Сохранить в избранное

Индивидуальный предприниматель - руководитель или нет?

Адашкевич.jpg

Вопрос: Является ли индивидуальный предприниматель (управляющий) руководителем организации в контексте ст. 329 Налогового кодекса Республики Беларусь?

Ответ уже в нашем материале.

Ответ: 1 января 2021 года были внесены значительные изменения в налоговое законодательство Республики Беларусь, в частности, в ст. 329 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее – НК). Так, согласно абз. 3 подп. 1.3 п. 1 ст. 329 НК установлено, что 16-процентная ставка налога при упрощенной системе устанавливается для индивидуальных предпринимателей в отношении валовой выручки, полученной ими от коммерческих (за исключением акционерных обществ) и (или) некоммерческих организаций, руководителями, участниками, собственниками имущества которых являются эти индивидуальные предприниматели и (или) лица, состоящие с этими индивидуальными предпринимателями в отношениях близкого родства или свойства в соответствии со ст. 195 НК.

Практика показала, что существует неоднозначное понимание термина «руководитель» в контексте данной новеллы налогового законодательства. В связи с этим необходимо принять во внимание целый ряд факторов, позволяющих установить терминологическую природу определения «руководитель».

В налоговом законодательстве Республики Беларусь нет разъяснения соответствующего термина, ввиду чего необходимо руководствоваться п. 1 ст. 13 НК, который определяет, что термины гражданского права и других отраслей права, используемые в НК, применяются в тех значениях, в каких они используются в этих отраслях права, если иное не установлено НК. В связи с вышеуказанной отсылочной нормой, термин «руководитель» следует определять посредством положений ч. 1 ст. 252 Трудового кодекса Республики Беларусь (далее – ТК), где под руководителем организации понимается физическое лицо, которое в силу закона или учредительного документа организации осуществляет руководство организацией, в том числе выполняет функции ее единоличного исполнительного органа.

При этом представляется ошибочным ссылаться и выстраивать обратное мнение на основании ч. 2 ст. 252 ТК, которая устанавливает, что положения главы 18 ТК распространяются на руководителей организаций любых организационно-правовых форм, кроме случая, когда руководитель организации является единственным собственником имущества организации или индивидуальным предпринимателем. Такая ошибочность заключается в том, что норма п. 1 ст. 13 НК отсылает к терминологическим категориям отрасли трудового права, но никак не к ее правовому регулированию.

Принимая во внимание вышеизложенное, а также анализируя положения ч. 2 ст. 252 ТК и ч. 9 ст. 53 Закона Республики Беларусь от 09.12.1992 № 2020-XII «О хозяйственных обществах», по мнению автора, индивидуальный предприниматель (управляющий) является руководителем организации, ввиду чего к нему должна применяться 16-процентная ставка налога при упрощенной системе на основании абз. 3 подп. 1.3 п. 1 ст. 329 НК.

Также необходимо обратить внимание на то обстоятельство, что ИМНС по Витебской области относительно «применения ставки налога при упрощенной системе налогообложения в размере шестнадцать (16) процентов» дала весьма дискуссионное разъяснение.

Вместе с тем полагаем верным сделать акцент не на детальном разборе данного разъяснения, а на последствиях руководства данным разъяснением.

Согласно подп. 1.1 п. 1 ст. 21 НК плательщик имеет право получать от налоговых органов и других уполномоченных государственных органов разъяснения по вопросам применения актов налогового законодательства. В свою очередь, налоговые органы и их должностные лица обязаны давать разъяснения плательщикам по вопросам применения налогового законодательства, в том числе по согласованию с Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды или его территориальными органами (областными, Минским городским комитетами природных ресурсов и охраны окружающей среды), по вопросам определения налоговой базы экологического налога и налога за добычу (изъятие) природных ресурсов (подп. 1.8 п. 1 ст. 108 НК).

На основании вышеизложенного может создаться иллюзия гарантии безопасности от налоговых последствий, руководствуясь разъяснениями ИМНС по Витебской области. Для развеивания подобной иллюзии необходимо отметить следующее:

  1. Согласно п. 1 ст. 69 Закона Республики Беларусь от 17.07.2018 № 130-З «О нормативных правовых актах» (далее – Закон о нормативных правовых актах) в случае обнаружения неясностей в содержании и понимании нормативного правового акта (в частности, НК) нормотворческий орган, принявший этот акт, либо уполномоченный им орган вправе осуществить официальное толкование его нормативных правовых предписании путем принятия соответствующего нормативного правового акта.
  2. Разъяснение налоговых органов и их должностных лиц не является нормативным правовым актом, поскольку не соответствует положениям ст. 1 и ст. 2 Закона о нормативных правовых актах.
  3. Часть 2 п. 2 ст. 69 Закона о нормативных правовых актах определяет, что дача письменных разъяснений нормативных правовых актов указанными государственными органами (организациями) по обращениям граждан и юридических лиц осуществляется в порядке, предусмотренном законодательством об обращениях граждан и юридических лиц. Вместе с тем в ч. 2 п. 2 Решения Конституционного Суда Республики Беларусь от 03.10.2019 № Р-1190/2019 «О правовом регулировании письменных разъяснений применения нормативных правовых актов» Верховный Суд Республики Беларусь отметил, что разъяснения государственных органов (организаций) по вопросам применения нормативных правовых актов, не являющиеся нормативными правовыми актами, и, следовательно, не имеющие обязательного характера, не могут влиять на принимаемое судом решение и быть, например, основанием для освобождения от установленной законодательными актами ответственности в случае осуществления деятельности согласно таким разъяснениям; письменные разъяснения не являются официальным толкованием нормативных правовых актов.

Относительно разъяснения ИМНС по Витебской области также необходимо обратиться к письму Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь, Министерства финансов Республики Беларусь, Министерства экономики Республики Беларусь от 14.06.2013 «О некоторых вопросах привлечения юридических и физических лиц к административной ответственности» (далее – Письмо), которое четко определяет, что меры административной ответственности не должны применяться, если правонарушение явилось следствием выполнения плательщиком разъяснений уполномоченного государственного органа, так как в данном случае будет отсутствовать вина плательщика, действовавшего в соответствии с полученным разъяснением уполномоченного государственного органа. Однако настоящее Письмо не распространяется на применение письменных разъяснений, данных уполномоченным государственным органом в отношении неограниченного круга лиц по запросам предпринимательских и иных объединений (союзов), групп плательщиков или без указанных запросов через непосредственную рассылку, публикацию в средствах массовой информации, размещение в глобальной компьютерной сети Интернет (ч. 14 Письма).

Таким образом, разъяснение ИМНС по Витебской области распространяется в отношении неограниченного круга лиц, а значит не может послужить основанием для освобождения от ответственности в случае руководства данным разъяснением.

Материал подготовлен с использованием нормативных правовых актов по состоянию на 15 марта 2021 г.



Сохранить в избранное
Читайте также в разделе
Вам будет интересно
Авторство ноу-хау
Лосев Сергей Сергеевич, к.ю.н., доцент

Вопрос:

Есть ли у ноу-хау автор?

Ответ на этот вопрос читайте в нашем материале.

Читать подробнее
Календарь событий
26 ноября 2024 г.
Филипчик Римма Ивановна
Семинар «Практика применения законодательства о труде: дисциплинарная и материальная ответственность»
Подробнее
21 ноября 2024 г.
Гайдученко Зоя Петровна, Садовников Станислав Валентинович
Семинар "Актуальные вопросы законодательства об урегулировании неплатежеспособности"
Подробнее
Видео
Здравствуйте, данный браузер не поддерживается нашей системой, для продолжения работы воспользуйтесь другим браузером.