Сохранить в избранное

Комментарий к постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 28 декабря 2022 г. № 933 «Об изменении постановления Совета Министров Республики Беларусь от 15 июня 2019 г. № 395»

Амельченя Юлия Александровна, кандидат юридических наук, доцент

Очередные новеллы в сфере государственных закупок внесены постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28 декабря 2022 г. № 933 «Об изменении постановления Совета Министров Республики Беларусь от 15 июня 2019 г. № 395» (далее – постановление № 933), на основании которого скорректированы случаи изменения условий договора государственной закупки и применения закупки из одного источника.

Так, в отношении изменения условий договора государственной закупки отметим, что два из предусмотренных подп. 1.8 п. 1 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 15 июня 2019 г. № 395 «О реализации Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О государственных закупках товаров (работ, услуг)» (далее – постановление № 395) случая уточнены за счет дополнения норм возможностью их применения в 2023 году, как это имело место в 2022 году. А именно, и в 2022, и в 2023 допускается изменение:

  • цены договора, если такие изменения при приобретении товаров (работ, услуг) согласно приложениям 1–24 и 5 к постановлению № 395, а также сырья, материалов, комплектующих, используемых при производстве таких товаров (выполнении работ, оказании услуг), невозможно было предусмотреть при проведении процедуры государственной закупки. Размер изменения цены договора должен быть подтвержден соответствующим расчетом поставщика (подрядчика, исполнителя);
  • сроков исполнения обязательств поставщиком (подрядчиком, исполнителем), порядка оплаты, если необходимость таких изменений невозможно было предусмотреть при проведении процедуры государственной закупки. Невозможность исполнения обязательств без изменения указанных условий должна быть подтверждена соответствующим обоснованием поставщика (подрядчика, исполнителя).

Обращаем внимание, что приведенные основания применяются по инициативе поставщика (подрядчика, исполнителя) при наличии соответствующего расчета/обоснования, который оценивает заказчик и при обоснованности изменения может согласиться с предлагаемыми изменениями.

Дата вступления в силу указанных норм – с 1 января 2023 года.

В отношении оснований для применения закупки из одного источника установлено право применения данного вида процедуры для приобретения в 2023–2024 годах продуктов питания.

Данная норма действует со 2 января 2023 года.

Напомним, в течение 2022 года действовала норма аналогичного содержания. Однако следует учитывать, только лишь наличия основания для применения закупки из одного источника недостаточно для выбора контрагента и заключения договора государственной закупки по правилам ст. 49 Закона Республики Беларусь от 13 июля 2012 г. № 419-З «О государственных закупках товаров (работ, услуг)», поскольку требуется также наличие подтвержденного органами казначейства финансирования и только после этого допускается принятие получателями бюджетных обязательств.

Подп. 1.9 п. 1 постановления № 395 дополнен двумя новыми основаниями для применения закупки из одного источника, которые могут быть применены с вступлением в силу постановления № 933 в этой части, т.е. с 31.12.2022 г., и в течение двух лет с этой даты.

Первое основание – это случай приобретения услуг по разработке, доработке, модернизации, информационному и техническому сопровождению официальных интернет-сайтов государственных органов и организаций у государственных унитарных предприятий, хозяйственных обществ, более 50 % акций (долей в уставном фонде) которых находится в собственности Республики Беларусь и (или) ее административно-территориальных единиц.

При этом под официальными интернет-сайтами государственных органов и организаций понимаются официальные интернет-ресурсы республиканских органов государственного управления, местных исполнительных и распорядительных органов, иных государственных органов и государственных организаций, а также хозяйственных обществ, в отношении которых Республика Беларусь либо ее административно-территориальная единица, обладая акциями (долями в уставных фондах), может определять решения, принимаемые этими хозяйственными обществами.

Второе – случай приобретения услуг по проведению социологических исследований, включая научно-исследовательские работы, у юридических лиц, аккредитованных Комиссией по опросам общественного мнения при Национальной академии наук Беларуси.

Кроме того, из приложения 8 к постановлению № 395 из перечня поставщиков и печатной продукции, требующей специальной степени защиты, государственные закупки которой осуществляются с применением процедуры закупки из одного источника у указанных в данном перечне поставщиков, исключен бланк специального разрешения (лицензии) для приобретения у Республиканского научно-технического унитарного предприятия «Криптотех» Департамента государственных знаков Министерства финансов.

Данная норма действует с 31.12.2022.

Таким образом, очередная корректировка законодательства позволит оперативно приобретать товары (работы, услуги) при применении закупки из одного источника в условиях соблюдении требований законодательства, а также изменять условия договора государственной закупки для удовлетворения нужд заказчика.


Материал подготовлен с использованием нормативных правовых актов по состоянию на 30 декабря 2022 г.


Сохранить в избранное
Читайте также в разделе
Вам будет интересно
Особенности расчета среднего заработка для расчета отпускных
Борисенко Наталья Валерьевна, аудитор
Порядок определения среднего заработка, который применяется для расчета отпускных за время нахождения в трудовом и социальном (в связи с получением образования) отпусках, установлен Инструкцией о порядке исчисления среднего заработка, утвержденной постановлением Министерства труда Республики Беларусь от 10.04.2000 № 47 (далее – Инструкция № 47). 
Читать подробнее
Видео
Здравствуйте, данный браузер не поддерживается нашей системой, для продолжения работы воспользуйтесь другим браузером.