Сохранить в избранное

Обзор изменений Закона Республики Беларусь «О государственном регулировании торговли и общественного питания»

Шаршун Елена Владимировна, начальник отдела гражданского, хозяйственного и экологического законодательства управления законодательства о гражданских, финансово-экономических и экологических отношениях НЦЗПИ

Аннотация.

Настоящая статья посвящена обзору основных новелл правового регулирования торговли и общественного питания, предусмотренных Законом Республики Беларусь от 7 марта 2024 г. № 358-З «Об изменении Закона Республики Беларусь «О государственном регулировании торговли и общественного питания».

Ключевым нормативным правовым актом, регулирующим отношения в области торговли и общественного питания, является Закон Республики Беларусь от 8 января 2014 г. № 128-З «О государственном регулировании торговли и общественного питания» (далее – Закон № 128-З). При этом Президентом Республики Беларусь могут устанавливаться особенности правового регулирования отношений, регламентированных Законом № 128-З.

С 11 июля 2024 г. вступают в силу комплексные изменения Закона № 128-З, предусмотренные Законом Республики Беларусь от 7 марта 2024 г. № 358-З «Об изменении Закона Республики Беларусь «О государственном регулировании торговли и общественного питания» (далее – Закон № 358-З). Основными целями подготовки Закона № 358-З являлись:

  • реализация Союзной программы по унификации требований к организации и осуществлению торговой деятельности, утвержденной Декретом Высшего государственного совета от 4 ноября 2021 г. № 6 (далее – Союзная программа), подпунктами 1.1 и 1.2 пункта 1 которой предусмотрена разработка проекта нормативного правового акта по вопросам организации и осуществления торговой деятельности, предусматривающего внесение изменений в Закон № 128-З;
  • необходимость совершенствования норм законодательства о торговле и общественном питании с учетом правоприменительной практики, а также приведения Закона № 128-З в соответствие с иными актами законодательства.

Рассмотрим основные изменения Закона № 128-З.

1. Терминология Закона № 128-З.

Законом № 358-З из статьи 1 Закона № 128-З исключен ряд терминов и их определений. Так, в целях реализации Союзной программы исключены термины «крупный магазин» и «сеть общественного питания» (подпункты 1.7 и 1.23 пункта 1).

Кроме того, уточнены определения терминов «объект общественного питания», «торговый объект», «передвижной объект общественного питания», «передвижной торговый объект», «оптовая торговля» и «розничная торговля» (подпункты 1.13–1.161.21 и 1.35 пункта 1). В частности, в определениях терминов «объект общественного питания», «торговый объект», «передвижной объект общественного питания» и «передвижной торговый объект» конкретизировано, что размещенное в таких объектах торговое, технологическое и иное оборудование используется для продажи товаров, осуществления общественного питания. С учетом того, что в настоящее время термины «оптовая торговля» и «розничная торговля» в иных законодательных актах не определены, из определений указанных терминов исключены отсылки к иным законодательным актам.

2. Компетенция государственных органов.

Законом № 358-З изменены отдельные полномочия государственных органов управления в области торговли и общественного питания.

В статье 6 Закона № 128-З Совету Министров Республики Беларусь предоставлено право определять порядок расчетов за поставки отдельных видов товаров, а также устанавливать ограничения и запреты на предоставление поставщиками товаров, субъектами торговли любых видов вознаграждений.

Компетенция Министерства антимонопольного регулирования и торговли скорректирована в части полномочий по определению порядка включения товаров в перечень товаров, подлежащих включению в перечень товаров, обязательных к наличию для реализации в торговом объекте, и исключения товаров из него (статья 7 Закона № 128-З).

В статье 8 Закона № 128-З уточнены полномочия местных исполнительных и распорядительных органов по согласованию режима работы расположенных на соответствующей территории торговых объектов, объектов общественного питания, а также перечня товаров, обязательных к наличию для реализации в торговом объекте.

Законом № 358-З введена обязанность субъектов торговли и общественного питания, поставщиков товаров представлять Министерству антимонопольного регулирования и торговли, областным и Минскому городскому исполнительным комитетам, а также в случаях, определенных законодательными актами, иным государственным органам по их запросу и в установленные ими сроки полную и достоверную информацию в письменной и (или) электронной формах, в том числе информацию, составляющую коммерческую и иную охраняемую законом тайну, служебную информацию ограниченного распространения, необходимую для принятия мер в соответствии с возложенными на указанные органы полномочиями в области торговли, в соответствии с требованиями законодательства.

В целях недопущения на потребительском рынке дефицита продовольственных товаров из абзаца третьего статьи 25 Закона № 128-З исключен запрет на введение государственными органами и юридическими лицами ограничений продажи отдельных видов товаров.

3. Торговля с использованием сети Интернет.

Закон № 128-З дополнен определением термина «интернет-магазин», под которым понимается сайт субъекта торговли в сети Интернет, предоставляющий возможность выбрать товары и заключить с этим субъектом торговли договор розничной купли-продажи на этом сайте (подпункт 1.7 пункта 1 статьи 1 Закона № 128-З изложен в новой редакции).

Немаловажной новеллой Закона № 358-З является расширение возможных способов торговли в сети Интернет. Ввиду того, что в настоящее время многие продавцы осуществляют продажу товаров на интернет-площадках (маркетплейсах), а также с использованием приложений для мобильных устройств, в статье 16 Закона № 128-З предусмотрено, что субъект торговли вправе осуществлять розничную торговлю с использованием сети Интернет не только через интернет-магазин, но и с использованием иных информационных сетей, систем и ресурсов, имеющих подключение к сети Интернет, предоставляющих возможность выбрать товары и заключить с этим субъектом торговли договор розничной купли-продажи в этих сетях, системах и на этих ресурсах.

При осуществлении торговли с использованием сети Интернет информационные сети, системы и ресурсы используются в порядке, установленном законодательством об информации, информатизации и защите информации. В частности, требования к использованию информационных сетей, систем и ресурсов сети Интернет при осуществлении деятельности по реализации товаров, выполнению работ, оказанию услуг на территории Республики Беларусь юридическими лицами, их филиалами и представительствами, созданными в соответствии с законодательством Республики Беларусь, с местонахождением в Республике Беларусь, а также индивидуальными предпринимателями, зарегистрированными в Республике Беларусь, установлены Указом Президента Республики Беларусь от 1 февраля 2010 г. № 60 «О мерах по совершенствованию использования национального сегмента сети Интернет».

Отношения между покупателями и продавцами при осуществлении торговли с использованием сети Интернет регулируются Правилами продажи товаров при осуществлении дистанционной торговли, утвержденными постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15 января 2009 г. № 31. Собственники (владельцы) информационных сетей, систем и ресурсов, оказывающие субъектам торговли услуги, связанные с осуществлением этими субъектами торговли розничной торговли с использованием сети Интернет, должны принимать меры по соблюдению продавцами требований законодательства в области защиты прав потребителей.

4. Порядок установления режима работы.

Действующей редакцией пункта 1 статьи 17 Закона № 128-З предусмотрена необходимость согласования режима работы розничных торговых объектов, объектов общественного питания, торговых центров, рынков после 23.00 и до 7.00.

Новацией Закона № 358-З является изменение порядка такого согласования. С 11 июля 2024 г. обязанность согласования режима работы после 23.00 и до 7.00 будет предусмотрена только для торговых объектов и объектов общественного питания, в которых в указанное время осуществляется розничная торговля алкогольными напитками, слабоалкогольными напитками и (или) пивом.

Как и ранее, согласование будет осуществляться районными, городскими исполнительными комитетами (кроме г. Минска), местными администрациями районов в г. Минске, а также государственным учреждением «Администрация Китайско-Белорусского индустриального парка «Великий камень» по месту нахождения таких объектов. Порядок и условия согласования режима работы розничных торговых объектов, объектов общественного питания, торговых центров и рынков установлен постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 9 июня 2021 г. № 319, который, соответственно, будет уточнен.

По-прежнему обязанность по согласованию режима не будет распространяться на магазины беспошлинной торговли, расположенные в пунктах пропуска через Государственную границу Республики Беларусь, режим работы которых устанавливается в соответствии с законодательством о таможенном регулировании (статья 335 Закона Республики Беларусь от 10 января 2014 г. № 129-З «О таможенном регулировании в Республике Беларусь»).

5. Разработка перечня товаров, обязательных к наличию для реализации в торговом объекте.

В настоящее время субъекты торговли, осуществляющие розничную торговлю, обязаны разрабатывать и утверждать два перечня товаров:

  • ассортиментный перечень товаров в соответствии с действующей редакцией статьи 18 Закона № 128-З;
  • перечень товаров, обязательных к наличию для реализации в торговом объекте, включающий группы (подгруппы), виды товаров и количество их разновидностей (модели, размеры, иные характеристики товаров при наличии), на основании пункта 13 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 19 октября 2022 г. № 713 «О системе регулирования цен».

Законом № 358-З упразднена необходимость разработки ассортиментного перечня товаров. Закреплена обязанность субъектов розничной торговли разрабатывать, утверждать только один перечень – перечень товаров, обязательных к наличию для реализации в торговом объекте (обязательный перечень товаров). В случаях, установленных Советом Министров Республики Беларусь, данный перечень должен быть согласован с районным, городским исполнительным комитетом (кроме г. Минска), местной администрацией района в г. Минске, государственным учреждением «Администрация Китайско-Белорусского индустриального парка «Великий камень». Порядок разработки и согласования обязательного перечня товаров устанавливается Советом Министров Республики Беларусь.

Субъект розничной торговли обязан обеспечить постоянное или в течение определенного периода (сезона) наличие в продаже в торговом объекте товаров, включенных в обязательный перечень товаров, за исключением случаев, когда отсутствие товаров вызвано нарушением поставщиком товаров условий договора, предусматривающего поставки товаров, если это нарушение не является следствием нарушения условий такого договора субъектом розничной торговли.

6. Требования к заключению и исполнению договоров, предусматривающих поставки товаров.

Большинство требований к заключению и исполнению договоров, предусматривающих поставки продовольственных товаров, закрепленных в статье 19 Закона № 128-З, сохранено. При этом данные требования не будут касаться крупных магазинов и сетей общественного питания, указания на которые исключены из Закона № 128-З.

Законом № 358-З уточнены требования по включению в договоры поставки продовольственных товаров определенных условий (пункт 4 статьи 19 Закона № 128-З). В частности, для торговых сетей и поставщиков продовольственных товаров, осуществляющих поставки этих товаров в торговые сети, введен запрет на включение в договор обязательства поставщика возмещать затраты, связанные с утилизацией или уничтожением непроданных продовольственных товаров (подпункт 4.3 пункта 4).

Кроме того, запрещено включать в договоры, предусматривающие поставки продовольственных товаров, обязательства оказывать поставщику услуги по продвижению продовольственных товаров (подпункт 4.4 пункта 4). К таким услугам отнесены услуги по:

  • рекламированию товаров и (или) используемых для их обозначения товарных знаков и (или) логотипов,
  • исследованию потребительского спроса,
  • проведению маркетинговых исследований и (или) подготовке информации о таких исследованиях, подготовке иной информации о товарах,
  • иные услуги, направленные на повышение спроса на товары (подпункт 1.361 пункта 1 статьи 1 Закона № 128-З).

Оказание поставщику продовольственных товаров услуг по продвижению продовольственных товаров осуществляется на основании договоров возмездного оказания соответствующих услуг, иных гражданско-правовых договоров, не предусматривающих поставки продовольственных товаров, если иное не установлено Советом Министров Республики Беларусь. При заключении и (или) исполнении договоров, предусматривающих поставки продовольственных товаров, понуждение контрагента к заключению договоров возмездного оказания услуг (в том числе с третьими лицами) по продвижению продовольственных товаров, иных гражданско-правовых договоров запрещается (пункт 6 статьи 19 Закона № 128-З).

Законом № 358-З введены новые запреты в отношении торговых сетей и поставщиков продовольственных товаров. В соответствии с пунктом 5 статьи 19 Закона № 128-З им запрещается:

  • навязывать контрагенту условие о возврате поставщику продовольственных товаров, не реализованных субъектом торговли, на которые срок годности (срок хранения) установлен свыше 30 дней;
  • заключать между собой договор, содержащий условия о возврате поставщику продовольственных товаров, принятых по количеству и качеству и не реализованных субъектом торговли, на которые срок годности (срок хранения) установлен до 30 дней включительно, либо о замене этих товаров на такие же товары, либо о возмещении их стоимости, за исключением случаев, когда возврат этих товаров допускается или предусмотрен законодательством в области обеспечения качества и безопасности продовольственного сырья и пищевых продуктов, в области торговли.

7. Предоставление вознаграждений при поставке товаров.

В настоящее время субъектам торговли, осуществляющим розничную торговлю продовольственными товарами посредством организации торговой сети, и поставщикам продовольственных товаров в договорах, предусматривающих поставки продовольственных товаров, иных гражданско-правовых договорах, запрещается установление вознаграждений за осуществление субъектом торговли операций, относящихся к торгово-технологическому процессу (пункт 7 статьи 19 Закона № 128-З).

Нововведением Закона № 358-З является расширение круга субъектов, на которых будет распространяться запрет заключать договоры, содержащие условия о предоставлении вознаграждений за осуществление субъектом торговли операций, относящихся к торгово-технологическому процессу. В соответствии со статьей 191 Закона № 128-З всем субъектам торговли, осуществляющим розничную торговлю, и поставщикам товаров запрещается заключать между собой договоры, содержащие условия о предоставлении таких вознаграждений (за разгрузку транспорта, приемку товаров по количеству и качеству, перемещение к месту хранения, подготовку товаров к продаже, фасовку, выкладку товаров в торговом зале и на торговом оборудовании, продажу товаров и обслуживание покупателей), а также иных видов вознаграждений, определенных Советом Министров Республики Беларусь.

Справочно:

В соответствии с пунктом 15 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 19 октября 2022 г. № 713 при поставке потребительских товаров, произведенных в Республике Беларусь, и импортируемых непродовольственных потребительских товаров в организации розничной торговли субъектам, осуществляющим розничную торговлю, и поставщикам запрещается установление в договорах, предусматривающих поставку товаров, возмездное оказание услуг, в иных гражданско-правовых договорах условий о предоставлении вознаграждений в связи с приобретением у поставщика определенного количества товаров, за оказание услуг по продвижению товаров и иных видов вознаграждений, за исключением ряда случаев.

Данный запрет будет распространяться помимо указанных субъектов также на действия (бездействие) лиц, входящих с субъектом торговли, осуществляющим розничную торговлю, или поставщиком товаров в одну группу лиц, за исключением действий между участниками холдингов, между лицами, входящими в одну группу лиц.

8. Требования к субъектам торговли и поставщикам продовольственных товаров.

Ряд изменений предусмотрен в отношении субъектов торговли, осуществляющих розничную торговлю продовольственными товарами посредством организации торговой сети, и поставщиков продовольственных товаров, осуществляющих поставки этих товаров субъектам торговли (статья 24 Закона № 128-З).

Во-первых, в пункте 2 статьи 24 уточнено, что запреты, установленные в подпунктах 2.1–2.3 данного пункта, распространяются на субъектов торговли и поставщиков продовольственных товаров дополнительно к запрету совершать действия, которые имеют либо могут иметь своим результатом недопущение, ограничение или устранение конкуренции и (или) причинение вреда правам, свободам и законным интересам юридических и физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей.

Как и ранее, торговые сети обязаны самостоятельно рассчитывать свою долю в объеме розничного товарооборота продовольственных товаров в границах г. Минска, городов областного подчинения, районов, в которых расположены принадлежащие им торговые объекты, за предыдущий финансовый год. Данное требование не будет распространяться на крупные магазины. Также обратим внимание, что для целей расчета доли к продовольственным товарам отнесены не только пищевые продукты и напитки, но и табачные изделия.

Торговые сети не вправе до расчета доли совершать сделки по приобретению, аренде торговой площади для осуществления розничной торговли продовольственными товарами по любым основаниям, в том числе в результате введения в эксплуатацию торговых объектов, участия в торгах (конкурсах), проводимых в целях приобретения торговых площадей либо земельных участков для строительства и обслуживания торговых объектов для осуществления розничной торговли продовольственными товарами, или совершать иные действия, направленные на увеличение такой площади.

9. Торговый реестр Республики Беларусь.

Существенным изменением Закона № 128-З является замена «уведомительного» порядка на «разрешительный» порядок осуществления торговли, общественного питания, деятельности торговых центров и рынков – только после включения соответствующих сведений в Торговый реестр (часть вторая пункта 5 статьи 20 Закона № 128-З).

Заявления для включения сведений в Торговый реестр, внесения изменений в сведения, ранее включенные в Торговый реестр, исключения сведений из Торгового реестра будут предоставляться субъектами торговли, субъектами общественного питания, администрациями торговых центров, администрациями рынков по каждому торговому объекту, объекту общественного питания, торговому центру, рынку, интернет-магазину, каждой форме торговли, осуществляемой без использования торгового объекта, в городские, районные исполнительные комитеты, местные администрации районов в г. Минске. Формы заявлений будут установлены Министерством антимонопольного регулирования и торговли.

Порядок создания и ведения Торгового реестра, состав включаемых в него сведений, порядок внесения в Торговый реестр и исключения из него сведений, порядок размещения сведений, содержащихся в Торговом реестре, на официальном сайте Министерства антимонопольного регулирования и торговли в сети Интернет, а также порядок предоставления заинтересованным лицам информации, содержащейся в Торговом реестре, определен Положением о Торговом реестре Республики Беларусь, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 25 июня 2021 г. № 363. Отметим, что в соответствии с Законом № 358-З Советом Министров Республики Беларусь должны быть также определены основания для отказа во внесении сведений в Торговый реестр. 

Включение сведений в Торговый реестр, внесение изменений в сведения, ранее включенные в Торговый реестр, исключение сведений из Торгового реестра, а также представление информации, содержащейся в Торговом реестре, в электронном виде посредством общегосударственной автоматизированной информационной системы осуществляется на безвозмездной основе.

10. В соответствии со статьей 2 Закона № 358-З признаны утратившими силу абзацы второй–пятый, седьмой и восьмой подпункта 4.1 пункта 4 Декрета Президента Республики Беларусь от 23 ноября 2017 г. № 7 «О развитии предпринимательства», а также пункты 37 и 8 перечня видов экономической деятельности, о начале осуществления которых субъектом хозяйствования представляется уведомление в местный исполнительный и распорядительный орган, утвержденного этим Декретом.

Завершая обзор наиболее важных нововведений, предусмотренных Законом № 358-З, следует отметить, что его принятие позволит обеспечить более эффективное правовое регулирование отношений, связанных с осуществлением торговли и общественного питания, устранить имеющуюся несогласованность с иными законодательными актами, а также в определенной степени унифицировать требования к организации и осуществлению торговой деятельности в рамках Союзного государства.

Материал подготовлен с использованием нормативных правовых актов по состоянию на 5 апреля 2024 г.


Сохранить в избранное
Читайте также в разделе
Вам будет интересно
Заверение копий документов, включаемых в состав личных дел работников
Шумская Елена Викторовна, заведующий отделом документоведения учреждения «Белорусский научно-исследовательский институт документоведения и архивного дела», секретарь Национального технического комитета по стандартизации ТК BY 28 «Управление документами»

Справочно

Копия документа – документ, полностью или частично воспроизводящий информацию другого документа и все его внешние признаки или часть их (подп. 3.1.29 п. 3.1 СТБ 2059-2013).

Состав документов личного дела определяется на основании Инструкции о порядке формирования, ведения и хранения личных дел работников, утвержденной постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь от 23.05.2024 № 29 (далее – Инструкция № 29).

Читать подробнее
Календарь событий
26 марта 2025 г.
Амельченя Юлия Александровна, Бакиновская Ольга Александровна
Семинар "Особенности организации и проведения закупок товаров (работ, услуг) за счет собственных средств"
Подробнее
Видео
Здравствуйте, данный браузер не поддерживается нашей системой, для продолжения работы воспользуйтесь другим браузером.