Сохранить в избранное

Таможенную задолженность можно реструктуризировать

Дрозд Людмила Владимировна, специалист таможенного дела

Для сохранения платежеспособности юридических лиц, имеющих неуплаченные таможенные платежи и иные платежи, взимаемые таможенными органами, 1 августа 2022 г. Президентом Республики Беларусь был подписан Указ № 264 «О реструктуризации таможенной задолженности» (далее – Указ № 264).

Исходя из определения терминов, используемых в Указе, таможенная задолженность представляет собой сумму не уплаченных в срок, установленный Таможенным кодексом Евразийского экономического союза или актами законодательства, таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных и иных пошлин, применяемых в целях защиты внутреннего рынка, пеней, процентов, иных платежей, взимаемых таможенными органами.

Указом предусмотрена возможность реструктуризации таможенной задолженности, которая представляет собой поэтапное погашение таможенной задолженности в соответствии с решением о реструктуризации таможенной задолженности (далее – решение о реструктуризации).

Решение о реструктуризации принимается:

  • Государственным таможенным комитетом (далее – ГТК);
  • на срок до одного года;
  • на основании заявлений юридических лиц, созданных в соответствии с законодательством Республики Беларусь, имеющих таможенную задолженность и отвечающих одному из следующих требований:

- осуществляет деятельность, соответствующую приоритетным видам деятельности (секторам экономики) для осуществления инвестиций.

Приоритетные виды деятельности указаны в приложении к постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 12 мая 2016 г. № 372 «О приоритетных видах деятельности (секторах экономики) для осуществления инвестиций и признании утратившим силу постановления Совета Министров Республики Беларусь от 26 февраля 2014 г. № 197» (далее – Приложение).

Пример 1.

Белорусская организация, производящая детские коляски, имеет задолженность по таможенным платежам, образовавшуюся по причине заявления в декларации на товары неточных сведений о таможенной стоимости ввозимых комплектующих. Может ли данная организация осуществить погашение задолженности на основании Указа № 264?

Согласно пункту 1 Приложения производство детских колясок является приоритетным видом деятельности согласно общегосударственному классификатору Республики Беларусь ОКРБ 005-2011 «Виды экономической деятельности» и включено в группировку под кодом «30922».

Поэтому такая организация вправе подать заявление о реструктуризации таможенной задолженности;

- является производителем товаров, определенных Советом Министров Республики Беларусь.

Товары, производители которых являются юридическими лицами, созданными в соответствии с законодательством Республики Беларусь и имеющими таможенную задолженность, определены приложением к постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 09.09.2022 № 596 «Об определении товаров» (далее – приложение № 596).

Следует отметить, что товары, определенные приложением № 596, являются социально значимыми товарами, указанными в подпунктах 1.21.5 и 1.6 пункта 1 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 17.01.2014 № 35 «Об утверждении перечней социально значимых товаров (услуг), цены на которые регулируются государственными органами, и признании утратившими силу некоторых постановлений Совета Министров Республики Беларусь».

Пример 2.

Белорусское предприятие, осуществляющее производство мясных консервов, имеет задолженность по таможенным платежам, образовавшуюся по причине нарушения ограничений по пользованию и распоряжению товарами, находящимися под таможенным контролем. Может ли данная организация осуществить погашение задолженности на основании Указа № 264?

Согласно пункту 7 приложения № 596 производители мясных консервов являются юридическими лицами, определенными Перечнем терминов и их определений, указанных в приложении к Указу № 264, которые вправе подать заявление о реструктуризации таможенной задолженности.

Юридические лица, соответствующие требованиям Указа № 264, могут подать заявление о реструктуризации таможенной задолженности (далее – заявление).

В заявлении необходимо указать обстоятельства, препятствующие погашению таможенной задолженности, на основании которых невозможно погашение таможенной задолженности в полном объеме.

К заявлению прилагаются:

  • ходатайство республиканского органа государственного управления, в подчинении которого находится юридическое лицо, либо облисполкома (Минского горисполкома), если юридическое лицо не находится в подчинении республиканского органа государственного управления, о реструктуризации таможенной задолженности с указанием в нем сведений об осуществлении таким лицом приоритетного вида деятельности (сектора экономики) либо подтверждающего производство таким лицом товаров;
  • график поэтапного погашения таможенной задолженности.

Несоблюдение указанных требований является основанием для принятия ГТК решения об отказе в реструктуризации таможенной задолженности.

Заявление может быть подано в ГТК с 4 октября 2022 г. и до 31 декабря 2023 г. Срок подачи заявления ограничен сроком действия Указа № 264.

ГТК не позднее 10 рабочих дней со дня подачи заявления о реструктуризации таможенной задолженности принимает:

  • решение о реструктуризации;
  • решение об отказе в реструктуризации, если в заявлении и прилагаемых к нему документах содержатся неполные либо недостоверные сведения либо лицом нарушены требования по подаче заявления.

В решении о реструктуризации указываются следующие сведения о:

  1. датах начала и окончания срока реструктуризации таможенной задолженности;

  2. датах начала и окончания срока погашения каждого этапа реструктуризированной таможенной задолженности;

  3. общей сумме таможенной задолженности, подлежащей погашению;

  4. суммах таможенной задолженности, определенных для каждого этапа погашения таможенной задолженности.

Пример.

Решение о реструктуризации таможенной задолженности принято на период с 1 декабря 2022 г. по 30 сентября 2023 г., т.е. на десять месяцев, в течение которых подлежит погашению задолженность в размере 50 000 бел. руб., разделенная на 4 этапа. В решении будет указано:

  • наименование юридического лица, его УНП, иные сведения, позволяющие идентифицировать такое лицо;

  • задолженность в размере 50 000 руб. реструктуризирована на период с 1 декабря 2022 г. по 30 сентября 2023 г.;

  • задолженность погашается следующими этапами и в следующем размере: с 01.12.2022 по 31.03.2022 – 5000 руб.; с 01.04.2023 по 30.06.2023 – 10 000 руб.; с 01.07.2023 по 31.08.2023 – 10 000 руб.; с 01.09.2023 по 30.09.2023 – 25 000 руб.

Число этапов, период каждого этапа, сумма задолженности, подлежащая погашению в каждом этапе, могут быть различными исходя из возможностей юридического лица, которое отразило эти этапы и суммы в графике.

На период реструктуризации задолженности таможенными органами:

  • не принимаются меры принудительного взыскания (не приостанавливаются операции по счетам плательщика в банке, не производится арест имущества, не направляются платежные требования о бесспорном списании денежных средств со счетов плательщика);
  • не начисляются пени (с даты начала до даты окончания срока реструктуризации таможенной задолженности).

Основанием для прекращения действия решения о реструктуризации является непогашение таможенной задолженности в сроки, указанные в решении о ее реструктуризации.

Подпунктом 1.8 пункта 1 Указа № 264 предусмотрены последствия прекращения действия решения о реструктуризации: 

  • принятие мер по взысканию оставшейся к погашению суммы таможенной задолженности;
  • начисление пеней на оставшиеся к погашению суммы таможенной задолженности.

Необходимо обратить внимание, что меры принудительного взыскания будут приняты со дня, следующего за днем окончания срока погашения одного из этапов реструктуризированной таможенной задолженности. При этом пени будут исчислены в соответствии с требованиями статьи 55 Налогового кодекса Республики Беларусь, т.е. со дня, следующего за установленным таможенным законодательством сроком уплаты, включая день исполнения налогового обязательства.

Указ предусматривает создание условий для стабильного функционирования юридических лиц Республики Беларусь путем планового погашения таможенной задолженности и рационального использования денежных средств, а также исключение блокировки деятельности таких лиц в результате принимаемых таможнями мер по принудительному взысканию.

Материал подготовлен с использованием нормативных правовых актов по состоянию на 28 сентября 2022 г.


Сохранить в избранное
Читайте также в разделе
Вам будет интересно
Увольнение работника: что должен выплатить наниматель
Борисенко Наталья Валерьевна, аудитор

Увольнение работника может происходить по разным основаниям. Рассмотрим в настоящей статье, какие выплаты полагаются работнику при увольнении.

Читать подробнее
Календарь событий
26 апреля 2024 г.
Полящук Наталья Анатольевна
Вебинар "Предупреждение и противодействие коррупции в организации"
Подробнее
24 апреля 2024 г.
Амельченя Юлия Александровна, Бакиновская Ольга Александровна
Вебинар "Особенности организации и проведения закупок товаров (работ, услуг) за счет собственных средств"
Подробнее
Видео
Здравствуйте, данный браузер не поддерживается нашей системой, для продолжения работы воспользуйтесь другим браузером.