РУЗОВА Ирина Владимировна,
юрист
Информационные системы подлежат государственной регистрации в силу требований Закона Республики Беларусь от 10.11.2008 № 455-З «Об информации, информатизации и защите информации» (далее – Закон № 455-З).
Для государственных информационных систем такая регистрация является обязательной.
Продолжение в нашем материале.
Негосударственные информационные системы могут быть зарегистрированы их собственниками (владельцами) на добровольной основе, если иное не установлено законодательными актами (чч. 5, 6 статьи 26 Закона № 455-З).
Справочно:
Обязательная государственная регистрация, к примеру, предусмотрена для информационных систем (в том числе негосударственных), посредством которых обеспечивается организация перевозок пассажиров автомобилями-такси (абз. 32 ст. 1 Закона Республики Беларусь от 14.08.2007 № 278-З «Об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках»).
Правовую основу для государственной регистрации информационных систем, помимо Закона № 455-З, составляют следующие акты законодательства:
Исходя из определения, закрепленного в Законе № 455-З, под информационной системой понимается совокупность банков данных, информационных технологий и комплекса (комплексов) программно-технических средств (абз. 14 ст. 1 Закона № 455-З).
Согласно международному стандарту ISO/IEC 2382:2015 информационная система представляет собой систему, предназначенную для хранения, поиска и обработки информации и включающую в себя соответствующие организационные ресурсы (человеческие, технические, финансовые и т.д.), которые обеспечивают и распространяют информацию.
Информационные системы могут быть классифицированы по различного рода критериям, в том числе по:
Однако для целей государственной регистрации остановимся на делении информационных систем по характеру решаемых задач.
Так, в зависимости от характера решаемых задач информационные системы делятся на следующие виды:
Справочно:
Полный перечень видов информационных систем для целей государственной регистрации содержится в приложении 1 к Инструкции о порядке заполнения формы заявки на государственную регистрацию информационной системы и формы свидетельства о государственной регистрации информационной системы, утвержденной постановлением № 32 (далее – Инструкция № 32).
Помимо приведенной выше классификации, информационные системы подразделяются также на государственные и негосударственные информационные системы (ч. 2 ст. 25 Закона № 455-З).
Государственные информационные системы создаются в целях:
Обратите внимание!
Предоставление информационных или электронных услуг на основе информации, содержащейся в государственных информационных системах, допускается только после их государственной регистрации (п. 5 Положения № 673).
Негосударственные информационные системы создаются физическими и юридическими лицами в целях удовлетворения своих информационных потребностей или оказания информационных услуг.
Порядок создания и использования негосударственных информационных систем определяется их собственниками или уполномоченными ими лицами (чч. 6, 7 ст. 25 Закона № 455-З).
Целями государственной регистрации информационных систем являются (ч. 1 ст. 26 Закона № 455-З):
Справочно:
По данным регистрации информационных систем Министерство связи и информатизации не реже одного раза в год издает информационный бюллетень (каталог) информационных систем Республики Беларусь (п. 36 Положения № 673). Электронная версия каталога доступна на сайте Министерства связи и информатизации (https://www.mpt.gov.by/ru/informatizaciya).
Государственная регистрация информационных систем осуществляется Министерством связи и информатизации посредством внесения сведений об информационных системах в Государственный регистр информационных систем (далее – регистр) (ч. 2 ст. 26 Закона № 455-З).
Функции по ведению регистра возложены на научно-инженерное республиканское унитарное предприятие «Институт прикладных программных систем» (далее – НИРУП «ИППС»), которое является государственной организацией, подчиненной Министерству связи и информатизации (п. 2 постановления № 32).
Заявление на государственную регистрацию информационной системы может быть подано собственником либо владельцем информационной системы (п. 16 Положения № 673).
Справочно:
Под собственником информационных систем понимается субъект информационных отношений, реализующий права владения, пользования и распоряжения информационными системами (абз. 29 ст. 1 Закона № 455-З).
Под владельцем информационных систем понимается субъект информационных отношений, реализующий права владения, пользования и распоряжения информационными системами в пределах и порядке, определенных их собственником (абз. 4 ст. 1 Закона № 455-З).
В отношении государственной регистрации государственной информационной системы заявление подается владельцем информационной системы, а негосударственной информационной системы – ее собственником (ч. 2 п. 2 Инструкции № 32).
Собственники (владельцы) информационных систем несут ответственность за полноту и достоверность сведений, указанных в заявлениях о регистрации информационной системы (п. 20 Положения № 673).
Заявление на регистрацию государственных информационных систем должно быть подано в течение трех месяцев с даты подписания акта приемки информационной системы в постоянную эксплуатацию (ч. 1 п. 19 Положения № 673).
Заявление на регистрацию негосударственных информационных систем может быть подано на любом этапе эксплуатации таких систем (ч. 2 п. 19 Положения № 673).
Заявление на государственную регистрацию информационной системы может быть подано тремя способами:
1) посредством единого портала электронных услуг (portal.gov.by).
Доступ на указанный портал можно получить одним из следующих способов (п. 30 перечня № 271):
2) через портал грис.бел.
Для авторизации на портале предусмотрено два варианта:
Справочно:
Подробную информацию о работе с порталом грис.бел можно получить на указанном ресурсе в разделе «инструкция».
На сайте ipps.by в разделе «проекты» можно ознакомиться с рекомендациями по заполнению заявления на регистрацию информационной системы, а также с рядом иной справочной информации, касающейся государственной регистрации информационной системы.
Также есть возможность предварительно согласовать направляемую заявку. Для этого предлагается направить заполненную форму по электронной почте RegRes@ipps.by;
3) на бумажном носителе.
В этом случае заявление должно быть подписано руководителем организации или индивидуальным предпринимателем и официально направлено в НИРУП «ИППС» с сопроводительным письмом по адресу: 220013, г. Минск, ул. Беломорская, 18.
Справочно:
Форма заявления на государственную регистрацию информационной системы установлена в приложении 3 к постановлению № 32.
Принимая во внимание, что государственная регистрация информационной системы является административной процедурой, сроки ее осуществления и стоимость определены в перечне № 156.
Так, государственная регистрация информационной системы осуществляется в течение 15 календарных дней.
За осуществление государственной регистрации информационной системы плата не взимается (подп. 4.11 перечня № 156).
До принятия решения о государственной регистрации информационной системы оценивается соблюдение следующих условий (п. 22 Положения № 673):
1) соответствие информационной системы заявленным характеристикам и требованиям, установленным Положением № 673;
2) регистрация всех информационных ресурсов, содержащихся в информационной системе.
В случае принятия положительного решения о государственной регистрации информационной системы заявителю выдается свидетельство о государственной регистрации информационной системы (далее – свидетельство).
В свидетельстве отражается следующая информация (п. 16 Инструкции № 32):
Справочно:
Форма свидетельства установлена в приложении 4 к постановлению № 32.
Плата за выдачу свидетельства не взимается. Срок действия для свидетельства не установлен, т.е. оно будет действовать бессрочно.
В случае если заявление о государственной регистрации информационной системы подавалось через единый портал электронных услуг, после принятия положительного решения свидетельство будет доступно в электронном виде в личном кабинете пользователя. При желании свидетельство можно также заказать в бумажном виде и получить его по почте.
После принятия решения о государственной регистрации информационной системы информация об этой системе включается в регистр.
В регистре, в частности, отражается следующая информация (п. 31 Положения № 673):
Справочно:
По состоянию на 10.08.2021 за весь период ведения регистра зарегистрировано 354 информационные системы (в 2021 году – 24 информационные системы).
Сведения, содержащиеся в регистре, доступны на портале грис.бел по адресу: грис.бел/app/registerIS.
Материал подготовлен с использованием нормативных правовых актов по состоянию на 10 августа 2021 г.
Каким образом осуществляется бухгалтерский и налоговый учет приобретения обедов для своих работников за счет организации, читайте в материале.