 классификатора), международными договорами Республики Беларусь, актами, составляющими право Евразийского экономического союза;
  • отношения в области обращения с объектами растительного мира, произрастающими в местах погребения, регулируются законодательством Республики Беларусь о погребении и похоронном деле (позиция 04.09.00 классификатора);
  • отношения в области обращения с объектами растительного мира, произрастающими в границах земельных участков, предоставленных для коллективного садоводства и дачного строительства, регулируются актами законодательства Республики Беларусь, регулирующими деятельность садоводческих товариществ и дачных кооперативов, за исключением отношений, указанных в статьях 18, 19, 24, 26–28, 37 и 374 настоящего Закона, которые регулируются законодательством Республики Беларусь об охране и использовании растительного мира (позиция 11.08 классификатора).

Второй подход к применению нормы, устанавливающей рассматриваемую административную ответственность, состоит в следующем. В основе данного подхода лежат определения таких терминов как «охрана окружающей среды», «окружающая среда», «природные ресурсы», «природная среда» и «компоненты природной среды». Охрана окружающей среды (природоохранная деятельность) – деятельность государственных органов, общественных объединений, иных юридических лиц и граждан, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное (устойчивое) использование природных ресурсов и их воспроизводство, предотвращение загрязнения, деградации, повреждения, истощения, разрушения, уничтожения и иного вредного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности и ликвидацию ее последствий. Как было отмечено ранее, окружающей средой является совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов, а также антропогенных объектов. К компонентам природной среды относятся земля (включая почвы), недра, воды, атмосферный воздух, растительный и животный мир, а также озоновый слой и околоземное космическое пространство, обеспечивающие в совокупности благоприятные условия для существования жизни на Земле. Сторонники данного подхода основываются на том, что при раскрытии указанных терминов следует, что к законодательным актам, регламентирующим охрану окружающей среды, относятся акты, регулирующие правоотношения, возникающие в отношении земли (включая почвы), недр, воды, атмосферного воздуха, растительного и животного мира, озонового слоя и околоземного космического пространства, обеспечивающего в совокупности благоприятные условия для существования жизни на Земле, и возникающие в процессе их сохранения, восстановления, рационального (устойчивого) использования и воспроизводства. Таким образом, все позиции классификатора, относящиеся к разделу 11, являются законодательными актами в области охраны окружающей среды. И, следовательно, установление нормативов в любом нормативном правовом акте, относящемся к разделу 11 классификатора, влекут ответственность, предусмотренную ст. 15.1. Подтверждение данной позиции базируется на том, что:

  • нормативы качества окружающей среды и нормативы допустимого воздействия на окружающую среду, а также иные нормативы в области охраны окружающей среды устанавливаются не только Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды и Министерством здравоохранения, но и иными специально уполномоченными республиканскими органами государственного управления в соответствии с их компетенцией;
  • в целях государственного регулирования воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, оценки качества окружающей среды в соответствии с Законом Республики Беларусь от 26.11.1992 № 1982-XII «Об охране окружающей среды» и другими нормативными правовыми актами могут устанавливаться иные нормативы в области охраны окружающей среды.

В соответствии с нормой ст. 15.1 КоАП субъектом ответственности может являться физическое лицо, индивидуальный предприниматель и юридическое лицо.

Лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 15.1 КоАП, являются должностные лица Транспортной инспекции Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь, органов Комитета государственного контроля Республики Беларусь, органов Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь, Государственной инспекции охраны животного и растительного мира при Президенте Республики Беларусь.

Дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 15.1 КоАП, уполномочены рассматривать органы Комитета государственного контроля Республики Беларусь, Государственная инспекция охраны животного и растительного мира при Президенте Республики Беларусь, органы Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь и органы Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь.

Материал подготовлен с использованием нормативных правовых актов по состоянию на 25 сентября 2020 г.

Ознакомиться с действующей редакцией КоАП, а также иными кодексами Республики Беларусь в актуальном состоянии (со всеми изменениями и дополнениями) в ЭТАЛОН-ONLINE может любой желающий без регистрации в системе.

А для работы на смартфоне или планшете можно воспользоваться мобильным приложением для Android и IOS.



Сохранить в избранное
Читайте также в разделе
Вам будет интересно
Рецепты врача: изменения в оформлении и выдаче с 16.11.2023
Провайзин Е.В., юрист

С 16.11.2023 вступили в силу изменения в порядок выписывания рецепта врача и создания электронных рецептов врача (далее – рецепт и электронный рецепт соответственно). Изменения затрагивают медицинских работников, имеющих право выписывать рецепт и создавать электронный рецепт; форму согласия пациента на создание электронного рецепта; информацию о выписываемых лекарственных препаратах, наркотических средствах и психотропных веществах (далее – лекарственные препараты, ПАВ); информацию в составе штампа организации здравоохранения; сокращенное написание наименований лекарственных препаратов, ПАВ; указание нескольких лекарственных препаратов на бланке рецепта для выписки лекарственных препаратов, реализуемых в аптеке за полную стоимость; выписывание рецептов по просьбе пациентов, их родственников; срок действия рецепта на наркотические средства; периодичность реализации лекарственного препарата в аптеке по электронному рецепту; бланки рецептов и др.

Читать подробнее
Календарь событий
26 апреля 2024 г.
Полящук Наталья Анатольевна
Вебинар "Предупреждение и противодействие коррупции в организации"
Подробнее
Видео
Здравствуйте, данный браузер не поддерживается нашей системой, для продолжения работы воспользуйтесь другим браузером.