29Июл 2020

Договорные отношения по использованию произведений и объектов смежных прав в свете изменений, внесенных в Закон «Об авторском праве и смежных правах»

Лосев С.С.

Законом Республики Беларусь от 15 июля 2019 г. № 216-З внесен ряд изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь от 17 мая 2011 г. № 262-З «Об авторском праве и смежных правах», которые вступили в действие с 27 мая 2020 г. и подлежат применению к отношениям, которые возникли после этой даты.

В числе прочего системному пересмотру подверглись нормы, регулирующие договорные отношения, связанные с созданием произведений и исполнений, а также распоряжением исключительными авторскими и смежными правами.

Рассмотрим в материале, на что обратить внимание.


Изменения в системе договоров.

С изменением Закона Республики Беларусь «Об авторском праве и смежных правах» (далее – Закон об авторском праве) формы распоряжения исключительным авторским (смежным) правом остались прежними: отчуждение исключительного права и предоставление права использования объекта авторского (смежного) права на определенный срок. Однако определенные изменения произошли в системе договоров, используемых для предоставления права использования произведений.

В первую очередь необходимо обратить внимание на исключение из Закона об авторском праве норм, посвященных авторскому договору.

Авторский договор традиционно рассматривался в качестве самостоятельной разновидности договоров лицензионного типа: в советском законодательстве об авторском праве авторский договор был единственной договорной конструкцией, которая использовалась для оформления отношений по использованию произведений; при этом его особенностью было детальное регулирование, которое обеспечивалось системой типовых договоров, положения которых носили обязательный характер.

В законодательстве Республики Беларусь авторский договор до последнего времени существовал наряду с лицензионным договором: в редакции Закона об авторском праве, действовавшей до 27 мая 2020 г., говорилось о том, что авторским договором является лицензионный договор, в котором в качестве лицензиара выступает автор произведения. При этом к авторскому договору правила о лицензионном договоре применялись с учетом особенностей, специально предусмотренных в отношении авторского договора; авторский договор был выделен из общего понятия «лицензионный договор» не только из-за желания следовать законодательной традиции, но также в связи с тем, что законодатель полагал необходимым предусмотреть ряд гарантий для автора как организационно и экономически более слабой стороны договора, которые не должны применяться в том случае, если на стороне лицензиара будет выступать иной правообладатель. Впрочем, с исключением из Закона об авторском праве упоминания авторского договора эти гарантии не исчезли, о чем речь пойдет ниже.

Договор уступки исключительного авторского (смежного) права.

Изменения, внесенные в ст. 43 Закона об авторском праве, не носят принципиального характера. Изменилась терминология, определяющая стороны данного договора: автор (иной правообладатель), с одной стороны, и приобретатель – с другой.

Определение предмета договора осталось прежним – отчуждение исключительного права на объект авторского права или смежных прав в полном объеме на весь срок действия авторского права (смежных прав).

Как и ранее, договор уступки предполагается возмездным, – существенным условием договора является альтернативное условие о размере вознаграждения или о порядке его определения либо прямое указание на безвозмездность договора.

Прежним осталось требование к форме договора – заключение в письменной форме. При этом законодатель по-прежнему не называет последствий несоблюдения требуемой формы договора, в связи с чем применению подлежит норма ст. 163 Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее – ГК), согласно которой несоблюдение простой письменной формы сделки лишает стороны права в случае спора ссылаться в подтверждение сделки и ее условий на свидетельские показания, но не лишает их права приводить письменные и другие доказательства, не являющиеся свидетельскими показаниями.

Безусловно, договор уступки исключительного авторского (смежного) права требует более детального регулирования. Тех норм, которые содержатся в обновленной редакции ст. 43 Закона об авторском праве, объективно недостаточно для определения прав и обязанностей сторон договора. Норма п. 4 ст. 424 ГК, в силу которой общие положения о договоре купли-продажи применимы в отношении продажи имущественных прав, если иное не вытекает из содержания или характера этих прав, в силу сделанной оговорки представляется малоэффективной и по своей сути мало чем отличается от регулирования данных отношений по принципу аналогии закона (п. 1 ст. 5 ГК). Однако, к сожалению, законодатель в процессе обновления норм Закона об авторском праве не уделил этому договору должного внимания. В этой связи применительно к данному договору по-прежнему основное значение для определения прав и обязанностей сторон имеет договорное регулирование, т.е. условия, определяемые самими сторонами договора.

Лицензионные договоры.

Как мы уже отмечали, в обновленном Законе об авторском праве используется единая договорная конструкция «лицензионный договор» во всех случаях, когда осуществляется не отчуждение, а предоставление права использования объекта авторского права или смежных прав вне зависимости от того, кто выступает на стороне лицензиара: автор, наследники автора, иные правообладатели.

Лицензионный договор является универсальной договорной конструкцией, применяемой в отношении любых объектов авторского права и смежных прав.

Общие требования в отношении лицензионного договора, сохранившиеся в обновленной редакции ст. 44 Закона об авторском праве, сводятся к следующему.

1. В лицензионном договоре должны быть предусмотрены конкретные способы использования объекта авторского права или смежных прав.

2. Лицензионный договор предполагается возмездным (п. 4 ст. 44). Данную норму необходимо применять совместно с нормой ч. 2 п. 1 ст. 985 ГК, согласно которой не допускается заключение безвозмездного лицензионного договора между коммерческими организациями, если законодательными актами не установлено иное. Закон об авторском праве прямо не говорит о возможности заключения безвозмездного договора между коммерческими организациями, тем самым не отменяет запрет, установленный ст. 985 ГК; исключение составляют только случаи заключения лицензионного договора в порядке открытой лицензии, которая в силу п. 2 ст. 45 Закона об авторском праве является безвозмездной, если ее условиями не предусмотрено иное.

3. Лицензионный договор должен содержать условия о сроке действия и о территории, на которой допускается использование объекта авторского права или смежных прав.

В то же время для случаев заключения лицензионного договора, где на стороне лицензиара выступает автор, предусмотрены специальные нормы, повторяющие те гарантии для автора, которые ранее были предусмотрены в отношении заключаемого с автором авторского договора. Отметим, что используемый термин «автор» должен толковаться ограничительно; поскольку согласно определению, данному в ст. 4 Закона об авторском праве, автором признается физическое лицо, творческим трудом которого создано произведение, указанные нормы неприменимы в отношении исполнителя, несмотря на признаваемое за исполнителем право авторства на исполнение. В то же время следует отметить, что к категории авторов должны относиться авторы всех видов произведений, включая составные и производные.

В новой редакции ст. 44 «Лицензионный договор» сохранились основные положения, направленные на обеспечение интересов автора как более слабой стороны заключаемого лицензионного договора. К их числу относится следующее.

1. При определении в заключенном с автором лицензионном договоре о воспроизведении произведения авторского вознаграждения в виде фиксированной суммы должно быть установлено максимальное количество воспроизводимых экземпляров произведения. Следует обратить внимание на то, что требование определять максимальное количество воспроизводимых экземпляров становится существенным условием, по которому сторонам необходимо договориться под страхом признания договора незаключенным (п. 1 ст. 402 ГК). При этом данное требование распространяется только на случаи воспроизведения произведения, т.е. изготовление его экземпляров в любой материальной форме (издание тиража книг, выпуск музыкального альбома на дисках и т.п.).

2. Отсутствие в заключенном с автором лицензионном договоре условия о сроке его действия не влечет признания договора незаключенным, поскольку в этом случае действует норма о том, что такой договор считается заключенным на 3 года.

Говоря о лицензионном договоре, заключенном автором без указания срока его действия, следует обратить внимание на то, что в отличие от ранее действовавшей нормы, предусматривающей для такого случая возможность одностороннего расторжения договора автором с письменным уведомлением лицензиата не менее чем за три месяца, новая норма предусматривает автоматическое прекращение такого договора по истечении 3 лет.

3. Отсутствие условия о территории, на которой допускается использование произведения, также не влияет на действительность договора, поскольку в этом случае действие договора ограничивается территорией Республики Беларусь.

Требования к форме лицензионного договора остались прежними: общим правилом является простая письменная форма. Исключениями являются: 1) так называемые «оберточные лицензии»; 2) заключение автором лицензионного договора об использовании произведения в печатных средствах массовой информации; 3) заключение лицензионного договора в порядке открытой лицензии.

Пункт 7 ст. 44 Закона об авторском праве дополнен нормой, предусматривающей право автора заключить лицензионный договор об использовании произведения в периодической печати, в том числе с правом заключения лицензиатом безвозмездного сублицензионного договора, в устной форме. Отличие от норм ранее действовавшей редакции состоит в том, что заключаемый автором в устной форме договор об использовании его произведения в периодических печатных изданиях может также предусматривать право издателя на последующее использование такого произведения, в том числе путем предоставления такого права на основании сублицензионного договора третьим лицам. Как представляется, данная норма ориентирована на интересы издателей периодических печатных изданий, строящих свои отношения с авторами на основе договоров, заключаемых в устной форме, которые в последующем предоставляют право перепечатки своих материалов другим изданиям либо размещения их в электронных информационных ресурсах.

Нормы, посвященные регулированию так называемых «оберточных лицензий», не изменились. Данным термином обозначаются лицензионные договоры, предусматривающие предоставление права использования компьютерной программы или базы данных, особенность которых состоит в том, что соответствующий лицензионный договор, условия которого изложены на экземпляре компьютерной программы (базы данных), упаковке экземпляра или приложены к этому экземпляру, считается заключенным с момента, когда начинается использование компьютерной программы (базы данных). Наряду с данным способом заключения лицензионного договора в Законе об авторском праве появились нормы, посвященные открытым лицензиям.

Открытая лицензия как способ заключения лицензионного договора.

Изложенная в новой редакции ст. 45 Закона об авторском праве содержит принципиально новые для законодательства Республики Беларусь нормы, посвященные открытой лицензии. Сразу же следует сделать оговорку о том, что открытая лицензия – это не вид лицензионного договора, а особый порядок его заключения.

Использование механизма открытой лицензии обусловлено требованиями современного гражданского оборота, в том числе активным развитием информационных технологий, поскольку открытая лицензия представляет собой упрощенный порядок заключения лицензионного договора, ориентированный, в первую очередь, на применение к отношениям, связанным с использованием произведений и объектов смежных прав в сети Интернет. Открытая лицензия по своей природе является договором присоединения, позволяющим правообладателю, сделавшему публичную оферту, в частности, разместив сообщение о своем желании заключить лицензионный договор на заявленных условиях с любым, кто откликнется на это предложение, вступать в договорные отношения с неограниченным кругом лиц, своими действиями по использованию произведения выразившими согласие на принятие заявленных условий использования произведения или объекта смежных прав. Таким образом, открытая лицензия востребована в случаях, когда речь идет о массовом использовании произведения (объекта смежных прав), ориентированном на широкий круг потенциальных пользователей, при котором традиционные способы заключения лицензионных договоров затруднительны.

Лицензионные договоры, заключаемые в порядке открытой лицензии, предполагаются безвозмездными, что должно способствовать более широкому доступу представителей общества к произведениям литературы, искусства, компьютерным программам и иным объектам авторского права и смежных прав, распространяемым их правообладателями на некоммерческой основе. Предполагаемая безвозмездность открытой лицензии отменяется включением в условия лицензии (публичную оферту) положений о ее возмездности (размере вознаграждения или порядке его определения).

Частным случаем открытой лицензии могут быть так называемые «свободные лицензии», предоставляющие право свободного использования охраняемых произведений (чаще всего компьютерных программ) с соблюдением определенных условий (выработанные практикой семейства лицензий GPL, Creative Commons и др.).

Ключевыми правовыми аспектами открытой лицензии являются следующие. Во-первых, открытая лицензия предполагает публичную оферту. При этом законодатель требует, чтобы все условия предлагаемого правообладателем лицензионного договора были доступны неопределенному кругу лиц и размещены таким образом, чтобы лицензиат имел возможность ознакомиться с ними перед началом использования соответствующего объекта авторского права или смежных прав. Примером такой публичной оферты может быть размещение условий лицензионного договора на Интернет-ресурсе, на котором предлагается предоставлять доступ к произведениям (исполнениям, фонограммам, передачам).

Акцептом применительно к открытой лицензии предполагается начало использования объекта авторского права или смежных прав, если в условиях лицензионного договора (условиях публичной оферты) не будет определено иное действие, совершение которого потенциальным лицензиатом будет считаться акцептом. В качестве таких иных действий может выступать нажатие виртуальной кнопки, подтверждающей согласие с условиями предлагаемого лицензионного договора, и т.п.

В отношении срока действия договора, заключенного в порядке открытой лицензии, установлено следующее правило: если срок действия открытой лицензии не определен, то лицензионный договор считается заключенным в отношении компьютерных программ и баз данных на весь срок действия исключительного права, а в отношении других видов произведений и объектов смежных прав – на 5 лет. Истечение указанного срока означает автоматическое прекращение лицензионного договора, заключенного в порядке открытой лицензии.

В отношении условия о территории использования установлено следующее правило: если в открытой лицензии не указана территория, на которой допускается использование объекта авторского права или смежных прав, такое использование допускается на территории всего мира.

Договор о создании и использовании объекта авторского права или смежных прав.

Изменения, внесенные в ст. 46 Закона об авторском праве, направлены на совершенствование правового регулирования отношений, возникающих на основании договора о создании и использовании объекта авторского права или смежных прав.

В ранее действовавшей редакции п. 1 ст. 46 Закона об авторском праве говорилось о том, что автор (исполнитель) может принять на себя по договору обязательство создать в будущем произведение (исполнение) и предоставить заказчику, не являющемуся его нанимателем, право использовать это произведение (исполнение). Очевидным недостатком этой нормы было отсутствие механизма автоматического предоставления права использования созданного по заказу произведения (исполнения) заказчику, что в значительной мере снижало возможность практического применения данного договора для регулирования отношений между авторами (исполнителями) и лицами, желающими использовать их произведения (исполнения). Что изменилось в регулировании данного договора?

Во-первых, дано новое определение договора, более точно отражающее его предмет, – согласно новой редакции п. 1 ст. 46 Закона об авторском праве по договору о создании и использовании объекта авторского права или смежных прав автор (исполнитель) принимает на себя обязательство создать в предусмотренный договором срок произведение (исполнение), соответствующее требованиям заказчика, и передать заказчику исключительное право на это произведение (исполнение) либо предоставить заказчику право его использования в пределах, установленных договором.

Из определения договора исключена норма, ограничивающая сферу его применения и не допускавшая его заключение в отношениях между автором и лицом, являющимся нанимателем автора. Норма исключена как необоснованно ограничивающая возможности сторон, находящихся в трудовых отношениях, вступать в гражданско-правовые отношения.

Отличие от действующей нормы состоит и в том, что в определении предмета договора сторонам предлагается два возможных варианта распоряжения исключительным правом на созданное по заказу произведение: передача заказчику исключительного права либо предоставление права использования в пределах, установленных договором. Данная формулировка соответствует понятиям «уступка исключительного права» и «предоставление права использования произведения (исполнения) по лицензионному договору». Соответственно, в содержание рассматриваемого договора должны включаться условия либо договора уступки исключительного права в отношении созданного по заказу объекта, либо лицензионного договора о предоставлении права его использования.

Во-вторых, ст. 46 Закона об авторском праве дополнена п. 21, предусматривающим, что принятие заказчиком созданного автором (исполнителем) произведения (исполнения) в порядке, установленном договором, влечет за собой передачу заказчику исключительного права на это произведение (исполнение) либо предоставление заказчику права его использования на условиях, установленных договором. Действия заказчика, принявшего созданное для него произведение (исполнение), определено как юридический факт, на основании которого вступают в силу условия договора, посвященные распоряжению исключительным правом на произведение (исполнение). Тем самым законодатель обеспечил связь двух разных по своей природе обязательств: подрядного характера, связанных с созданием произведения (исполнения), и обязательств по распоряжению исключительным правом, в рамках одного договора, сделав этот договор применимым на практике.

Как и в предшествующей редакции, в отношении данного договора действует норма о том, что он должен содержать условие о размере вознаграждения за создание произведения. В отношении вознаграждения за использование произведения норма сформулирована следующим образом: договор может содержать условие о размере вознаграждения за использование произведения (исполнения) или о порядке его определения либо о безвозмездном использовании произведения (исполнения).

Требования к форме договора остались неизменными: договор должен заключаться в письменной форме. В то же время в норму п. 6 ст. 46 Закона об авторском праве внесено существенной дополнение, согласно которому договор, не соответствующий требованию письменной формы, ничтожен.

Договорные отношения в сфере коллективного управления имущественными авторскими и смежными правами.

Договоры, заключаемые в сфере коллективного управления имущественными авторскими и смежными правами, имеют свои особенности и регулируются специальными нормами Закона об авторском праве отдельно от ранее упомянутых договоров: нормами ст. 50 – договор об управлении имущественными правами, заключаемый с автором (иным правообладателем), и нормами ст. 51 – договор, заключаемый организацией по коллективному управлению с пользователем. Что изменилось в регулировании данных договоров?

Статья 50 Закона об авторском праве дополнена нормой, согласно которой договор об управлении имущественными правами на произведение и (или) объект смежных прав, заключаемый между организацией по коллективному управлению и автором (иным правообладателем), заключается на неопределенный срок.

Изменился порядок отказа автора (иного правообладателя) от договора, заключенного с организацией по коллективному управлению. Принципиально важным является установление минимального шестимесячного срока между уведомлением со стороны автора (иного правообладателя) и прекращением договора.

Более подробно регламентированы действия организации по коллективному управлению после получения такого уведомления. Согласно норме п. 9 ст. 50 Закона об авторском праве автор или иной правообладатель вправе отказаться от исполнения договора с организацией по коллективному управлению имущественными правами полностью либо в отношении определенных произведений и (или) объектов смежных прав в соответствующих сферах управления, письменно уведомив ее об этом не менее чем за шесть месяцев до прекращения (изменения) договора. При этом договор считается расторгнутым (измененным) в срок, указанный в уведомлении, но не ранее чем через шесть месяцев со дня получения уведомления организацией по коллективному управлению имущественными правами. В этом случае организация по коллективному управлению имущественными правами обязана незамедлительно разместить на своем официальном сайте информацию об исключении прав на эти произведения и (или) объекты смежных прав из управления, а также выплатить автору или иному правообладателю причитающееся вознаграждение, собранное ею до момента исключения прав на произведения и (или) объекты смежных прав из управления.

Договор, заключаемый с правообладателями организацией по коллективному управлению, осуществляющей в соответствии со ст. 35 Закона об авторском праве сбор вознаграждение за так называемое «частное копирование», определен как договор об управлении правом на получение вознаграждения, что в большей степени соответствует его предмету. Закон об авторском праве не предусматривает специальных правил в отношении данного договора. В то же время очевидно, что такой договор должен иметь специфику по отношению к договору, заключаемому организацией по коллективному управлению с пользователями объектов авторского права или смежных прав (п. 1 ст. 51 Закона об авторском праве), поскольку во втором случае предметом договора выступает предоставление права использования соответствующего объекта, и такой договор по своей природе является лицензионным договором. Предметом же договора, который будет заключаться с производителями и импортерами оборудования, выступает уплата ими вознаграждения за предполагаемое частное копирование, осуществляемое потребителями их товаров. Именно поэтому к такому договору не должны применяться требования нормы п. 3 ст. 51 Закона об авторском праве, требующие определять в договоре перечень произведений и (или) объектов смежных прав, которые могут быть использованы пользователем, а также срок, в течение которого такое использование возможно.

Спецификой является и то, что договор об управлении правом на получение вознаграждения за частное копирование, заключаемый организацией по коллективному управлению с правообладателями, очевидно, не должен содержать условий о конкретных формах и способах использования произведений (исполнений, фонограмм), поскольку такой способ определен законодательно (воспроизведение в личных целях). При этом такой договор дополнительно должен содержать условие о согласии правообладателя, присоединившегося к нему, на удержание 25 % из суммы собранного вознаграждения и направления этих средств в фонд Президента Республики Беларусь по поддержке культуры и искусства. Тем самым условие об удержании указанных 25 % с последующим целевым использованием определено как обязательное в силу закона, а сам договор об управлении правом на получение вознаграждения – как договор присоединения.

Введение такого целевого удержания части собранного вознаграждения, как представляется, должно придать сбору за частное копирование определенную социальную обоснованность с учетом неоднозначного восприятия самого сбора в обществе в связи с отсутствием прослеживаемой связи между использованием конкретных произведений (исполнений, фонограмм) и определением лиц, которым будет выплачиваться собранное вознаграждение.

Переходные положения.

Изменения, внесенные в Закон об авторском праве, вступили в действие с 27 мая 2020 г. и подлежат применению к отношениям, которые возникли после этой даты.

В связи с тем, что затронули систему договоров, используемых для распоряжения исключительным авторским правом, необходимо обратить внимание на норму ст. 2 Закона № 216-З, согласно которой авторские договоры, заключенные до вступления Закона в силу, не подлежат приведению в соответствие с новыми нормами. В то же время к ранее заключенным авторским договорам, в которых не был определен срок их действия, должна применяться новая норма об их автоматическом прекращении по истечении 3 лет.

В этой же статье говорится о том, что до приведения в соответствие с настоящим Законом актов законодательства для целей их применения под авторскими договорами понимаются в том числе лицензионные договоры, заключенные с авторами после вступления в силу настоящего Закона.

Материал подготовлен с использованием нормативных правовых актов по состоянию на 13 июня 2020 г.


Пожалуйста, поверните свое устройство в горизонтальное положение.
Заказать
звонок