Сохранить в избранное

Рекламная игра: отражение в бухгалтерском и налоговом учете

Козырев Сергей Николаевич, к.э.н., аудитор, налоговый консультант

Для стимулирования реализации продукции, увеличения объемов продаж, привлечения новых покупателей и клиентов и поддержания их интереса организации используют множество способов, одним из которых является проведение рекламных игр.

Рассмотрим, что такое рекламная игра и выигрыш, какими правовыми актами регламентируется порядок ее проведения и как правильно учитывать.

Рекламная игра – деятельность организаций или индивидуальных предпринимателей, осуществляемая ими в целях стимулирования реализации товаров (работ, услуг) и обеспечивающая розыгрыш выигрышей между участниками рекламной игры, за исключением деятельности, не относящейся к рекламным играм в соответствии с актами Президента Республики Беларусь (статья 2 Закона Республики Беларусь от 10 мая 2007 г. № 225-З «О рекламе»).

Порядок проведения рекламных игр на территории Республики Беларусь определяется Положением о проведении рекламных игр на территории Республики Беларусь, утвержденным Указом Президента Республики Беларусь от 30 января 2003 г. № 51 (далее – Положение № 51).

Согласно нормам пункта 2 Положения № 51 призовой фонд рекламной игры – это определенные организатором сумма денежных средств и (или) иное имущество (работы, услуги), предназначенные для выдачи (предоставления) победителю (победителям).

При этом выигрыш – определенные правилами проведения рекламной игры призовой фонд рекламной игры либо его часть, выдаваемые (предоставляемые) организатором рекламной игры после розыгрыша призового фонда рекламной игры ее участнику (участникам), признанному выигравшим (признанным выигравшими) рекламную игру в соответствии с условиями ее проведения.

Нормами пункта 9 Положения № 51 определено, что источником формирования призового фонда могут являться денежные средства и (или) иное имущество (работы, услуги) организатора или заинтересованного лица. При этом не допускается включение в цену (тарифы) товаров (работ, услуг) организатора средств, использованных для формирования призового фонда.

Призовой фонд на момент представления заявления о государственной регистрации рекламной игры должен быть сформирован в полном объеме.

Призовой фонд считается сформированным организатором, если:

  • денежные средства, определенные в составе призового фонда, перечислены организатором на специальный счет;
  • товары, определенные в составе призового фонда, произведены и (или) оплачены организатором, находятся у него либо переданы им на хранение;
  • товары собственного производства, имеющие ограниченный срок годности и определенные в составе призового фонда, будут произведены организатором. При этом денежные средства на производство таких товаров перечислены организатором на специальный счет;
  • работы и (или) услуги, определенные в составе призового фонда, будут выполнены и (или) оказаны организатором в рамках его деятельности либо на выполнение таких работ и (или) оказание таких услуг заключены договоры между организатором и исполнителями этих работ и (или) услуг, согласно которым последние обязуются выполнить победителю (победителям) работы и (или) оказать услуги. При этом организатором оплачено выполнение таких работ и (или) оказание таких услуг либо денежные средства на оплату данных работ и (или) услуг находятся на специальном счете.

Имущество, включенное в состав призового фонда, имеет целевое назначение. Для контроля за использованием призового фонда по целевому назначению целесообразно отражать такое имущество в учете обособленно на отдельных бухгалтерских счетах и субсчетах (пункт 3 Инструкции о порядке применения типового плана счетов бухгалтерского учета, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 29 июня 2011 г. № 50 (далее – Инструкция № 50)).

Так, приобретенные призы для их розыгрыша при проведении рекламной игры целесообразно учитывать на отдельном субсчете счета 10 «Материалы» по фактической стоимости их приобретения, причем независимо от размера их стоимости (пункт 7 Инструкции по бухгалтерскому учету запасов, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 12 ноября 2010 г. № 133).

Если организация включает в состав призового фонда товары, которые изначально приобретались для последующей реализации, то их целесообразно учитывать обособленно на отдельном субсчете счета 41 «Товары» либо перенести на отдельный субсчет счета 10 «Материалы» (пункты 16 и 32 Инструкции № 50). Готовую продукцию, поименованную в составе призового фонда, учитывают обособленно на счете 43 «Готовая продукция» (пункт 34 Инструкции № 50).

Денежные средства, определенные в составе призового фонда, организатору рекламной игры необходимо перечислить на специальный счет (пункты 6 и 9 Положения № 51, статья 2071 Банковского кодекса Республики Беларусь, пункт 42 Инструкции № 50).

Бухгалтерские записи отражения имущества на отдельных субсчетах для целей их обособленного учета производят на основании бухгалтерской справки или иного самостоятельного установленного организацией первичного учетного документа.

Синтетический учет расчетов с победителями рекламной игры целесообразно вести на счете 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», а аналитический учет – в разрезе каждого победителя для целей исчисления подоходного налога с физических лиц.

Поскольку методика учета расходов на формирование призового фонда рекламной игры и порядок расчетов с победителями рекламной игры действующими нормативными правовыми документами подробно не определена, целесообразно закрепить ее в учетной политике организации.

В соответствии с нормами подпункта 1.1 пункта 1 статьи 115 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее – НК) объектами налогообложения налогом на добавленную стоимость (далее – НДС) признаются обороты по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Республики Беларусь.

При этом реализацией товаров (работ, услуг), имущественных прав признаются отчуждение товара одним лицом другому лицу (выполнение работ одним лицом для другого лица, оказание услуг одним лицом другому лицу), передача имущественных прав одним лицом другому лицу на возмездной или безвозмездной основе вне зависимости от способа приобретения прав на товары (результаты выполненных работ, оказанных услуг), имущественных прав или формы соответствующих сделок (пункт 1 статьи 31 НК). Если в качестве приза победителю рекламной игры передается имущество, то следует учитывать, что согласно нормам подпункта 2.5 пункта 2 статьи 31 НК не признается реализацией товаров (работ, услуг), имущественных прав их передача потребителю рекламы:

  • при отсутствии оплаты или иного встречного исполнения обязательства, если такие товары (работы, услуги), имущественные права являются объектами рекламирования и (или) содержат информацию об объектах рекламирования;
  • в виде выигрыша при проведении в соответствии с законодательством рекламной игры.

Таким образом, передача имущества в качестве выигрыша победителям рекламной игры не является объектом налогообложения НДС. Передача денежных средств в качестве приза также не является объектом налогообложения НДС, поскольку деньги не относятся к товарам (подпункт 7.1 пункта 7 статьи 115 НК).

Затратами, учитываемыми при налогообложении, признаются экономически обоснованные затраты, определяемые на основании документов бухгалтерского учета (при необходимости посредством проведения расчетных корректировок к данным бухгалтерского учета в рамках ведения налогового учета), если иное не установлено НК и (или) законодательством.

К затратам, учитываемым при налогообложении, относятся:

  • затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав;
  • нормируемые затраты (пункт 1 статьи 169 НК).

Затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав представляют собой стоимостную оценку использованных в процессе производства и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных средств, нематериальных активов, трудовых ресурсов и иных расходов на их производство и реализацию, отражаемых в бухгалтерском учете (пункт 1 статьи 170 НК).

К расходам на рекламу относятся расходы на рекламные мероприятия через средства массовой информации (в том числе объявления в печати, передача по радио и телевидению), информационно-телекоммуникационные сети; расходы на световую и иную наружную рекламу, включая изготовление рекламных стендов и рекламных щитов; расходы на участие в выставках, ярмарках, экспозициях, оформление витрин, выставок-продаж, комнат образцов и демонстрационных залов, изготовление рекламных брошюр, каталогов, содержащих информацию о реализуемых товарах, выполняемых работах, оказываемых услугах, товарных знаках и знаках обслуживания и (или) о самой организации, за исключением указанных в подпункте 2.10 пункта 2 статьи 171 НК (подпункт 2.10 пункта 2 статьи 170 НК).

Расходы на приобретение (изготовление) призов, вручаемых в виде выигрыша при проведении рекламной игры в соответствии с законодательством о рекламе, а также расходы на иные виды рекламы, за исключением указанных в подпункте 2.10 пункта 2 статьи 170 НК, включаются в состав прочих затрат (подпункт 2.10 пункта 2 статьи 171 НК).

Совокупный размер учитываемых при налогообложении прочих затрат не может превышать одного (1) процента выручки от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав и сумм доходов, указанных в подпункте 3.18 пункта 3 статьи 174 НК, с учетом налога на добавленную стоимость (для банков – от суммы доходов, определяемой в соответствии со статьей 176 НК, за вычетом доходов, относящихся в соответствии с НК ко внереализационным доходам, кроме сумм доходов, указанных в подпункте 3.18 пункта 3 статьи 174 НК) (пункт 3 статьи 171 НК).

Нормами подпункта 1.1 пункта 1 статьи 196 НК установлено, что для физических лиц, признаваемых налоговыми резидентами Республики Беларусь в соответствии со статьей 17 НК, объектом налогообложения подоходным налогом с физических лиц признаются доходы, полученные ими от источников в Республике Беларусь и (или) от источников за пределами Республики Беларусь.

Вместе с тем на основании подпункта 2.19 пункта 2 статьи 196 НК не признаются объектом налогообложения подоходным налогом с физических лиц доходы, полученные физическим лицами в размере стоимости товаров (работ, услуг), розданных (выполненных, оказанных) в рамках проведения рекламы и рекламных акций, если по условиям их проведения отсутствуют сведения о получателях таких товаров (работ, услуг).

С учетом того, что сведения о физических лицах, получивших в ходе рекламной игры доходы в виде денежных средств и (или) имущества, организатору этой игры, как правило, известны, то такой доход является объектом налогообложения подоходным налогом с физических лиц.

Согласно пункту 1 статьи 199 НК при определении налоговой базы подоходного налога с физических лиц учитываются все доходы физического лица, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах.

Особенности определения налоговой базы подоходного налога с физических лиц при получении доходов в натуральной форме установлены статьей 200 НК. Так, в соответствии с частью первой пункта 1 статьи 200 НК при получении физическим лицом от организаций и индивидуальных предпринимателей дохода в натуральной форме в виде товаров (работ, услуг), иного имущества налоговая база подоходного налога с физических лиц определяется как стоимость (с учетом НДС, а для подакцизных товаров – и акцизов) этих товаров (работ, услуг), иного имущества, исчисленная исходя из регулируемых цен (тарифов). При отсутствии таких цен (тарифов) налоговая база подоходного налога с физических лиц определяется организациями и индивидуальными предпринимателями самостоятельно (с учетом НДС, а для подакцизных товаров – и акцизов), но не менее стоимости товаров (работ, услуг), иного имущества, определенной в соответствии с частью второй пункта 1 статьи 200 НК.

Нормами части второй пункта 1 статьи 200 НК определено, что при получении от физических лиц дохода в натуральной форме в виде товаров (работ, услуг), иного имущества по договорам, не связанным с осуществлением предпринимательской деятельности, налоговая база подоходного налога с физических лиц определяется в отношении:

  • капитальных строений (зданий, сооружений), их частей, машино-мест, долей в праве собственности на указанное имущество – в размере оценочной стоимости, определенной на дату получения дохода территориальными организациями по государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним. При отсутствии такой стоимости – в размере стоимости, определенной в порядке, установленном законодательством для исчисления налога на недвижимость с физических лиц;
  • акций – в размере их номинальной стоимости;
  • долей в уставных фондах организаций – в размере части стоимости чистых активов организации, пропорциональной размеру доли физического лица в уставном фонде организации;
  • паев в производственных кооперативах – в размере стоимости пая;
  • предприятия как имущественного комплекса – по балансовой стоимости имущества предприятия;
  • земельных участков – по их кадастровой стоимости;
  • иных товаров (работ, услуг), имущества – по цене (тарифу) на идентичные товары (работы, услуги), имущество на основании сведений изготовителей, исполнителей, субъектов торговли о ценах (тарифах) на товары (работы, услуги), имущество, содержащихся в специальных отечественных и зарубежных справочниках, каталогах, периодических изданиях, информационных материалах субъектов торговли (в том числе размещенных на сайтах в сети Интернет). При наличии двух и более источников информации, содержащих сведения о ценах (тарифах) на идентичные товары (работы, услуги), имущество, налоговая база определяется исходя из сведений о наименьшей цене (тарифе).

В случае отсутствия в указанных источниках информации о цене (тарифе) на идентичные товары (работы, услуги), имущество налоговая база определяется по цене (тарифу) на однородные товары (работы, услуги), имущество.

Доходы, полученные физическими лицами в виде денежных средств, имущества в ходе рекламной игры, подлежат налогообложению подоходным налогом с физических лиц по ставке 13 %. Юридическое лицо – организатор рекламной игры, являясь источником выплаты таких доходов, признается налоговым агентом, который обязан исчислить, удержать у физического лица и перечислить в бюджет исчисленную сумму подоходного налога с физических лиц.

При этом налогообложение доходов победителей рекламной игры осуществляется с учетом норм пункта 23 статьи 208 НК. Так, от подоходного налога с физических лиц освобождаются доходы, не являющиеся вознаграждениями за исполнение трудовых или иных обязанностей, в том числе в виде материальной помощи, подарков и призов, оплаты стоимости путевок, получаемые физическим лицом от организаций, не являющихся местом основной работы (службы, учебы), в размере, не превышающем 161 руб., от каждого источника в течение налогового периода.

Налоговый агент удерживает исчисленную сумму подоходного налога с физических лиц из доходов при их фактической выплате. Перечислить в бюджет сумму исчисленного и удержанного подоходного налога с физических лиц следует не позднее дня фактического получения в банке наличных денежных средств на выплату дохода или дня перечисления дохода на банковский счет физического лица – победителя (пункты 4 и 6 статьи 216 НК).

При выдаче приза в натуральной форме победитель рекламной игры может внести исчисленную сумму подоходного налога с физических лиц в кассу налогового агента или перечислить ее на его расчетный счет. Налоговый агент перечисляет эту сумму в бюджет не позднее дня, следующего за днем ее фактического удержания. Если победитель не внес сумму подоходного налога с физических лиц в кассу налогового агента (либо не перечислил на расчетный счет), налоговый агент в тридцатидневный срок со дня неудержания подоходного налога с физических лиц обязан направить в налоговый орган по месту жительства победителя рекламной игры сведения о сумме задолженности по подоходному налогу с физических лиц.

Налоговый орган в течение пяти рабочих дней со дня уплаты плательщиком подоходного налога с физических лиц направляет сообщение о дате уплаты и сумме уплаченного им налога налоговому агенту, направившему сообщение и уплатившему такой налог. Сообщение налогового органа является основанием для возврата в установленном порядке налоговому агенту подоходного налога с физических лиц в случаях уплаты им не удержанного с доходов плательщика подоходного налога с физических лиц за счет собственных средств (пункты 5 и 6 статьи 216 НК).

Налоговый агент имеет право на зачет или возврат подоходного налога с физических лиц при уплате такого налога или его взыскании за счет собственных средств налогового агента, если плательщик уплатил в бюджет подоходный налог с физических лиц, уплаченный за него налоговым агентом или взысканный за счет средств налогового агента (пункт 2 статьи 223 НК).

Организатор рекламной игры не начисляет обязательные страховые взносы в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь, страховые взносы по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний Белорусскому республиканскому унитарному страховому предприятию «Белгосстрах» на стоимость переданных победителям призов в денежной и натуральной форме, если победители рекламной игры не являются его работниками (пункт 2 Положения о порядке уплаты страховщику страховых взносов по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 10 октября 2003 г. № 1297, пункт 272 Положения о страховой деятельности в Республике Беларусь, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 25 августа 2006 г. № 530, статья 3 Закона Республики Беларусь от 15 июля 2021 г. № 118-З «О взносах в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь»).

Пример:

В целях стимулирования продаж розничная торговая организация среди своих покупателей проводит рекламную игру. Призовой фонд состоит из главного приза в виде денежных средств в сумме 3000 руб., а также 5 велосипедов и 10 беспроводных колонок. Учетная стоимость велосипеда – 900,00 руб. (без НДС), беспроводной колонки – 450 руб. (без НДС).

Победителями в данной рекламной игре стали 16 человек, не состоящие в трудовых отношениях с организацией, но имеющие место основной работы (службы, учебы), и впервые получившие от нее доход в виде выигрыша. При выдаче в качестве призов велосипедов и беспроводных колонок победителями рекламной игры не были внесены исчисленные суммы подоходного налога в кассу организации (и не перечислены на расчетный счет), в связи с чем организацией были направлены в налоговые органы по месту жительства победителей рекламной игры письменные сообщения о невозможности удержания подоходного налога с физических лиц.

Согласно учетной политике и рабочему плану счетов организации для учета товаров, переданных в состав призового фонда, к счету 41 «Товары» открыт субсчет 41-7 «Товары, переданные в состав призового фонда». Учет расчетов с победителями рекламной игры организация ведет на счете 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» в разрезе каждого победителя.

Содержание хозяйственной операции

Дебет

Кредит

Сумма

Перечислены на специальный счет денежные средства, определенные в составе призового фонда

55

51

3 000

Переведены велосипеды и беспроводные колонки из товаров в состав призового фонда (5 шт. х 900 + 10 шт. х 450)

41-7

41-1

9 000

Удержан подоходный налог с физических лиц с выигрыша в денежной форме ((3000 – 161) х 13 %)

76

68-4

369,07

Перечислены денежные средства победителю за вычетом удержанного подоходного налога с физических лиц (3000 – 369,07)

76

55

2 630,93

Перечислена в бюджет сумма удержанного подоходного налога с физических лиц с выигрыша в денежной форме

68-4

55

369,07

Переданы велосипеды и беспроводные колонки победителям рекламной игры

76

41-7

9 000

Исчислен подоходный налог с физических лиц со стоимости выданных велосипедов и беспроводных колонок (((9000 + (9000 х 20 %)) – (161 х 15)) x 13 %)

76

68-4

1 090,05

Перечислена в бюджет сумма исчисленного подоходного налога с физических лиц со стоимости велосипедов и беспроводных колонок

68-4

51

1 090,05

На основании сообщений налоговых органов об уплате победителями подоходного налога с физических лиц сторнируется сумма исчисленного подоходного налога с доходов победителей в виде стоимости мультиварок и электровафельниц, которую организация ввиду невозможности удержания с доходов победителей уплатила за счет собственных средств

76

68-4

1 090,05

Стоимость призового фонда отражается в расходах на реализацию (3000 + 9000)

44

76

12 000

 

Проведение рекламной игры ее организатором с нарушением требований, предусмотренных законодательными актами, и (или) правил проведения данной игры влечет наложение штрафа на юридическое лицо в размере от 20 до 500 базовых величин (статья 12.15 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях).


Материал подготовлен с использованием нормативных правовых актов по состоянию на 17 октября 2022 г.


Сохранить в избранное
Вам будет интересно
Представительства иностранных организаций
Борисенко Наталья Валерьевна, аудитор

Иностранной организацией признается организация, местом нахождения которой не является Республика Беларусь (п. 2 ст. 15 НК). Иностранная организация не является налоговым резидентом Республики Беларусь и исполняет налоговые обязательства:

  1. по деятельности, осуществляемой в Республике Беларусь;
  2. в отношении доходов от источников в Республике Беларусь;
  3. в отношении имущества, расположенного на территории Республики Беларусь (ч. 2 п. 3 ст. 15 НК).

О налогообложении представительств иностранных организаций читайте в нашем материале.

Читать подробнее
Новые документы Смотреть все
О внесении изменения в план мероприятий ("дорожную карту") по созданию условий для обеспечения беспрепятственного перемещения товаров Евразийского экономического союза с территории государства - члена Евразийского экономического союза, не имеющего общей границы ни с одним из государств-членов, на территорию другого государства-члена через территории государств, не являющихся членами Евразийского экономического союза. Распоряжение Совета Евразийской экономической комиссии от 25 января 2023 г. №2 О внесении изменений в пункт 3.1.8 плана мероприятий по реализации Стратегических направлений развития евразийской экономической интеграции до 2025 года. Распоряжение Совета Евразийской экономической комиссии от 25 января 2023 г. №4 О дополнении повестки дня девятой сессии Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь седьмого созыва. Постановление Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь от 25 января 2023 г. №533-П7/IX
Видео
Здравствуйте, данный браузер не поддерживается нашей системой, для продолжения работы воспользуйтесь другим браузером.