Сохранить в избранное

Кабинет охраны труда в соответствии с требованиями законодательства

Штейнер Алексей Иванович, юрист, специалист по трудовому законодательству и законодательству об охране труда

В соответствии с законодательством о труде и об охране труда наниматель обязан обеспечивать охрану труда работников, в том числе подготовку (обучение), инструктаж, повышение квалификации и проверку знаний работников по вопросам охраны труда, информирование их об условиях и охране труда на рабочем месте, о существующем риске причинения вреда здоровью и полагающихся средствах индивидуальной защиты, компенсациях по условиям труда, пропаганду и внедрение передового опыта безопасных методов и приемов труда и др.

Для реализации перечисленных функций нанимателем в том числе могут создаваться кабинеты по охране труда или уголки по охране труда.

До недавнего времени требования к организации работы и оснащению кабинетов охраны труда и уголков по охране труда были установлены Типовым положением о кабинете охраны труда, утвержденным постановлением Министерства труда Республики Беларусь от 08.11.1999 № 144 (далее – Типовое положение № 144).

Типовое положение № 144 устанавливало требование по созданию кабинета по охране труда при численности работающих в организации или ее структурном подразделении 100 человек и более.

При численности работающих в организации менее 100 человек функции кабинетов охраны труда могли осуществляться на базе уголков по охране труда.

Но с 12.06.2021 постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 01.06.2021 № 42 Типовое положение № 144 утратило силу.

В настоящее время организация работы кабинета по охране труда (уголка по охране труда) является правом, а не обязанностью нанимателя.

При принятии решения о необходимости оборудования в организации кабинета по охране труда (уголка по охране труда) необходимо учитывать требования ст. 17 Закона Республики Беларусь от 23.06.2008 № 356-З «Об охране труда», согласно которой наниматель обязан:

  • осуществлять обучение, стажировку, инструктаж и проверку знаний работающих по вопросам охраны труда;
  • информировать работающих о состоянии условий и охраны труда на рабочем месте, существующем риске повреждения здоровья и полагающихся средствах индивидуальной защиты, компенсациях по условиям труда.

Типовое положение о службе охраны труда организации утверждено постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 30.09.2013 № 98 (далее – Типовое положение № 98).

Согласно п. 11 Типового положения № 98 служба охраны труда в соответствии с возложенными на нее задачами:

  • участвует в работе организации по пропаганде и внедрению передового опыта безопасных методов и приемов труда, сотрудничеству с работниками, их полномочными представителями в области охраны труда, информированию о состоянии условий и охраны труда на рабочем месте, существующем риске повреждения здоровья и полагающихся средствах индивидуальной защиты и об иных вопросах, связанных с охраной труда;
  • участвует в организации проведения инструктажей по охране труда в порядке, установленном законодательством;
  • принимает участие в коллективных переговорах при рассмотрении вопросов охраны труда, подготовке проектов положений коллективного договора, касающихся охраны труда, разработке плана мероприятий по охране труда;
  • организует совместно со структурными подразделениями проведение обучения и проверки знаний работников по вопросам охраны труда;
  • участвует в работе комиссий, в том числе комиссии для проверки знаний работающих по вопросам охраны труда, по общему техническому осмотру зданий (помещений), по охране труда и других;
  • участвует в организации проведения смотров-конкурсов на лучшую организацию работы по охране труда, в оформлении информационных стендов, уголков по охране труда.

При наличии в организации кабинета по охране труда (уголка по охране труда) служба охраны труда будет эффективнее выполнять возложенные на нее функции.

При решении вопроса о необходимости оборудования кабинета по охране труда необходимо учитывать, что в настоящее время имеется возможность дистанционного взаимодействия с каждым работником по средствам информационных технологий.

В настоящее время не устанавливаются требования к размеру кабинетов по охране труда, оснащению их соответствующими техническими средствами, мебелью, а также к тематической направленности их деятельности. Это дает организациям право самостоятельно решать указанные и другие вопросы работы кабинетов охраны труда.

Возникает вопрос, какими НПА руководствоваться при оборудовании кабинета по охране труда?

Правила по охране труда утверждены постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 01.07.2021 № 53 (далее – Правила № 53).

Согласно п. 22 Правил № 53 допускается оформление и ведение документов по охране труда в электронном виде. При этом программные средства, используемые для ведения документов по охране труда в электронном виде, должны позволять однозначно идентифицировать работников и момент времени внесения записей, а также быть защищены от несанкционированного доступа и внесения изменений в них.

При обеспечении требований по охране труда в организации все больше используются информационно-коммуникационные технологии, и особенно компьютеры и другая офисная техника.

Под офисным оборудованием понимаются персональные электронные вычислительные машины (далее – ПЭВМ), копировально-множительная техника, сканирующие устройства, которые, анализируя какой-либо объект (изображение, текст), создают цифровую копию изображения объекта (п. 1 Типовой инструкции по охране труда при использовании в работе офисного оборудования, утвержденной постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 14.04.2021 № 25).

При оборудовании кабинета (уголка) по охране труда в настоящее время можно руководствоваться требованиями, предъявляемыми к офисам и рабочим местам, оборудованным компьютером.

При оборудовании кабинета (уголка) по охране труда необходимо руководствоваться:

  • Санитарными нормами и правилами «Требования при работе с видеодисплейными терминалами и электронно-вычислительными машинами», утвержденными постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 28.06.2013 № 59 (далее – СанПин № 59);

  • Гигиеническим нормативом «Предельно допустимые уровни нормируемых параметров при работе с видеодисплейными терминалами и электронно-вычислительными машинами», утвержденным постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 28.06.2013 № 59;

  • Специфическими санитарно-эпидемиологическими требованиями к условиям труда работающих, утвержденными постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 01.02.2020 № 66;

  • Санитарными нормами и правилами «Требования к микроклимату рабочих мест в производственных и офисных помещениях» и Гигиеническим нормативом «Показатели микроклимата производственных и офисных помещений», утвержденными постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 30.04.2013 № 33.

Требования к помещениям. Нормы площади в кабинете по охране труда.

Требования к помещениям для работы с компьютером установлены главой 3 СанПин № 59. Среди основных требований, предъявляемых к таким помещениям, можно выделить следующие:

  • помещения, где эксплуатируются компьютеры, должны иметь как естественное, так и искусственное освещение.

Т.е. обязательно, чтобы было окно, не допускается использовать вместо стекла поликарбонат;

  • естественное освещение на рабочих местах с компьютером должно осуществляться через световые проемы, ориентированные преимущественно на север, северо-восток, восток, запад или северо-запад, и обеспечивать коэффициент естественной освещенности не ниже 1,5 процента;
  • оконные проемы должны быть оборудованы регулируемыми устройствами типа жалюзи, занавесей, внешних козырьков и других;
  • площадь одного рабочего места для пользователей компьютеров должна составлять не менее 6 кв. м.

Площадь одного рабочего места может составлять не менее 4,5 кв. м на каждого пользователя при одновременном наличии двух условий:

  1. отсутствие на рабочем месте периферийных устройств (принтер, сканер и другое);
  2. продолжительность работы должна составлять не более 4 часов в день.

Имеется ввиду именно работа за компьютером. При проведении обучения по охране труда допускается нахождение в кабинете большего количества сотрудников.

Площадь одного рабочего места может составлять не менее 4,5 кв. м на каждого пользователя при использовании компьютеров на базе плоских дискретных экранов (жидкокристаллические, плазменные и другое);

  • при возведении и реконструкции зданий с помещениями для работы с компьютерами эти помещения следует проектировать высотой от пола до потолка не менее 3,0 м;
  • помещения для работы с компьютерами должны оборудоваться системами отопления, кондиционирования воздуха или эффективной приточно-вытяжной вентиляцией;
  • поверхность пола в помещениях эксплуатации компьютеров должна быть ровной, без выбоин, нескользкой, удобной для очистки и влажной уборки, обладать антистатическими свойствами.

Кабинет (уголок) по охране труда с целью наиболее эффективного выполнения своих функций может быть оснащен:

  • нормативными правовыми актами по охране труда с учетом специфики деятельности данной организации, в том числе стандартами, правилами, инструкциями;
  • локальными правовыми актами по охране труда;
  • учебными программами, методическими, справочными и другими материалами, необходимыми для проведения обучения, инструктажа и консультаций работников по вопросам охраны труда, противопожарной безопасности, законодательства о труде Республики Беларусь;
  • техническими средствами обучения:
  •  проекционной, видеозвукозаписывающей и воспроизводящей аппаратурой,
  •  персональными компьютерами,
  • контрольными и обучающими машинами, тренажерами, контрольно-измерительными приборами и другим инвентарем;
  • наглядными пособиями, в том числе плакатами, схемами, макетами, образцами инструмента, защитных средств, видеофильмами, диафильмами, кинофильмами;
  • экспозиционным оборудованием, включающим витрины, стеллажи, стенды;
  • необходимой оргтехникой и телефонной связью.

Примерный перечень оборудования кабинета охраны труда:

  • Наглядные пособия, в том числе плакаты, альбомы, видеофильмы, кинофильмы;
  • Нормативные правовые акты по охране труда, в том числе стандарты, правила, инструкции, технические НПА, санитарные нормы и правила;
  • Учебно-методическая литература, справочные и другие материалы;
  • Руководящие документы системы управления охраной труда;
  • Технические средства обучения и контроля знаний: контрольно-обучающие машины (компьютеры), телевизор, кинопроектор, диапроектор, тренажер для отработки приемов искусственного дыхания и наружного массажа сердца;
  • Контрольно-измерительные приборы и приборы безопасности;
  • Образцы исправного и неисправного инструмента, предохранительных приспособлений и средств защиты;
  • Видеокамера;
  • Фотоаппарат с подсоединением к компьютеру;
  • Медицинская аптечка с необходимым перечнем вложений;
  • Средства оргтехники и телефон;

Комплект мебели и инвентаря:

  • стол для преподавателя
  • столы учебные двухместные
  • столы для технической аппаратуры
  • учебная меловая доска
  • стулья
  • кинопроекционный экран
  • книжные шкафы
  • витрины для литературы, демонстрации средств защиты, инструмента и других экспонатов
  • оборудование для экспонирования плакатов
  • оборудование для хранения плакатов.

Примерный перечень документации по охране труда:

  1. Планы работы кабинета охраны труда.
  2. Журнал регистрации вводного инструктажа.
  3. Программы обучения и протоколы проверки знаний по вопросам охраны труда работников, в том числе руководителей, специалистов и рабочих.
  4. Учебно-методическая и инструктивная литература по охране труда.
  5. Нормативные правовые акты по охране труда, в том числе стандарты, правила, нормы, инструкции, документы по системе управления охраной труда, технические регламенты Таможенного союза и Евразийского экономического союза.
  6. Информационные материалы по авариям и несчастным случаям на производстве, профессиональным заболеваниям, произошедшим в отрасли, организации.
  7. Государственная статистическая отчетность по охране труда.
  8. Протоколы совещаний, семинаров, планы мероприятий и приказы по охране труда.
  9. Коллективный договор, соглашение по охране труда.
  10. Материалы аттестации рабочих мест по условиям труда.
  11. Материалы по пропаганде передового опыта по охране труда.
  12. Техническая документация на оборудование, используемое в производстве.
  13. Проектная документация на строительство (реконструкцию) объектов, предназначенных для выпуска продукции и оказания услуг.
  14. Перечень СИЗ используемых на производстве, эксплуатационная документация по их применению.

Материал подготовлен с использованием нормативных правовых актов по состоянию на 5 января 2022 г.


Сохранить в избранное
Читайте также в разделе
Вам будет интересно
Cроки и порядок уплаты таможенных пошлин, налогов
Яхнович Олег Игоревич, главный инспектор Государственного таможенного комитета Республики Беларусь

Закон Республики Беларусь от 19.07.2021 № 121-З «Об изменении Закона Республики Беларусь «О таможенном регулировании в Республике Беларусь»: комментарий к главе 8 «сроки и порядок уплаты таможенных пошлин, налогов» (статьи 44–45).

Читать подробнее
Календарь событий
31 августа 2022
Жук Ольга Юрьевна, Шевченко Татьяна Анатольевна
Актуальные вопросы ведения делопроизводства в организации
Подробнее
30 августа 2022
Богатко Антон Викторович
Особенности организации и проведения закупок товаров (работ, услуг) при строительстве
Подробнее
Здавстувствуйте, данный браузер не поддерживется нашей системой, для продолжения работы воспользуйтесь другим браузером.