Сохранить в избранное

Получение займа в российских рублях

Сафаревич Д.З.

Вопрос: Юридическому лицу – резиденту на его счет в банке Республики Беларусь поступает от физического лица – резидента из России безналичным переводом заем в российских рублях. Правомерны ли данные расчеты? Должен ли банк уведомить Комитет государственного контроля Республики Беларусь о валютной операции, проводимой с нарушением валютного законодательства?

Ответ читайте в нашем материале.

Ответ: Неправомерны. Должен.

В соответствии с п. 2 Правил проведения валютных операций, утвержденных постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 30.04.2004 № 72 (далее – Правила № 72), под валютными операциями, осуществляемыми на территории Республики Беларусь, понимаются валютные операции, предусматривающие расчеты, по которым:

  • передача наличных денежных средств осуществляется на территории Республики Беларусь;
  • зачисление наличных денежных средств, полученных на территории Республики Беларусь, осуществляется на счета, открытые в банках (под банками понимаются банки и небанковские кредитно-финансовые организации, являющиеся таковыми в соответствии с законодательством Республики Беларусь, их филиалы, а также Национальный банк Республики Беларусь (далее – Национальный банк), в том числе его структурные подразделения);
  • перечисление денежных средств осуществляется со счетов на счета, открытые в банках.

Под валютными операциями, осуществляемыми за пределами Республики Беларусь, понимаются все иные валютные операции, не относимые к валютным операциям, осуществляемым на территории Республики Беларусь.

В случае спорности места передачи наличных денежных средств считается, что местом их передачи является территория Республики Беларусь.

Исходя из анализа п. 2 Правил № 72 приходим к выводу, что имеет место валютная операция, осуществляемая за пределами Республики Беларусь.

Согласно подп. 30.3 п. 30 Правил № 72 использование иностранной валюты при проведении валютных операций за пределами Республики Беларусь разрешается в следующих случаях: в отношениях между физическими лицами – резидентами и субъектами валютных операций – резидентами:

  • при выполнении консульских функций и взимании сборов и пошлин за совершение консульских актов дипломатическими и иными официальными представительствами, консульскими учреждениями Республики Беларусь, находящимися за пределами Республики Беларусь;
  • по договорам перевозки пассажиров и их багажа, а также грузов, перевозимых физическим лицом – резидентом для личных, семейных, домашних и иных нужд по территории иностранного государства;
  • при выплате физическому лицу – резиденту вознаграждения за выполнение им трудовых обязанностей на территории иностранного государства, включая денежные вознаграждения и надбавки за особые условия работы (службы), с учетом требований, установленных законодательством Республики Беларусь о труде;
  • за пользование арендным жильем, находящимся в оперативном управлении организаций, подчиненных Управлению делами Президента Республики Беларусь, и расположенным за пределами территории Республики Беларусь.

Таким образом, предоставление займа физическим лицом – резидентом юридическому лицу – резиденту в иностранной валюте даже за пределами Республики Беларусь неправомерно.

В соответствии с п. 31 Инструкции о порядке регистрации сделки и выполнении банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями функций агентов валютного контроля, утвержденной постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 16.04.2009 № 46, уведомление Комитета государственного контроля осуществляется в случае несоответствия валюты поступивших денежных средств требованиям валютного законодательства.

Таким образом, на основании вышеизложенного можно сделать следующие выводы.

  1. Данные расчеты неправомерны.
  2. Банк должен уведомить Комитет государственного контроля Республики Беларусь о валютной операции, проводимой с нарушением валютного законодательства.

Материал подготовлен с использованием нормативных правовых актов по состоянию на 9 февраля 2021 г.


Сохранить в избранное
Читайте также в разделе
Вам будет интересно
Должны ли банки при установлении статуса физического лица определять фактическое нахождение на территории Республики Беларусь в календарном году?
Сафаревич Денис Захарович, юрист

Вопрос: 

Должны ли банки, если да – то каким образом, при установлении статуса физического лица, имеющего паспорт гражданина Республики Беларусь или паспорт гражданина Республики Беларусь для постоянного проживания за пределами Республики Беларусь в иностранном государстве (либо документ о постановке на консульский учет; документ о праве на постоянное проживание в иностранном государстве), определять фактическое нахождение на территории Республики Беларусь в календарном году (в совокупности 183 дня и менее), в т.ч. проживающего в РФ (при пересечении российско-белорусской границы отметка не проставляется)? Допускается ли и будет ли достаточным указание в платежной инструкции физическим лицом информации «Подтверждаю, что срок моего пребывания на территории Республики Беларусь составил менее 183 дней в календарном году»?

Читать подробнее
Календарь событий
26 апреля 2024 г.
Полящук Наталья Анатольевна
Вебинар "Предупреждение и противодействие коррупции в организации"
Подробнее
Видео
Здравствуйте, данный браузер не поддерживается нашей системой, для продолжения работы воспользуйтесь другим браузером.