15Окт 2021

Таможенный осмотр: особенности проведения


ЯХНОВИЧ Олег Игоревич,
главный инспектор Государственного таможенного комитета Республики Беларусь

Вопрос: Может ли таможенный орган Республики Беларусь проводить таможенный осмотр перемещаемых товаров, транспортных средств в отсутствие декларанта?

Ответ в нашем материале.

Ответ: Да, таможенный орган Республики Беларусь может проводить таможенный осмотр в отсутствие декларанта, за исключением случаев, когда декларант изъявляет желание присутствовать при таможенном осмотре.

Прежде всего необходимо отметить, что таможенный осмотр (общие положения относительно такой формы таможенного контроля содержатся в ст. 327 Таможенного кодекса ЕАЭС (далее – ТМК ЕАЭС)) направлен на исследование внешнего вида товаров (транспортных средств) без вскрытия таких товаров (их упаковок) и транспортных средств, нарушения целостности объектов таможенного контроля на предмет соблюдения субъектами хозяйствования положений актов таможенного законодательства ЕАЭС. При таможенном осмотре выявление случаев нарушения таможенного законодательства производится за счет исключительно внешнего визуального осмотра товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу ЕАЭС, сотрудником таможенного органа.

В целом под таможенным осмотром (согласно ст. 327 ТМК ЕАЭС) предлагается понимать форму таможенного контроля, заключающуюся в проведении визуального осмотра товаров, в том числе транспортных средств и багажа физических лиц, грузовых емкостей, таможенных пломб, печатей и иных средств идентификации без вскрытия грузовых помещений (отсеков) транспортных средств и упаковки товаров, разборки, демонтажа, нарушения целостности обследуемых объектов (включая багаж физических лиц) и их частей иными способами, за исключением такого осмотра, проводимого в ходе таможенного контроля в форме таможенного осмотра помещений и территорий.

Как упоминалось ранее, таможенный осмотр – это прежде всего визуальный осмотр объектов таможенного контроля. На практике посредством такого визуального контроля, к примеру, устанавливаются факты нарушения порядка использования таможенных пломб, печатей или иных средств идентификации. Обнаружив подобные факты, должностное лицо таможенных органов может принять решение о применении иных форм таможенного контроля или мер, обеспечивающих проведение таможенного контроля (например, таможенного досмотра).

При этом целями проведения таможенного осмотра являются:

  • проверка и (или) получение сведений о товарах, в отношении которых проводится таможенный контроль;
  • проверка наличия на товарах, транспортных средствах и их грузовых помещениях (отсеках) таможенных пломб, печатей и других средств идентификации.

Таможенный осмотр может проводиться в отсутствие декларанта, иных лиц, обладающих полномочиями в отношении товаров, и их представителей, за исключением случаев, когда указанные лица изъявляют желание присутствовать при таможенном осмотре.

К слову, перечень лиц, которые могут выступать в качестве декларанта, приводится в ст. 83 ТМК ЕАЭС:

  • лицо (физическое лицо, юридическое лицо, а также организация, не являющаяся юридическим лицом) государства – члена ЕАЭС (в частности, Республики Беларусь);
  • иностранное лицо (физическое лицо, юридическое лицо, а также организация, не являющаяся юридическим лицом);
  • дипломатические представительства, консульские учреждения, представительства государств при международных организациях, международные организации или их представительства, иные организации или их представительства, расположенные на таможенной территории ЕАЭС;
  • перевозчик, в том числе таможенный перевозчик, – при заявлении таможенной процедуры таможенного транзита;
  • иностранное лицо (физическое лицо, юридическое лицо, а также организация, не являющаяся юридическим лицом), получившее в соответствии с международным договором государства – члена ЕАЭС с третьей стороной документ, предусмотренный таким международным договором, предоставляющий такому лицу право на вывоз с таможенной территории ЕАЭС товаров, находящихся на таможенной территории ЕАЭС, – при заявлении таможенной процедуры таможенного склада, таможенной процедуры реэкспорта, таможенной процедуры экспорта.

В этой связи декларантом при помещении товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления может выступать и иностранное лицо (физическое лицо, юридическое лицо, а также организация, не являющаяся юридическим лицом), однако реализовать подобное право представляется возможным, если такое иностранное лицо:

  • является организацией, имеющей представительство или филиал, созданные и (или) зарегистрированные на территории государства – члена ЕАЭС в установленном порядке, – при заявлении таможенных процедур только в отношении товаров, перемещаемых для собственных нужд такого представительства или филиала;
  • является собственником товаров, если товары перемещаются через таможенную границу ЕАЭС не в рамках сделки между иностранным лицом и лицом государства – члена ЕАЭС;
  • имеет право владения и пользования товарами, если товары перемещаются через таможенную границу ЕАЭС не в рамках сделки между иностранным лицом и лицом государства – члена ЕАЭС, – при заявлении таможенной процедуры таможенного склада, таможенной процедуры временного ввоза (допуска), таможенной процедуры реэкспорта, специальной таможенной процедуры.

В соответствии с п. 4 ст. 327 ТМК ЕАЭС результаты проведения таможенного осмотра оформляются путем составления акта таможенного осмотра, форма которого определяется Евразийской экономической комиссией, либо проставления отметок о факте проведения таможенного осмотра на представленных таможенному органу транспортных (перевозочных), коммерческих или таможенных документах. В свою очередь, при проведении таможенного осмотра багажа физических лиц и (или) транспортных средств для личного пользования акт таможенного осмотра составляется только в случае, если он будет использоваться таможенными органами при совершении таможенных операций и (или) проведении таможенного контроля.

В настоящее время действуют формы акта таможенного досмотра (таможенного осмотра) и акта таможенного досмотра (таможенного осмотра) товаров, перемещаемых через таможенную границу ЕАЭС физическими лицами для личного пользования в сопровождаемом багаже, утвержденные Решением Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 № 260 «О формах таможенных документов». Формы актов содержат ряд реквизитов, подлежащих заполнению в установленном порядке. В частности, требуется указание следующих сведений:

  • должность, фамилия, инициалы должностных лиц, проводивших таможенный осмотр;
  • место работы, должность, фамилия, инициалы, наименование и номер документа, удостоверяющего личность, место жительства декларанта, лица, обладающего полномочиями в отношении товаров (транспортных средств), либо их представителей;
  • характеристики предъявленного к таможенному осмотру товара (транспортного средства);
  • информация, полученная по результатам проведения таможенного осмотра товара (транспортного средства);
  • сведения о прилагаемых документах к акту таможенного осмотра;
  • информация об обнаружении признаков правонарушений.

В соответствии со ст. 2 ТМК ЕАЭС под коммерческими документами понимаются документы, используемые при осуществлении внешнеторговой и иной деятельности, а также для подтверждения совершения сделок, связанных с перемещением товаров через таможенную границу ЕАЭС (счета-фактуры (инвойсы), спецификации, отгрузочные (упаковочные) листы и иные документы), а под транспортными (перевозочными) документами – документы, подтверждающие наличие договора перевозки товаров и сопровождающие их при такой перевозке (коносамент, накладная, документ, подтверждающий заключение договора транспортной экспедиции, и иные документы).

Пунктом 5 ст. 327 ТМК ЕАЭС устанавливается правовая возможность, в случае если результаты проведения таможенного осмотра оформлены путем проставления отметок о факте проведения таможенного осмотра на представленных таможенному органу транспортных (перевозочных), коммерческих или таможенных документах, лица, обладающего полномочиями в отношении товаров потребовать, чтобы должностные лица таможенного органа составили акт таможенного осмотра:

  • при проведении таможенного осмотра в местах перемещения товаров через таможенную границу ЕАЭС – не позднее двух часов рабочего времени после проведения таможенного осмотра;
  • при проведении таможенного осмотра в иных местах – не позднее двух часов с момента начала рабочего дня, следующего за днем проведения таможенного осмотра.

Акт таможенного осмотра, на основании п. 6 ст. 327 ТМК ЕАЭС, составляется в двух экземплярах, один из которых вручается (направляется) лицу, обладающему полномочиями в отношении товаров, либо его представителю, если эти лица установлены.

В заключение следует напомнить, что знание субъектами внешнеэкономической деятельности положений законов и иных нормативных правовых актов в части проведения таможенными органами таможенного контроля позволит им осуществлять свою деятельность правомерно, а также поспособствует их позиционированию в качестве полноправных участников таможенных правоотношений.

Материал подготовлен с использованием нормативных правовых актов по состоянию на 20 июля 2021 г.


Пожалуйста, поверните свое устройство в горизонтальное положение.
Заказать
звонок