Сохранить в избранное

Организационно-административная схема организации

ШТЕЙНЕР Алексей Иванович,
юрист, специалист по трудовому законодательству

Вопрос: Каким нормативным документом пользоваться или руководствоваться при составлении организационно-административной схемы (ранее она называлась организационная структура предприятия)?

Ответ читайте в материале.

Ответ: Структуры и штатная численность (структуры), организационно-административные схемы организаций, сети подчиненных (входящих в состав, систему) органов, организаций, являются документами организационной основы управления с установленными сроками хранения (п. 26 перечня типовых документов Национального архивного фонда Республики Беларусь, образующихся в процессе деятельности государственных органов, иных организаций и индивидуальных предпринимателей, с указанием сроков хранения, утвержденного постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь от 24.05.2012 № 140).

Единого нормативного правого акта, регулирующего составление организационно-административной схемы, нет. Структура и штат сотрудников устанавливаются нанимателем самостоятельно (по согласованию с вышестоящей организацией) исходя из формы собственности и вида деятельности.

Состав структурных подразделений или норм управляемости организации определяет и утверждает руководитель организации.

При разработке организационно-административной схемы организации (в том числе коммерческой, негосударственной формы собственности) необходимо руководствоваться Рекомендациями по разработке примерных структур и штатных нормативов численности работников аппарата управления коммерческих организаций государственной формы собственности и организаций с долей собственности государства в их уставных фондах более 50 процентов, утвержденными постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 09.03.2004 № 25.

Нормы управляемости при создании структурных подразделений, если иное не установлено законодательством, приводятся в Общих положениях Единого квалификационного справочника должностей служащих, утвержденных постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 02.01.2012 № 1 (далее – Общие положения ЕКСД).

Согласно п. 10 Общих положений ЕКСД наниматели могут устанавливать следующие нормы управляемости:

  • управление (служба) – при наличии в его штате не менее семи штатных единиц, включая должность руководителя;
  • отдел – при наличии в его штате не менее четырех штатных единиц, включая должность руководителя;
  • сектор (бюро, группа) – при наличии в его штате не менее трех штатных единиц, включая должность руководителя.

В зависимости от вида деятельности организации могут образовываться и другие структурные подразделения, например цех, участок и др.

Расчет количества сотрудников структурного подразделения производится нанимателем самостоятельно, при этом необходимо руководствоваться межотраслевыми нормативами численности работников:

  • Межотраслевыми нормативами численности работников кадровых служб коммерческих организаций, утвержденными постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 27.12.2005 № 187;
  • Межотраслевыми нормативами численности работников, занятых бухгалтерским учетом и финансовым обеспечением деятельности коммерческих организаций, утвержденными постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 10.12.2013 № 118;
  • Рекомендациями по межотраслевым нормативам численности работников, занятых организацией труда и заработной платой в коммерческих организациях, утвержденными приказом Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 03.03.2021 № 19.

При определении численности сотрудников службы охраны труда необходимо руководствоваться Законом Республики Беларусь от 23.06.2008 № 356-З «Об охране труда» (далее – Закон об охране труда).

Согласно ч. 5 ст. 20 Закона об охране труда должности специалистов по охране труда в организациях сферы производства вводятся при численности работников свыше 100 человек, в организациях сферы услуг – свыше 200 человек.

При меньшей численности работников наниматель может вводить должность специалиста по охране труда или возлагать соответствующие обязанности по охране труда на уполномоченное им должностное лицо, имеющее необходимую подготовку. В случае невозможности исполнения обязанностей специалиста по охране труда работниками организации наниматель может привлекать юридическое лицо (индивидуального предпринимателя), аккредитованное (аккредитованного) на оказание услуг в области охраны труда в соответствии со статьей 23 Закона об охране труда (ч. 6 ст. 20 Закона об охране труда).

Материал подготовлен с использованием нормативных правовых актов по состоянию на 1 июля 2021 г.



Сохранить в избранное
Читайте также в разделе
Вам будет интересно
Изменения 2024: общая часть Налогового кодекса
Нестерова О.В., главный советник отдела бюджетно-финансового, налогового и банковского законодательства управления законодательства о гражданских, финансово-экономических и экологических отношениях НЦЗПИ


27 декабря подписан закон, предусматривающий очередную корректировку Налогового кодекса Республики Беларусь (далее – НК). В отношении изменений общей части НК полагаем необходимым обратить внимание на следующие моменты.

Читать подробнее
Календарь событий
до 3 мая 2024 г.
Общественное обсуждение
Проект Закона Республики Беларусь «Об изменении законов по вопросам государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним»
Подробнее
22 мая 2024 г.
Столина Татьяна Владимировна, Шевченко Татьяна Анатольевна
Вебинар "Актуальные вопросы ведения делопроизводства в организации"
Подробнее
Видео
Здравствуйте, данный браузер не поддерживается нашей системой, для продолжения работы воспользуйтесь другим браузером.