Сохранить в избранное

Таможенный кодекс Евразийского экономического союза: комментарий к главе 19 «Общие положения о таможенных процедурах» (статьи 127–128)

Яхнович Олег Игоревич,

главный инспектор Государственного таможенного комитета Республики Беларусь

Деятельность служб на таможенной границе регулируется политикой в области контроля, таможенной очистки и транзита. В зависимости от того, как решаются эти вопросы в конкретном государстве (интеграционном образовании), на пунктах пересечения границы могут периодически возникать очереди и задержки, негативно влияющие на инвестиционную или транзитную привлекательность. В свою очередь неэффективность работы и устаревшие процедуры не только затрудняют взимание таможенных сборов и создают риски в сфере безопасности, но и формируют барьеры в международной торговле. В свою очередь, действенный контроль, очистка и транзит позволяют связать национальную экономику с глобальными цепями поставок, а государству дают возможность привлекать иностранные инвестиции.

Продолжение в нашем материале.

Возрастающий в последнее время объем трансграничных перемещений требует от таможенных органов принятия адекватных мер по совершенствованию таможенного контроля. Новые требования в сфере безопасности и взимания таможенных платежей, а также желание представителей частного сектора получать более оперативные, безопасные и надежные услуги стимулируют таможенные органы находиться в постоянном поиске для улучшения практик осуществления тех или иных форм таможенного контроля или мер, обеспечивающих проведение таможенного контроля, в отношении лиц, товаров и транспортных средств, пересекающих таможенную границу.

Стоит отметить, что на современном этапе международная торговля товарами на практике регламентируется различным количеством нормативных правовых актов и методических документов. Подобного рода акты включают в себя, как правило, положения, касающиеся отдельных аспектов торговых, экономических, транспортных, валютных и иных общественных отношений. Вместе с этим наиболее важная группа подобных актов, которая призвана всесторонним образом обеспечить в правовом смысле торговую сферу, входит в состав национального таможенного законодательства.

1 января 2018 г. в государствах – членах Евразийского экономического союза (далее – ЕАЭС) вступил в силу новый Таможенный кодекс, утвержденный Договором о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза от 11 апреля 2017 г. (далее – ТМК ЕАЭС). Принятие данного кодифицированного акта является частью стратегии ЕАЭС по дальнейшей модернизации и упрощению таможенных процедур и унификации условий осуществления внешнеэкономической деятельности.

В данной статье будут рассмотрены положения ст.ст. 127–128 ТМК ЕАЭС, регламентирующих, в частности, отдельные вопросы, касающиеся особенностей применения таможенных процедур в государствах – членах ЕАЭС.

Итак, в ст. 127 ТМК ЕАЭС содержатся общие положения относительно применения таможенных процедур в государствах – членах ЕАЭС. В частности, в п. 1 указанной статьи отмечается, что товары, перемещаемые через таможенную границу ЕАЭС, и иные товары в случаях, установленных ТМК ЕАЭС, для нахождения и использования на таможенной территории ЕАЭС, вывоза с таможенной территории ЕАЭС и (или) нахождения и использования за пределами таможенной территории ЕАЭС подлежат помещению под таможенные процедуры, если иное не установлено ТМК ЕАЭС.

В данном случае в рассматриваемом акте указываются конкретные цели, в соответствии с которыми товары подлежат помещению под таможенные процедуры. Таковыми целями выступают:

  • нахождение и использование товаров на таможенной территории ЕАЭС;
  • вывоза товаров с таможенной территории ЕАЭС;
  • нахождение и использование товаров за пределами таможенной территории ЕАЭС.

Также стоит напомнить, что в ст. 5 ТМК ЕАЭС содержатся общие положения относительно таможенной территории ЕАЭС и таможенной границы ЕАЭС. В частности, в соответствии с п. 1 данной статьи устанавливается, что таможенную территорию ЕАЭС составляют:

  • территории государств – членов ЕАЭС;
  • находящиеся за пределами территорий государств – членов ЕАЭС искусственные острова, сооружения, установки;
  • иные объекты, в отношении которых государства – члены ЕАЭС обладают исключительной юрисдикцией.

Во-первых, стоит отметить, что, согласно ст. 3 Договора о ЕАЭС от 29 мая 2014 года (далее – Договор о ЕАЭС), одним из основных принципов функционирования ЕАЭС является уважение общепризнанных принципов международного права, включая принципы суверенного равенства государств – членов ЕАЭС и их территориальной целостности.

Исходя из положений ст. 9 Конституции Республики Беларусь территория Республики Беларусь является естественным условием существования и пространственным пределом самоопределения народа, основой его благосостояния и суверенитета Республики Беларусь.

Вместе с этим, руководствуясь нормой комментируемого пункта, таможенная территория Республики Беларусь составляет наряду с таможенными территориями иных государств – членов ЕАЭС таможенную территорию ЕАЭС.

Относительно находящихся за пределами территорий государств – членов ЕАЭС искусственные островов, сооружений, установок, а также иных объектов, в отношении которых государства – члены ЕАЭС обладают исключительной юрисдикцией, стоит отметить следующие.

Искусственные острова, в соответствии с абзацем пятнадцатым ст. 2 ТМК ЕАЭС, представляют собой закрепленные в соответствии с проектной документацией на их создание по месту расположения объекты, имеющие намывное, насыпное, свайное и иное неплавучее выступающее над поверхностью воды при максимальном приливе опорное основание.

Соответственно сооружения, установки позиционируются как закрепленные в соответствии с проектной документацией на их создание по месту расположения подводные объекты, плавучие буровые установки, морские плавучие платформы, иные суда, подводные сооружения, включая скважины, морские стационарные платформы, стационарные буровые установки, другие плавучие и стационарные объекты (на основании абзаца тридцать второго ст. 2 ТМК ЕАЭС).

Общим признаком и искусственных островов, и сооружений, установок являются цели их использования:

  • обеспечение обороны и безопасности государств – членов ЕАЭС;
  • региональное геологическое изучение;
  • геологическое изучение;
  • разведка и добыча минеральных ресурсов;
  • проведение морских ресурсных исследований водных биологических ресурсов и осуществление рыболовства;
  • проведение морских научных исследований;
  • иные цели, не противоречащие международным договорам государств – членов ЕАЭС с третьей стороной и законодательству государств – членов ЕАЭС.

К примеру, в Российской Федерации существует понятие «континентальный шельф», на котором, в соответствии с Федеральным законом от 30.11.1995 № 187-ФЗ «О континентальном шельфе Российской Федерации», могут располагаться искусственные острова и установки, сооружения. При этом ч. 2 ст. 5 указанного законодательного акта закрепляется, что Российская Федерация осуществляет суверенные права и юрисдикцию на континентальном шельфе, руководствуясь экономическими, торговыми, научными и иными интересами.

Согласно п. 2 ст. 127 ТМК ЕАЭС в зависимости от целей нахождения и использования товаров на таможенной территории ЕАЭС, их вывоза с таможенной территории ЕАЭС и (или) нахождения и использования за пределами таможенной территории ЕАЭС в отношении товаров применяются следующие таможенные процедуры:

  1. выпуск для внутреннего потребления (ст.ст. 134–138 ТМК ЕАЭС);
  2. экспорт (ст.ст. 139–141 ТМК ЕАЭС);
  3. таможенный транзит (ст.ст. 142–154 ТМК ЕАЭС);
  4. таможенный склад (ст.ст. 155–162 ТМК ЕАЭС);
  5. переработка на таможенной территории (ст.ст. 163–175 ТМК ЕАЭС);
  6. переработка вне таможенной территории (ст.ст. 176–187 ТМК ЕАЭС);
  7. переработка для внутреннего потребления (ст.ст. 188–200 ТМК ЕАЭС);
  8. свободная таможенная зона (ст.ст. 201–210 ТМК ЕАЭС);
  9. свободный склад (ст.ст. 211–218 ТМК ЕАЭС);
  10. временный ввоз (допуск) (ст.ст. 219–226 ТМК ЕАЭС);
  11. временный вывоз (ст.ст. 227–234 ТМК ЕАЭС);
  12. реимпорт (ст.ст. 235–237 ТМК ЕАЭС);
  13. реэкспорт (ст.ст. 238–242 ТМК ЕАЭС);
  14. беспошлинная торговля (ст.ст. 243–247 ТМК ЕАЭС);
  15. уничтожение (ст.ст. 248–250 ТМК ЕАЭС);
  16. отказ в пользу государства (ст.ст. 251–252 ТМК ЕАЭС);
  17. специальная таможенная процедура (ст.ст. 253–254 ТМК ЕАЭС).

В данном случае приводится перечень таможенных процедур, в соответствии с которыми товары могут находиться или использоваться на (вне) таможенной территории ЕАЭС.

Стоит отметить, что в соответствии с п. 1 ст. 106 Закона Республики Беларусь от 19.07.2021 № 121-З «Об изменении Закона Республики Беларусь «О таможенном регулировании в Республике Беларусь» (далее – Закон о таможенном регулировании) использование на территории Республики Беларусь иностранных товаров, а также вывоз товаров с территории Республики Беларусь за пределы таможенной территории ЕАЭС и их использование, в том числе при перемещении от таможенного органа места убытия до таможенного органа места прибытия через территорию государства, не являющегося членом ЕАЭС, осуществляются в соответствии с таможенными процедурами, указанными в п. 2 ст. 127 ТМК ЕАЭС, если иное не установлено ТМК ЕАЭС и иными международными договорами Республики Беларусь.

В п. 3 ст. 127 ТМК ЕАЭС законодателем приводятся основания, в соответствии с которыми товары, помещенные под таможенную процедуру, могут помещаться под иные таможенные процедуры, либо такую же таможенную процедуру. В частности, такие действия могут совершаться:

  1. для завершения действия таможенной процедуры, под которую помещены товары;
  2. для приостановления действия таможенной процедуры, под которую помещены товары;
  3. для перевозки (транспортировки) товаров по таможенной территории ЕАЭС и (или) для перевозки с одной части таможенной территории ЕАЭС на другую часть таможенной территории ЕАЭС через территории государств, не являющихся членами ЕАЭС, и (или) морем в соответствии с ТМК ЕАЭС.

В отношении третьего случая стоит отметить, что товары могут перемещаться с одной части таможенной территории ЕАЭС на другую часть таможенной территории ЕАЭС через территории государств, не являющихся членами ЕАЭС в соответствии с ТМК ЕАЭС. Примером такой ситуации может быть поставка товаров с территории Республики Армения на территорию Российской Федерации (через Грузию, не являющуюся, в свою очередь, государством – членом ЕАЭС). При этом стоит отметить, что особенности порядка и условий перемещения через таможенную границу ЕАЭС товаров, перевозимых с одной части таможенной территории ЕАЭС на другую часть таможенной территории ЕАЭС через территории государств, не являющихся членами ЕАЭС, и (или) морем регламентированы посредством положений главы 43 ТМК ЕАЭС.

Согласно п. 4 ст. 127 ТМК ЕАЭС содержание таможенных процедур и положения, регулирующие порядок применения таможенных процедур, включая условия помещения товаров под таможенные процедуры, условия и порядок использования товаров в соответствии с таможенными процедурами после их помещения под такие таможенные процедуры, порядок завершения, прекращения, приостановления и возобновления действия таможенных процедур, а также обстоятельства возникновения и прекращения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, срок и (или) особенности их исчисления и уплаты в отношении товаров, помещаемых (помещенных) под таможенные процедуры, либо товаров, полученных (образовавшихся), изготовленных (полученных) в рамках применения таможенных процедур, определяются соответствующими главами раздела IV «Таможенные процедуры» ТМК ЕАЭС, а в случаях, предусмотренных ТМК ЕАЭС, – Евразийской экономической комиссией и (или) законодательством государств – членов ЕАЭС о таможенном регулировании.

Здесь следует отметить, что в отношении каждой из перечисленных в рамках п. 2 комментируемой статьи таможенных процедур в ТМК ЕАЭС даются общие положения, раскрывающие их содержание, условия и особенности применения (в рамках соответствующих положений, содержащихся в главах 20–36 ТМК ЕАЭС). В частности, в отношении таможенной процедуры выпуска для внутреннего потребления ее содержание, условия и особенности применения раскрываются в главе 20 (ст.ст. 134–138 ТМК ЕАЭС).

В части компетенции Евразийской экономической комиссии стоит отметить, что, к примеру, Решением Комиссии Таможенного союза от 20.09.2010 г. № 375 (ред. от 06.04.2021 г.) «Об отдельных вопросах применения таможенных процедур» утвержден Порядок приостановления и возобновления действия таможенной процедуры переработки на таможенной территории в случае помещения продуктов переработки под таможенные процедуры таможенного склада или временного ввоза (допуска).

Также стоит отметить, что, согласно п. 2 ст. 106 Закона о таможенном регулировании, содержание таможенных процедур и положения, регулирующие порядок применения таможенных процедур, включая условия помещения товаров под таможенные процедуры, условия и порядок использования товаров в соответствии с таможенными процедурами после их помещения под такие таможенные процедуры, порядок завершения, прекращения, приостановления и возобновления действия таможенных процедур, а также обстоятельства возникновения и прекращения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, срок и (или) особенности их исчисления и уплаты в отношении товаров, помещаемых (помещенных) под таможенные процедуры, либо товаров, полученных (образовавшихся), изготовленных (полученных) в рамках применения таможенных процедур, устанавливаются ТМК ЕАЭС, а в случаях, установленных ТМК ЕАЭС, – регулирующими таможенные правоотношения актами, составляющими право ЕАЭС, Законом о таможенном регулировании и (или) актами Президента Республики Беларусь.

Согласно п. 5 ст. 127 ТМК ЕАЭС законодательством государств – членов ЕАЭС о таможенном регулировании дополнительно к условиям помещения товаров под таможенные процедуры, за исключением таможенной процедуры таможенного транзита и таможенной процедуры переработки вне таможенной территории, может устанавливаться такое условие помещения товаров под таможенные процедуры, как обеспечение исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин.

В ст. 128 ТМК ЕАЭС содержатся общие положения относительно помещения товаров под таможенные процедуры в государствах – членах ЕАЭС. В частности, в п. 1 указанной статьи отмечается, что лица, указанные в ст. 83 ТМК ЕАЭС, вправе выбрать таможенную процедуру, предусмотренную ТМК ЕАЭС, путем ее заявления при таможенном декларировании товаров, либо при заявлении товаров к выпуску до подачи декларации на товары, либо путем ввоза товаров на территорию портовой свободной (специальной, особой) экономической зоны (далее – СЭЗ) или логистической СЭЗ.

Для начала стоит напомнить, что, согласно п. 3 ст. 2 ТМК ЕАЭС, под территорией СЭЗ понимается вся территория СЭЗ или часть территории СЭЗ, на которой в соответствии с законодательством государства – члена ЕАЭС, на территории которого создана СЭЗ, применяется таможенная процедура свободной таможенной зоны.

В частности, лицами, которые вправе выбрать таможенную процедуру, предусмотренную ТМК ЕАЭС, путем ее заявления при таможенном декларировании товаров, либо при заявлении товаров к выпуску до подачи декларации на товары, либо путем ввоза товаров на территорию портовой СЭЗ или логистической СЭЗ, являются субъекты, которые могут выступать в качестве декларантов товаров, помещаемых под таможенные процедуры:

  1. лицо государства – члена ЕАЭС;
  2. иностранное лицо;
  3. дипломатические представительства, консульские учреждения, представительства государств при международных организациях, международные организации или их представительства, иные организации или их представительства, расположенные на таможенной территории ЕАЭС;
  4. перевозчик, в том числе таможенный перевозчик, – при заявлении таможенной процедуры таможенного транзита;
  5. иностранное лицо.

В частности, согласно положениям ст. 106 ТМК ЕАЭС, в декларации на товары подлежат указанию сведения, в том числе и о заявляемой таможенной процедуре. Так, во втором подразделе графы 1 декларации на товары «Декларация» указывается код заявляемой таможенной процедуры в соответствии с классификатором видов таможенных процедур. На сегодняшний день действует классификатор видов таможенных процедур, утвержденный Решением Комиссии Таможенного союза от 20.09.2010 № 378 (ред. от 21.04.2020) «О классификаторах, используемых для заполнения таможенных документов». Данный классификатор представляет собой таблицу с указанием кодов таможенных процедур (например, «00») и их наименований (в частности, «Отсутствие предшествующей таможенной процедуры»).

Также и в отношении заявления товаров к выпуску до подачи декларации на товары. Так, согласно положениям ст. 120 ТМК ЕАЭС заявление о выпуске товаров до подачи декларации на товары должно содержать сведения о лице, которое будет выступать декларантом, избранной таможенной процедуре и иные сведения, необходимые для выпуска товаров, определяемые Евразийской экономической комиссией в зависимости от вида заявления о выпуске товаров до подачи декларации на товары, лица, которое будет выступать декларантом, категорий товаров и таможенных процедур.

Следует отметить, что в ст. 441 ТМК ЕАЭС содержатся общие положения относительно особенностей совершения таможенных операций и выпуска товаров до подачи декларации на товары, декларантом которых будет выступать уполномоченный экономический оператор.

Так, согласно п. 1 указанной статьи товары, декларантом которых будет выступать уполномоченный экономический оператор, могут быть заявлены к выпуску товаров до подачи декларации на товары в соответствии со следующими таможенными процедурами:

  1. выпуск для внутреннего потребления;
  2. переработка на таможенной территории;
  3. переработка для внутреннего потребления;
  4. свободная таможенная зона;
  5. свободный склад;
  6. временный ввоз (допуск) без уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов и без уплаты специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин.

В графе 4 «Процедура» заявления о выпуске товаров до подачи декларации на товары указываются:

  • двухзначный код заявляемой таможенной процедуры в соответствии с классификатором видов таможенных процедур;
  • двухзначный код предшествующей таможенной процедуры в соответствии с классификатором видов таможенных процедур, если товары ранее были помещены под иную таможенную процедуру, за исключением таможенной процедуры таможенного транзита. Если товары ранее не были помещены под иную таможенную процедуру, указываются два нуля: «00».

В соответствии с п. 2 ст. 128 ТМК ЕАЭС помещение товаров под таможенную процедуру начинается с момента подачи таможенному органу таможенной декларации или заявления о выпуске товаров до подачи декларации на товары, если иное не установлено ТМК ЕАЭС, и завершается выпуском товаров, за исключением случая, предусмотренного п. 1 ст. 204 ТМК ЕАЭС.

Здесь стоит отметить, что, согласно положениям ст. 107 Закона о таможенном регулировании, таможенные органы устанавливают порядок и технологии совершения таможенных операций, связанных с помещением товаров под таможенные процедуры, в зависимости от категорий товаров, перемещаемых через таможенную границу ЕАЭС, вида транспорта, которым осуществляется перевозка (транспортировка) товаров, лиц, перемещающих товары через таможенную границу ЕАЭС.

При этом таможенный орган вправе потребовать предъявления товаров в зоне таможенного контроля, определенной таможенным органом, в целях проведения таможенного контроля.

Пунктом 3 ст. 128 ТМК ЕАЭС устанавливается, что днем помещения товаров под таможенную процедуру считается день выпуска товаров, за исключением случая, предусмотренного п. 1 ст. 204 ТМК ЕАЭС.

Стоит напомнить, что общие положения о выпуске товаров в ЕАЭС, а также порядок совершения соответствующих таможенных операций содержатся в главе 18 ТМК ЕАЭС.

Согласно п. 4 ст. 128 ТМК ЕАЭС, обязанность по подтверждению соблюдения условий помещения товаров под заявленную таможенную процедуру возлагается на декларанта.

Условия помещения товаров под таможенные процедуры приводятся в соответствующих главах ТМК ЕАЭС. К примеру, в рамках ст. 220 (глава 29) ТМК ЕАЭС устанавливаются условия помещения товаров под таможенную процедуру временного ввоза (допуска):

  1. возможность идентификации товаров, помещаемых под таможенную процедуру временного ввоза (допуска), при их последующем помещении под таможенную процедуру в целях завершения действия этой таможенной процедуры. Идентификация товаров не требуется в случаях, когда в соответствии с международными договорами государств – членов ЕАЭС с третьей стороной допускается замена временно ввезенных товаров;
  2. частичная уплата ввозных таможенных пошлин, налогов в соответствии со ст. 223 ТМК ЕАЭС, за исключением случая, когда в соответствии с п. 3 ст. 219 ТМК ЕАЭС временное нахождение и использование товаров на таможенной территории ЕАЭС в соответствии с таможенной процедурой временного ввоза (допуска) допускаются без уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов;
  3. соблюдение условий временного нахождения и использования товаров в соответствии с таможенной процедурой временного ввоза (допуска) без уплаты таможенных пошлин, налогов, если такие условия определены Евразийской экономической комиссией в соответствии с п. 3 ст. 219 ТМК ЕАЭС и (или) предусмотрены международными договорами государств-членов с третьей стороной;
  4. соблюдение запретов и ограничений в соответствии со ст. 7 ТМК ЕАЭС.

В соответствии с п. 5 ст. 128 ТМК ЕАЭС, товары, подлежащие санитарно-карантинному, ветеринарному, карантинному фитосанитарному и другим видам государственного контроля (надзора), помещаются под таможенную процедуру только после осуществления соответствующего вида государственного контроля (надзора). В свою очередь, если при введении меры нетарифного регулирования определены таможенные процедуры, под которые не допускается помещение товаров, в отношении которых вводится такая мера, то указанные товары не подлежат помещению под такие таможенные процедуры независимо от положений раздела IV «Таможенные процедуры» ТМК ЕАЭС (п. 6 комментируемой статьи).

В частности, в ст. 7 ТМК ЕАЭС закрепляются общие положения относительно порядка соблюдения запретов и ограничений. В самом общем смысле применение запретов и ограничений является одной из мер, направленных на защиту экономических интересов государства, и, естественно, сказывается на его внешнеэкономическом (внешнеторговом) балансе. Такие меры, собственно, и получили наименование «меры нетарифного регулирования».

Соблюдение мер нетарифного регулирования, в том числе вводимых в одностороннем порядке, и мер технического регулирования подтверждается в случаях и порядке, определенных Евразийской экономической комиссии или законодательством государств – членов ЕАЭС в соответствии с Договором о ЕАЭС, а мер экспортного контроля, в том числе мер в отношении продукции военного назначения, – в случаях и порядке, установленных в соответствии с законодательством государств – членов ЕАЭС, путем представления документов и (или) сведений, подтверждающих соблюдение таких мер.

Так, в соответствии с п. 1 ст. 46 Договора о ЕАЭС в торговле с третьими странами ЕАЭС применяет следующие единые меры нетарифного регулирования:

  • запрет ввоза и (или) вывоза товаров;
  • количественные ограничения ввоза и (или) вывоза товаров;
  • исключительное право на экспорт и (или) импорт товаров;
  • автоматическое лицензирование (наблюдение) экспорта и (или) импорта товаров;
  • разрешительный порядок ввоза и (или) вывоза товаров.

Согласно п. 4 Протокола о мерах нетарифного регулирования в отношении третьих стран (приложение № 7 к Договору о ЕАЭС) (далее – Протокол о МНР) решения о введении, применении, продлении и отмене мер принимаются Евразийской экономической комиссией. Вместе с этим существует Единый перечень товаров, к которым применяются запреты или ограничения на ввоз или вывоз государствами – членами Таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества в торговле с третьими странами (далее – Единый перечень товаров), утвержденный Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 16 августа 2012 г. № 134 «О нормативных правовых актах в области нетарифного регулирования».

В рамках запрета ввоза и (или) вывоза товаров могут устанавливаться (на основании п. 12 Протокола о МНР):

  • временные запреты или временные количественные ограничения экспорта для предотвращения либо уменьшения критического недостатка на внутреннем рынке продовольственных или иных товаров, являющихся существенно важными для внутреннего рынка ЕАЭС;
  • запреты или количественные ограничения экспорта и импорта, необходимые в связи с применением стандартов или правил классификации, сортировки и продажи товаров в международной торговле;
  • ограничения импорта водных биологических ресурсов при их ввозе в любом виде, если необходимо:
  • ограничить производство или продажу аналогичного товара, происходящего с территории ЕАЭС;
  • ограничить производство или продажу товара, происходящего с территории ЕАЭС, который может быть непосредственно заменен импортным товаром, в случае если в ЕАЭС не имеется значительного производства аналогичного товара;
  • удалить с рынка временный излишек аналогичного товара, происходящего с территории ЕАЭС, путем предоставления этого излишка некоторым группам потребителей бесплатно или по ценам ниже рыночных;
  • удалить с рынка временный излишек товара, происходящего с территории ЕАЭС, который может быть непосредственно заменен импортным товаром, если в ЕАЭС не имеется значительного производства аналогичного товара, путем предоставления этого излишка некоторым группам потребителей бесплатно или по ценам ниже рыночных.

При этом перечень соответствующих товаров, в отношении которых установлен запрет ввоза на таможенную территорию ЕАЭС и (или) вывоза с таможенной территории ЕАЭС, утвержден Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 21 апреля 2015 г. № 30 «О мерах нетарифного регулирования».

Относительно количественных ограничений ввоза и (или) вывоза товаров необходимо отметить, что, согласно п. 13 Протокола о МНР, количественные ограничения применяются посредством установления экспортных и (или) импортных квот:

  • при экспорте – только в отношении товаров, происходящих с территорий государств – членов ЕАЭС;
  • при импорте – только в отношении товаров, происходящих из третьих стран.

В качестве примера можно привести следующие импортные квоты:

Помимо этого, в рамках Единого перечня товаров установлены количественные ограничения при экспорте и (или) импорте товаров отходов и лома черных металлов, медных, никелевых, алюминиевых.

Наконец, существует перечень товаров, которые являются существенно важными для внутреннего рынка Евразийского экономического союза и в отношении которых в исключительных случаях могут быть введены временные запреты или количественные ограничения экспорта (такой перечень утвержден Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 26.07.2016 г. № 83).

В отношении такой меры нетарифного регулирования как «исключительное право на экспорт и (или) импорт товаров» необходимо отметить следующее. Согласно п. 27 Протокола о МНР, товары, на экспорт и (или) импорт которых предоставляется исключительное право, а также порядок определения государствами – членами ЕАЭС участников внешнеторговой деятельности, которым предоставляется такое исключительное право, определяются Евразийской экономической комиссией. В свою очередь п. 30 данного протокола предусматривается, что экспорт и (или) импорт товаров, в отношении которых участникам внешнеторговой деятельности предоставлено исключительное право, осуществляются на основании исключительных лицензий, выдаваемых уполномоченным органом (в Республике Беларусь – Министерством антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь).

Такая мера нетарифного регулирования как «автоматическое лицензирование (наблюдение) экспорта и (или) импорта товаров» может быть введена Евразийской экономической комиссией в целях мониторинга динамики экспорта и (или) импорта отдельных видов товаров (п. 31 Протокола о МНР).

В целях реализации п. 2 ст. 7 ТМК ЕАЭС, а также ст. 50 Договора о ЕАЭС, государства – члены ЕАЭС (в том числе и Республика Беларусь) в торговле с третьими странами могут в одностороннем порядке вводить временные меры нетарифного регулирования.

Так, на основании подпункта 1.5 п. 1 Указа Президента Республики Беларусь от 05.04.2016 г. № 124 «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» Советом Министров Республики Беларусь могут вводиться следующие меры нетарифного регулирования:

  • запрет ввоза и (или) вывоза товаров;
  • количественные ограничения ввоза и (или) вывоза товаров;
  • исключительное право на экспорт и (или) импорт товаров;
  • автоматическое лицензирование (наблюдение) экспорта и (или) импорта товаров;
  • разрешительный порядок ввоза и (или) вывоза товаров.

Касательно мер технического регулирования стоит отметить следующее. В соответствии с п. 2 Протокола о техническом регулировании (Приложение № 9 к Договору о ЕАЭС) под техническим регулированием понимается правовое регулирование отношений в области установления, применения и исполнения обязательных требований к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, а также правовое регулирование отношений в области оценки соответствия.

При этом на основании п. 5 Протокола о техническом регулировании оценка соответствия объектов технического регулирования, устанавливаемая в технических регламентах ЕАЭС, проводится в формах регистрации (государственной регистрации), испытаний, подтверждения соответствия, экспертизы и (или) в иной форме. Обязательное подтверждение соответствия осуществляется в формах декларирования соответствия и сертификации. Оценка соответствия выпускаемой в обращение продукции требованиям технических регламентов ЕАЭС осуществляется до выпуска ее в обращение (т.е. до поставки или ввоза продукции (в том числе отправки со склада изготовителя или отгрузки без складирования) с целью распространения на территории ЕАЭС в ходе коммерческой деятельности на безвозмездной или возмездной основе).

В части мер экспортного контроля стоит отметить следующее. Экспортный контроль, согласно ст. 1 Закона Республики Беларусь от 11.05.2016 № 363-З «Об экспортном контроле» (далее – Закона об экспортном контроле), представляет собой комплекс мер, обеспечивающих выполнение разрешительного порядка ввоза, вывоза, транзита, использования объектов экспортного контроля и осуществления посреднической деятельности в отношении их. Под объектами такого контроля понимаются специфические товары (работы, услуги), а также товары, информация, работы, услуги, результаты интеллектуальной деятельности, не включенные в перечни специфических товаров (работ, услуг), на осуществление внешнеторговой либо посреднической деятельности с которыми юридические и физические лица обязаны в соответствии с частью второй ст. 21 Закона об экспортном контроле получить разрешение межведомственного органа по экспортному контролю.

Соблюдение санитарных, ветеринарно-санитарных и карантинных фитосанитарных мер и радиационных требований подтверждается по результатам осуществления санитарно-эпидемиологического, ветеринарного, карантинного фитосанитарного, радиационного контроля (надзора) в порядке, установленном Договором о ЕАЭС и принятыми в соответствии с ним актами Евразийской экономической комиссии, и (или) в порядке, установленном законодательством государств – членов ЕАЭС.

Согласно части первой п. 1 ст. 56 Договора о ЕАЭС санитарные, ветеринарно-санитарные и карантинные фитосанитарные меры применяются на основе принципов, имеющих научное обоснование, и только в той степени, в которой это необходимо для защиты жизни и здоровья человека, животных и растений.

Пунктом 2 Протокола о применении санитарных, ветеринарно-санитарных и карантинных фитосанитарных мер (Приложение № 12 к Договору о ЕАЭС) санитарные меры определяются обязательные для исполнения требования и процедуры, в том числе требования к конечному продукту, методы обработки, производства, транспортировки, хранения и утилизации, процедуры отбора проб, методов исследований (испытаний), оценки риска, государственной регистрации, требования к маркировке и упаковке, непосредственно направленные на обеспечение безопасности продукции (товаров) в целях защиты жизни и здоровья человека.

Санитарные меры применяются в отношении лиц, транспортных средств, а также подконтрольной санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю) продукции (товаров), включенной в Единый перечень продукции (товаров), подлежащей государственному санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю) на таможенной границе и таможенной территории Евразийского экономического союза (утвержден Решением Комиссии Таможенного союза от 28.05.2010 № 299).

Кроме того, в Республике Беларусь санитарный контроль осуществляется, в первую очередь, на основании положений Закона Республики Беларусь от 07.01.2012 № 340-З «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», направленного на установление правовых и организационных основ предотвращения неблагоприятного воздействия на организм человека факторов среды его обитания в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Ветеринарно-санитарные меры представляют собой обязательные для исполнения требования и процедуры, применяемые в целях предупреждения болезней животных и защиты населения от болезней, общих для человека и животных, в связи с возникающими рисками, в том числе в случае переноса или распространения их животными, с кормами, сырьем и продукцией животного происхождения, а также перевозящими их транспортными средствами, в пределах таможенной территории ЕАЭС (на основании п. 2 Протокола о применении санитарных, ветеринарно-санитарных и карантинных фитосанитарных мер).

Решением Комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 № 317 «О применении ветеринарно-санитарных мер в Евразийском экономическом союзе» регламентирован порядок ветеринарного контроля (надзора) на таможенной границе и таможенной территории ЕАЭС, а также утвержден Единый перечень товаров, подлежащих ветеринарному контролю (надзору).

Наконец, карантинные фитосанитарные меры включают в себя обязательные для исполнения требования, правила и процедуры, применяемые в целях обеспечения охраны таможенной территории ЕАЭС от завоза и распространения карантинных объектов и снижения причиняемых ими потерь, а также устранения препятствий в международной торговле подкарантинной продукцией (подкарантинными грузами, подкарантинными материалами, подкарантинными товарами).

Решением Комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 № 318 «Об обеспечении карантина растений в Евразийском экономическом союзе» регламентирован порядок карантинного фитосанитарного контроля на таможенной границе и таможенной территории ЕАЭС, а также утвержден Единый перечень товаров, подлежащих карантинному фитосанитарному контролю (надзору).

Особенности ввоза на таможенную территорию ЕАЭС и (или) вывоза с таможенной территории ЕАЭС физическими лицами товаров, включенных в предусмотренный Договором о ЕАЭС единый перечень товаров (утвержден Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 21 апреля 2015 г. № 30 «О мерах нетарифного регулирования»), к которым применяются меры нетарифного регулирования в торговле с третьими странами, в качестве товаров для личного пользования определяются Евразийской экономической комиссией.

В заключение необходимо отметить, что в содержании практически всех норм ТМК ЕАЭС, регламентирующих, в частности, отдельные вопросы, касающиеся особенностей применения таможенных процедур в государствах – членах ЕАЭС, видна тенденция следования общей концепции евразийского таможенного законодательства, направленного на модернизацию и унификацию процессов евразийского взаимодействия. В этой связи таможенные органы ЕАЭС в соответствии с проанализированными выше положениями выступают как государственные структуры, организационная деятельность которых напрямую корреспондирует принципу баланса государственных интересов и интересов бизнес-сектора.

Таким образом, видится целесообразным принять во внимание рассмотренные выше положения ТМК ЕАЭС не только лишь представителям бизнес-сообщества, осуществляющим свою экономическую деятельность, в том числе и на таможенной территории ЕАЭС, но и законодателю при разработке правовых норм нормативных правовых актов Республики Беларуси и законодательства ЕАЭС в сфере таможенного дела.

Материал подготовлен с использованием нормативных правовых актов по состоянию на 6 декабря 2021 г.


Сохранить в избранное
Читайте также в разделе
Вам будет интересно
Вознаграждение за воспроизведение в личных целях объектов авторского права и смежных прав. Комментарий к постановлению Совета Министров республики Беларусь от 11 ноября 2023 г. № 771
Лосев Сергей Сергеевич, кандидат юридических наук, доцент

13 ноября 2023 г. вступило в действие постановление Совета Министров Республики Беларусь от 11.11.2023 № 771 «О воспроизведении произведений и объектов смежных прав в личных целях» (далее – постановление № 771), которым утверждено Положение о вознаграждении за воспроизведение в личных целях аудиовизуальных произведений, произведений и исполнений, воплощенных в фонограммах, фонограмм (далее – Положение).

Читать подробнее
Календарь событий
26 апреля 2024 г.
Полящук Наталья Анатольевна
Вебинар "Предупреждение и противодействие коррупции в организации"
Подробнее
24 апреля 2024 г.
Амельченя Юлия Александровна, Бакиновская Ольга Александровна
Вебинар "Особенности организации и проведения закупок товаров (работ, услуг) за счет собственных средств"
Подробнее
Видео
Здравствуйте, данный браузер не поддерживается нашей системой, для продолжения работы воспользуйтесь другим браузером.