Яхнович Олег Игоревич, главный инспектор Государственного таможенного комитета Республики Беларусь
Белорусская организация занимается производством техники, поставляемой в том числе в Российскую Федерацию. Ее продукция периодически нуждается в техобслуживании и ремонте. Для этих целей организация поставляет в Российскую Федерацию дистрибьютеру, одновременно являющемуся сервисным центром, отдельные комплектующие импортного производства, перечисленные в приложении к постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 19.03.2022 г. № 147. Можно ли вывозить такие комплектующие с даты вступления в силу названного нормативного правового акта?
Ответ:
По мнению автора, в данном случае субъект хозяйствования вправе воспользоваться исключением (абзац шестнадцатый п. 3 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 19.03.2022 г. № 147), предусматривающим, что на вывозимые из Республики Беларусь в Российскую Федерацию в рамках Союзного государства (в том числе транзитом через территории иных государств) товары запрет не распространяется. При этом каких-либо дополнительных документов для целей вывоза соответствующих товаров не требуется.
В самом общем смысле применение запретов и ограничений является одной из мер, направленных на защиту экономических интересов государства, и, естественно, сказывается на его внешнеэкономическом (внешнеторговом) балансе. Такие меры, собственно, и получили наименование «меры нетарифного регулирования».
Соблюдение мер нетарифного регулирования, в том числе вводимых в одностороннем порядке, и мер технического регулирования подтверждается в случаях и порядке, определенных Евразийской экономической комиссии или законодательством государств – членов ЕАЭС в соответствии с Договором о ЕАЭС, а мер экспортного контроля, в том числе мер в отношении продукции военного назначения, – в случаях и порядке, установленных в соответствии с законодательством государств – членов ЕАЭС, путем представления документов и (или) сведений, подтверждающих соблюдение таких мер.
Так, в соответствии с п. 1 ст. 46 Договора о ЕАЭС в торговле с третьими странами ЕАЭС применяет следующие единые меры нетарифного регулирования:
Согласно п. 4 Протокола о мерах нетарифного регулирования в отношении третьих стран (приложение № 7 к Договору о ЕАЭС) (далее – Протокол о МНР) решения о введении, применении, продлении и отмене мер принимаются Евразийской экономической комиссией. Вместе с этим существует Единый перечень товаров, к которым применяются запреты или ограничения на ввоз или вывоз государствами – членами Таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества в торговле с третьими странами (далее – Единый перечень товаров), утвержденный Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 16 августа 2012 г. № 134 «О нормативных правовых актах в области нетарифного регулирования».
В целях реализации п. 2 ст. 7 ТМК ЕАЭС, а также ст. 50 Договора о ЕАЭС, государства – члены ЕАЭС (в том числе и Республика Беларусь) в торговле с третьими странами могут в одностороннем порядке вводить временные меры нетарифного регулирования.
Так, на основании подпункта 1.5 п. 1 Указа о внешнеторговой деятельности, Советом Министров Республики Беларусь могут вводиться следующие меры нетарифного регулирования:
Так, в рамках постановления Совета Министров Республики Беларусь от 19.03.2022 г. № 147 (далее – Постановление № 147) Правительством введен временный запрет на вывоз отдельных видов промышленных товаров (п. 1 Постановления № 147). В приложении к Постановлению № 147 приведена широкая номенклатура промышленных товаров от товарной позиции 2520 до 9033 единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности ЕАЭС (далее – ТН ВЭД ЕАЭС), утвержденной Решением Совета Евразийской экономической комиссии № 80 от 14.09.2021 г.
Вместе с тем следует иметь ввиду, что, несмотря на установленный в рамках п. 1 Постановления № 147 запрет на вывоз отдельных видов промышленных товаров, стоит обратить внимание и на п. 3 Постановления № 147, содержащий перечень исключений из названного запрета.
Так, одним из таких исключений (абзац шестнадцатый п. 3 Постановления № 147) предусматривается, что на вывозимые из Республики Беларусь в Российскую Федерацию в рамках Союзного государства (в том числе транзитом через территории иных государств) товары белорусского, иного происхождения запрет не распространяется. При этом каких-либо дополнительных документов для целей вывоза соответствующих товаров не требуется.
В нашей ситуации белорусский субъект хозяйствования планирует осуществить вывоз отдельных видов промышленных товаров, упомянутых в приложении к Постановлению № 147, именно в Российскую Федерацию (в адрес конкретного российского субъекта хозяйствования), т.е. в рамках Союзного государства. Принимая во внимание данное обстоятельство, можно сделать вывод о применимости упомянутого выше исключения к рассматриваемой ситуации.
Кроме того, следует помнить, что в случае же если речь идет о специфических товарах, то согласно информации, размещенной на официальном интернет-сайте Государственного таможенного комитета Республики Беларусь www.gtk.gov.by, на основании абзаца шестнадцатого п. 3 Постановления № 147 таможенный орган будет осуществлять помещение под таможенные процедуры экспорта, временного вывоза, переработки вне таможенной территории, реэкспорта, а также выдавать разрешение на убытие с таможенной территории ЕАЭС в Республике Беларусь в отношении специфических товаров при представлении таможенному органу лицензии на вывоз специфических товаров, либо пропуска на ввоз (вывоз) специфических товаров, либо документа, предусмотренного международными договорами Республики Беларусь в области экспортного контроля без требования документов, предусмотренных Постановлением № 147.
Следует напомнить, что согласно ст. 1 Закона Республики Беларусь от 11.05.2016 г. № 363-З «Об экспортном контроле» (далее – Закона об экспортном контроле) экспортный контроль представляет собой комплекс мер, обеспечивающих выполнение разрешительного порядка ввоза, вывоза, транзита, использования объектов экспортного контроля и осуществления посреднической деятельности в отношении их. Под объектами такого контроля понимаются специфические товары (работы, услуги), а также товары, информация, работы, услуги, результаты интеллектуальной деятельности, не включенные в перечни специфических товаров (работ, услуг), на осуществление внешнеторговой либо посреднической деятельности с которыми юридические и физические лица обязаны в соответствии с частью второй ст. 21 Закона об экспортном контроле получить разрешение межведомственного органа по экспортному контролю.
В настоящее время перечни специфических товаров (работ, услуг) установлены в соответствии с постановлением Государственного военно-промышленного комитета Республики Беларусь, Государственного таможенного комитета Республики Беларусь от 28.12.2007 г. № 15/137 «Об установлении перечней специфических товаров (работ, услуг)» и включают в себя:
.
Материал подготовлен с использованием нормативных правовых актов по состоянию на 6 апреля 2022 г.
13-я зарплата (годовое вознаграждение) – это премия, которую выплачивают по результатам работы по окончании календарного года. Трудовой кодекс не закрепляет это понятие официально. С точки зрения законодательства, 13-я зарплата относится к поощрениям за труд. Виды поощрений работников за труд определяются коллективным договором, соглашением или правилами внутреннего трудового распорядка, а также уставами и положениями о дисциплине. Поскольку 13-я зарплата не регламентируется трудовым законодательством – ее выплата не является обязанностью нанимателя (ч. 1 ст. 63 ТК, ч. 1 и 2 ст. 196 ТК). Порядок определения размера такой выплаты находится в его компетенции. При этом организация вправе установить, выплачивается ли такое поощрение всем работникам или только определенному их кругу. Условия и сроки ее выплаты также находятся в компетенции нанимателя. Вместе с тем наниматель обязан обеспечивать соблюдение законодательства о труде, условий, установленных коллективными договорами, соглашениями, другими ЛПА и трудовыми договорами (п. 1 ч. 1 ст. 55 ТК).