Сохранить в избранное

Корпоративный секретарь акционерного общества – не специалист, а руководитель

Горбач А.К.

Постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 21.11.2019 № 57 (далее – Постановление № 57) внесены изменения в выпуск 1 Единого квалификационного справочника должностей служащих «Должности служащих для всех видов деятельности», утвержденный постановлением Министерства труда Республики Беларусь от 30.12.1999 № 159 (далее – ЕКСД). Раздел I. указанного документа «Руководители» дополнен квалификационной характеристикой должности «Корпоративный секретарь акционерного общества».

Напомним, что впервые должность с таким названием была включена в раздел II «Специалисты» выпуска 1 ЕКСД постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 04.05.2019 № 20 (далее – Постановление № 20). Теперь же Постановлением № 57 из раздела II указанная должность исключена. В свою очередь, в отношении новой должности с аналогичным названием устанавливается, что она относится к категории руководителей. Соответственно, определены несколько иные должностные обязанности и квалификационные требования по данной должности.


Должностные обязанности и квалификационные требования


Устанавливается, что корпоративный секретарь акционерного общества согласно своим должностным обязанностям:

– осуществляет координацию взаимодействия между органами управления акционерного общества и комитетами при совете директоров (наблюдательном совете);

– обеспечивает организацию подготовки и проведения общих собраний акционеров, заседаний совета директоров (наблюдательного совета), согласование соответствующих материалов;

– организует разработку планов работы и повесток дня общего собрания акционеров и заседаний совета директоров (наблюдательного совета), ознакомление вновь избранных членов совета директоров (наблюдательного совета) с деятельностью общества, оповещение членов совета директоров (наблюдательного совета) и приглашенных на заседание совета директоров (наблюдательного совета) лиц о предстоящих заседаниях, направление им материалов по вопросам, включаемым в повестку дня;

– участвует в работе общего собрания акционеров и заседаниях совета директоров (наблюдательного совета);

– организует работу по подготовке решений общего собрания акционеров и совета директоров (наблюдательного совета);

– обеспечивает подготовку протоколов общего собрания акционеров, заседаний совета директоров (наблюдательного совета) и выписок из них, других документов, связанных с подготовкой и проведением общего собрания акционеров, заседаний совета директоров (наблюдательного совета), их оформление, рассылку и хранение;

– контролирует работу счетной комиссии;

– организует подготовку проекта отчета о результатах голосования;

– получает от счетной комиссии протоколы об итогах голосования, бюллетени для голосования, доверенности;

– контролирует исполнение решений, принятых общим собранием акционеров и советом директоров (наблюдательным советом), подготавливает информацию об их исполнении;

– оказывает правовое, организационное и техническое содействие членам совета директоров (наблюдательного совета) при осуществлении ими своих функций;

– обеспечивает организацию контроля за соблюдением работниками акционерного общества требований законодательства, устава акционерного общества, а также других документов, гарантирующих реализацию прав и законных интересов акционеров;

– организует рассмотрение акционерным обществом обращений акционеров;

– осуществляет контроль за соблюдением процедуры раскрытия информации об акционерном обществе, установленной законодательством, уставом акционерного общества;

– осуществляет взаимодействие с профессиональными участниками рынка ценных бумаг и государственными органами по вопросам, касающимся регулирования корпоративных правоотношений и рынка ценных бумаг;

– способствует обеспечению высокого уровня деловой активности, соблюдению этики в отношениях между акционерами, членами органов управления акционерного общества, морально-этических стандартов корпоративного поведения.

Постановлением № 57 определено, что корпоративный секретарь акционерного общества должен знать:

– НПА, ТНПА и ЛПА по вопросам деятельности хозяйственных обществ, в том числе определяющие права акционеров и регламентирующие деятельность органов хозобщества;

– порядок эмиссии и обращения ценных бумаг;

– устав и другие документы, регулирующие корпоративные отношения в хозяйственном обществе;

– функции совета директоров (наблюдательного совета);

– порядок подготовки и проведения общих собраний акционеров и заседаний совета директоров (наблюдательного совета), а также реализации процедур корпоративного управления;

– правила раскрытия информации об акционерном обществе, порядок работы профессиональных участников рынка ценных бумаг;

– законодательство о труде;

– антимонопольное и налоговое законодательство;

– судебную практику;

– основы международного корпоративного законодательства;

– НПА по вопросам технической защиты информации;

– организацию и порядок ведения переговоров;

– этические нормы и правила;

– требования по охране труда;

– нормы и правила пожарной безопасности.

Кроме того, по отношению к корпоративному секретарю акционерного общества, возведенного в статус руководителя, изменились и квалификационные требования – теперь на указанную должность может назначаться лицо, имеющее высшее образование, соответствующее юридической или экономической деятельности, и стаж работы по соответствующему направлению деятельности не менее 5 лет, в том числе в должностях руководителей.


Если такой секретарь уже был…


Возникает вопрос о том, как оформить соответствующие изменения, если в акционерном обществе уже имеется специалист на должности «корпоративный секретарь акционерного общества», введенной в свое время в выпуск 1 ЕКСД Постановлением № 20.

Согласно ч. 4 ст. 19 Трудового кодекса Республики Беларусь (далее – ТК) в случае изменения законодательства о труде условия трудового договора должны быть приведены в соответствие с законодательством о труде. Как известно, в этом случае не применяется ст. 32 ТК об изменении существенных условий труда, которые инициируются нанимателем.

Однако, полагаем, что с корпоративным секретарем будет не тот случай – ведь здесь фактически упраздняется одна должность и вводится другая, новая, с другими должностными обязанностями и квалификационными требованиями. И если наниматель готов секретаря – специалиста сделать секретарем – руководителем, то будет иметь место перевод. Согласно ч. 1 ст. 30 ТК переводом признается поручение нанимателем работнику работы по другой профессии, специальности, квалификации, должности (за исключением изменения в соответствии с законодательством наименования профессии, должности) по сравнению с обусловленными в трудовом договоре, а также поручение работы у другого нанимателя либо в другой местности (за исключением служебной командировки).1 Опять же, в данном случае мы имеем место никак не с переименованием должности, а с введением новой должности. Соответственно, работнику следует предложить перевестись на эту новую должность, фактически это будет означать повышение по службе.

______________________________

1 Со вступлением 28 января 2020 г. в силу Закона Республики Беларусь от 18.07.2019 № 219-З «Об изменении законов», которым вносятся изменения, в том числе в ч. 1 ст. 30 ТК, суть перевода не меняется. – Здесь и далее примеч. авт.

При этом также стоит отметить, что не будет иметь существенного значения несоответствие работника квалификационным требованиям, предъявляемым к новой должности. Согласно п. 12 Общих положений Единого квалификационного справочника должностей служащих, утвержденных постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 02.01.2012 № 1, на должности служащих в порядке исключения наниматель может назначить (принять на работу) лиц, образование и (или) стаж работы которых не соответствует требованиям, предусмотренным квалификационными характеристиками соответствующей должности, если иное не установлено законодательством. При этом может учитываться: уровень и профиль (направление) образования работника, его специальность и квалификация; наличие степени магистра по соответствующей специальности (квалификации); специальные знания и деловые качества; опыт работы по соответствующему направлению деятельности; инициативное и творческое отношение к работе и другие факторы.

Если же наниматель не намерен переводить имеющегося в штате секретаря – специалиста на должность секретаря – руководителя или же если работник откажется от такого повышения, а также от перевода на другую подходящую ему работу, последует увольнение данного работника в связи с исключением его должности из штатного расписания, то есть последует увольнение работника по инициативе нанимателя в связи с сокращением (п. 1 ст. 42 ТК).

При этом должны быть соблюдены требования норм ст.ст. 43 и 48 ТК. Напомним, что согласно требованиям ст. 43 ТК наниматель обязан не менее чем за два месяца до увольнения письменно предупредить об этом работника или с согласия последнего заменить этот срок предупреждения выплатой компенсации в размере двухмесячного среднего заработка. Если работник не согласится на компенсацию, то придется еще 2 месяца держать в штатном расписании его должность (в данном случае важнее не нарушить гарантии, предоставленные работнику законодательством на случай сокращения).

В свою очередь, в соответствии ч. 4 ст. 48 ТК при прекращении трудового договора в связи с ликвидацией организации, прекращением деятельности филиала, представительства или иного обособленного подразделения организации, расположенных в другой местности, осуществлением мероприятий по сокращению численности или штата работников, прекращением деятельности индивидуального предпринимателя выплачивается выходное пособие в размере не менее трехкратного среднемесячного заработка.2

______________________________

2 С 28 января 2020 г. данное требование содержится в ч. 3 ст. 48 ТК.

Постановление № 57 вступило в силу 17 января 2020 г.


Горбач А.К., юрист

Материал подготовлен с использованием нормативных правовых актов по состоянию на 20 января 2020 г.



Сохранить в избранное
Читайте также в разделе
Вам будет интересно
Некоторые вопросы работы комиссии по государственным закупкам в свете принятия Закона Республики Беларусь от 31.01.2024 № 354-з «Об изменении Закона Республики Беларусь «О государственных закупках товаров (работ, услуг)»
Амельченя Юлия Александровна, кандидат юридических наук, доцент, медиатор

С 4 февраля 2024 года вступил в силу ряд норм Закона Республики Беларусь от 31.01.2024 № 354-З «Об изменении Закона Республики Беларусь «О государственных закупках товаров (работ, услуг)», касающихся работы комиссии по государственным закупкам (далее – комиссия). Вместе с тем однозначность и лаконичность изменений при практической их реализации вызывает ряд вопросов, в особенности в соотношении с сохранившимися правилами работы комиссии.

Читать подробнее
Календарь событий
до 29 июля 2024 г.
Общественное обсуждение
Проект постановления Совета Министров Республики Беларусь «Об утверждении форм промежуточного ликвидационного баланса и ликвидационного баланса»
Подробнее
до 26 июля 2024 г.
Общественное обсуждение
Проект Закона Республики Беларусь «О риэлтерской деятельности»
Подробнее
Видео
Здравствуйте, данный браузер не поддерживается нашей системой, для продолжения работы воспользуйтесь другим браузером.