ЯХНОВИЧ Олег Игоревич,
главный инспектор Государственного таможенного комитета Республики Беларусь
На сегодняшний день международная торговля товарами на практике регламентируется различным количеством нормативных правовых актов. Такие акты содержат положения, касающиеся отдельных аспектов торговых, экономических, транспортных, валютных и иных общественных отношений. Вместе с этим наиболее важная группа подобных актов, которая призвана всесторонним образом обеспечить в правовом смысле торговую сферу, входит в состав национального таможенного законодательства.
Продолжение в нашем материале.
Принятый Закон Республики Беларусь от 19.07.2021 № 121-З «Об изменении Закона Республики Беларусь «О таможенном регулировании в Республике Беларусь» (далее – Закон о таможенном регулировании), в сущности, вносит кардинальные изменения и дополнения в Закон Республики Беларусь от 10.01.2014 № 129-З «О таможенном регулировании в Республике Беларусь» и является на сегодняшний день одним из основных актов национального таможенного законодательства, а также представляет собой важный элемент общей системы права евразийского экономического пространства, обеспечивающей процессы по дальнейшей модернизации и упрощению таможенных процедур и унификации условий осуществления внешнеэкономической деятельности в Республике Беларусь.
В данной статье будут рассмотрены положения статей 12–13 Закона о таможенном регулировании, регламентирующие, в частности, общие вопросы, касающиеся правового статуса иностранных товаров, на которые по решению суда обращено взыскание в счет уплаты таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, а также соблюдения порядка представления заинтересованными лицами в таможенные органы отчетности.
Так, в соответствии со ст. 12 Закона о таможенном регулировании иностранные товары, на которые по решению суда обращено взыскание в счет уплаты таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, приобретают статус товаров Евразийского экономического союза (далее – ЕАЭС) со дня осуществления реализации, передачи для иного использования, безвозмездной передачи таких иностранных товаров.
Следует отметить, что согласно положениям ст. 2 ТМК ЕАЭС под иностранными товарами понимаются товары, не являющиеся товарами ЕАЭС, в том числе утратившие статус товаров ЕАЭС в соответствии с ТМК ЕАЭС, а также товары, которые приобрели статус иностранных товаров (признаны иностранными товарами) в соответствии с ТМК ЕАЭС. Соответственно, к товарам ЕАЭС относятся:
Также стоит напомнить, что согласно ст. 68 ТМК ЕАЭС в случаях, указанных в п. 7 ст. 55 ТМК ЕАЭС, таможенный орган принимает меры по взысканию таможенных пошлин, налогов.
К мерам по взысканию таможенных пошлин, налогов относится взыскание таможенных пошлин, налогов за счет денежных средств (денег) и (или) иного имущества плательщика, в том числе:
Кроме того, законодательством государств – членов ЕАЭС может устанавливаться такая мера по взысканию таможенных пошлин, налогов, как обращение взыскания на товары, в отношении которых таможенные пошлины, налоги не уплачены, и иные меры по взысканию таможенных пошлин, налогов. Обращение взыскания на товары, в отношении которых таможенные пошлины, налоги не уплачены, прекращает обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов в отношении таких товаров.
При этом указанные выше меры по взысканию таможенных пошлин, налогов принимаются в соответствии с законодательством государства – члена ЕАЭС, таможенным органом которого осуществляется взыскание таможенных пошлин, налогов.
В этой связи стоит отметить, что комментируемая статья принята в том числе и в рамках реализации соответствующих положений ТМК ЕАЭС и поэтому, соответственно, корреспондирует п. 3 Особенностей таможенного регулирования (утверждены Указом Президента Республики Беларусь от 22.12.2018 № 490 (ред. от 31.12.2020) «О таможенном регулировании»), устанавливающему, в свою очередь, что иностранные товары, на которые по решению суда обращено взыскание в счет уплаты таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, приобретают статус товаров ЕАЭС со дня осуществления реализации, передачи для иного использования, безвозмездной передачи таких иностранных товаров.
В соответствии со ст. 13 Закона о таможенном регулировании способ представления отчетности лицами, указанными в п. 1 ст. 18 ТМК ЕАЭС, формы отчетов, структура и формат представляемых отчетов в виде электронных документов, порядок их заполнения, а также порядок и сроки представления отчетности устанавливаются Государственным таможенным комитетом Республики Беларусь (далее – ГТК Республики Беларусь). При этом ГТК Республики Беларусь может быть установлено, что лицами, указанными в п. 1 ст. 18 ТМК ЕАЭС, отчетность представляется только по требованию таможенного органа.
Здесь стоит напомнить, что в ст. 18 ТМК ЕАЭС содержатся общие положения относительно порядка представления таможенным органам отчетности.
Так, п. 1 данной статьи определяется, что лица, осуществляющие деятельность в сфере таможенного дела, уполномоченные экономические операторы и лица, владеющие и (или) пользующиеся иностранными товарами, а также товарами ЕАЭС, помещенными под таможенную процедуру свободной таможенной зоны и таможенную процедуру свободного склада, обязаны представлять таможенным органам отчетность о хранящихся, перевозимых, реализуемых, перерабатываемых и (или) используемых товарах, а также о совершенных таможенных операциях. При этом в соответствии с законодательством государств – членов ЕАЭС о таможенном регулировании может быть установлено, что указанными лицами отчетность представляется только по требованию таможенного органа.
Для начала видится целесообразным разобраться с субъектами, упомянутыми в приведенном пункте. Так, деятельность в сфере таможенного дела вправе осуществлять юридические лица, созданные в соответствии с законодательством государств – членов ЕАЭС и включенные таможенным органом соответственно в реестр таможенных представителей, реестр таможенных перевозчиков, реестр владельцев складов временного хранения, реестр владельцев таможенных складов, реестр владельцев свободных складов, реестр владельцев магазинов беспошлинной торговли (на основании п. 2 ст. 397 ТМК ЕАЭС).
Уполномоченным экономическим оператором является юридическое лицо, созданное в соответствии с законодательством государств – членов ЕАЭС и включенное в реестр уполномоченных экономических операторов в порядке и при соблюдении условий, которые установлены главой 61 ТМК ЕАЭС.
Относительно лиц, владеющих и (или) пользующихся иностранными товарами, а также товарами ЕАЭС, помещенными под таможенную процедуру свободной таможенной зоны и таможенную процедуру свободного склада, стоит отметить, что общие вопросы, связанные с применением в отношении иностранных товаров таможенной процедуры свободной таможенной зоны, регламентированы в главе 27 ТМК ЕАЭС, таможенной процедуры свободного склада – в главе 28 ТМК ЕАЭС.
Все указанные выше лица в обязательном порядке (если национальным законодательством государства – члена ЕАЭС не установлено иное) представляют в таможенные органы отчетную документированную информацию о хранящихся, перевозимых, реализуемых, перерабатываемых и (или) используемых товарах, а также о совершенных таможенных операциях.
Так, постановлением ГТК Республики Беларусь от 26.04.2012 г. № 11 «О порядке ведения учета и представления в таможенные органы отчетов» (далее – Постановление ГТК Республики Беларусь № 11) утверждена Инструкция о порядке представления в таможенные органы отчетов. В соответствии с данным документом определяется порядок и особенности представления отчетов в таможенные органы лицами, упомянутыми в п. 1 ст. 18 ТМК ЕАЭС.
В частности, в Постановлении ГТК Республики Беларусь № 11 определяется необходимость представления отчетности таможенным представителям, таможенным перевозчикам, владельцам магазинов беспошлинной торговли, владельцам складов временного хранения, таможенных складов, свободных складов, декларантам таможенной процедуры свободной таможенной зоны, таможенной процедуры свободного склада, лицам, пользующимся и (или) владеющим иностранными товарами.
В соответствии с п. 2 ст. 18 ТМК ЕАЭС способ представления отчетности, формы отчетов, структура и формат представляемых отчетов в виде электронного документа, порядок их заполнения, а также порядок и сроки представления отчетности определяются в соответствии с законодательством государств – членов ЕАЭС о таможенном регулировании. Данные вопросы определены положениями Постановления ГТК Республики Беларусь № 11.
Касательно использования при представлении отчетов электронных документов необходимо отметить, что в соответствии со ст. 1 Закона Республики Беларусь от 28.12.2009 № 113-З «Об электронном документе и электронной цифровой подписи» (далее – Закон об электронном документе) под электронным документом понимается документ, представляемый в электронном виде, содержащий электронную цифровую подпись (удостоверяющую его целостность и подлинность) и обращаемый во всех сферах деятельности при условии наличия специальных технических средств.
В свою очередь, упомянутое в приведенном определении «наличие специальных технических средств» подразумевает необходимость использования в заинтересованных организациях специальных технических, программных и программно-аппаратных средств, соответствующих требованиям технических нормативных правовых актов. Процедура на подтверждение такого соответствия осуществляется в соответствии с положениями Закона Республики Беларусь от 24 октября 2016 г. № 437-З «Об оценке соответствия техническим требованиям и аккредитации органов по оценке соответствия».
В ст. 16 Закона об электронном документе приведены основные требования, предъявляемые к электронным документам. Вследствие этого электронный документ должен:
Оригинал электронного документа, согласно части первой ст. 19 Закона об электронном документе существует только в электронном виде. Все идентичные экземпляры электронного документа являются оригиналами и имеют одинаковую юридическую силу. В связи с этим следует отметить, что для целей развития системы обмена электронными документами в сфере таможенного дела необходимо принимать в рамках ЕАЭС единые нормативные правовые акты, которые своими положениями унифицируют теоретические и прикладные аспекты использования электронных документов при осуществлении внешнеэкономической деятельности.
В свою очередь копия электронного документа представляет собой форму внешнего представления электронного документа на бумажном носителе, удостоверенную в порядке, установленном Законом об электронном документе и иными актами законодательства Республики Беларусь. Так, вопросы удостоверения копий электронных документов на сегодняшний день регламентированы посредством положений ст. 20 Закона об электронном документе, а также Положением о порядке удостоверения формы внешнего представления электронного документа на бумажном носителе (утверждено постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 20.07.2010 № 1086).
Подводя итог следует сказать, что в содержании практически всех норм Закона о таможенном регулирования, регламентирующих, в частности, общие вопросы, касающиеся правового регулирования в сфере таможенного дела в Республике Беларусь, прослеживается тенденция следования общей концепции евразийского таможенного законодательства, направленного на модернизацию и упрощение таможенных процедур, унификацию условий ведения бизнеса.
Материал подготовлен с использованием нормативных правовых актов по состоянию на 8 декабря 2021 г.
Настоящая статья посвящена обзору основных новелл правового регулирования торговли и общественного питания, предусмотренных Законом Республики Беларусь от 7 марта 2024 г. № 358-З «Об изменении Закона Республики Беларусь «О государственном регулировании торговли и общественного питания».