САФАРЕВИЧ Денис Захарович,
юрист
Вопрос: ЮЛ – резидент заключило импортный договор на поставку товара с компанией из Гонконга и осуществило предоплату за товар. Компания в Гонконге прислала уведомление о невозможности поставки товара и готовности вернуть ден. средства. Но в связи с санкциями банки Гонконга с банками РБ не работают. Вариантом решения проблемы ЮЛ – резидент видит проведение платежа компанией из Гонконга (НЕРЕЗ 1) в пользу компании в РФ (НЕРЕЗ 2), с которой ЮЛ – резидентом также заключен импортный договор на поставку оборудования и по условиям договора необходимо провести предоплату (заключение договора уступки права требования). При подобной схеме ЮЛ – резидентом не будет обеспечена репатриация согласно п. 1 ст. 19 Закона 226-З. Однако п. 2 ст. 19 Закона 226-З предусмотрены случаи, при которых резиденты вправе не зачислять на свои счета иностранную валюту. Да, договор уступки права требования в данном перечне отсутствует. Но имеет место проведение зачета встречных однородных требований, вытекающих из одного или нескольких валютных договоров (п. 2.15 ст. 19 Закона 226-З). Можно ли подвести описанный вариант решения проблемы под п. 2.15 ст. 19 Закона 226-З (проведение зачета встречных однородных требований)? Если да, то каким документом должен быть оформлен зачет?
Ответ: В соответствии с п. 1 ст. 19 новой редакции Закона Республики Беларусь от 22.07.2003 № 226-З «О валютном регулировании и валютном контроле», вступившей в силу 09.07.2021 (далее – Закон), юридические лица – резиденты обязаны обеспечить зачисление на свои счета, открытые в банках Республики Беларусь (далее – репатриация), если иное не установлено п. 2 ст. 19 Закона или Президентом Республики Беларусь:
Срок репатриации определяется юридическим лицом – резидентом исходя из условий и фактических сроков исполнения обязательств сторонами по валютному договору, предусматривающему экспорт, импорт. Порядок определения такого срока устанавливается Национальным банком. Данный порядок определен в гл. 3 Инструкции о проведении валютных операций, утвержденной постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 31.05.2021 № 147 (далее – Инструкция № 147).
На основании ст. 10 Закона импортный валютный договор должен предусматривать сроки исполнения обязательств нерезидентами: по возврату нерезидентом белорусских рублей, иностранной валюты, внесенных резидентом в качестве предварительной оплаты, в случае неисполнения или исполнения не в полном объеме нерезидентом обязательств по передаче товаров, нераскрытой информации, исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности, имущественных прав, имущества в аренду, выполнению работ, оказанию услуг.
В рассматриваемой ситуации резидент заключил два импортных валютных договора. Один с резидентом Гонконга, по которому уже заплатил предоплату. Второй с резидентом РФ, по которому должен заплатить предоплату.
Проанализировав ст. 19 Закона, можно сделать вывод, что импортер, заплатив предоплату по импорту, не вправе уступить право требования денежных средств юридическому лицу – нерезиденту. В ст. 19 упомянут зачет как способ соблюдения обязанности по репатриации. В данном случае рекомендуем с резидентом Гонконга заключить договор о возложении исполнения обязательства на третье лицо, по которому последний обязуется заплатить резиденту РФ иностранную валюту, а импортер обязан возместить понесенные расходы. В итоге резидент Гонконга заплатит иностранную валюту в качестве предоплаты по импортному валютному договору, заключенному с резидентом РФ (валютное законодательство Республики Беларусь сейчас не запрещает подобные платежи), а импортер должен будет возместить ему сумму понесенных расходов. В конечном счете будут два обязательства: по импортному валютному договору резидент Гонконга является должником, а импортер – кредитором; по договору о возложении исполнения обязательства на третье лицо резидент Гонконга выступает кредитором, а импортер – должником.
Согласно ст. 381 Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее – ГК) обязательство прекращается полностью или частично зачетом встречного однородного требования, срок которого наступил либо срок которого не указан или определен моментом востребования. Для зачета достаточно заявления одной стороны. Не допускается зачет требований:
С 09.07.2021 Указ Президента Республики Беларусь от 27.03.2008 № 178 «О порядке исполнения внешнеторговых договоров» не регулирует способы завершения внешнеторговых операций.
С 09.07.2021 зачет упомянут в Законе исключительно в контексте репатриации в ст. 19 Закона.
Таким образом, на основании вышеизложенного можно сделать вывод, что резидент вправе зачесть встречные однородные требования, вытекающие из одного или нескольких валютных договоров с учетом общих положений ГК (т.е. это должны быть встречные требования (в одном резидент – должник, во втором – кредитор), денежные требования (с одной стороны, должно быть обязательство уплатить денежные средства и, с другой стороны, тоже, а не поставить товар, например), неважно из одного договора или нескольких валютных договоров, валюта должна совпадать и т.п.). На практике распространены двусторонние соглашения (акты) о зачете, подписанные обеими сторонами.
Также необходимо учитывать следующее. Закон в подп. 2.3 п. 2 ст. 8 обязывает резидентов регистрировать валютные договоры и представлять документы и иную информацию об исполнении обязательств по зарегистрированным валютным договорам в порядке, установленном Национальным банком Республики Беларусь. Порядок регистрации валютных договоров, а также порядок представления резидентами документов и иной информации об исполнении обязательств по зарегистрированным валютным договорам регламентирован Инструкцией о регистрации резидентами валютных договоров, утвержденной постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 12.02.2021 № 37 (далее – Инструкция).
В соответствии с п. 15 Инструкции резидент представляет на веб-портале информацию об исполнении в полном объеме обязательств по валютному договору в срок не позднее пятнадцати календарных дней со дня определения резидентом даты исполнения валютного договора в полном объеме.
Датой исполнения валютного договора в полном объеме считается дата окончания исполнения всех обязательств сторонами по валютному договору, в том числе дата:
Таким образом, в случае, если резидент установит, что использование зачета влечет исполнение в полном объеме обязательств по валютному договору, зарегистрированному в установленном порядке, то резидент обязан представить на веб-портале информацию об исполнении в полном объеме обязательств по валютному договору в установленный срок (в данном случае – 15 календарных дней с даты подписания соглашения (акта) о взаимозачете).
На основании вышеизложенного можно сделать следующие выводы.
Материал подготовлен с использованием нормативных правовых актов по состоянию на 17 ноября 2021 г.