Сохранить в избранное

Идеи для дальнейшего совершенствования сферы государственных закупок

Законодательство о государственных закупках претерпело ряд изменений, обусловленных принятием Закона Республики Беларусь от 17.07.2018 № 136-З «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О государственных закупках товаров (работ, услуг)». Данный Закон вступит в силу с 1 июля 2019 г., но уже сейчас появляются нормативные правовые акты в развитие его норм, а равно как идет процесс разработки проектов нормативных правовых актов, посредством которых будут реализованы нормы упомянутого Закона.

Следует отметить, что в процедурном плане нормы Закона Республики Беларусь от 13.07.2012 № 419-З «О государственных закупках товаров (работ, услуг)» (в редакции от 17.07.2018, далее – Закон) внесли ряд корректив в порядок организации и проведения процедур государственных закупок. Если говорить о конкурентных процедурах, то изменены (сокращены) сроки для подготовки и подачи предложений, сроки проведения самих процедур, уточнены виды процедур (открытого конкурса), «место» проведения процедур (в частности, открытый конкурс, который в соответствии с Законом проводится на электронной торговой площадке, а не как ранее – на официальном сайте в глобальной компьютерной сети Интернет, созданном для размещения на нем информации о государственных закупках и актов законодательства о государственных закупках), уточнены виды решений, принимаемых комиссией по государственным закупкам при проведении процедур государственных закупок, а также появились решения о признании процедуры несостоявшейся, принимаемые оператором электронной торговой площадки и иные.

Между тем, как представляется, имеется объективная необходимость продолжать думать о том, каким образом снижать имеющиеся риски заказчика (организатора) при проведении процедур государственных закупок, а впоследствии и корректировать законодательство.

Одну из практических проблем, скорее обусловленных субъективными причинами, имеющимися, как правило, у членов комиссии, обозначим далее и предпримем попытку предложить вариант ее решения.

Моделируем ситуацию: заказчиком проводится процедура государственных закупок – запрос ценовых предложений. Создана комиссия для целей ее проведения. По окончании срока для подготовки и подачи предложений оператором электронной торговой площадки открыт доступ к предложениям участников. Всего подано четыре предложения. Комиссией при открытии предложений в день открытия доступа к таким предложениям составлен протокол, в котором отражены сведения о поступивших предложениях участников. На следующий день проведено заседание комиссии. Из норм Закона Республики Беларусь от 13.07.2012 № 419-З «О государственных закупках товаров (работ, услуг)» (далее – Закон 2012 года) следует, что оценка и сравнение предложений проводятся комиссией в случае наличия предложений не менее двух участников, соответствующих требованиям документов, представляемых участнику для подготовки предложения в целях участия в процедуре запроса ценовых предложений (п. 11 ст. 49 Закона 2012 года). При этом критерий оценки – единственный – «цена предложения».

Действительно, хотя формально оценка и сравнение имеют место после рассмотрения предложений на предмет их соответствия требованиям документов, представляемых участнику для подготовки предложения в целях участия в процедуре запроса ценовых предложений, тем не менее, уже при их открытии цены предложений известны.

Это важно учитывать, когда из четырех поданных предложений только два соответствуют требованиям заказчика и при этом цены этих предложений выше, чем цены не соответствующих требованиям предложений. Вероятно, вопрос эффективности использования бюджетных средств в такой ситуации обостряется, и нередко на членов комиссии он оказывает влияние таким образом, что заставляет принимать решения, идущие вразрез с требованиями законодательства о государственных закупках и требованиями документов, представляемых участнику для подготовки предложения в целях участия в процедуре запроса ценовых предложений.

Однако далеко не всегда движимые только обеспечением эффективности использования бюджетных средств члены комиссии могут в указанной ситуации инициировать решения с выбором наименьшего предложения несмотря на его несоответствие документам, представляемым участнику для подготовки предложения в целях участия в процедуре запроса ценовых предложений. Обратная сторона описываемой ситуации – это коррупционные риски и риски ограничения конкуренции в зависимости от истории возникновения тех или иных обстоятельств.

В приведенной смоделированной ситуации проблема субъективного подхода к оценке и рассмотрению предложений в условиях конфликта различных целей, задач, интересов, а иногда и правовых норм обусловлена особенностями правового механизма организации и проведения самой процедуры запроса ценовых предложений, поскольку цена предложения, оказывающая решающее влияние на принимаемое решение, известна уже в момент открытия предложений участников процедуры.

В этой связи видится целесообразным рассмотреть вопрос о том, чтобы изменить сам механизм организации и проведения процедуры для исключения субъективной оценки предложений. Причем не только процедуры запроса ценовых предложений. Полагаем, такая ситуация может иметь место и для открытого конкурса и закрытого конкурса.

Один из вариантов решения данной проблемы может быть позаимствован из Практического руководства по проведению закупок и выделению грантов Европейского союза (ПРАГ) (публикация № 8, 2014 год). Так, для исключения смоделированной нами ситуации в ПРАГ предлагается формат проведения конкурса как процедуры выбора контрагента, когда конкурсные предложения участников подаются ими в составе технического предложения и финансового предложения. И такие части предложения – техническая и финансовая – рассматриваются последовательно, а не одновременно, и это гарантирует, «что техническое качество конкурсного предложения рассматривается отдельно от цены»1. Очевидно, таким образом исключаются и связанные с одновременным рассмотрением технической и финансовой частей риски со стороны заказчика, членов комиссии, иных заинтересованных лиц.

______________________________

1 С. 62 ПРАГ.

По нашему мнению, приведенный вариант решения позволяет снизить или исключить коррупционные риски, риски ограничения конкуренции, а также риски, которые связаны с недостижением требуемого уровня качества товаров (работ, услуг) за счет намеренного выбора наименьшей цены предложения, риски, связанные с неисполнением или ненадлежащим исполнением договорных обязательств за счет снижения цены в процедуре государственной закупки (или демпинга).

Полагаем, указанный вариант может быть реализован в законодательстве Республики Беларусь (в Законе) следующим образом. В документах, предоставляемых участникам для подготовки предложения, необходимо устанавливать требования к предложению участника о том, что предложение должно состоять из двух разделов (как это имеет место в электронном аукционе), при этом первый раздел должен содержать документы и сведения для подтверждения требований заказчика (организатора), второй раздел должен содержать сведения о цене предложения (для процедуры запроса ценовых предложений) или о документах или сведениях, подтверждающих выполнение критериев оценки и сравнения предложений, включая цену предложения (для открытого конкурса, где также может иметь место смоделированная ситуация). При открытии доступа к предложениям оператором электронной торговой площадки также обеспечивается последовательный доступ к первому и второму разделам предложений с определенным интервалом.

Согласимся, что в данном механизме потребуется более сложная организация работы комиссии за счет ее более частого созыва, однако исключаются поименованные выше риски и субъективное усмотрение при оценке и рассмотрении предложений.

Подобный механизм на сегодняшний день может быть применим при осуществлении закупок товаров (работ, услуг) за счет собственных средств в соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15.03.2012 № 229 «О совершенствовании отношений в области закупок товаров (работ, услуг) за счет собственных средств», поскольку им правила и порядок проведения конкурентных процедур устанавливаются организациями, применяющими данное постановлением, в их собственном порядке осуществления закупок за счет собственных средств. Однако учитывая отсутствие, как правило, электронного формата проведения конкурентных процедур закупок за счет собственных средств, требования к порядку формирования предложений устанавливаются с учетом той формы их подачи, которая используется указанными организациями.

Амельченя Ю.А., кандидат юридических наук, доцент

Материал подготовлен с использованием нормативных правовых актов по состоянию на 19 февраля 2019 г.


Сохранить в избранное
Читайте также в разделе
Вам будет интересно
Видеонаблюдение и видеосъемка как обработка персональных данных. Видеосъемка граждан, осуществляемая журналистами и блогерами
Полещук Д.Г., юрист, кандидат юридических наук, доцент

Необходимо ли согласие граждан на обработку персональных данных при распространении информационных сообщений и (или) материалов, подготовленных журналистами и блогерами с использованием аудио- и видеозаписи, кино- и фотосъемки физического лица.

Читайте в нашем материале.

Читать подробнее
Календарь событий
до 29 июля 2024 г.
Общественное обсуждение
Проект постановления Совета Министров Республики Беларусь «Об утверждении форм промежуточного ликвидационного баланса и ликвидационного баланса»
Подробнее
до 26 июля 2024 г.
Общественное обсуждение
Проект Закона Республики Беларусь «О риэлтерской деятельности»
Подробнее
Видео
Здравствуйте, данный браузер не поддерживается нашей системой, для продолжения работы воспользуйтесь другим браузером.