Сохранить в избранное

Вывоз промышленных товаров в Российскую Федерацию

Яхнович Олег Игоревич, главный инспектор Государственного таможенного комитета Республики Беларусь

Вопрос:

Белорусская организация занимается производством техники, поставляемой в том числе в Российскую Федерацию. Ее продукция периодически нуждается в техобслуживании и ремонте. Для этих целей организация поставляет в Российскую Федерацию дистрибьютеру, одновременно являющемуся сервисным центром, отдельные комплектующие импортного производства, перечисленные в приложении к постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 19.03.2022 г. № 147. Можно ли вывозить такие комплектующие с даты вступления в силу названного нормативного правового акта?

Ответ:

По мнению автора, в данном случае субъект хозяйствования вправе воспользоваться исключением (абзац шестнадцатый п. 3 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 19.03.2022 г. № 147), предусматривающим, что на вывозимые из Республики Беларусь в Российскую Федерацию в рамках Союзного государства (в том числе транзитом через территории иных государств) товары запрет не распространяется. При этом каких-либо дополнительных документов для целей вывоза соответствующих товаров не требуется.

В самом общем смысле применение запретов и ограничений является одной из мер, направленных на защиту экономических интересов государства, и, естественно, сказывается на его внешнеэкономическом (внешнеторговом) балансе. Такие меры, собственно, и получили наименование «меры нетарифного регулирования».

Соблюдение мер нетарифного регулирования, в том числе вводимых в одностороннем порядке, и мер технического регулирования подтверждается в случаях и порядке, определенных Евразийской экономической комиссии или законодательством государств – членов ЕАЭС в соответствии с Договором о ЕАЭС, а мер экспортного контроля, в том числе мер в отношении продукции военного назначения, – в случаях и порядке, установленных в соответствии с законодательством государств – членов ЕАЭС, путем представления документов и (или) сведений, подтверждающих соблюдение таких мер.

Так, в соответствии с п. 1 ст. 46 Договора о ЕАЭС в торговле с третьими странами ЕАЭС применяет следующие единые меры нетарифного регулирования:

  • запрет ввоза и (или) вывоза товаров;
  • количественные ограничения ввоза и (или) вывоза товаров;
  • исключительное право на экспорт и (или) импорт товаров;
  • автоматическое лицензирование (наблюдение) экспорта и (или) импорта товаров;
  • разрешительный порядок ввоза и (или) вывоза товаров.

Согласно п. 4 Протокола о мерах нетарифного регулирования в отношении третьих стран (приложение № 7 к Договору о ЕАЭС) (далее – Протокол о МНР) решения о введении, применении, продлении и отмене мер принимаются Евразийской экономической комиссией. Вместе с этим существует Единый перечень товаров, к которым применяются запреты или ограничения на ввоз или вывоз государствами – членами Таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества в торговле с третьими странами (далее – Единый перечень товаров), утвержденный Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 16 августа 2012 г. № 134 «О нормативных правовых актах в области нетарифного регулирования».

В целях реализации п. 2 ст. 7 ТМК ЕАЭС, а также ст. 50 Договора о ЕАЭС, государства – члены ЕАЭС (в том числе и Республика Беларусь) в торговле с третьими странами могут в одностороннем порядке вводить временные меры нетарифного регулирования.

Так, на основании подпункта 1.5 п. 1 Указа о внешнеторговой деятельности, Советом Министров Республики Беларусь могут вводиться следующие меры нетарифного регулирования:

  • запрет ввоза и (или) вывоза товаров;
  • количественные ограничения ввоза и (или) вывоза товаров;
  • исключительное право на экспорт и (или) импорт товаров;
  • автоматическое лицензирование (наблюдение) экспорта и (или) импорта товаров;
  • разрешительный порядок ввоза и (или) вывоза товаров.

Так, в рамках постановления Совета Министров Республики Беларусь от 19.03.2022 г. № 147 (далее – Постановление № 147) Правительством введен временный запрет на вывоз отдельных видов промышленных товаров (п. 1 Постановления № 147). В приложении к Постановлению № 147 приведена широкая номенклатура промышленных товаров от товарной позиции 2520 до 9033 единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности ЕАЭС (далее – ТН ВЭД ЕАЭС), утвержденной Решением Совета Евразийской экономической комиссии № 80 от 14.09.2021 г.

Вместе с тем следует иметь ввиду, что, несмотря на установленный в рамках п. 1 Постановления № 147 запрет на вывоз отдельных видов промышленных товаров, стоит обратить внимание и на п. 3 Постановления № 147, содержащий перечень исключений из названного запрета.

Так, одним из таких исключений (абзац шестнадцатый п. 3 Постановления № 147) предусматривается, что на вывозимые из Республики Беларусь в Российскую Федерацию в рамках Союзного государства (в том числе транзитом через территории иных государств) товары белорусского, иного происхождения запрет не распространяется. При этом каких-либо дополнительных документов для целей вывоза соответствующих товаров не требуется.

В нашей ситуации белорусский субъект хозяйствования планирует осуществить вывоз отдельных видов промышленных товаров, упомянутых в приложении к Постановлению № 147, именно в Российскую Федерацию (в адрес конкретного российского субъекта хозяйствования), т.е. в рамках Союзного государства. Принимая во внимание данное обстоятельство, можно сделать вывод о применимости упомянутого выше исключения к рассматриваемой ситуации.

Кроме того, следует помнить, что в случае же если речь идет о специфических товарах, то согласно информации, размещенной на официальном интернет-сайте Государственного таможенного комитета Республики Беларусь www.gtk.gov.by, на основании абзаца шестнадцатого п. 3 Постановления № 147 таможенный орган будет осуществлять помещение под таможенные процедуры экспорта, временного вывоза, переработки вне таможенной территории, реэкспорта, а также выдавать разрешение на убытие с таможенной территории ЕАЭС в Республике Беларусь в отношении специфических товаров при представлении таможенному органу лицензии на вывоз специфических товаров, либо пропуска на ввоз (вывоз) специфических товаров, либо документа, предусмотренного международными договорами Республики Беларусь в области экспортного контроля без требования документов, предусмотренных Постановлением № 147.

Следует напомнить, что согласно ст. 1 Закона Республики Беларусь от 11.05.2016 г. № 363-З «Об экспортном контроле» (далее – Закона об экспортном контроле) экспортный контроль представляет собой комплекс мер, обеспечивающих выполнение разрешительного порядка ввоза, вывоза, транзита, использования объектов экспортного контроля и осуществления посреднической деятельности в отношении их. Под объектами такого контроля понимаются специфические товары (работы, услуги), а также товары, информация, работы, услуги, результаты интеллектуальной деятельности, не включенные в перечни специфических товаров (работ, услуг), на осуществление внешнеторговой либо посреднической деятельности с которыми юридические и физические лица обязаны в соответствии с частью второй ст. 21 Закона об экспортном контроле получить разрешение межведомственного органа по экспортному контролю.

В настоящее время перечни специфических товаров (работ, услуг) установлены в соответствии с постановлением Государственного военно-промышленного комитета Республики Беларусь, Государственного таможенного комитета Республики Беларусь от 28.12.2007 г. № 15/137 «Об установлении перечней специфических товаров (работ, услуг)» и включают в себя:

  • перечень возбудителей заболеваний (патогенов) человека, животных и растений, их генетически измененных форм, фрагментов генетического материала и оборудования, которые могут быть применены при создании бактериологического (биологического) и токсинного оружия;
  • перечень химикатов, оборудования и технологий, которые имеют мирное назначение, но могут быть применены при создании химического оружия;
  • перечень ядерных материалов, оборудования, специальных неядерных материалов и соответствующих технологий, которые могут быть применены при создании ядерного оружия;
  • перечень оборудования и материалов двойного назначения и соответствующих технологий, применяемых в ядерных целях (связанных с ядерным топливным циклом и производством ядерных материалов);
  • перечень оборудования, материалов и технологий, применяемых при создании ракетного оружия и иных средств доставки ядерного, химического, бактериологического (биологического) и токсинного оружия;
  • перечень товаров и технологий двойного назначения, которые могут быть применены при создании вооружений и военной техники;
  • перечень продукции военного назначения;
  • перечень товаров (работ, услуг), контролируемых в интересах национальной безопасности Республики Беларусь

.  

Материал подготовлен с использованием нормативных правовых актов по состоянию на 6 апреля 2022 г.


Сохранить в избранное
Читайте также в разделе
Вам будет интересно
Особенности применения преференциальной поправки в сфере государственных закупок в Республике Беларусь
Амельченя Юлия Александровна, кандидат юридических наук, доцент

Преференциальная поправка, зачастую рассматриваемая как способ оказания поддержки национальным производителям, для сферы государственных закупок Республики Беларусь применяется как для оказания определенных преимуществ товарам (работам, услугам) и участникам, их предлагающим, так и к товарам, производимым определенной категорией субъектов хозяйствования.

Читать подробнее
Видео
Здравствуйте, данный браузер не поддерживается нашей системой, для продолжения работы воспользуйтесь другим браузером.