ШТЕЙНЕР Алексей Иванович,
юрист, специалист по трудовому законодательству
Вопрос: Каким нормативным документом пользоваться или руководствоваться при составлении организационно-административной схемы (ранее она называлась организационная структура предприятия)?
Ответ читайте в материале.
Ответ: Структуры и штатная численность (структуры), организационно-административные схемы организаций, сети подчиненных (входящих в состав, систему) органов, организаций, являются документами организационной основы управления с установленными сроками хранения (п. 26 перечня типовых документов Национального архивного фонда Республики Беларусь, образующихся в процессе деятельности государственных органов, иных организаций и индивидуальных предпринимателей, с указанием сроков хранения, утвержденного постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь от 24.05.2012 № 140).
Единого нормативного правого акта, регулирующего составление организационно-административной схемы, нет. Структура и штат сотрудников устанавливаются нанимателем самостоятельно (по согласованию с вышестоящей организацией) исходя из формы собственности и вида деятельности.
Состав структурных подразделений или норм управляемости организации определяет и утверждает руководитель организации.
При разработке организационно-административной схемы организации (в том числе коммерческой, негосударственной формы собственности) необходимо руководствоваться Рекомендациями по разработке примерных структур и штатных нормативов численности работников аппарата управления коммерческих организаций государственной формы собственности и организаций с долей собственности государства в их уставных фондах более 50 процентов, утвержденными постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 09.03.2004 № 25.
Нормы управляемости при создании структурных подразделений, если иное не установлено законодательством, приводятся в Общих положениях Единого квалификационного справочника должностей служащих, утвержденных постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 02.01.2012 № 1 (далее – Общие положения ЕКСД).
Согласно п. 10 Общих положений ЕКСД наниматели могут устанавливать следующие нормы управляемости:
В зависимости от вида деятельности организации могут образовываться и другие структурные подразделения, например цех, участок и др.
Расчет количества сотрудников структурного подразделения производится нанимателем самостоятельно, при этом необходимо руководствоваться межотраслевыми нормативами численности работников:
При определении численности сотрудников службы охраны труда необходимо руководствоваться Законом Республики Беларусь от 23.06.2008 № 356-З «Об охране труда» (далее – Закон об охране труда).
Согласно ч. 5 ст. 20 Закона об охране труда должности специалистов по охране труда в организациях сферы производства вводятся при численности работников свыше 100 человек, в организациях сферы услуг – свыше 200 человек.
При меньшей численности работников наниматель может вводить должность специалиста по охране труда или возлагать соответствующие обязанности по охране труда на уполномоченное им должностное лицо, имеющее необходимую подготовку. В случае невозможности исполнения обязанностей специалиста по охране труда работниками организации наниматель может привлекать юридическое лицо (индивидуального предпринимателя), аккредитованное (аккредитованного) на оказание услуг в области охраны труда в соответствии со статьей 23 Закона об охране труда (ч. 6 ст. 20 Закона об охране труда).
Материал подготовлен с использованием нормативных правовых актов по состоянию на 1 июля 2021 г.
Настоящая статья посвящена обзору основных новелл правового регулирования торговли и общественного питания, предусмотренных Законом Республики Беларусь от 7 марта 2024 г. № 358-З «Об изменении Закона Республики Беларусь «О государственном регулировании торговли и общественного питания».