Сохранить в избранное

Комментарий к постановлению МАРТ от 3 апреля 2023 г. № 24 «Об изменении постановления МАРТ от 28 июня 2017 г. № 33»

Амельченя Юлия Александровна, кандидат юридических наук, доцент

С 19 апреля 2023 г. действует новая редакция Инструкции о порядке формирования и ведения реестра поставщиков (подрядчиков, исполнителей), временно не допускаемых к закупкам, которая утверждена постановлением Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь от 28.06.2017 № 33, а постановлением Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь от 3 апреля 2023 г. № 24 «Об изменении постановления Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь от 28 июня 2017 г. № 33» данная Инструкция изложена в новой редакции.

Рассмотрим правила, установленные названной Инструкцией о порядке формирования и ведения реестра поставщиков (подрядчиков, исполнителей), временно не допускаемых к закупкам, в редакции постановления Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь от 3 апреля 2023 г. № 24 (далее – новая Инструкция).

В первую очередь, следует обратить внимание, что, как и ранее, новая Инструкция устанавливает правовые основы формирования и ведения реестра поставщиков (подрядчиков, исполнителей), временно не допускаемых к закупкам (далее – Реестр), в соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15.03.2012 № 229 «О совершенствовании отношений в области закупок товаров (работ, услуг) за счет собственных средств» (далее – постановление № 229).

Новая Инструкция устанавливает основания как для включения в Реестр, так и новые случаи досрочного исключения из Реестра. Полномочия для этого предоставлены Министерству антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь (далее – МАРТ) постановлением № 229 (ч. 6 подп. 2.5 п. 2 постановления № 229).

МАРТ формирует, ведет и размещает в актуальном состоянии реестр в информационной системе «Тендеры» на сайте информационного республиканского унитарного предприятия «Национальный центр маркетинга и конъюнктуры цен».

Содержание Реестра фактически осталось прежним и включает наименование юридического лица (фамилию, собственное имя, отчество (если таковое имеется) – для физического лица, в том числе индивидуального предпринимателя), место нахождения (место жительства) и учетный номер плательщика (если таковой имеется) лица, включенного в Реестр; дату и основание включения в Реестр; дату и основание исключения из Реестра.

Структурированы требования к форме и содержанию обращения в МАРТ и дополнен круг субъектов, которые данную информацию направляют в МАРТ.

Во-первых, отметим, что согласно постановлению № 229 установлена обязанность для организаций, указанных в подп. 1.1 п. 1 постановления № 229, в случаях, когда:

  • юридические и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, уклонились от заключения договоров в случае выбора их участниками-победителями, если это не связано с изменением заказчиком условий процедуры закупки;
  • с юридическими и физическими лицами, в том числе индивидуальными предпринимателями, по решению суда расторгнуты договоры в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением ими этих договоров, за исключением договоров, расторгнутых по причине обстоятельств, вызванных непреодолимой силой, невозможности исполнения либо на основании акта государственного органа,
  • направлять информацию о таких субъектах, подлежащих включению в Реестр, в МАРТ в течение 1 месяца после наступления соответствующих оснований (подп. 2.5 п. 2 постановления № 229).

В случае же, когда имеет место совершение работниками (работником) юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на основании вступившего в законную силу приговором суда преступления, связанного с участием в процедуре закупки, в том числе дачу взятки, или такие преступления совершены физическими лицами, в том числе индивидуальными предпринимателями, тогда обязанности для организации и организатора направления заявления в МАРТ не предусмотрено.

Новая Инструкция устанавливает, что наряду с организациями, указанными в подп. 1.1 п. 1 постановления № 229, или организаторами закупок в соответствии с постановлением № 229 право направлять в МАРТ заявление о включении субъекта в Реестр предоставлено контролирующим (надзорным) и (или) правоохранительным органам, судам. В то же время в новой Инструкции отсутствует срок для таких органов и суда для направления заявления.

Предоставление сведений в МАРТ в любом случае осуществляется путем направления заявления, форма которого приведена в приложении к новой Инструкции. Данной формой заявления и подтверждающими документами в равной степени руководствуются организации и организаторы процедур закупок, а также контролирующие (надзорные) и (или) правоохранительные органы и суды.

К заявлению прилагаются документы в зависимости от основания для включения в Реестр. Так, предоставляются:

  1. при уклонении юридического или физического лица, в том числе индивидуального предпринимателя, от заключения договора в случае выбора его участником-победителем, если это не связано с изменением заказчиком условий процедуры закупки, – копия постановления суда о понуждении такого юридического или физического лица, в том числе индивидуального предпринимателя, к заключению договора и (или) его письменный отказ от заключения договора;
  2. при расторжении договора с юридическим или физическим лицом, в том числе индивидуальным предпринимателем, в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением им этого договора, за исключением договора, расторгнутого в связи с обстоятельствами, вызванными непреодолимой силой, невозможностью исполнения либо на основании акта государственного органа, – копия постановления суда о расторжении договора в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением обязательств по нему;
  3. при совершении работниками (работником) юридического лица или индивидуального предпринимателя, а также физическими лицами, в том числе индивидуальными предпринимателями, установленных вступившим в законную силу приговором суда преступлений, связанных с участием в процедуре закупки, в том числе дачей взятки, – копия приговора суда.

Новая Инструкция закрепляет, что включение в Реестр МАРТ осуществляет в течение 15 календарных дней со дня поступления заявления и указанных выше документов. Однако если предоставленные документы не отвечают требованиям новой Инструкции, то МАРТ возвращает их в течение 15 календарных дней со дня их получения от организации или организатора закупок. Возврат документов иным лицам, подавшим заявление и требуемые документы, не предусмотрен.

Если раньше МАРТ включал в Реестр без принятия соответствующего решения (совершалось действие о включении в Реестр), то новая Инструкция предусматривает принятие решения о включении субъекта в Реестр, оформляемого приказом МАРТ (п. 7 новой Инструкции).

Предусмотрена гарантия судебного обжалования принятого решения о включении в Реестр, и обжалование осуществляется в Верховный Суд Республики Беларусь (ст. 48 Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь).

Новая Инструкция дублирует норму постановления № 229 о том, когда субъект не включается в Реестр, а именно если уклонение от заключения договора победителем или расторжение договора как основания для включения в Реестр возникли в связи с изменением установленного Национальным банком Республики Беларусь курса белорусского рубля к одной из иностранных валют, входящих в корзину валют, более чем на 20 % по отношению к курсу, действовавшему на дату подачи предложения участником-победителем (в случае проведения электронного аукциона – на дату проведения торгов) либо на дату заключения договора на закупку в случае проведения процедуры закупки из одного источника.

Уточнены обстоятельства исключения субъекта из Реестра – он исключается МАРТ по истечении 1 года со дня включения в Реестр без издания приказа МАРТ и уведомления такого субъекта (ранее требовалось уведомить исключенного субъекта).

Досрочное исключение из Реестра осуществляется, когда в МАРТ поступило от субъекта, включенного в Реестр, заявление о досрочном исключении из Реестра с приложением:

  • документов, подтверждающих предоставление не соответствующих действительности документов и (или) сведений, послуживших основанием для включения в Реестр;
  • документов, подтверждающих отмену постановления суда, послужившего основанием для включения в Реестр;
  • документов, подтверждающих погашение или снятие в порядке, установленном законодательством, судимости лиц (работников (работника) юридического лица или индивидуального предпринимателя, а также физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, при совершении установленных вступившим в законную силу приговором суда преступлений, связанных с участием в процедуре закупки, в том числе дачей взятки), в связи с которой субъект включался в Реестр;
  • документов и (или) сведений, подтверждающих, что уклонение юридического или физического лица, в том числе индивидуального предпринимателя, от заключения договора было вызвано изменением установленного Национальным банком Республики Беларусь курса белорусского рубля к одной из иностранных валют, входящих в корзину валют, более чем на 20 % по отношению к курсу, действовавшему на дату подачи предложения участником-победителем (в случае проведения электронного аукциона – на дату проведения торгов) либо на дату заключения договора на закупку в случае проведения процедуры закупки из одного источника;
  • документов и (или) сведений, подтверждающих, что расторжение договора по решению суда в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением юридическим или физическим лицом, в том числе индивидуальным предпринимателем, этого договора было вызвано изменением установленного Национальным банком Республики Беларусь курса белорусского рубля к одной из иностранных валют, входящих в корзину валют, более чем на 20 % по отношению к курсу, действовавшему на дату подачи предложения участником-победителем (в случае проведения электронного аукциона – на дату проведения торгов) либо на дату заключения договора на закупку в случае проведения процедуры закупки из одного источника;
  • документов и (или) сведений, подтверждающих, что неисполнение либо ненадлежащее исполнение договора было вызвано обстоятельствами непреодолимой силы, наличие которых свидетельствует Белорусская торгово-промышленная палата или уполномоченный орган в соответствии с законодательством страны, резидентом которой является включенное в реестр лицо; копии решения суда о признании недействительным решения о выборе юридического или физического лица, в том числе индивидуального предпринимателя, участником-победителем;
  • документов и (или) сведений, подтверждающих, что юридическое или физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель, является единственным отечественным производителем определенного товара (работы, услуги). При этом новая Инструкция закрепляет, что субъект может воспользоваться правом досрочного исключения из Реестра на основании заявления производителя только один раз.

Дополнительно установлена компетенция МАРТ для принятия решения о досрочном исключении юридического и физического лица, в том числе индивидуального предпринимателя, из Реестра на запрос у государственных органов (организаций) документы и (или) сведения, подтверждающие предоставление юридическим или физическим лицом, в том числе индивидуальным предпринимателем, достоверной информации.

Новая Инструкция устанавливает, что субъект досрочно исключается из Реестра в течение 10 рабочих дней со дня поступления в МАРТ заявления о досрочном исключении из Реестра и прилагаемых к нему документов и (или) сведений; если отсутствуют основания для исключения из Реестра, то в этот же срок МАРТ письменно уведомляет субъекта об этом.

Решение о досрочном исключении субъекта из Реестра оформляется приказом МАРТ. Уведомление об исключении из Реестра субъекта направляется последнему в течение 5 рабочих дней с даты издания приказа.

Однако если в МАРТ поступят документы и (или) сведения, подтверждающие факт предоставления недостоверной информации, на основании которой субъект был досрочно исключен из Реестра, такое лицо подлежит включению в Реестр на один год без учета срока, в течение которого оно ранее находилось в Реестре.

Так же, как и ранее, МАРТ актуализирует информацию в Реестре в информационной системе «Тендеры», обновляя данные Реестра не позднее рабочего дня, следующего за днем принятия решения о включении в Реестр (исключении из Реестра) субъекта.

Таким образом, при участии в процедурах закупок за счет собственных средств, при исполнении договоров на закупку поставщикам (подрядчикам, исполнителям) следует добросовестно исполнять обязательства, а при наличии обстоятельств для невключения в Реестр или для досрочного исключения направлять соответствующую информацию в МАРТ, а также помнить про защиту своих прав в судебном порядке. Что касается организаций, применяющих постановление № 229 и проводящих процедуры закупок в соответствии с ним, то необходимо помнить про обязанность направления заявления и подтверждающих документов в МАРТ для включения в Реестр, и также рекомендуем при проведении процедур закупок проверять соответствующую информацию в Реестре и факт отсутствия участника конкурентной процедуры закупки в нем.

Материал подготовлен с использованием нормативных правовых актов по состоянию на 21 апреля 2023 г.


Больше документов по теме смотрите в тематическом банке данных "Закупки".

Закупки


Сохранить в избранное
Читайте также в разделе
Вам будет интересно
Защита от несанкционированного использования объектов, созданных искусственным интеллектом
Лосев Сергей Сергеевич, кандидат юридических наук, доцент

Вопрос: 

Какие меры защиты может применить лицо, заказавшее создание объекта, подобного произведению, у владельца системы искусственного интеллекта, в случае последующего несанкционированного использования этого результата третьим лицом?

Читать подробнее
Видео
Здравствуйте, данный браузер не поддерживается нашей системой, для продолжения работы воспользуйтесь другим браузером.