Амельченя Юлия Александровна, кандидат юридических наук, доцент
С 19 апреля 2023 г. действует новая редакция Инструкции о порядке формирования и ведения реестра поставщиков (подрядчиков, исполнителей), временно не допускаемых к закупкам, которая утверждена постановлением Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь от 28.06.2017 № 33, а постановлением Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь от 3 апреля 2023 г. № 24 «Об изменении постановления Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь от 28 июня 2017 г. № 33» данная Инструкция изложена в новой редакции.
Рассмотрим правила, установленные названной Инструкцией о порядке формирования и ведения реестра поставщиков (подрядчиков, исполнителей), временно не допускаемых к закупкам, в редакции постановления Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь от 3 апреля 2023 г. № 24 (далее – новая Инструкция).
В первую очередь, следует обратить внимание, что, как и ранее, новая Инструкция устанавливает правовые основы формирования и ведения реестра поставщиков (подрядчиков, исполнителей), временно не допускаемых к закупкам (далее – Реестр), в соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15.03.2012 № 229 «О совершенствовании отношений в области закупок товаров (работ, услуг) за счет собственных средств» (далее – постановление № 229).
Новая Инструкция устанавливает основания как для включения в Реестр, так и новые случаи досрочного исключения из Реестра. Полномочия для этого предоставлены Министерству антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь (далее – МАРТ) постановлением № 229 (ч. 6 подп. 2.5 п. 2 постановления № 229).
МАРТ формирует, ведет и размещает в актуальном состоянии реестр в информационной системе «Тендеры» на сайте информационного республиканского унитарного предприятия «Национальный центр маркетинга и конъюнктуры цен».
Содержание Реестра фактически осталось прежним и включает наименование юридического лица (фамилию, собственное имя, отчество (если таковое имеется) – для физического лица, в том числе индивидуального предпринимателя), место нахождения (место жительства) и учетный номер плательщика (если таковой имеется) лица, включенного в Реестр; дату и основание включения в Реестр; дату и основание исключения из Реестра.
Структурированы требования к форме и содержанию обращения в МАРТ и дополнен круг субъектов, которые данную информацию направляют в МАРТ.
Во-первых, отметим, что согласно постановлению № 229 установлена обязанность для организаций, указанных в подп. 1.1 п. 1 постановления № 229, в случаях, когда:
В случае же, когда имеет место совершение работниками (работником) юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на основании вступившего в законную силу приговором суда преступления, связанного с участием в процедуре закупки, в том числе дачу взятки, или такие преступления совершены физическими лицами, в том числе индивидуальными предпринимателями, тогда обязанности для организации и организатора направления заявления в МАРТ не предусмотрено.
Новая Инструкция устанавливает, что наряду с организациями, указанными в подп. 1.1 п. 1 постановления № 229, или организаторами закупок в соответствии с постановлением № 229 право направлять в МАРТ заявление о включении субъекта в Реестр предоставлено контролирующим (надзорным) и (или) правоохранительным органам, судам. В то же время в новой Инструкции отсутствует срок для таких органов и суда для направления заявления.
Предоставление сведений в МАРТ в любом случае осуществляется путем направления заявления, форма которого приведена в приложении к новой Инструкции. Данной формой заявления и подтверждающими документами в равной степени руководствуются организации и организаторы процедур закупок, а также контролирующие (надзорные) и (или) правоохранительные органы и суды.
К заявлению прилагаются документы в зависимости от основания для включения в Реестр. Так, предоставляются:
Новая Инструкция закрепляет, что включение в Реестр МАРТ осуществляет в течение 15 календарных дней со дня поступления заявления и указанных выше документов. Однако если предоставленные документы не отвечают требованиям новой Инструкции, то МАРТ возвращает их в течение 15 календарных дней со дня их получения от организации или организатора закупок. Возврат документов иным лицам, подавшим заявление и требуемые документы, не предусмотрен.
Если раньше МАРТ включал в Реестр без принятия соответствующего решения (совершалось действие о включении в Реестр), то новая Инструкция предусматривает принятие решения о включении субъекта в Реестр, оформляемого приказом МАРТ (п. 7 новой Инструкции).
Предусмотрена гарантия судебного обжалования принятого решения о включении в Реестр, и обжалование осуществляется в Верховный Суд Республики Беларусь (ст. 48 Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь).
Новая Инструкция дублирует норму постановления № 229 о том, когда субъект не включается в Реестр, а именно если уклонение от заключения договора победителем или расторжение договора как основания для включения в Реестр возникли в связи с изменением установленного Национальным банком Республики Беларусь курса белорусского рубля к одной из иностранных валют, входящих в корзину валют, более чем на 20 % по отношению к курсу, действовавшему на дату подачи предложения участником-победителем (в случае проведения электронного аукциона – на дату проведения торгов) либо на дату заключения договора на закупку в случае проведения процедуры закупки из одного источника.
Уточнены обстоятельства исключения субъекта из Реестра – он исключается МАРТ по истечении 1 года со дня включения в Реестр без издания приказа МАРТ и уведомления такого субъекта (ранее требовалось уведомить исключенного субъекта).
Досрочное исключение из Реестра осуществляется, когда в МАРТ поступило от субъекта, включенного в Реестр, заявление о досрочном исключении из Реестра с приложением:
Дополнительно установлена компетенция МАРТ для принятия решения о досрочном исключении юридического и физического лица, в том числе индивидуального предпринимателя, из Реестра на запрос у государственных органов (организаций) документы и (или) сведения, подтверждающие предоставление юридическим или физическим лицом, в том числе индивидуальным предпринимателем, достоверной информации.
Новая Инструкция устанавливает, что субъект досрочно исключается из Реестра в течение 10 рабочих дней со дня поступления в МАРТ заявления о досрочном исключении из Реестра и прилагаемых к нему документов и (или) сведений; если отсутствуют основания для исключения из Реестра, то в этот же срок МАРТ письменно уведомляет субъекта об этом.
Решение о досрочном исключении субъекта из Реестра оформляется приказом МАРТ. Уведомление об исключении из Реестра субъекта направляется последнему в течение 5 рабочих дней с даты издания приказа.
Однако если в МАРТ поступят документы и (или) сведения, подтверждающие факт предоставления недостоверной информации, на основании которой субъект был досрочно исключен из Реестра, такое лицо подлежит включению в Реестр на один год без учета срока, в течение которого оно ранее находилось в Реестре.
Так же, как и ранее, МАРТ актуализирует информацию в Реестре в информационной системе «Тендеры», обновляя данные Реестра не позднее рабочего дня, следующего за днем принятия решения о включении в Реестр (исключении из Реестра) субъекта.
Таким образом, при участии в процедурах закупок за счет собственных средств, при исполнении договоров на закупку поставщикам (подрядчикам, исполнителям) следует добросовестно исполнять обязательства, а при наличии обстоятельств для невключения в Реестр или для досрочного исключения направлять соответствующую информацию в МАРТ, а также помнить про защиту своих прав в судебном порядке. Что касается организаций, применяющих постановление № 229 и проводящих процедуры закупок в соответствии с ним, то необходимо помнить про обязанность направления заявления и подтверждающих документов в МАРТ для включения в Реестр, и также рекомендуем при проведении процедур закупок проверять соответствующую информацию в Реестре и факт отсутствия участника конкурентной процедуры закупки в нем.
Материал подготовлен с использованием нормативных правовых актов по состоянию на 21 апреля 2023 г.
Больше документов по теме смотрите в тематическом банке данных "Закупки".
Увольнение работника может происходить по разным основаниям. Рассмотрим в настоящей статье, какие выплаты полагаются работнику при увольнении.