Вопрос: Является ли индивидуальный предприниматель (управляющий) руководителем организации в контексте ст. 329 Налогового кодекса Республики Беларусь?
Ответ уже в нашем материале.
Ответ: 1 января 2021 года были внесены значительные изменения в налоговое законодательство Республики Беларусь, в частности, в ст. 329 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее – НК). Так, согласно абз. 3 подп. 1.3 п. 1 ст. 329 НК установлено, что 16-процентная ставка налога при упрощенной системе устанавливается для индивидуальных предпринимателей в отношении валовой выручки, полученной ими от коммерческих (за исключением акционерных обществ) и (или) некоммерческих организаций, руководителями, участниками, собственниками имущества которых являются эти индивидуальные предприниматели и (или) лица, состоящие с этими индивидуальными предпринимателями в отношениях близкого родства или свойства в соответствии со ст. 195 НК.
Практика показала, что существует неоднозначное понимание термина «руководитель» в контексте данной новеллы налогового законодательства. В связи с этим необходимо принять во внимание целый ряд факторов, позволяющих установить терминологическую природу определения «руководитель».
В налоговом законодательстве Республики Беларусь нет разъяснения соответствующего термина, ввиду чего необходимо руководствоваться п. 1 ст. 13 НК, который определяет, что термины гражданского права и других отраслей права, используемые в НК, применяются в тех значениях, в каких они используются в этих отраслях права, если иное не установлено НК. В связи с вышеуказанной отсылочной нормой, термин «руководитель» следует определять посредством положений ч. 1 ст. 252 Трудового кодекса Республики Беларусь (далее – ТК), где под руководителем организации понимается физическое лицо, которое в силу закона или учредительного документа организации осуществляет руководство организацией, в том числе выполняет функции ее единоличного исполнительного органа.
При этом представляется ошибочным ссылаться и выстраивать обратное мнение на основании ч. 2 ст. 252 ТК, которая устанавливает, что положения главы 18 ТК распространяются на руководителей организаций любых организационно-правовых форм, кроме случая, когда руководитель организации является единственным собственником имущества организации или индивидуальным предпринимателем. Такая ошибочность заключается в том, что норма п. 1 ст. 13 НК отсылает к терминологическим категориям отрасли трудового права, но никак не к ее правовому регулированию.
Принимая во внимание вышеизложенное, а также анализируя положения ч. 2 ст. 252 ТК и ч. 9 ст. 53 Закона Республики Беларусь от 09.12.1992 № 2020-XII «О хозяйственных обществах», по мнению автора, индивидуальный предприниматель (управляющий) является руководителем организации, ввиду чего к нему должна применяться 16-процентная ставка налога при упрощенной системе на основании абз. 3 подп. 1.3 п. 1 ст. 329 НК.
Также необходимо обратить внимание на то обстоятельство, что ИМНС по Витебской области относительно «применения ставки налога при упрощенной системе налогообложения в размере шестнадцать (16) процентов» дала весьма дискуссионное разъяснение.
Вместе с тем полагаем верным сделать акцент не на детальном разборе данного разъяснения, а на последствиях руководства данным разъяснением.
Согласно подп. 1.1 п. 1 ст. 21 НК плательщик имеет право получать от налоговых органов и других уполномоченных государственных органов разъяснения по вопросам применения актов налогового законодательства. В свою очередь, налоговые органы и их должностные лица обязаны давать разъяснения плательщикам по вопросам применения налогового законодательства, в том числе по согласованию с Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды или его территориальными органами (областными, Минским городским комитетами природных ресурсов и охраны окружающей среды), по вопросам определения налоговой базы экологического налога и налога за добычу (изъятие) природных ресурсов (подп. 1.8 п. 1 ст. 108 НК).
На основании вышеизложенного может создаться иллюзия гарантии безопасности от налоговых последствий, руководствуясь разъяснениями ИМНС по Витебской области. Для развеивания подобной иллюзии необходимо отметить следующее:
Относительно разъяснения ИМНС по Витебской области также необходимо обратиться к письму Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь, Министерства финансов Республики Беларусь, Министерства экономики Республики Беларусь от 14.06.2013 «О некоторых вопросах привлечения юридических и физических лиц к административной ответственности» (далее – Письмо), которое четко определяет, что меры административной ответственности не должны применяться, если правонарушение явилось следствием выполнения плательщиком разъяснений уполномоченного государственного органа, так как в данном случае будет отсутствовать вина плательщика, действовавшего в соответствии с полученным разъяснением уполномоченного государственного органа. Однако настоящее Письмо не распространяется на применение письменных разъяснений, данных уполномоченным государственным органом в отношении неограниченного круга лиц по запросам предпринимательских и иных объединений (союзов), групп плательщиков или без указанных запросов через непосредственную рассылку, публикацию в средствах массовой информации, размещение в глобальной компьютерной сети Интернет (ч. 14 Письма).
Таким образом, разъяснение ИМНС по Витебской области распространяется в отношении неограниченного круга лиц, а значит не может послужить основанием для освобождения от ответственности в случае руководства данным разъяснением.
Материал подготовлен с использованием нормативных правовых актов по состоянию на 15 марта 2021 г.
Вопрос:
Есть ли у ноу-хау автор?
Ответ на этот вопрос читайте в нашем материале.