13Июл 2020

Реэкспорт неидентифицируемых товаров невозможен


Закупая товары за рубежом, предприниматели должны помнить о необходимости приемки товара по количеству и качеству. В случае если товар испорчен или имеет дефекты, при помещении его под процедуру реэкспорта товар должен идентифицироваться. Невозможность идентифицировать товар является основанием для отказа в проведении таможенной процедуры реэкспорта. Условия процедуры рассмотрим на примере.

Зачастую иностранные партнеры идут навстречу и разрешают осмотреть товары не спеша, уже по прибытию в Республику Беларусь. При этом стороны не учитывают положения действующего законодательства – вернуть уплаченные таможенные платежи получится не всегда. В случае если товар испорчен или имеет дефекты, при помещении его под процедуру реэкспорта товар должен однозначно идентифицироваться. В противном случае в выигрыше останется только государство.

Приведем пример

В пункте таможенного оформления под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления был помещен товар, принадлежащий ООО «Декларант». Товар перевозился насыпью в вагонах, после успешного таможенного оформления был перемещен к подъездным путям частного предприятия и распломбирован. После осмотра товара специалистом, ввиду обнаружения недостатков в товаре на данный товар была заявлена процедура реэкспорта. Таможенные органы отказали ООО «Декларант» в заявленной процедуре, порекомендовав поместить товар под процедуру экспорта.

Не согласившись с действиями таможенных органов, ООО «Декларант» обратилось в суд.

При вынесении решения об отказе в выпуске товаров в соответствии с таможенной процедурой реэкспорта таможенные органы руководствовались следующим. Рассматриваемый товар перемещался в железнодорожных вагонах насыпью, вагоны были перемещены из зоны таможенного контроля, целостность пломб как средств идентификации была нарушена.

Суд занял позицию таможенных органов. Невозможность идентификации товара является основанием для отказа в процедуре реэкспорта. При вынесении решения об отказе в удовлетворении требований ООО «Декларант» суд руководствовался нормами подпункта 1) пункта 1 статьи 125, пункта 2 статьи 239, пунктов 1, 4 статьи 325 Таможенного кодекса Евразийского Экономического союза (далее – ТК ЕАЭС)1.

______________________________

1 Постановление судебной коллегии по экономическим делам Верховного Суда Республики Беларусь от 27.05.2020 по делу № 340-25/2019/244А/496К. – Дата доступа 18.05.2020. – Режим доступа http://court.gov.by/ru/justice_rb/praktice/acts_vs/economics/d5990310d5a844e3.html.

Согласно части 1 статьи 238 ТК ЕАЭС таможенная процедура реэкспорта – таможенная процедура, применяемая в отношении иностранных товаров и товаров Союза, в соответствии с которой иностранные товары вывозятся с таможенной территории Союза без уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин и (или) с возвратом (зачетом) сумм таких пошлин и налогов в соответствии со статьей 242 настоящего Кодекса, а товары Союза – без уплаты вывозных таможенных пошлин при соблюдении условий помещения товаров под эту таможенную процедуру.

Процедура реэкспорта в отношении товаров, вывозимых с таможенной территории по причине неисполнения условий сделки, в том числе по количеству и качеству (ввезенных по таможенной процедуре выпуска для внутреннего потребления), возможна при наличии следующих условий (часть 2 статьи 239 ТК ЕАЭС):

1) процедура заявляется в течение 1 года со дня выпуска для внутреннего потребления;

2) представление таможенному органу сведений, подтверждающих нарушение условий сделки, по которой данный товар был ввезен на территорию Союза (можно представить результаты экспертиз, заключения компетентных органов);

3) товар остался неиспользованным и не подвергался ремонту;

4) возможность идентификации товаров таможенным органом;

5) соблюдение запретов и ограничений, установленных статьей 7 ТК ЕАЭС.

Данные условия должны быть соблюдены в совокупности, и при нарушении любого из них в проведении процедуры реэкспорта будет отказано.

В случае обнаружения недостатков вне таможенной зоны, декларанту необходимо озаботиться о получении необходимых и достаточных документов, на основании которых товар может быть идентифицирован и подтверждено его сохранение в неизменном состоянии. При этом законодательство исчерпывающего перечня оснований для идентификации товара не содержит, какие доказательства будут достаточными для доказательства сохранности товара в неизменном виде, в каждом конкретном случае будет решать суд. Поэтому важно при импорте товаров озаботиться об идентификации заранее – лучше всего, если в декларации будут прописаны серийный номер товара, номер партии или другие отличительные признаки, присущие только этому товару.

Следует учитывать, что некоторые группы товаров не имеют идентификаторов – это овощи, фрукты, насыпные и жидкие товары, которые перевозятся не в индивидуальной упаковке. В связи с этим приемку и осмотр товара, лишенного идентификационных признаков, необходимо проводить в зоне таможенного контроля, на складе временного хранения. В соответствии со статьями 187 и 171 ТК ЕАЭС декларант имеет право осматривать, измерять, выполнять грузовые операции с товарами, брать пробы и образцы товаров, знакомиться с имеющимися в таможенных органах результатами исследований и проб декларируемых товаров, привлекать экспертов для уточнения сведений о декларируемых им товарах, а также пользоваться иными полномочиями и правами, предусмотренными ТК ЕАЭС.



Пожалуйста, поверните свое устройство в горизонтальное положение.
Заказать
звонок