Клевец Денис Дмитриевич, заместитель начальника отдела международного права управления конституционного и международного права НЦЗПИ
30 декабря 2022 г. Главой государства подписан Закон Республики Беларусь № 233-З «Об изменении Закона Республики Беларусь «О внешней трудовой миграции». Данный Закон излагает в новой редакции Закон Республики Беларусь от 30 декабря 2010 г. № 225-З «О внешней трудовой миграции» (далее – новая редакция Закона о ВТМ, Закон). Новая редакция Закона о ВТМ содержит ряд важнейших новаций, призванных комплексно усовершенствовать правовое регулирование отношений в сфере внешней трудовой миграции1, 2.
Закон вступает в силу с 1 июля 2023 г.1.1. Определение термина «внешняя трудовая миграция» (абзац первый статьи 1) дополнено указанием на гражданско-правовые договоры, заключаемые гражданами и иностранцами, постоянно проживающими в Республике Беларусь. Таким образом, новая редакция Закона о ВТМ допускает трудоустройство указанных лиц за пределами Республики Беларусь при содействии юридических лиц или индивидуальных предпринимателей Республики Беларусь, имеющих лицензию на осуществление соответствующей деятельности (далее – лицензиаты). Аналогичным образом дополнено определение термина «трудящийся-иммигрант».
1.2. Дано определение термина «трудовая деятельность», которое согласуется с уточненным содержанием термина «внешняя трудовая миграция» и по отдельности характеризует деятельность трудящихся-иммигрантов и трудящихся-эмигрантов. Стоит особо отметить, что в отношении трудящихся-эмигрантов под трудовой деятельностью, в том числе, понимается осуществление деятельности по выполнению работ (оказанию услуг) на основании гражданско-правового договора на территории государства трудоустройства в соответствии с законодательством этого государства.
1.3. Для признания трудящегося-иммигранта высококвалифицированным работником понижен предел минимально допустимого размера месячной заработной платы – с 15 до 5 кратных размеров минимальной заработной платы, установленной в Республике Беларусь.
1.4. Введено определение термина «третья сторона», под которым понимается иностранная организация либо физическое лицо, нанимающее трудящихся-эмигрантов для выполнения работ в интересах иной иностранной организации или физического лица. Данный термин используется при изложении обязанности лицензиатов заключать договоры о трудоустройстве только с иностранными нанимателями, использующими труд трудящихся-эмигрантов без привлечения третьей стороны (абзац второй статьи 16). Тем не менее сохранено исключение для трудоустройства за пределами Республики Беларусь по студенческим программам.
1.5. Закон дополнен определением термина «член семьи». Данный термин используется в статье 14 Закона в части права трудящихся-эмигрантов и членов их семей из числа граждан и лиц без гражданства, постоянно проживающих в Республике Беларусь, на защиту и покровительство со стороны Республики Беларусь в государстве трудоустройства.
2.1. Часть вторая статьи 2 новой редакции Закона о ВТМ предусматривает перечень отношений, на которые не распространяется действие главы 4 Закона, определяющей правила трудоустройства в Республике Беларусь трудящихся-иммигрантов.
Так, уточнены (расширены) ранее предусмотренные случаи, когда возможно привлечение иностранцев для осуществления трудовой деятельности в Республике Беларусь без учета требований главы 4 Закона, в части:
2.2. Новая редакция Закона о ВТМ также предусматривает ряд новых случаев, когда возможно трудоустройство иностранцев без учета требований Закона. Так, возможно привлечение для осуществления трудовой деятельности трудящихся-иммигрантов, являющихся:
Кроме того, Министерство труда и социальной защиты наделено полномочиями на определение ежегодно (до 1 февраля) перечня профессий рабочих (должностей служащих), на которые привлекаются иностранцы без учета ограничений по защите национального рынка труда (абзац четвертый статьи 9). Данное основание также отражено в абзаце пятнадцатом части второй статьи 2 новой редакции Закона о ВТМ.
2.3. При привлечении иностранцев для осуществления трудовой деятельности вне сферы действия Закона наниматели Республики Беларусь обязаны письменно уведомить об этом (а также о факте прекращения трудовых отношений) подразделения по гражданству и миграции по месту своего нахождения (месту жительства), если иное не предусмотрено законодательными актами.
Примечание:Пункт 47 Положения о Парке высоких технологий, утвержденного Декретом Президента Республики Беларусь от 22 сентября 2005 г. № 12, а также пункт 58 Положения о специальном правовом режиме Китайско-Белорусского индустриального парка «Великий камень», утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 12 мая 2017 г. № 166, предусматривают иные правила уведомления, а именно уведомляются подразделения по гражданству и миграции по месту временного пребывания или временного проживания иностранного гражданина или лица без гражданства.
3.1. Президент наделен полномочием на установление особенностей правового регулирования в сфере внешней трудовой миграции. Вместе с тем исключено полномочие Главы государства на определение порядка выдачи лицензий на осуществление деятельности, связанной с трудоустройством за пределами Республики Беларусь.
3.2. Установлено полномочие Министерства внутренних дел на определение совместно с Министерством по налогам и сборам порядка, форм и срока представления информации о трудящихся-эмигрантах, возвратившихся в Республику Беларусь после окончания трудовой деятельности за ее пределами (абзац девятый части первой статьи 8).Примечание:Порядок лицензирования указанной деятельности определен Законом Республики Беларусь от 14 октября 2022 г. № 213-З «О лицензировании», который вступил в силу с 1 января 2023 г.
3.3. Кроме того, новой редакцией Закона о ВТМ предусмотрено, что Министерство внутренних дел представляет в Министерство иностранных дел информацию о несовершеннолетних трудящихся-эмигрантах, в том числе о возвратившихся в Республику Беларусь после окончания трудовой деятельности за пределами Республики Беларусь. Порядок, форма и сроки представления информации устанавливаются Министерством внутренних дел совместно с Министерством иностранных дел (абзац десятый части первой статьи 8).
3.4. Важно также отметить, что в новой редакции Закона о ВТМ отдельно обозначена роль Министерства труда и социальной защиты в области внешней трудовой миграции, полномочия которого изложены в статье 9 новой редакции Закона о ВТМ.
4.1. Уточнена обязанность лицензиатов письменно информировать трудящихся-эмигрантов о вопросах трудоустройства за пределами Республики Беларусь (абзац первый статьи 16).
4.2. Предусмотрена новая обязанность лицензиатов – возмещать трудящимся-эмигрантам плату за услуги, оказанные в соответствии с договорами о содействии в трудоустройстве, в случае досрочного расторжения трудовых или гражданско-правовых договоров в связи с нарушением иностранными нанимателями законодательства либо условий трудовых или гражданско-правовых договоров с трудящимися-эмигрантами (абзац пятый статьи 16).
4.3. Скорректированы требования к трудовому договору, заключаемому между трудящимся-эмигрантом и иностранным нанимателем (статья 19). В отличие от предыдущей редакции Закона, требования к такому трудовому договору применяются вне зависимости от места его заключения (абзац первый части первой статьи 19). Аналогичный подход определен и к обязанности лицензиатов по регистрации в подразделениях по гражданству и миграции трудовых договоров (абзац второй части третьей статьи 8, абзац седьмой статьи 16).
4.4. По нашему мнению, важной новеллой Закона является возможность заключения трудящимся-эмигрантом гражданско-правового договора с иностранным нанимателем при содействии лицензиата. Требования к такому договору определены в статье 20 новой редакции Закона о ВТМ. Требования к гражданско-правовым договорам ввиду их правовой природы являются специфическими по отношению к требованиям, предъявляемым к трудовым договорам. Отдельно стоит отметить, что гражданско-правовые договоры должны содержать условия, позволяющие определить конкретный вид работы или услуги (абзац пятый части первой статьи 20).
Общим требованием к трудовым и гражданско-правовым договорам, заключаемым при содействии лицензиатов, является то, что данные договоры заключаются на русском и (или) белорусском языках, а при необходимости – на ином языке по соглашению сторон (часть вторая статьи 19, часть вторая статьи 20). Кроме того, в отношении данных договоров в новой редакции Закона о ВТМ закреплена императивная норма о том, что соблюдение указанных в Законе требований является обязательным вне зависимости от подлежащего применению к трудовому или гражданско-правовому договору иностранного законодательства.
4.5. В статье 21 новой редакции Закона о ВТМ также комплексно урегулированы особенности трудоустройства за пределами Республики Беларусь несовершеннолетних трудящихся-эмигрантов при содействии лицензиатов. Основными моментами регулирования данного вопроса являются:
4.6. Особенности трудоустройства за пределами Республики Беларусь по студенческим программам, предусмотренные в статье 22 Закона, в сравнении с предыдущей редакцией Закона о ВТМ существенных изменений не претерпели.
Вместе с тем новая редакция Закона о ВТМ не содержит требование об ограничении срока (например, как в предыдущей редакции Закона, тремя месяцами) трудового или гражданско-правового договора, заключаемого между иностранным нанимателем и трудящимся-эмигрантом, трудоустраивающимся по студенческой программе.
Отдельно стоит обратить внимание на значимые новации Закона по вопросу привлечения трудящихся-иммигрантов в Республику Беларусь. В целом данные нововведения касаются:
5.1. Важно отметить, что исключен механизм выдачи разрешений на привлечение в Республику Беларусь иностранной рабочей силы (при привлечении более 10 трудящихся-иммигрантов). Получать такие разрешения больше не потребуется.
5.2. Уточнены вопросы выдачи специальных разрешений на право занятия трудовой деятельностью в Республике Беларусь (далее – спецразрешения). Так, при выдаче спецразрешения не требуется получать заключение комитета по труду, занятости и социальной защите областного (Минского городского) исполнительного комитета о возможности осуществления иностранцем трудовой деятельности, если такой иностранец:
При этом важно отметить, что в отношении трудоустройства иностранцев в качестве руководителя коммерческой организации (помимо участия в создании такой организации) установлены дополнительные требования: наличие документов об образовании и стажа работы по профессии не менее 2 лет, а также указание в договоре размера месячной заработной платы – не менее 5 минимальных заработных плат (абзац второй части третьей статьи 28).
5.3. Урегулирован вопрос о необходимости получения спецразрешения в случае выполнения трудящимся-иммигрантом в свободное от основной работы время иной оплачиваемой работы у того же или другого нанимателя Республики Беларусь либо по профессии (должности), отличной от указанной в трудовом договоре.
В указанных случаях потребуется получить отдельные спецразрешения (часть пятая статьи 28).
5.4. Перечень оснований для отказа в выдаче спецразрешений дополнен следующими основаниями.
Так, статьей 29 новой редакции Закона о ВТМ дополнительно предусмотрено, что нанимателю Республики Беларусь может быть отказано в выдаче спецразрешения:
5.5. Новая редакция Закона о ВТМ содержит статью 30, отдельно посвященную вопросу продления спецразрешений. Правило об однократной возможности продления спецразрешения изменений не претерпело.
Вместе с тем урегулирован вопрос оснований для отказа в продлении спецразрешения. Перечень оснований для отказа в продлении идентичен установленному статьей 29 Закона (за исключением абзаца четвертого части второй указанной статьи) для получения спецразрешения. Вместе с тем с учетом специфики правоотношений предусмотрено дополнительное основание для отказа в продлении – неуплата нанимателем Республики Беларусь в период осуществления трудящимся-иммигрантом трудовой деятельности обязательных страховых взносов в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь.
5.6. Статья 31 Закона предусматривает возможность восстановления действия спецразрешения в совокупном случае:
5.7. Новая редакция Закона о ВТМ предусматривает ряд новых оснований (абзацы третий–пятый, одиннадцатый–тринадцатый части второй статьи 32), при наличии которых спецразрешения подлежат аннулированию:
5.8. В заключаемом между трудящимся-иммигрантом и нанимателем Республики Беларусь трудовом договоре согласно части второй статьи 33 Закона, среди прочего, должен быть указан размер оплаты труда не ниже размера минимальной заработной платы, действующей в Республике Беларусь на дату заключения трудового договора.
При этом согласно статье 33 Закона с трудящимся-иммигрантом разрешается заключать только срочный трудовой договор, за исключением контракта.
5.9. В сравнении с предыдущей редакцией Закона статья 35 новой редакции Закона о ВТМ не содержит ряд ранее предусмотренных обязанностей, в частности:
Вместе с тем в соответствии с новой редакцией Закона о ВТМ (абзац девятый части второй, часть третья статьи 35) наниматели Республики Беларусь несут ряд новых обязанностей:
6.1. После вступления в силу новой редакции Закона о ВТМ прекращают свое действие:
Указанные документы подлежат возврату нанимателями Республики Беларусь в подразделения по гражданству и миграции в месячный срок со дня вступления в силу Закона – до 1 августа 2023 г.
6.2. Кроме того, до 1 августа 2023 г. наниматели Республики Беларусь, которые привлекли для осуществления трудовой деятельности в Республике Беларусь трудящихся-иммигрантов, на которых не распространяется действие положений главы 4 новой редакции Закона о ВТМ, обязаны проинформировать подразделения по гражданству и миграции о заключенных с такими иностранцами трудовых договорах, действие которых не прекращено.
6.3. Приведение в соответствие с положениями новой редакции Закона о ВТМ трудовых договоров, заключенных с трудящимися-эмигрантами при содействии лицензиатов, не требуется, а трудовых договоров, заключенных с трудящимися-иммигрантами, – требуется.
______________________________
1 https:// www. belta.by/society/view/deputaty-prinjali-v-pervom-chtenii-zakonoproekt-o-vneshnej-trudovoj-migratsii-505001-2022.
2 https:// www. belta.by/society/view/deputaty-prinjali-vo-vtorom-chtenii-zakonoproekt-o-vneshnej-trudovoj-migratsii-538791-2022/?ysclid=lcgcy3jojr298759477.
Материал подготовлен с использованием нормативных правовых актов по состоянию на 23 января 2023 г.
С 2 июня 2024 г. вступила в силу новая Инструкция о порядке формирования, ведения и хранения личных дел работников, утв. постановлением Минюста от 23.05.2024 № 29 (далее – Инструкция № 29).