23Сен 2020

Типичные нарушения при осуществлении государственных закупок

Третьякова И.В. Амельченя Ю.А.

Нарушения требований законодательства о государственных закупках различны по основаниям возникновения, причинам, последствиям, но тем не менее можно выделить некоторые типичные нарушения, которые условно разделим на три группы:

  • Нарушение сроков;

  • Нарушение требований к содержанию документов, предоставляемых для подготовки предложений,

  • Нарушение порядка рассмотрения предложений.

Рассмотрим каждую из них, выделив типичные ситуации нарушений.

Уже более одного года действует обновленное законодательство государственных закупках.

В ходе его подготовки учитывалась практика применения законодательства, устранялись неясности, детализировался порядок тех или иных действий. Но тем не менее даже в условиях действия усовершенствованного законодательства ошибки, нарушения неизбежны.

В ходе рассмотрения жалоб на действия (бездействие) и (или) решения заказчика (организатора), комиссии и (или) ее членов, товарной биржи, оператора электронной торговой площадки, подаваемых в Министерство антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь (далее – МАРТ) как уполномоченный государственный орган по государственным закупкам, в ходе проводимых при принятии таких жалоб к рассмотрению камеральных проверок, а также при осуществлении МАРТ контроля в сфере государственных закупок выявляются нарушения требований законодательства о государственных закупках.

Они различны по основаниям возникновения, причинам, последствиям, но тем не менее можно выделить некоторые типичные нарушения, которые условно разделим на три группы:

  1. нарушение сроков,

  2. нарушение требований к содержанию документов, предоставляемых для подготовки предложений,

  3. нарушение порядка рассмотрения предложений.

Рассмотрим каждую из них, выделив типичные ситуации нарушений.

1. Нарушение сроков

Размещение документов, предоставляемых для подготовки предложений, на электронной торговой площадке, ответы на запросы о разъяснении таких документов, сроков проведения процедур

Для конкурентных процедур государственных закупок (открытый конкурс, электронный аукцион, процедура запроса ценовых предложений) Законом Республики Беларусь от 13.07.2012 № 419-З «О государственных закупках товаров (работ, услуг)» (далее – Закон) установлены сроки для размещения документов, предоставляемых для подготовки предложения. Так, документы, предоставляемые для подготовки предложения, должны быть утверждены заказчиком (организатором) – руководителем или уполномоченным им лицом, не позднее 1 рабочего дня, следующего за днем их утверждения, размещены на электронной торговой площадке (п. 2 ст. 32, п. 2 ст. 39, п. 2 ст. 46 Закона).

С учетом даты их размещения следует определить и срок для подготовки и подачи предложений. Для разных видов процедур государственных закупок он различается.

Срок для подготовки и подачи предложений должен составлять в случае проведения:

  • открытого конкурса – не менее 15 календарных дней со дня размещения конкурсных документов на электронной торговой площадке;

  • электронного аукциона – не менее 15 календарных дней со дня размещения аукционных документов на электронной торговой площадке либо не менее десяти календарных дней, если ориентировочная стоимость предмета государственной закупки не превышает 3000 базовых величин;

  • процедуры запроса ценовых предложений – не менее 5 рабочих дней со дня размещения документов, предоставляемых юридическому или физическому лицу, в том числе индивидуальному предпринимателю, для подготовки предложения в целях участия в процедуре запроса ценовых предложений, на электронной торговой площадке.

Срок для подготовки и подачи предложений при проведении повторных процедур государственных закупок должен составлять в случае проведения:

  • открытого конкурса – не менее 10 календарных дней со дня размещения конкурсных документов на электронной торговой площадке;

  • электронного аукциона – не менее 10 календарных дней со дня размещения аукционных документов на электронной торговой площадке либо не менее пяти рабочих дней, если ориентировочная стоимость предмета государственной закупки не превышает 3000 базовых величин;

  • процедуры запроса ценовых предложений – не менее 5 рабочих дней со дня размещения документов процедуры запроса ценовых предложений на электронной торговой площадке (ст. 23 Закона).

Срок для подготовки и подачи предложений может продляться. Для этого заказчиком (организатором) принимается решение, и соответствующие изменения в приглашение размещаются им на электронной торговой площадке.

При проведении открытого конкурса и направлении в период срока для подготовки и подачи предложений запроса о разъяснении конкурсных документов заказчик (организатор) не позднее 3 календарных дней до истечения срока для подготовки и подачи предложений обязан ответить на запрос о разъяснении конкурсных документов и содержание запроса, и ответ на него (без указания лица, направившего запрос) разместить на электронной торговой площадке (п. 3 ст. 32 Закона).

При проведении электронного аукциона и направлении в период срока для подготовки и подачи предложений запроса о разъяснении аукционных документов заказчик (организатор) не позднее 3 календарных дней до истечения срока для подготовки и подачи предложений обязан ответить на запрос о разъяснении аукционных документов и содержание запроса, и ответ на него (без указания лица, направившего запрос) разместить на электронной торговой площадке (п. 3 ст. 39 Закона).

При проведении процедуры запроса ценовых предложений и направлении в период срока для подготовки и подачи предложений запроса о разъяснении документов по процедуре заказчик (организатор) содержание такого запроса и ответ на него (без указания лица, направившего запрос) не позднее одного рабочего дня, следующего за днем поступления такого запроса, размещает на электронной торговой площадке (п. 3 ст. 46 Закона).

Срок рассмотрения предложений и составления и размещения протоколов заседания комиссии по государственным закупкам

Сроки рассмотрения предложений отличаются в зависимости от вида процедуры государственной закупки.

Открытый конкурс: рассмотрение проводится в 2 этапа, срок первого – не позднее 10 рабочих дней с момента истечения срока для подготовки и подачи предложений, но может быть продление заказчиком (организатором) до 45 календарных дней, срок второго – не позднее 5 рабочих дней со дня размещения протокола открытия, рассмотрения предложений и допуска участников к оценке и сравнению предложений (п. 2 ст. 35 и п. 1 ст. 36 Закона соответственно).

Электронный аукцион: первые разделы предложений рассматриваются не позднее 10 рабочих дней с момента истечения срока для подготовки и подачи предложений, но может быть продление заказчиком (организатором) срока до 45 календарных дней, вторые разделы предложений участников рассматриваются в течение 10 рабочих дней, следующих за днем окончания торгов (п. 2 ст. 42 и п. 2 ст. 44 Закона соответственно).

Процедура запроса ценовых предложений: срок рассмотрения предложений – не позднее 10 рабочих дней с момента истечения срока для подготовки и подачи предложений (п. 2 ст. 48 Закона).

При этом важно помнить, что в пределах указанных сроков комиссией по государственным закупкам должно быть принято соответствующее решение. Решение комиссии оформляется протоколом, который подписывается председательствующим на заседании, ее секретарем и иными членами комиссии, участвовавшими в ее заседании, в день проведения заседания комиссии (п. 19 Положения о комиссии по государственным закупкам, утвержденного постановлением Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь от 21.01.2019 № 7, далее – Положение о комиссии).

Протокол размещается на электронной торговой площадке не позднее одного рабочего дня, следующего за днем принятия комиссией такого решения.

Срок заключения договора на электронной торговой площадке

Законом предусмотрен порядок заключения договора государственной закупки в форме электронного документа на электронной торговой площадке.

Кратко сроки такого порядка выглядят так: 5 – 3 – 3 – 5. Это количество дней для совершения действий заказчиком и участником-победителем, определяемое как в календарных, так и в рабочих днях.

Так, согласно п. 4 ст. 24 Закона в течение пяти календарных дней со дня истечения срока для обжалования, а в случае, если имело место обжалование в МАРТ, в течение пяти календарных дней со дня размещения в реестре жалоб решения, принятого МАРТ по результатам рассмотрения жалобы, заказчик размещает на электронной торговой площадке проект договора, условия которого сформированы на условиях, указанных в документах, предоставляемых для подготовки предложения, предложении этого участника и протоколе выбора участника-победителя.

В случае соответствия условий проекта договора условиям, указанным выше, участник-победитель в течение трех рабочих дней со дня размещения заказчиком проекта договора на электронной торговой площадке подписывает такой проект.

В случае несоответствия условий проекта договора условиям, указанным в документах, предоставляемых для подготовки предложения, и (или) условиям, содержащимся в предложении этого участника-победителя и (или) протоколе выбора участника-победителя, участник-победитель в течение трех рабочих дней со дня размещения на электронной торговой площадке заказчиком проекта договора размещает на электронной торговой площадке соответствующее уведомление с возражениями. Уведомление с возражениями может быть размещено участником-победителем на электронной торговой площадке в отношении соответствующего проекта договора не более одного раза.

Заказчик в течение трех рабочих дней со дня размещения участником-победителем на электронной торговой площадке уведомления с возражениями рассматривает его и размещает на электронной торговой площадке:

при полном либо частичном согласии с возражениями – извещение о согласии учесть все либо отдельные возражения, формирует и размещает на электронной торговой площадке проект договора с учтенными возражениями;

при несогласии с возражениями – извещение с указанием причин невозможности учесть возражения.

В течение пяти календарных дней со дня размещения заказчиком указанного выше извещения участник-победитель подписывает проект договора.

Срок направления отзыва на жалобу

При принятии жалобы, поданной в МАРТ, к рассмотрению лица, действия (бездействие) и (или) решения которых обжалуются (заказчик (организатор), комиссия и (или) ее члены, товарная биржа, оператор электронной торговой площадки), обязаны направить в МАРТ отзыв на жалобу не позднее 1 рабочего дня до дня ее рассмотрения.

Лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в уполномоченный государственный орган по государственным закупкам возражение на жалобу не позднее 1 рабочего дня до дня ее рассмотрения (п. 4 ст. 53 Закона).

Присутствие при рассмотрении жалобы в МАРТ не обязательно для лиц, действия (бездействие) и (или) решения которых обжалуются. Но лицо, подавшее жалобу, а также участники, надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения жалобы и по неуважительным причинам не принявшие участие в рассмотрении жалобы, не могут впоследствии обращаться в уполномоченный государственный орган по государственным закупкам с жалобой на те же действия (бездействие) и (или) решения заказчика (организатора), комиссии и (или) ее членов, товарной биржи, оператора электронной торговой площадки (п. 2 ст. 53 Закона).

Срок устранения нарушений на основании предписания и уведомления МАРТ

Как уже было отмечено, принятая к рассмотрению жалоба является основанием для проведения камеральной проверки, когда проверяется процедура государственной закупки, по которой подана жалоба, на основании информации, содержащейся в открытом доступе (в государственной информационно-аналитической системе управления государственными закупками и на электронных торговых площадках), без истребования от проверяемого субъекта документов и информации.

При выявлении в результате проведения камеральной проверки и (или) рассмотрения жалобы нарушения законодательства о государственных закупках уполномоченный государственный орган по государственным закупкам выносит обязательное для исполнения заказчиком (организатором), товарной биржей, оператором электронной торговой площадки предписание.

В случае проведения открытого конкурса, электронного аукциона, процедуры запроса ценовых предложений предписание размещается на электронной торговой площадке до истечения срока приостановления процедуры государственной закупки.

В случае проведения открытого конкурса, электронного аукциона, процедуры запроса ценовых предложений заказчик (организатор), оператор электронной торговой площадки, которым вынесено предписание, обязаны в течение пяти рабочих дней со дня его размещения устранить выявленное нарушение и посредством электронной торговой площадки направить в уполномоченный государственный орган по государственным закупкам соответствующее уведомление (п. 3 ст. 55 Закона).

2. Нарушение требований к содержанию документов, предоставляемых для подготовки предложений

Описание предмета

При описании предмета государственной закупки используется один из трех способов описания (п. 4 ст. 21 Закона):

а) через указание показателей (характеристик), позволяющих определить соответствие приобретаемых товаров (работ, услуг) требованиям к предмету государственной закупки, в том числе максимальных и (или) минимальных значений показателей (характеристик), а также значений показателей (характеристик), которые не могут изменяться;

б) через указание на конкретный товарный знак, знак обслуживания, фирменные наименования, изобретения, полезные модели, промышленные образцы, селекционные достижения, наименование места происхождения товара, наименование производителя или поставщика (подрядчика, исполнителя) со словами «или аналог». НО: это допускается, если отсутствует другой способ, обеспечивающий более точное и четкое описание предмета государственной закупки;

в) через указание на конкретный товарный знак, знак обслуживания, фирменные наименования, изобретения, полезные модели, промышленные образцы, селекционные достижения, наименование места происхождения товара, наименование производителя или поставщика (подрядчика, исполнителя) без слов «или аналог». НО: это допускается, если существует необходимость обеспечения совместимости таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также если приобретаются запасные части и расходные материалы к товарам, используемым заказчиком, в соответствии с документацией на такие товары. При этом невозможность использования аналогичных товаров обязательно должна быть обоснована заказчиком в документах, предоставляемых для подготовки предложения.

Также, если закупаются товары, обязательно указывать, что поставляемые товары должны быть новыми (товарами, которые не были в употреблении, ремонте, в том числе которые не были восстановлены, у которых не была осуществлена замена составных частей, не были восстановлены потребительские свойства), если иное не установлено заказчиком.

Установление требований к участникам и документам и сведениям, подтверждающим их

При проведении конкурентных процедур государственных закупок в состав документов, предоставляемых для подготовки предложения, включаются сведения из приглашения к участию в процедуре государственной закупки (ст. 22 Закона) – требования к участникам, а также документы и (или) сведения, которыми участники должны такие требования подтвердить.

Тем самым заказчик (организатор) в приглашении, а соответственно, и в документах, предоставляемых для подготовки предложения, указывает следующее: «Участник должен соответствовать требованиям пп. 2 и 3 ст. 16 Закона. Для подтверждения соответствия таким требованиям участник предоставляет следующие документы и (или) сведения:

1 ….

2 ….».

К примеру, подтверждение соответствия приведенным ниже требованиям осуществляется посредством включения в состав предложения заявления участника:

  • отсутствие у юридического лица или индивидуального предпринимателя задолженности по уплате налогов, сборов (пошлин), пеней. Данное требование не распространяется на юридическое лицо или индивидуального предпринимателя, находящихся в процедуре экономической несостоятельности (банкротства), применяемой в целях восстановления платежеспособности (в процедуре санации);

  • юридическое или физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель, не должно быть включено в список поставщиков (подрядчиков, исполнителей), временно не допускаемых к участию в процедурах государственных закупок;

  • юридическое или физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель, работник (работники) таких юридического лица или индивидуального предпринимателя не должны оказывать заказчику (организатору) услуги по организации и проведению процедуры государственной закупки, в том числе консультированию, а также формированию требований к предмету государственной закупки и (или) подготовке заключения по рассмотрению, оценке и сравнению предложений;

  • юридическое лицо или индивидуальный предприниматель не должны являться заказчиком (организатором) проводимой процедуры государственной закупки;

  • физическое лицо не должно являться работником заказчика (организатора), за исключением проведения процедуры закупки из одного источника у физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями;

  • юридическое лицо не должно находиться в процессе ликвидации, реорганизации (за исключением юридического лица, к которому присоединяется другое юридическое лицо), индивидуальный предприниматель не должен находиться в стадии прекращения деятельности;

  • в отношении юридического лица или индивидуального предпринимателя не должно быть возбуждено производство по делу об экономической несостоятельности (банкротстве). Данное требование не распространяется на юридическое лицо, индивидуального предпринимателя, находящихся в процедуре экономической несостоятельности (банкротства), применяемой в целях восстановления платежеспособности (в процедуре санации);

  • юридическое или физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель, должно обладать исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности, если в связи с исполнением договора заказчик приобретает права на такие результаты, за исключением случаев заключения договора на создание объектов интеллектуальной собственности;

  • юридическое или физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель, должно обладать правомочиями на реализацию товаров (выполнение работ, оказание услуг) на территории Республики Беларусь с использованием товарных знаков и знаков обслуживания.

Условия применения преференциальной поправки

Такие условия должны быть включены в состав документов, предоставляемых для подготовки предложения по конкурентным процедурам (открытый конкурс, закрытый конкурс, электронный аукцион, процедура запроса ценовых предложений). На практике это можно реализовать путем:

  •   или из подп.подп. 1.5 и 1.6 п. 1 названного постановления скопировать, включив в документы, предоставляемые для подготовки предложения, условия применения преференциальной поправки.

Условия допуска товаров (работ, услуг) и поставщиков, их предлагающих

Если приобретаемые товары в конкурентной процедуре государственной закупки (открытый конкурс, электронный аукцион, процедура запроса ценовых предложений) включены в перечень, утвержденный постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17.03.2016 № 206 «О допуске товаров иностранного происхождения и поставщиков, предлагающих такие товары, к участию в процедурах государственных закупок», то в документах, предоставляемых для подготовки предложения, должны содержаться условия допуска товаров иностранного происхождения и поставщиков, предлагающих такие товары, к участию в процедурах государственных закупок.

Это может быть реализовано со ссылкой в документах, предоставляемых для подготовки предложения, на установление условий допуска в соответствии с названным постановлением (постановление Совета Министров Республики Беларусь от 17.03.2016 № 206 «О допуске товаров иностранного происхождения и поставщиков, предлагающих такие товары, к участию в процедурах государственных закупок») или копированием таких условий допуска из названного постановления и включением их в документы, предоставляемые для подготовки предложения.

Выделение части (лота) для субъектов малого и среднего предпринимательства

Если закупаемый товар (работа, услуга) включен в перечень товаров (работ, услуг), процедуры государственных закупок которых проводятся с участием субъектов малого и среднего предпринимательства (приложение 3 к постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 15.06.2019 № 395), то в документах, предоставляемых для подготовки предложения, должна быть выделена часть (лот) для субъектов малого и среднего предпринимательства, являющихся производителями товаров (работ, услуг) (ст. 29 Закона).

Такая часть (лот) не формируется в случае приобретения товаров (работ, услуг), не включенных в указанный выше перечень, либо невозможности формирования части (лота), либо проведения процедуры закупки из одного источника.

3. Нарушение порядка рассмотрения предложений

Недопущение присутствия участников при рассмотрении предложений

Ни одна из конкурентных процедур государственных закупок не предусматривает присутствие участников как при открытии предложений, так и при их рассмотрении.

Открытие и рассмотрение предложений – это прерогатива комиссии по государственным закупкам. В заседании комиссии принимают участие члены комиссии. Также на заседаниях комиссии могут присутствовать в качестве наблюдателей:

  • уполномоченные сотрудники (работники) Комитета государственного контроля, Комитета государственной безопасности и Министерства внутренних дел;

  • представители государственного органа (организации), в подчинении (составе, системе) которого находится (входит) заказчик либо которому переданы в управление его акции (доли в уставном фонде), находящиеся в государственной собственности (п. 11 Положения о комиссии).

Присутствие иных лиц не допускается.

Запросы участникам о разъяснении предложений

Закон предоставляет комиссии по государственным закупкам при рассмотрении предложений два полномочия в отношении участников и поданных ими предложений.

Первое: обращение к участнику с запросом о разъяснении предложения посредством электронной торговой площадки. Второе: предложение участнику исправить выявленные в нем ошибки, включая арифметические, и (или) устранить неточности по предложению заказчика (организатора).

Под ошибками, включая арифметические, и неточностями для целей Закона следует понимать:

  • несоответствие предложения требованиям по его оформлению и содержанию при условии, что устранение такого несоответствия не приведет к изменению предложения в части предмета государственной закупки и требований к предмету государственной закупки, требований к участнику, условий проекта договора;

  • расхождение между ценой единицы товара (работы, услуги) и общей ценой, полученной в результате умножения цены единицы товара (работы, услуги) на количество (объем), или между промежуточными итогами и общей ценой. Преимущество имеют цена единицы товара (работы, услуги) или промежуточные итоги;

  • расхождение между словами и цифрами при указании цены. Преимущество имеет цена, указанная прописью (п. 2 ст. 35 Закона).

Если по предложению заказчика (организатора) участник не исправил выявленные в предложении ошибки, включая арифметические, и (или) не устранил неточности по предложению, его предложение отклоняется (п. 4 ст. 35, п. 4 ст. 42, п. 4 ст. 48 Закона).

Однако в зависимости от вида процедуры государственной закупки и проводимого этапа оба эти действия возможны:

  • при проведении открытого конкурса: на первом этапе (в период открытия, рассмотрения предложений и допуска участников к оценке и сравнению предложений);

  • при проведении электронного аукциона: при рассмотрении первых разделов предложений;

  • при проведении процедуры запроса ценовых предложений: в период рассмотрения предложения (в течение 10 рабочих дней с момента истечения срока для подготовки и подачи предложений).

При признании процедуры несостоявшейся и отмене

Следует учитывать, что признать процедуру государственной закупки несостоявшейся вправе комиссия по государственным закупкам, поскольку это отнесено к ее компетенции (п. 13 Положения о комиссии).

Основания для этого предусмотрены в п. 1 ст. 27 Закона:

  • участник-победитель не определен (не представлены предложения, подано только одно предложение, в результате рассмотрения и отклонения предложений осталось менее двух предложений, за исключением случая рассмотрения вторых разделов предложений участников, сделавших последнюю и предпоследнюю ставки при проведении электронного аукциона, отклонены все предложения, в ходе торгов ни один из участников не сделал ставку);

  • участник-победитель уклонился от заключения договора.

В свою очередь, решение об отмене процедуры государственной закупки – это решение заказчика (организатора) – руководителя или уполномоченного им лица. Закон не наделяет комиссию по государственным закупкам данным полномочием.

Отмена процедуры государственной закупки возможна на основании п. 3 ст. 27 Закона.

Заказчик (организатор) вправе принять решение об отмене процедуры государственной закупки в целом либо в отношении отдельных частей (лотов) предмета государственной закупки в ходе ее проведения в случае:

  1. отсутствия финансирования,

  2. утраты необходимости приобретения товаров (работ, услуг),

  3. возникновения необходимости внесения изменений и (или) дополнений в предмет государственной закупки и требования к предмету государственной закупки,

  4. возникновения необходимости внесения изменений и (или) дополнений требования к участникам, а также

  5. в случае выявления заказчиком (организатором) нарушений законодательства при организации и проведении процедуры государственной закупки.

Рекомендуем при организации и проведении процедур государственных закупок учитывать ситуации, когда может иметь место нарушение требований законодательства о государственных закупках, и исключать такие нарушения.


Материал подготовлен с использованием нормативных правовых актов по состоянию на 22 июля 2020 г.


Пожалуйста, поверните свое устройство в горизонтальное положение.
Заказать
звонок